Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"
Оценка 4.6

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Оценка 4.6
Семинары
doc
русский язык
Взрослым
23.02.2018
Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"
Данные материалы представлены для семинара учителей начальной школы по теме " Элементы технологии проблемно-диалогического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации стандартов второго поколения. Педагоги узнают, что такое проблемный диалог, постановка проблемы и поиск решения, а также познакомятся с методами постановки учебной проблемы.
Элементы технологии проблемно.doc
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО­ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Слайд 1        В связи с переходом на новый ФГОС, который предусматривает системно­ деятельностный подход к обучению,  внимание учителей активизируют на  необходимость использования современных образовательных технологий, которые  помогут обеспечить развитие школьников.     Одной из таких технологий является  проблемно­диалогическое обучение. Слайд 2           В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает,  что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два  звена: "постановка проблемы" и "поиск решения".  Постановка проблемы ­ это этап формулирования темы урока или вопросов для  обсуждения. Поиск решения ­ это этап формулирования нового знания.        Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны  выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два  вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по­разному устроены,  обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Слайд 3   Существует три основных метода постановки учебной  проблемы:  побуждающий от проблемной ситуации диалог, он является наиболее  сложным для учителя, т. к. требует последовательного осуществления  четырёх педагогических действий, представленных на слайде.  подводящий к теме диалог;   сообщение темы с мотивирующим приемом. Слайд 4 Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с  которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или  затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие  между двумя (или более) положениями.  Прием   1  самый   простой:   учитель   одновременно   предъявляет   классу противоречивые   факты,   взаимоисключающие   научные   теории   или   чьи­то   точки зрения.  Пример. На уроке русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён существительных»   учитель предлагает прочитать предложение с однородными членами «ели» и  «ёлочке». При определении части речи, рода и падежа, дети устанавливают,  что оба существительных женского рода, предложного падежа. Но когда учитель просит  выделить в данных словах окончания, дети испытывают удивление, т. е. возникает  проблемная ситуация. Ученики осознают противоречие. Учитель спрашивает:  «Какой возникает вопрос?», т. е. побуждает к формулированию проблемы. Ученики ставят учебную проблему как вопрос: « Почему у существительных одного рода и  падежа разные окончания».         Прием 2 состоит в столкновении разных мнений учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.  Пример. Урок русского языка в 3 классе по теме « Сложные слова» Учитель Ученики ­ В словах на доске выделите корень. Ученик  у доски в последнем слове  (Практическое задание) ­ Все согласны? снегопад выделяет один корень. ­ Нет. В слове снегопад два корня. (Возникновение проблемной  ­ Сколько мнений в классе? ситуации). ­ Два мнения. (Побуждение   к   осознанию (Осознание противоречия). противоречия) ­ Какой же вопрос возникает? ­ Кто прав? Сколько корней в слове  снегопад? (Учебная проблема как вопрос). Прием   3  выполняется   в   два   шага.   Сначала   (шаг   1)   учитель   обнажает житейское   представление   учеников   вопросом   или   практическим   заданием   «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.  Пример. Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»                    Учитель ­ Запишите имена существительные  [мыш],[борщ,],[луч,] в соответствии с  Ученики Работа в группах Предъявляют выполненное задание  правилами  орфографии русского языка (практическое задание)  на карточках. Дети допускают ошибки  ­ Проверим, как выполнено задание  (проверка задания) ­ Задание было одно? (возможные варианты записи слов:  мыш,  борщь, луч и др.) ­ Слова мышь, борщ, луч написаны  по­разному с мягким знаком и без  мягкого знака.  (Проблемная ситуация). ­ Одно. ­ А вы как его выполнили?  ­ По­разному.  (Побуждение к осознанию  (Осознание противоречия.) противоречия.) ­ Почему так получилось? Чего мы ещё  не знаем? ­ Какая будет сегодня тема урока?  (Побуждение к формулированию  проблемы) ­ Правило написания  буквы мягкий знак после шипящих у имён  существительных. ­ Правописание мягкого знака  после шипящих  на конце имён  существительных.  (Учебная проблема как тема  урока). В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между  необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих  приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый  материал, а их различие ­ в сути задания.  Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.  Пример. Урок русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов». Учитель Ученики ­ Что такое склонение? ­ Какие части речи, известные вам  ­ Изменение по падежам. ­ Существительные и прилагательные. склоняются?  ­ Попробуйте просклонять глагол   летать (Задание ,не выполнимое вообще) ­ Вы смогли выполнить задание? ­ В чём затруднение? ­ Какой возникает вопрос? Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация). ­ Нет, не смогли.  ­ Глаголы не склоняются. (Осознание противоречия). ­ Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос). Прием   5  предлагает   задание,   не   сходное   с   предыдущими,   т.е.   такое,   с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Пример.  Урок русского языка во 2 классе по теме  «Связь слов в предложении». Учитель Ученики ­ Прочитайте предложение на доске.  Луг покрылся  зелёной травой. Выделите его основу. ­ Установите связи остальных слов в  предложении. ­ Вы смогли выполнить задание? ­ В чем затруднение? ­ Чем это задание не похоже на  предыдущее? Выделяют основу. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация). ­ Нет, не смогли. ­ Мы такого еще не делали. ­ Там надо выделить основу, а здесь связывать остальные (Побуждение к осознанию  слова.  противоречия). ­ Какова же тема урока?Побуждение  (Осознание противоречия). ­ Связь слов в предложении. к формулированию проблемы). (Учебная проблема как тема  урока). Прием 6 выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся   у   них   знания.   