«Семейное воспитание особенности и роль в развитии способностей ребенка»
Оценка 4.8

«Семейное воспитание особенности и роль в развитии способностей ребенка»

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
родителям
Взрослым
03.02.2021
«Семейное воспитание особенности и роль в развитии способностей ребенка»
Роль семейного воспитания в развитии способностей детей
статья Простякова С.И..doc

МИНИСТЕРСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

           «Семейное воспитание особенности и роль в развитии способностей ребенка»

 

 

 

 

Шесть типов воспитания

 

Воспитание — это то, что делают родители и другие взрослые для того, чтобы ребенок рос именно таким, каким они хотят его видеть. Например, послушным, вежливым и понятливым. Или, скажем, любознательным, самостоятельным и ответственным. Или трудолюбивым, общительным и аккуратным. Тип воспитания определяется теми задачами, которые решаются родителями (часто неосознанно) по отношению к своему ребенку, а также тем, насколько вообще этот ребенок важен для них. Так, для кого-то ребенок может быть источником радости и тепла, для кого-то — способом самоутвердиться в жизни,
а еще для кого-то — досадной помехой карьере или личной жизни.

Часть задач вытекает из социальных рамок развития: примерно к 20-летнему возрасту человек должен быть способен вести самостоятельную жизнь в обществе. Для этого он должен пройти определенные этапы социализации, главные из которых — это школа, получение профессии и начало работы. Соответствие ребенка определенным задаваемым обществом социальным нор мативам (возрастным нормам развития, нормам поведения в общественных местах, школьным требованиям) задает границы минимального воспитания. Если родители не обеспечивают ребенку минимального воспитания, общество может лишить их родительских прав.

Другая группа задач определяется замыслами и мечтами родителей в отношении ребенка. Эти замыслы могут быть связаны с развитием у ребенка интеллектуальных, музыкальных, спортивных и иных способностей, и в этом случае говорят о развивающем воспитании.

Родители могут также воспитывать ребенка в расчете на то, что он добьется больших успехов в бизнесе, науке, политике, или в расчете на какое-то иное заранее определенное будущее. В этом случае воспитание оказывается программирующим.

Другие родители могут хотеть, чтобы их ребенок стал самостоятельным, творческим и личностно развитым человеком, и направлять свои усилия именно к этой цели. Такой тип воспитания называет­ся личностно ориентированным.

Кроме того, замыслы и мечты могут отсутствовать или сводиться к тому, чтобы ребенок «рос как все», и тогда воспитание будет определяться только общими требованиями общества. Поскольку эти требования всегда представляют определенную культурную традицию, такое воспитание можно назвать традиционным. При этом, поскольку в нашем обществе сосуществуют разные культурные нормы, традиционное воспитание может быть очень разным по тем ценностям, к которым оно приобщает ребенка. В частности, оно может быть светским или религиозным (православным, мусульман­ским или каким-то иным), патриотическим или ставящим во главу угла личный успех и т. д.

Наконец, при работающих целый день мамах и непрестижности в нашем обществе воспитания детей, широко распространилось эпизодическое воспитание, когда, независимо от замыслов, на ре­бенка просто не хватает времени и сил. Родители фактически пускают развитие своего ребенка на самотек, реагируя лишь на неотложные проблемы и мечтая о том, чтобы он поскорее вырос.

Еще одним источником задач, наряду с требованиями общества и замыслами родителей, явля­ется повседневная жизнь с ребенком. Она побуждает родителей устанавливать и поддерживать с ним такие отношения, которые приносили бы им удовлетворение, и при которых ребенок был бы «воспитуемым», г. е. восприимчивым к их воспитательным воздействиям. Традиционное воспитание обеспечивает «воспитуемость» ребенка до определенного возраста, но потом неизбежно приводит к кризисам или отчуждению. Альтернативой ему в плане взаимоотношений оказывается потакающее воспитание, при котором родители, осознанно или нет, ориентируются прежде всего на удовлетво­рение от общения и эмоциональной связи с ребенком. Однако при этом оказываются нерешенными многие задачи воспитания, что также ведет к серьезным проблемам.

