Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»
РАССМОТРЕНО
|
УТВЕРЖДЕНО |
«Семейные традиции древних славян»
План-конспект учебного занятия по
дополнительной общеобразовательной общеравивающей
программе «Мир вокруг нас»
Разработчик:
Исмаилова Анжелика Валерьевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
Юргинский городской округ
2021
Содержание
Введение………………………………………………………………….......................3
Ход занятия«Семейные традиции древних славян»…………………….5
Заключение………………………………………………………………......................8
Список литературы………………………………………………………................... 9
В разработке нет нумерации страниц, разные шрифты, кое-где нет пробелов, прошу сделать единое оформление.
Введение
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учится творить добро».
В.А.Сухомлинский.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Ведь главное в воспитании ребёнка в семье - это достижение душевного единения, нравственной связи родителей и детей.
В современном обществе проблемы воспитания
приобретают особую актуальность.
Большую роль в формировании нравственной личности являются семейные традиции.
Краеведение, пожалуй, лучше всех других отраслей знания способствует
нравственно-патриотическому воспитанию детей. И знание своего края,его прошлого
и настоящего – верный путь к воспитанию патриотизма, формированию гражданского
самосознания. Национальные семейные традиции – это фундамент, на котором
строятся крепкие идейные и моральные ценности: идеалы, мировоззрения, нормы, и
правила человеческого поведения.
Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. А система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у младших школьников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине, семье.
Поэтому важно с младшего школьного возраста развивать познавательный интерес к истории своего народа. Научить детей любить свою Родину как важную частицу своей страны – одна из важнейших задач педагогов, занимающихся краеведением. Данное занятие является одним из цикла программы по краеведению детей младшего школьного возраста «Мир вокруг нас», которая создана и успешно реализуется в МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г.Юрги». Согласно программе в план мероприятий учреждения включены различные конкурсы, викторины, игры, способствующие развитию интереса желание обучающихся к изучению родного края.
План-конспект учебного занятия в объединении социально–гуманитарной направленности «Мир вокруг нас» (Какой раздел и Год обучения?) направлен на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
Занятие «Семейные традиции древних славян» построено мною как тематическое и ориентировано на учащихся в возрасте 7-11 лет, первого года обучения. Рекомендуемый состав группы – от 11 до 15 человек.
Цель занятия: приобщение детей к истокам русской культуры средствами знакомства с традициями древних славян.
Задачи: Образовательная, воспитательная, развивающая
1.Познакомить детей с традициями древних славян.
2.Воспитывать любовь к родному краю. У кого?
3. Развивать интерес к русским традициям. У кого?
4. Развивать творческие способности. У кого?
5. Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.
Тип занятия. Занятие направлено на изучение нового материала.
Форма проведения занятия: групповая.
Основными методами занятия являются объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию иллюстраций соответствующей тематики, музыки, литературы, наглядных пособий, настольные карточные игровые методики.
Занятие рассчитано на 1 академический час.
Оборудование и материалы:
• компьютер,
• бумага, цветные карандаши.
План мероприятия:
1.Подготовительный
2.Организационный
3.Ход мероприятия
4. Рефлексия.
5.Заключительный этап
Ход занятия «Семейные традиции древних славян»
Организационный момент
- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в глубь веков и познакомимся с семейными традициями древних славян.
Основная часть
-Хочу спросить у вас, ребята, как вы понимаете слово «Семья»? (ответы детей)
Это группа живущих вместе близких родственников;
Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Что для вас семья? (ответы детей)
Почему семья нужна человеку? (Ответы детей)
У каждой семьи есть свои традиции.
Что такое семейные традиции? (Ответы детей)
В своем словаре, Даль дает определение традиции как информации, переходящей устно от одного поколения в другое, что уже принято в народе испокон веков!
-Кто из вас хочет рассказать о своей семье и о традициях в вашей семье?
Традиции, касающиеся отношений в одной семье совместная встреча праздников,ежедневный семейный ужин (обед), культурные походы, семейные советы,чтение книг всей семьей, семейное хобби, родословной (генеалогическое древо)
С древности у каждого народа, у каждой семьи были и есть свои традиции и обычаи. И сегодня мы с вами об этом поговорим, но прежде поиграем.