Затем   (шаг   2)   учитель   доказывает,   что   задание школьниками все­таки не выполнено. Пример. Урок русского языка в 4 классе по теме «Предложения с прямой речью перед словами автора». Учитель Ученики ­ Составьте схему предложения. « А ты кем будешь на карнавале?» ­  Ученик у доски составляет схему: «П?» ­ А. спросил Мишка. (В.Драгунский) (Практическое задание, сходное с  предыдущими). ­ Теперь посмотрите на мою схему. (Открываю схему, доказывая, что  задание не выполнено). ­ Итак, какое вам было дано задание? ­ Какое правило вы пытались  Ученики видят схему  «П?» ­ а. ­ Составить схему предложения с  прямой речью. ­ Знаки препинания в предложениях  применить? ­ А почему вам не удалось выполнить  задание верно? с прямой речью после слов автора. ­ Потому что в нашем предложении  прямая речь стоит перед словами  (Побуждение к осознанию  автора. противоречия). ­ Какая будет сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию  проблемы). (Осознание противоречия.) ­ Предложения с прямой речью  перед словами автора. (Учебная проблема как тема  урока). Слайд 5 Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет  собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Они представлены на слайде  (пауза) Побуждение   к   формулированию   учебной   проблемы.  Поскольку   учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Слайд 6 Подводящий   к   теме   диалог  представляет   собой   систему   вопросов   и   заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.   Последний   вопрос   содержит   обобщение   и   позволяет   ученикам сформулировать   тему   урока.   По   ходу   диалога   необходимо   принимать   даже ошибочные ответы учащихся.  Пример: урок русского языка в 4­ом классе по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»  УЧИТЕЛЬ ­Посмотрите   на   два столбика слов на доске УЧЕНИКИ На доске: мяч                        дочь шалаш                  печь камыш                   мышь ­Что заметили общего? ­В чем различие? Тема ­Значит,   какая   сегодня будет  тема урока? (Фиксирует тему).   ­В   каждом   столбике   имена существительные, которые заканчиваются   на   шипящий согласный. В   первом   столбике   имена существительные   пишутся   без мягкого   знака,   а   во   втором столбике   –   с   мягким   знаком   на конце слова. Мягкий   знак   после   шипящих   на конце существительных . АНАЛИЗ ы Подводящий м теме е л б о р п к диалог.           а к в о н а т с о П  Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо  характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют спе­ циальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды,  фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и  повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить  внимание, но при этом все­таки связанный с темой урока. Прием "актуальность"  состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих  учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются  одновременно. Слайд 7 Методы поиска решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку  требует осуществления четырех педагогических действий, представленных вашему  вниманию. Приведем пример использования приема выдвижения гипотез на уроке русского  языка (на материале темы «Гласные в суффиксах имен существительных ­ек­ ­ик­»).  На доске записаны слова: кузнечик, сыночек. Учитель: В какой части слова находится орфограмма? Верно, в суффиксе. Давайте  выделим суффиксы в этих словах (суффиксы ­ек и ­ик). Какой гласной различаются суффиксы? (гласными е и и). Мы не знаем, как правильно вставить безударную гласную суффиксе И поэтому  перед нами стоит задача сформулировать орфографическое правило правописания  безударной гласной в суффиксах ­ик и ­ек имен существительных. Что можно  предположить? Ученики высказывают предположения. При помощи учителя формулируют правило. Подводящий к знанию диалог Данный   метод   поиска   решения   учебной   проблемы   значительно   проще,   чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог   представляет   собой   систему   (логическую   цепочку)   посильных   ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.    При изучении темы «Умножение двузначного числа на однозначное» учитель подводит к постановке проблемы через задания устного счёта. Включает выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4*6, 20*3, 9* 8, 10* 6 и т. д. Последним даётся выражение 14*6, которое вызывает у детей затруднение. Возникает проблемная ситуация. Для вывода из неё начинается побуждающий   диалог,   который   направлен   на   осознание   затруднения   и формулирование проблемы. Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата? Дети. – Мы такие ещё не решали. Учитель. – В чём затруднение? Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное. Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное. Тема   урока   сформулирована.   У   всех   появилась   личная   заинтересованность   в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «интеллектуального разрыва».           Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14*6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп   озвучивают   свой   вариант   решения.   Принимается   каждая   гипотеза,   даже ошибочная.   Карточки   помещаются   на   доску.   Начинается   подводящий   диалог, который помогает выбрать верный вариант решения. Опираясь   на   наблюдения   и   в   результате   диалога,   составляется   алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.  Новое открыто! Таким   образом,   существуют   три   основных   метода   поиска   решения   учебной проблемы:       побуждающий к гипотезам диалог;  подводящий от проблемы диалог;  подводящий без проблемы диалог.  Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов ­ в характере  учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.  Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую  деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий  к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое  мышление и речь учащихся. Слайд 8       Технология проблемно­диалогического обучения выступает важнейшим  направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.       Она является: ­ результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний,  эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших  школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных  учебных действий;                                                          ­ здоровьесберегающей,  потому что позволяет снижать нервно­психические нагрузки учащихся за счет  стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.   ­ носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном  содержании и любой образовательной ступени.  Спасибо за внимание! Слайд 9

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Семинар на тему "ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018