Каждый тип воспитания задает свой путь развития ребенка и свои критерии успешности разви­тия. Например, при развивающем воспитании успешность может определяться интеллектуальными и другими достижениями ребенка по сравнению с его сверстниками. При этом такие зарождающиеся черты ребенка, как высокомерие и эгоизм, могут долгое время просто не замечаться родителями и не восприниматься ими как педагогический промах. Напротив, при традиционном религиозном воспитании акцент может делаться именно на «добронравии» ребенка. В таком случае самые первые признаки эгоизма и высокомерия сразу будут замечены, и родители постараются принять меры для того, чтобы их исправить.

В реальности большинство родителей практикуют смешанные типы воспитания, где в разных пропорциях сочетаются особенности перечисленных выше шести типов — традиционного, разви­вающего, программирующего, личностно-ориентированного, эпизодического и потакающего. Само понятие «тип воспитания» нужно вовсе не для того, чтобы просто навесить ярлык на свои или чужие действия. Им пользуются для того, чтобы мы могли понимать, откуда берутся проблемы, связанные с ребенком, и как мы, в принципе, можем их решать.

            Лучшее, что мы можем сделать для своих детей — это помочь им стать самостоя­тельными, творческими, умными и развитыми в нравственном и личностном плане. Стать людьми, способными строить гармоничные отношения с окружающими, определять смысл и направленность своей жизни, ориентироваться в современной культуре и разделять ценности, выходящие за преде­лы их индивидуальной жизни. Это лучше всего и для нас, как для родителей, ибо в таком случае мы можем строить е детьми доверительные и близкие отношения, которые с течением времени будут нс разрушаться, но развиваться и обогащаться.

Итак,  рассмотрим перечисленные выше типы воспитания с точки зрения возможностей и проблем личностного развития ребенка.

 

Традиционное воспитание: ребенок всегда должен слушаться старших

 

В каждом обществе складываются определенные традиции воспитания. Они обязательно включают в себя приучение ребенка действовать в соответствии с различными нормами, правилами и запретами — например, с нормами вежливости, личной гигиены, уважения к старшим и многими другими. Нормы определяют, что должен делать ребенок и чего он делать не должен. Тем самым поведение подрастающих членов общества ограничивается определенными рамками. Важную группу норм составляют обязанности, которые дети постепенно приучаются выполнять, и за выполнение которых они несут ответственность. В современном обществе главная обязанность детей — хорошо учиться в школе, ибо обществу нужны грамотные и достаточно образованные граждане. Помимо этого, родители могут вводить (или не вводить) по мере взросления детей разного рода домашние обязанности.

Устоявшиеся традиции воспитания всегда так или иначе учитывают закономерности естественного развития ребенка. В частности, они непременно учитывают потребность малыша в любви, общении и эмоциональной поддержке. При отсутствии всего этого дети будут болеть, чахнуть и развиваться замедленно. Поэтому второй обязательный момент традиционного воспитания — это теплые эмоциональные отношения родителей с маленькими детьми.

Еще один принципиально важный момент традиционного воспитания состоит в приобщении ребенка к тем ценностям, которые разделяют его родители или воспитатели. Религиозные родители приобщают ребенка к своей вере, политизированные родители — к своей идеологии, обыватели — к ценностям потребления и т. д. Приобщение к ценностям осуществляется через повседневное объяснение ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», через подражание родителям, а также через чтение детских книг, просмотр фильмов и мультфильмов, соблюдение обрядов, участие в праздниках и ритуалах.

Основной принцип традиционного воспитания можно сформулировать так: дети должны всегда слушаться родителей, ибо те лучше знают, что хорошо, а что плохо. И если дети не слушаются, взрослые в той или иной форме прибегают к принуждению: повышают на ребенка голос, ругают его, стыдят, угрожают наказанием или наказывают.

В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым: во-первых, необходимость строгого принуждения ребенка вступает в конфликт с поддержанием теплых эмоциональных отношений, а во-вторых, чем старше (а значит, самостоятельнее и сильнее) становится ребенок, тем труднее его принуждать и тем меньше он поддается воспитанию. Первое противоречие разрешается выбором, который фактически делают родители. Они могут более или менее последовательно требовать от ребенка послушания, и тогда их отношения е ребенком становятся, по мере его взросления, все более отчужденными. В другом случае они выбирают эмоциональную близость и начинают эпизодически  постоянно потакать ребенку, в результате чего воспитание становится (в той или иной мере) потакающим, со всеми вытекающими отсюда проблемами.