Динамическая пауза
Игра «Что вы знаете о старинных вещах?» Условия игры: Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна ответить на вопрос.
• Одежда на Руси у женщин (сарафан)
• Как называли жилище на Руси (изба)
• Кто оберегал русское жилище (домовой)
• Какая посуда была раньше (деревянная)
• Обувь в которой ходили летом (лапти)
• Обувь в которой ходили зимой (валенки)
А сейчас все внимание на экран.
Презентация о семейных обычаях древних славян.
Наши предки жили большими семьями — обычно не меньше трех поколений под одной крышей: родители, дети, бабушки и дедушки. Порядок в такой «общине» сохранялся, только если каждый подчинялся негласным законам.
Старший из мужчин являлся главой семьи, в которой совместно жили и вели хозяйство не отделявшиеся от него сыновья со своими женами и детьми.
Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.
Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье,
производительность труда напрямую зависят от качества семьи. В семье
закладываются основы усердия и трудолюбия.
Делами по дому распоряжалась старшая женщина в семье – «большуха», жена главы семьи. Она, как правило, ведала семейными запасами, хранила общесемейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работы среди женщин.
Мальчики с 7 лет начинали работать в поле и обучаться грамоте. Отец обучал сына ездить верхоми управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К пятнадцати годам сын превращался в главного
помощника отца, работающего наравне сним.Девочки присматривали
за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству, учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть,плести из кудели
косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду,воспитывать
младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходилоосознание того,
что она - будущая хозяйка, которая может выполнять всю женскую работу.
Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовыпомощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы,
которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
Важные дела решались на семейных советах, где были даже малые дети. Они начинали подражать взрослым. Учились послушанию.
В честь рождения дитя — отец сажал дерево. Сильная семейная традиция. И что интересно: липу или березу. Дерево и человек «опекали» друг друга.
Слова «родной дом» воспринимались очень серьезно и шли наравне с понятиями «совесть», «Родина», «мать и отец». Обиженным богом и бобылем называли человека, не имеющего семьи.
Самое интересное: простая ругань в доме, а также зависть – считались большим грехом.
Семейные традиции и обычаи приходят к нам от дедов и отцов.Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Динамическая пауза
Игра «Поговорка» Условия игры: Дети делятся на 2 команды.Каждая команда должна подобрать из разрезанных карточек начало и конец поговорки и объясняет ее значение.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Семь раз отмерь один раз отрежь.
Один в поле не воин.
На воре и шапка горит.
Не потопаешь – не полопаешь.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Кто любит земле кланяться - без добычи не останется.
Вода на лугу - сено в стогу.
Практическая часть.
Вы сегодня многое узнали о традициях древних славян.
Предлагаю нарисовать рисунки на тему «Традиции в нашей семье»
Заключительная часть.
Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения
Сегодня я узнал…
Было интересно…
У меня получилось …
Было трудно…
Я попробую…
Занятие дало мне для жизни…
Заключение
Занятие «Семейные традиции древних славян»
В ходе проведенного занятия дети узнали значение слова - традиция, познакомились с некоторыми семейными традициями древних славян, вспомнили и закрепили уже имеющиеся знания о бытовых условиях славянского народа.
Проявили заинтересованность и вовлечение в ходе занятия, дружно работали в команде, старались выслушивать мнения друг друга, уступали при необходимости, вели диалог. Проведенная работа в этом направлении позволила развить интерес и приобщила детей к духовно-нравственной традиции русского народа.
Список литературы
Указывается количество страниц,
Сайты относятся к электронным ресурсам и пишутся отдельно от литературы
1. Умнов Г.Р. Свидетельствует время. – Кемерово, 1979.
2. Этнографические мини-путешествия. - http:// kuzbasslegends.ru/
3. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. - М., 2000.
4. Михеева Л., Короткова М. Русские традиции и праздники. – М.: Дрофа – Плюс, 2007.
5. Карпова Е. Н. «В некотором царстве, в некотором государстве…» // Воспитание школьников. - 2004. - №1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.