Молодежь является одним из важнейших социальных ресурсов современного общества, поскольку составляет значительную часть населения. У современной молодежи огромное количество проблем в различных сферах жизни, таких как, профессиональная деятельность, образование, семейно-брачные отношения, общественная жизнь. Сегодня много говорится о трансформации семейных ценностей молодежи. Это не может не тревожить, ведь семья является одним из важнейших социальных институтов и связующим звеном между государством и его гражданами.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.doc
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бондарева С.А., студентка 5 курса направления подготовки
«Социальная работа» ФГБОУ ВО «Кировский государственный
медицинский университет», г. Киров, Россия
Научный руководитель Кузнецова Е.В., зам. декана педиатрического
факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы
ФГБОУ ВО «Кировский ГМУ», г. Киров, Россия
Молодежь является одним из важнейших социальных ресурсов
современного общества, поскольку составляет значительную часть
населения. У современной молодежи огромное количество проблем в
различных сферах жизни, таких как, профессиональная деятельность,
образование, семейнобрачные отношения, общественная жизнь.
Сегодня много говорится о трансформации семейных ценностей
молодежи. Это не может не тревожить, ведь семья является одним из
важнейших социальных институтов и связующим звеном между
государством и его гражданами.
В настоящее время под семьёй понимается общность людей,
связанных отношениями супружества,
родства,
совместного домохозяйства. Семья, как основная ячейка общества,
выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую
роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни человека, его
защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей,
обеспечении первичной социализации.
родительства,
С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть
исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными
признаками которой являются гетеросексуальная связь, система
родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и
индивидуальных качеств личности и осуществление определенной
экономической деятельности.
Семья выступает транслятором
культурного наследия, этнических норм и традиций, в этой связи,
система семейных отношений, экономическая и иная деятельность
семьи, специфика образа жизни, всего многообразия семейных
ценностей, как модель поведения в семье и обществе, передается через
традиции в процессе социализации новым поколениям.
Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных
групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, связаны с реальной деятельностью человека,
формулируются как идеалы, жизненные цели, модели должного,
задающие спектр параметров желаемых преобразований
действительности.
Формирование ценностей происходит у человека с самого
рождения: ребенок наблюдает за поведением взрослых, смотрит на
модели их взаимоотношений, делает вывод «что такое хорошо» и «что
такое плохо». Среди основных ценностей выделяют такие, которые
присущи всем людям. К ним относят мир, независимость, свободу,
семью, гуманизм и др. Семья как ценность воспринимается каждой
категорией населения.
Семейные ценности формируются у ребенка в процессе его
взросления. Анализируя отношения между родителями, ребенок
подсознательно создает свою модель семейной жизни. На более поздних
этапах у него складываются свои представления о браке, семье, детях,
отношениях между супругами. Для большей части населения семейные
ценности примерно одинаковы: любовь, родительство, верность,
доверие, связь с предками, дом и т.д. Кроме того семейные ценности
молодежи тесно связаны с ценностными ориентациями членов семьи.
В 2016 году в Кировском государственном медицинском
университете было проведено социологическое исследование,
направленное на выявление семейных ценностей студенческой
молодежи. Выборочная совокупность составила 242 студента, из них:
второго курса в количестве 122 человека и пятого курса 120 человек,
обучающихся в вузе. Среди опрошенных респондентов 53% составляют
девушки (128 чел.) и 47% – юноши (114 чел.). Возраст опрошенных
варьировался в пределах 1827 лет. Большую долю опрошенных
составили респонденты в возрасте от 20 до 22 лет. Для реализации
поставленной цели была использована анкета «Семейные ценности»
(разработана на основе подхода А.Б. Федуловой) и методика М. Рокича
«Ценностные ориентации».
В сфере супружеских отношений девушки выбирают мужа с точки
зрения эмоциональной привязанности; хотят, чтобы муж любил,
обеспечивал и был главой семьи. Для юношей важно, чтобы жена была
хорошей матерью, хранительницей домашнего очага, любила и уважала
супруга.
Предпочтительным возрастом вступления в брак большая часть
респондентов отметила возраст от 25 до 28 лет. Большинство
респондентов, а именно 40% планируют создание собственной семьи после того, как встретят свою любовь и вторую половинку. 65 человек,
что составляет 27% когда будут материально состоятельными, 53
студента (22%) планируют создать семью после окончания вуза.
Оставшиеся 11% распределились следующим образом: 13 студентов
(6%) создадут семью, когда приобретут собственное жилье, 12 человек
(5%) после устройства на работу. Повышение возраста вступления в
брак студенты связывают с окончанием вуза, профессиональной
деятельностью и продолжением образования.
Относительно состава семьи современная молодежь нацелена на
нуклеарную семью с небольшим количеством детей. 57% хотели бы
иметь двоих детей, 28% человек троих и более детей, 12% хотели бы
иметь в своей семье одного ребенка, а совсем не хотят иметь детей 3%
опрошенных.
