Семинар по конструированию из бумаги на тему : «Искусство оригами».

  • Семинары
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главной героиней этого семинара является бумага. Обыкновенная, привычная и одновременно удивительная. Любая работа с бумагой - складывание, вырезание,плетение - не только увлекательна, но и познавательна.Художественное творчество развивает фантазию, вкус, способности. Бумага дает человеку проявить свою индивидуальность, воплотить замыслы, ощутить радость творчества!
Иконка файла материала 114 Ибрагимова Семинар Оригами.docx

Консультация для воспитателей.

Ибрагимова Роза Зиннуровна,

воспитатель 1 кв.категории

МАДОУ № 114 «Челнинская мозаика»

 

Конструирование из бумаги. «Искусство оригами»

Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал является одним из величайших изобретений человечества наряду с колесом, компасом и компьютером. Бумага – универсальный и доступный материал. Используя ее для письма и рисования, люди не могли обратить внимание на бумагу саму по себе. Оказалось, что, просто складывая чистый лист бумаги, можно получить удивительные фигурки и предметы, а если взять ножницы, то из нее выйдет отличный орнамент. Художественное конструирование из бумаги дало толчок многим направлениям в науке и искусстве. Выразительность, наглядность, прочность и дешевизна –эти качества предопределили долгую жизнь бумаги как исходного материала для творчества.

Игрушки из листа бумаги известны, во всех странах. Лодочку, пароходик, стрелу сумеет сложить каждый. В Японии это занятие выросло в настоящее искусство под названием «оригами». Оригами – искусство передачи предметов окружающего мира посредством сгибания бумаги. Это увлекательное занятие,  как для детей, так и для взрослых. Не будет преувеличением отметить, что японские дети знакомятся с миром искусства, начиная именно с оригами. Вот что писал об игрушке из бумаги Л.Н. Толстой в статье «Что такое искусство»: «Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».учась складывать их, ребенок приобретает такие важные качества, как наблюдательность и пространственное воображение, чувство пропорции и логическую память; он привыкает работать сосредоточенно, тщательно и аккуратно. Уже с пяти лет можно научить ребенка изготавливать несложные  поделки. Важно, чтобы дети испытали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в силы  и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания. Поводов сложить оригами много. Открытки, новогодние украшения, игрушки-забавы, подарки друзьям, родителям, малышам. Можно изготовить и чисто практические поделки: шапочку от солнца, стакан, пакеты для сыпучих материалов, коробки для хранения мелких предметов и многое другое. Традиционно оригами складывают из тонкой белой бумаги, чаще всего из квадрата, иногда из листа прямоугольной формы. Для поддержания интереса у детей и получения сходства с изображенным предметом можно работать и с цветной бумагой путем сгибания ее в определенной последовательности, в сочетании с надрезами, склеивания изображений бабочек, птиц, животных в  обобщенной трактовке. Чтобы они могли быть узнаваемы, дополнительно наклеивают глаза, гребешки, чешую. Несмотря на  условный, обобщенный характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребенка и желание самому поучиться создавать подобные изображения. При этом он  проявляет удивительное упорство и терпение. Фактура бумаги имеет большое значение. Можно использовать бархатную бумагу, слегка увлажнив ее. Также хорошо поддается обработке: легко складывается, хорошо окрашивается – это писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокса. Калька, упаковочная и оберточная бумага, цветная глянцевая бумага, золотистая и серебристая бумага применяется как упаковочная для кондитерских изделий (конфет, печенья) и сувениров. Использовать ее лучше всего для художественного вырезания и создания елочных украшений. Шагреневая бумага, помимо обработки, подвергается еще и теснению, придающему ей вид кожи. игрушки из такой бумаги неустойчивы, можно применять лишь для создания фона в декоративных композициях. Бумага самоклеющаяся –для приклеивания к любой поверхности –бумаге, пластику, дереву, стеклу или металлу. Копировальная бумага –для точного копирования рисунков. Обойная с рисунком или рельефной поверхностью можно использовать для крупных поделок или служить фоном в декоративных композициях. Картон –для художественного конструирования. На него можно наклеивать цветную бумагу, создавая различные композиции и плоскостное панно. Служит он и как основа, подставка для поделок.

Участие взрослых помогает в поддержании интереса в направлении ребенка на творческое решение, в реальной помощи в трудной ситуации. Да и сами взрослые обязательно заинтересуются и увлекутся этим полезным для ума занятием. Сначала кажется, что главное – запомнить способ складывания игрушки. На самом деле это не так. Поработав какое- то время, однажды открываешь что простой и неуклюжий на вид квадрат бумаги, становится податливым и доступным, как пластилин. Постепенно развивается чувство, которое позволяет сложить  из листа все что хочется. Надо лишь научиться видеть, что может получиться из данного складывания, а дальше складывать вполне осмысленно. (Как в шахматах - научиться видеть на несколько ходов вперед). Догадаться,  на что подходит данная заготовка – умение очень важное в оригами, его надо развивать с первых шагов и у себя и у ребенка. В оригами неверно положенная складка - как пятно туши - не поправишь. Бумага не терпит никаких случайных складок.

Список литературы:

1.Удивительная бумага И.Черныш (Москва,2000).

2. Учебные игры Оригами. Р.И. Микрюкова (Ижевск2002).