Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка « Детский сад № 11» г. Добрянка, корпус 2
Семейный клуб выходного дня
«Весёлая семейка»
педагоги:
Данила Надежда Александровна
Механошина Екатерина анатольевна
Город Добрянка 2021г
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Начало старта проекта сентябрь 2021 г.
Обоснование проекта:
Мы живем в эпоху полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпровождения, но тут же возникает жесткая проблема нехватки времени для реализации жизненных планов и потребностей. И в этой жуткой погоне за временем и успешностью мы уделяем слишком мало внимания своим детям. Мы засыпаем их дорогими игрушками, записываем во множество кружков и секций, желая, чтобы он был счастлив и рос всесторонне развитой личностью, но забываем главное - влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства и т.д. Это позволило вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается прежде всего семьей.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» равноправное, творческое, заинтересованное взаимодействие семьи и образовательных учреждений является важным аспектом развития отечественного образования. Этим характеристикам отвечает конструктивное взаимодействие, обеспечивающее необходимые глубинные связи между педагогами, профессионально организующими данный процесс, и родителями воспитанников. В современном мире развитие конструктивного взаимодействия удовлетворяет потребность в понимании другого, снимает напряжение в отношениях, оказывает поддержку в проблемном поле жизни человека.
Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению семьи - полноценного института гражданского общества, передаче опыта в воспитании детей.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
В связи с вышеизложенным, определена цель проекта:
создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи:
1. Организовать совместный отдых детей и взрослых способствующий вовлечению в совместную творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение авторитета родителей.
2. Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.
3. Оказать помощь родителям в развитии у детей коммуникативных навыков и умений.
4. Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
5. Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
6. Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей.
7. Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка.
8. Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.
9. Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.
10. Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.
Предлагаемая модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи представляет собой планомерную, последовательную и целенаправленную работу всего педагогического коллектива, включающую три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия:
Разработка тематического плана семейного клуба.
Создание системы массовых мероприятий по организации досуга для родителей и воспитанников.
Работа семейного клуба проводится 4 раза в год. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.
Широко используется система домашних заданий (объявляется конкурс) для родителей и детей, и их силами организуются фотовыставки, выставки рисунков, плакатов, поделок по заданной тематике. Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого конкурса.
В течение этого времени педагоги должны подготовиться к проведению выходного досуга, который будет включать:
- концерт для родителей и детей;
- проведение беспроигрышной лотереи (билеты лотереи продаются всем желающим во всех группах за символическую цену, часть заработанных денег пойдет на покупку призов и поощрительных подарков победителям конкурса домашних заданий);
- работа секций разной направленности по интересам детей и взрослых (например: «музыкальная гостиная», «папа, мама, я – спортивная семья», «домоводство», «творческий клуб» и т.п.) за каждой секцией закреплен педагог, который организует, направит, раскрепостит, поможет родителям и детям в совместной деятельности.
Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для культурного времяпровождения детей и родителей от которого выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, у которых такие золотые руки. Родители, учатся проявлять понимание, терпимость и такт в воспитании и обучении ребенка, стремятся учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции. Вовлеченные в общую с ребенком деятельность, оказывают помощь в реализации его творческих интересов, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Одна из главных задач педагогов в проведении семейного досуга - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей, организации деятельности детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий.
На мой взгляд, работа семейного клуба в детском саду способствует:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
-Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
-Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
-Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности……
Степень реализации проекта.
Семейный клуб «Весёлая семейка реализуется с 2018 года. Раз в квартал, чаще всего в субботний день, родители совместно с педагогами объявляют очередную встречу детей и взрослых в кружках, студиях для совместного отдыха или на природе. Это кружки:
«Лаборатория Фиксиков» /эксперименты и опыты по экологии/
«Маска» /театральная студия/
«Папа, мама, я – спортивная семья» /игры, эстафеты, занятия с тренажерами
Кроме того, организованные встречи носят тематический характер. В 2019- 2020 годах охвачены темы экологии, здоровья, нравственной культуры, патриотического воспитания. Дополнительно среди участников проекта организуются конкурсы семейного творчества:
Конкурс экологических сказок,
Конкурс фоторепортажей о здоровье семьи,
Конкурс домашних театров.
Победители конкурсов награждаются призами, почетными грамотами.
В заключение праздника проводится беспроигрышная лотерея, благодаря чему все дети уходят с маленьким подарочком. Таким образом, каждая встреча превращается в праздник и собирает много человек. Авторитет таких встреч растет. По результатам создается листовка «Вести наших встреч», в которой отражены успехи и достижения участников проекта.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
В процессе реализации данного проекта возникла необходимость объединения ресурсов ДОУ (кадровых, материально – технических, методических) для того, чтобы создать насыщенную познавательную и развивающую среду с учетом интересов, запросов и возможностей участников проекта. С этой целью в ДОУ была создана творческая группа педагогов и родителей, которая разработала поэтапно – перспективное планирование деятельности различных кружков и секций, функциональных возможностей развивающей среды, профессиональной компетентности педагогического коллектива.
В результате анализа условий для реализации проекта творческая группа сделала вывод:
· Материально – техническое оснащение проекта достаточное, но для перспективного развития необходимо приобретение спортивного оборудования, пополнение костюмерной базы для спектаклей, создание летнего театра.
· Поэтапно – перспективное планирование деятельности клубов по интересам отвечает целям и задачам проекта и предполагает его развитие на перспективу.
· Исполнители проекта: педагоги группы.
· Участники проекта: родители и дети группы.
Исходя из интересов, запросов социума и возможностей ДОУ было принято решение о создании следующих кружков:
В экологическом кружке «Лаборатория Фиксиков» исследуются свойства природных материалов, проводятся опыты и эксперименты по изучению окружающего мира, истории развития жизни на Земле. Таким образом, формируется экологическое сознание взрослых и детей.
В театральной студии «Маска» проходят занятия ритмопластики –драматизация сказок средствами хореографии, создается возможность психодраматического проигрывания реальных жизненных переживаний. Готовятся выступления домашних театров. Лучшие варианты представляются на общих концертах. В планах пополнение костюмерной базы, а также постройка на участке д/с Летнего театра.
В физкультурном, тренажерном залах проводятся спортивные игры, развлечения, эстафеты, что способствует формированию ЗОЖ всей семьи.
Благодаря созданным условиям появляется возможность взаимодействовать разновозрастным сообществам в содержательной, творческой деятельности, тем самым повышать культурный уровень, повышать психолого – педагогическую компетентность, развивать творчество, инициативу участников проекта. Кроме того, переход от уровня творчества к уровню социальной отдачи, вынесения результатов деятельности вовне включает человека в систему широких общественных связей, а, значит, дает возможность влиять на окружающую среду, в том числе и на подрастающее поколение.
В перспективе планируется объединить деятельность и ресурсы музыкальной, общеобразовательной школ, филиала культуры для реализации данного проекта, тем самым возможна реализация стратегических направлений государственной политики в сфере создания социокультурного пространства для духовно – нравственного и художественно – эстетического воспитания подрастающего поколения.
В 2021 – 2022 г.г. рабочей группой семейного клуба были разработаны следующие темы и экскурсии:
Посещение музея города;
Участие в мастер-классе в кафе «Престиж»;
Тематические походы на природу осенью «Осень золотая», зимой «Новый год», летом «Здравствуй, лето!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.