Анализируя сферу родительства, мы можем отметить, что
количество планируемых детей, даже при всех необходимых условиях,
у большей части респондентов не превышает двухтрех детей. Это
значит, что современная тенденция малодетности связана не с
экономическими или социальными проблемами, а ценностными
ориентирами молодежи. Молодые люди хотят воспитать одногодвух
детей, чтобы не предоставлять себе лишних проблем.
Основными причинами вступления в брак для 79 (33%)
респондентов является любовь, для 76 (32%) студентов желание
создать семью, желание иметь детей у 50 (21%) опрошенных.
Остальные ответы распределились следующим образом: вступление в
брак как независимость от родителей воспринимают 17 (7%)
респондентов, при появлении выгодного жениха (невесты) готовы
вступить в брак 7 (3%) человек, по 2% приходится на причины,
относящиеся к беременности (рождению ребенка) и отрицательного
отношения сожительству.
Ведущим представлением слова «семья» является «счастливые,
любящие родители и дети», что составило 42%, 38% всех ответов
получило утверждение, что «семья» это взаимная ответственность
всех членов семьи друг за друга. Оказание взаимной помощи друг другу
и «семья» это родственники, живущие под одной крышей, получили
17% и 3% соответственно.
На поставленный вопрос, «Какие семейные ценности являются
наиболее значимые для Вас?» мы получили следующие результаты.
Таблица Семейные ценности студентов Кировского ГМУ
Ответы
Важные ценности
Ранг I
II
III
IV
V
VI
Забота друг о друге, взаимоуважение,
поддержка
Любовь
Эмоционально – психологический комфорт
Дети
Материальная обеспеченность
Доверие, сходство во взглядах,
взаимопонимание
Совместное времяпровождение
VII
VIII Общение с близкими родственниками
IX
Помощь родителям, старшему поколению
(чел./ %)
113 (46,7%)
106 (43,8%)
81 (33,5%)
72 (29,8%)
68 (28,1%)
54 (22,3%)
34 (14%)
32 (13,2%)
30 (12,4%)
Проводя анализ данных, представленных в таблице, мы можем
видеть, что наибольшей ценностью в семейных отношениях является
забота друг о друге, взаимоуважение, поддержка так считают 113
респондентов. Для 106 студентов большой ценностью является любовь.
Эмоционально – психологический комфорт важен для 81 человека.
Детей, как семейную ценность выделяют 72 респондента, для 68
человек важен материальный достаток. Доверие, сходство во взглядах,
взаимопонимание занимает шестое место в ранге, так считают 54
(22,3%) студентов, совместное времяпровождение в семейных
отношениях ценят 34 человека, общение с близкими родственниками 32
(13,2%) и помощь родителям 30 (12,4%) расположились на нижних
строчках рейтинга.
Основные причины ссор между супругами связаны с вредными
привычками супругов, отсутствием общих интересов, жилищно
бытовыми проблемами,
неравным распределением семейных
обязанностей. Свободное время, по мнению респондентов, супруги
должны проводить вместе, занимаясь спортом и посещая культурно
развлекательные мероприятия, что будет способствовать укреплению
семьи.
В сфере родства, по мнению респондентов, семья должна быть
нуклеарной. Однако в воспитании своих детей молодежь рассчитывает
на себя и на помощь со стороны прародительской семьи. Родительская
семья, по мнению студентов, сильно повлияла на формирование их
семейных ценностей. Для большинства респондентов семьи, в которых
они выросли, безусловно, являются образцом для подражания, так
ответили 41% или скорее являются, чем не являются для подражания 35% опрошенных. Скорее не являются для подражания семьи у 15%
респондентов и 9% студент не считают образцом для подражания свои
семьи.
В сфере брачносемейных ролей наблюдается трансформация
ценностей. Девушки активно говорят о том, что все дела по хозяйству,
вклад в семейный бюджет должны выполняться совместно и на равных
условиях. Юноши, напротив, берут на себя ответственность за
материальное обеспечение семьи и предпочитают делить обязанности
по гендерному признаку.
Большинство респондентов, а именно 53%, при создании семьи
рассчитывают только на свои силы, помощь со стороны родителей
ожидают 42% опрошенных. Небольшое количество студентов 4%
рассчитывают на помощь государства и социальных служб и 1% на
помощь от друзей и родственников.
Анализируя ценности молодежи в сфере брачносемейных
отношений важно понимать, с чем молодое поколение ассоциирует
семью, что определяет значимыми факторами прочности семьи, какие
функции определяет важными. Представления о семье у молодежи
ассоциируются с любовью, детьми, счастьем, взаимопониманием и
будущим. Семья для студентов – это забота, любовь, понимание.
Для прочности семьи,
по мнению молодежи,
важны
взаимоотношения и умения ставить интересы семьи выше, чем
собственные. Среди важных функций семьи девушки назвали
эмоциональную, а юноши выделяют воспитательную и хозяйственную
функции. Большая часть опрошенных студентов задумывается о
создании семьи и считает себя частично готовой к семейной жизни.
Семейные ценности студенческой молодежи
Семейные ценности студенческой молодежи
Семейные ценности студенческой молодежи
Семейные ценности студенческой молодежи
Семейные ценности студенческой молодежи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.