Другое противоречие приводит к тому, что традиционное воспитание чаще всего фактически заканчивается в подростковом возрасте, когда подросток выходит из-под влияния родителей и внут­ренне или внешне отстраняется от них. Подросток, как правило, перестает отождествлять себя со своими родителями, их ценностями и их героями, и начинает ориентироваться на ценности своих сверстников и на тех героев, которым они поклоняются.

В обществах, монолитных с точки зрения системы ценностей, в этом нет ничего страшного, ибо системы ценностей родителей и молодого поколения, по большому счету, совпадают: в обществе гос­подствует единая система ценностей, поддерживаемая всеми социальными институтами. Это может быть православно-имперская система ценностей, как в России до 1917 г., или коммунистическая, как в Советском Союзе, или «патриотически-воинская», как в древней Спарте. Иначе говоря, в идеоло­гически моноли тных обществах традиционное воспитание оказывается, в целом, вполне успешным.

В нашем обществе, где разные идеологии и системы ценностей борются за влияние на умы людей, ситуация совсем иная. 11е только подросток, по и совсем маленький ребенок подвергается активному воздействию массовой культуры с ее культом потребления. Привыкнув слушаться (ведь традицион­ное воспитание строится именно па послушании) и перестав воспринимать родителей в качестве авторитетов, подросшие дети поддаются всевозможным влияниям, вследствие чего становятся лег­кой добычей продавцов наркотиков, радикальных политиков, криминальных структур и других сил, обещающих им быстрый путь к материальному благополучию или достижению «кайфа». Гак что тра­диционное воспитание, веками исправлю выполнявшее свои задачи, перестает быть эффективным.

 

Развивающее воспитание: ребенок должен стать умным и талантливым

 

Для развивающего воспитания главной ценностью является максимально возможное и максимально раннее развитие всех способностей ребенка, чаще всего — интеллектуальных, спортивных и музыкальных. Ребенок находится в центре внимания мамы, которая уделяет ему много времени и сил, покупая ему всевозможные развивающие игрушки и радуясь всем его успехам. Такие дети, как правило, рано начинают говорить и читать, играть па музыкальных инструментах и рисовать. Они хорошо развиты  интеллектуально и легко поступают в школы «повышенного типа» (языковые, математические, различные «гимназии» и «лицеи»). Все это замечательно. Однако нередко поглощенность родителей развитием способностей ребенка в той или иной сфере приводит к определенному перекосу: с ребенком, особенно с его занятиями, начинают считаться в ущерб интересам других членов семьи. Как и при потакающем типе  воспитания, у ребенка складывается ощущение себя как центра семьи, центра жизни родителей или некоей «сверхценности». Родители, вкладывая все силы в обучение и развитие ребенка, невольно провоцируют возникновение у него позиции
примерно такого типа: «Если я хорошо учусь, то со всем остальным ко мне не  приставайте».

Поэтому, если развивающее воспитание осуществляется в «чистом» виде (без «примеси» личностного или традиционного), то ребенок имеет все шансы стать умным, талантливым и вос­питанным эгоистом, добивающимся немалых профессиональных успехов, но не умеющим стро­ить глубоких личностных отношений с другими людьми и неспособным продуктивно переживать разного рода жизненные кризисы. У родителей эти выросшие дети часто вызывают смешанные чувства гордости и горечи: гордости за успехи сына или дочери, а горечи от того, что их отноше­ния с выросшим ребенком весьма поверхностны и лишены настоящего эмоционального тепла.

 

 

 

Программирующее воспитание: мы знаем, кем должен стать ребенок, и будем готовить его к этому с детства

 

Программирующее воспитание некогда было органической составной частью традиционного, но теперь выделилось в самостоятельный тип. При этом типе воспитания взрослые целенаправлен­но готовят ребенка к вполне определенному будущему — к тому, чем он должен будет заниматься, какие жизненные цели он должен будет перед собой ставить, как он должен будет строить свою личную жизнь. В прошлом такое воспитание было широко распространено. Например, наследника престола с детских лет готовили к тому, что он станет монархом, отвечающим за судьбу страны, и вырабатывали у него такие качества, как чувство ответственности, ощущение своей избранности и готовность подчинять свои влечения и чувства государственным или династическим интересам. Дворянских детей с раннего возраста приучали к тому, что им предстоит занять определенное место при дворе, купеческих сыновей готовили к продолжению дела отца, девочек воспитывали как буду­щих хозяек.

Однако уже в ХУШ-Х1Х вв. программирующее воспитание нередко приводило к взаимному непониманию и серьезным конфликтам родителей и детей, иногда
доходившим до полного разрыва. Со временем программирующее воспитание теряет

свою популярность, поскольку жизнь, с одной стороны, становится все менее предсказуемой, а с другой — предоставляет молодым людям все больше возможностей реализовать себя, так что проблема выбора жизненного пути (почти неизвестная в обществе, строившемся па вековых традициях) выдвигается на передний план. Вообще, чем динамичнее общество, тем меньше шансов на то, что программирующее воспитание окажется успешным. Впрочем, если старательно ограждать ребенка от всех «чужеродных» влияний и последовательно внушать ему тс или иные ценности и жизненные цели, можно не столкнуться со сколько-нибудь серьезными проблемами до тех пор, пока ребенок не повзрослеет. Зато когда он вырастет, родители почти неизбежно столкнутся е серьезными

трудностями, а во многих случаях даже с крушением всех своих жизненных планов. Чаще всего это происходит в подростковом или юношеском возрасте.

Наиболее частая проблема, к которой приводит программирующее воспитание, заключается в том, что подросшие дети из-под родительского влияния попадают под чье-то другое. Если оно ока­зывается достаточно сильным, все планы родителей рушатся, и они оказываются в ситуации глубоко­го кризиса. Например, родители мечтают о том, чтобы сын стал первоклассным инженером, и при­лагают все силы к тому, чтобы он поступил в математическую школу, а затем в престижный институт. Он действительно луда поступает, но бросает институт после первой же сессии и, к великому ужасу мамы и папы, идет работать барменом или администратором компьютерного клуба.

Другой тип проблем — когда выросший «ребенок» продолжает послушно следовать заданной про­грамме и не помышляет ее изменить, но осуществление этой программы, даже самое полное, не приносит ему счастья. Столкнувшей с этим, он оказывается не в состоянии изменить свою жизнь так, чтобы решить возникшие проблемы.

 

Эпизодическое воспитание: сначала работа, а дети — потом

 

К сожалению, ввиду того, что женщины чаще всего работают полный день, этот тип воспитания стал наиболее распространенным. Часть суток ребенок предоставлен самому себе, а в оставшееся время его воспитывают, совмещая, как правило, и строгость, и моменты эмоциональной близости. Чаще всего такое воспитание грешит непоследовательностью: сначала у мамы не хватает времени и сил остановить нежелательное действие ребенка, затем, столкнувшись е результатами этого действия, она возмущается и наказывает ребенка, а потом мирится с ним при помощи ласки и подарков. Такая непоследовательность приводит к тому, что постоянным элементом жизни семьи становятся капризы и истерики ребенка. Стоит иметь в виду, что и в детских садах, где на каждого воспитателя приходится по 15-20 детей (а иногда и больше), воспитание также нередко оказывается эпизодическим. При эпизодическом воспитании ребенку часто не
хватает эмоциональной поддержки в сложных для него ситуациях. В результате у него может сформироваться неуверенность в себе и стремление уклоняться от ответственности. Другое частое последствие заключается в том, что подрастающий ребенок нередко привязывается к нежелательным, с точки зрения родите­лей, друзьям и компаниям, находя у них эмоциональное принятие и поддержку. Еще один типичный итог эпизодического воспитания — интеллектуальная неразвитость ребенка, бедность его внутрен­него мира и привязанность к телевизору (а позднее — еще и к компьютерным и азартным шрам, модным вещам, алкоголю, наркотикам и другим примитивным удовольствиям).

Результаты такого воспитания во многом зависят от воли случая, сталкивающего ребенка е хоро­шими или плохими педагогами и помещающего его в те или иные жизненные ситуации.

 

Личностно-ориентированное воспитание: учить ребенка быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью

 

Если традиционное воспитание ориентировано на то, чтобы ребенок стал «нормальным» членом общества, а развивающее воспитание — на максимальное
развитие его возможностей, то личностное воспитание стремится в первую очередь к тому, чтобы ребенок стал самостоятельной личностью.

В понятие «личность» можно вкладывать разный смысл, однако в любом случае одно ее свойство остается неизменным — способность действовать самостоятельно', а не просто следовать в своем поведении нормам, обычаям и приказам других людей (родителей, руководителей, духовных лидеров и т. д.). При этом важными предпосылками личностного развития всегда является, с одной стороны, освоение человеческих норм и ценностей (иначе мы получим не личность, а дикое существо, действующее на основе чисто животных импульсов), а с другой — овладение интеллектуальными, коммуникативными, волевыми и другими способностями (без этого «самостоятельное» действие окажется слепым и немощным).

Поэтому личностное воспитание вбирает в себя многие компоненты традиционного и развивающего воспитания, включая их в новое целое, куда входят по меньшей мере два момента, отсутствующие во всех рассмотренных выше типах: опыт ответственного и ос-

мысленного принятия ребенком самостоятельных решений и обсуждение с ребенком оснований его и ваших действий (мотивационный и смысловой диалог).

И психологии, философии и других гуманитарных науках существует множество различных пониманий личности. Поэтому и личностно-ориентированное воспитание может быть очень разным. Цель личностно-ориентированного  в гармоничном развитии личности по меньшей мере в трех аспектах.

Первый аспект

Оно приобщение к человеческим ценностям и способность определять свою позицию по отно­шению к ним, а также наполнение своей жизни смыслом. Речь идет обо всем спектре человеческих ценностей: нравственных, культурных, патриотических, эстетических, религиозных и иных. Причем конкретные ценности, к которым мы как родители приобщаем ребенка, могут быть различными; они определяются тем, какие ценности разделяем мы сами.

Важное отличие личностного воспитания от традиционного состоит в сочетании и гармоничном равновесии трех моментов. Первый из них — приверженность ценностям, второй — готовность ува­жать людей, исповедующих иные ценности, и третий — способность самостоятельно и осмысленно определять свою позицию по отношению к различным системам ценностей.

С одной стороны, человек, воспитанный в православной традиции, будет личностно зрелым в том случае, если он уважает другие концессии и системы взглядов, включая атеистические. Такой человек верит в Бога не только потому, что его так научили и он е детства к этому привык, но еще и потому, что он сам, руководствуясь теми или иными доводами, выбрал именно эту систему взглядов (осознавая, что ни одна система взглядов не может быть абсолютно истинной и обязательной для всех и всегда). С другой стороны, человек, воспитанный в атеистическом духе, будет личностно зрелым лишь при условии уважения к иным взглядам на мир. Если он не верит в существование Бога, то не потому, что ему е детства внушили, что религия — это «опиум для народа», а потому, что он самостоя­тельно выбрал эту систему взглядов.

Таким образом, родители приобщают ребенка к тем ценностям, которые исповедуют они сами, но одновременно е этим учат его совершать самостоятельный выбор и занимать самостоятельную и осмысленную позицию по отношению к этим и любым другим ценностям.

Второй аспект

Дражное условие личностного развития — это гармоничное сочетание способности сохранять душевное равновесие и способности к саморазвитию. Другими словами, речь идет о гармонии между устойчивостью и взрывающим равновесие творчеством.

Именно это сочетание позволяет человеку решать сложнейшие проблемы, е которыми его стал­кивает современная жизнь. Два этих качества помогают ему справляться со стрессами, преодолевать эмоциональные кризисы, осуществлять свои замыслы, ставить цели и достигать их.

Третий аспект

(Соединение осмысленной включенности в общество и умения занимать и отстаивать свою собственную позицию в любых ситуациях социального взаимодействия. Осмысленная включенность в общество означает способность строить отношения разных типов (от чисто деловых до глубоко личностных) с д рул и ми людьми, осуществлять современные виды профессиональной деятельности, понимать, что происходит в разных сферах общественной жизни (политике, культуре и др.) и осмыс­ленно участвовать в этой общественной жизни.

Помимо этого, развитая личность должна уметь отстаивать свой суверенитет и защищать себя от давления разного рода социальных институтов и структур — например, не поддаваться внушающему воздействию средств массовой информации и отстаивать свои права, если представители власти их нарушают.

В отличие от остальных типов воспитания, личностно-ориентированный вариант не приводит к тупиковым проблемам, которые не могут быть решены в рамках данного типа воспитания и для решения которых необходим переход к воспитанию иного типа. Однако такое воспитание требует от родителей больше времени, сил и размышлений, чем другие виды. Временами оно требует от нас отодвинуть на второй план другие важные дела (такие как зарабатывание денег или карьерный рост), и если мы уклоняемся от этого требования, то невольно скатываемся, подчас сами не замечая это­го, к другим типам воспитания - традиционному, потакающему, развивающему, программирующему' или эпизодическому, со всеми порождаемыми ими проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.                  Кравцова С.В., Патяева Е.Ю.Семья. Искусство общения с ребёнком/ Под ред. А.Г. Асмолова.-М.Учебная книга БИС.-2008.- С. 130

2.                  Соловьёва Е.А..Семья. Психология семьи и семейное воспитание:учебное пособие для вузов. -М.Издательство Юрайт.-2019.- С. 255

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Другие родители могут хотеть, чтобы их ребенок стал самостоятельным, творческим и личностно развитым человеком, и направлять свои усилия именно к этой цели

Другие родители могут хотеть, чтобы их ребенок стал самостоятельным, творческим и личностно развитым человеком, и направлять свои усилия именно к этой цели

В реальности большинство родителей практикуют смешанные типы воспитания, где в разных пропорциях сочетаются особенности перечисленных выше шести типов — традиционного, разви­вающего, программирующего, личностно-ориентированного, эпизодического и…

В реальности большинство родителей практикуют смешанные типы воспитания, где в разных пропорциях сочетаются особенности перечисленных выше шести типов — традиционного, разви­вающего, программирующего, личностно-ориентированного, эпизодического и…

Поэтому второй обязательный момент традиционного воспитания — это теплые эмоциональные отношения родителей с маленькими детьми

Поэтому второй обязательный момент традиционного воспитания — это теплые эмоциональные отношения родителей с маленькими детьми

России до ., или коммунистическая, как в

России до ., или коммунистическая, как в

У родителей эти выросшие дети часто вызывают смешанные чувства гордости и горечи: гордости за успехи сына или дочери, а горечи от того, что их отноше­ния…

У родителей эти выросшие дети часто вызывают смешанные чувства гордости и горечи: гордости за успехи сына или дочери, а горечи от того, что их отноше­ния…

Наиболее частая проблема, к которой приводит программирующее воспитание, заключается в том, что подросшие дети из-под родительского влияния попадают под чье-то другое

Наиболее частая проблема, к которой приводит программирующее воспитание, заключается в том, что подросшие дети из-под родительского влияния попадают под чье-то другое

Результаты такого воспитания во многом зависят от воли случая, сталкивающего ребенка е хоро­шими или плохими педагогами и помещающего его в те или иные жизненные ситуации

Результаты такого воспитания во многом зависят от воли случая, сталкивающего ребенка е хоро­шими или плохими педагогами и помещающего его в те или иные жизненные ситуации

Важное отличие личностного воспитания от традиционного состоит в сочетании и гармоничном равновесии трех моментов

Важное отличие личностного воспитания от традиционного состоит в сочетании и гармоничном равновесии трех моментов

Помимо этого, развитая личность должна уметь отстаивать свой суверенитет и защищать себя от давления разного рода социальных институтов и структур — например, не поддаваться внушающему…

Помимо этого, развитая личность должна уметь отстаивать свой суверенитет и защищать себя от давления разного рода социальных институтов и структур — например, не поддаваться внушающему…

Литература: 1.

Литература: 1.

«Семейное воспитание особенности и роль в развитии способностей ребенка»

«Семейное воспитание особенности и роль в развитии способностей ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021