СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
Оценка 5

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
10.06.2017
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»
Тема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Таких детей становиться с каждым годом всё больше и больше. С агрессивными детьми трудно работать, а иногда педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Чаще всего в отношении этих детей используются такие педагогические методы воздействия как наказание, выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, чем способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ» Вводная часть Упражнение №1 «Знакомство» Цель: знакомство участников друг с другом. Материалы: беджики, листы бумаги, фломастеры. Изготовление беджиков с вариантом именем. Задание: работа в кругу. Назвать своё имя, учреждение, хобби. Упражнение №2 «Разминка» Цель: снятие напряжение, развитие партнёрских отношений. Объединиться по принципу единства: - тем, кто родился зимой, весной, осенью и летом; - тем, кто имеют кошек, собак, прочих домашних питомцев; - тем, кто имеет одинаковый цвет глаз; - тем, кто являются единственным ребенок в семье, младшим, средним, старшим. Объявление темы занятия, цели ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с психологическими методами, приёмами обучения навыкам контроля и управления собственным гневом. Основная часть Вводная беседа «Что такое агрессивность?» Цель: введение в тему занятия, актуализация личного опыта, знаний. Материалы: плакаты, листы бумаги, ручки. Тема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Агрессивных детей становиться с каждым годом всё больше и больше. Задание: разделиться на две группы, рассчитавшись на 1ый,2ой; методом коллективного обсуждения прийти к обобщённому выводу. - Что такое агрессия? (мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения) - Что такое агрессивность? (готовность к немотивированному, деструктивному поведению) С агрессивными детьми трудно работать, а иногда педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. - Какие методы педагогического воздействия вы используете? - Насколько они эффективны? Вывод: Чаще всего в отношении агрессивных детей используются такие педагогические методы воздействия как наказание, выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, чем способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Правила для родителей Упражнение №2 «Образ агрессивного человека» Цель: развитие рефлексивного мышления, осознание наличия агрессивных проявлений в педагогической деятельности. Материалы: листы бумаги, фломастеры. Задание: согнуть лист пополам, на одной половине нарисовать агрессивного человека. - Что вы чувствуете? Что хотелось бы сделать? Задание: на другой половине листа нарисовать собственный портрет в ситуации гнева, агрессии; сравнить с первым рисунком. - Есть ли признаки сходства? Что вы чувствуете? - Составьте список ситуаций, которые вызывают у вас агрессию? Вывод: В профессиональной деятельности педагогам часто приходится сталкиваться с сильными эмоциями других людей (родителей, воспитанников, членов их семей, коллег). В подобных ситуациях статус педагога запрещает проявление собственных негативных эмоций. Поэтому способность человека управлять самим собой и другими людьми является важной составляющей его профессионального мастерства, которое включает самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость. К факторам провоцирующими агрессивность в поведении можно выделить следующие: - внешние факторы: агрессивность среды, отдельного человека; - внутренние факторы: состояние раздражения, недовольства у педагога. Дети агрессивными не рождаются, такими они становятся при неправильном подходе к воспитанию. Даже если у ребёнка есть предрасположенность (повышенная возбудимость нервной системы), стереотипы поведения усваиваются детьми методом копирования родительского поведения. Таким образом, агрессивность у детей формируется и развивается в семейной атмосфере, потому что такие дети воспитываются в ситуации эмоциональной холодности, жесткой требовательности и даже жестокости. В этом случае агрессивность у ребёнка является защитной реакцией на ситуацию непринятия, недолюбленности, ненужности. Педагог же имеет дело уже с результатом неправильного семейного воспитания. При общении с агрессивными детьми важно не включаться в открытое противостояние, нужно настойчиво требовать выполнения норм поведения в группе сверстников. При малейшей попытке нарушить эти правила, следует спокойным тоном напомнить, что далее последует более серьезное нарушение норм, за что ребёнок будет наказан, получит порицание. Цель психолого-педагогической коррекции поведения агрессивного ребёнка - научить осознанности в выборе форм поведения, понимании причин конфликта и его следствий. Работа с таблицей «Стили воспитания» Упражнение №3 «Педагогические ситуации» Цель: развитие рефлексивного мышления, умение разделять эмоциональный и поведенческий аспект конфликта. Задание: разделиться на пары: ребёнок - взрослый. Выбрать одну типичную ситуацию, которая вызывает негативные эмоции. Разыграть ситуацию, воспроизвести диалоги, типичные реакции. Оба участника обозначают пережитые чувства, совместно составляют возможный ответ педагога. - Как себя чувствует «педагог» и «ребёнок»? (опустошение - раздражение, обида) - Повлияла ли форма ответа «педагога» на ваши «детские чувства»? Вывод: В ситуации конфликта наибольшую сложность составляет выделение эмоционального компонента конфликта. Самих участников захлёстывают собственные эмоции (гнев, раздражение, обида), которые не позволяют увидеть и понять эмоции другого участника. Возникает противостояние на физическом уровне: кто – кого перекричит, подавит физической массой. В борьбе со взрослым ребёнок всегда выглядит проигравшим. Помните: негативные эмоции разрушают психическое здоровье человека, оставляют опустошение, чувство вины. Ребёнок ещё не имеет большого социального опыта, чтобы поступить правильно, разумно. Выход из сложившегося конфликта лежит в том, чтобы взрослому понять глубокие причины, внутреннее состояние ребёнка, оказать ему поддержку, снять острый момент, а уже потом вести воспитательные беседы. Памятка для педагогов Упражнение №4 «Продуктивное волнение» Цель: развитие рефлексивного умения, умения адекватно оценивать возникшие проблемы. Материалы: листы бумаги, ручки. Задание: разделить лист на две части, составить список имеющихся неприятностей. 1. В колонку «серьезные тревоги» записать то, что беспокоит вас больше всего. В колонку «мелкие тревоги» внести то, о чём вы беспокоитесь не так часто и не очень сильно. 2. Просмотреть список мелких тревог. Если какие-то можно устранить немедленно или же в скором времени, то эти не неприятности, а будничные дела. Вычеркните их из списка. Если в списке остались еще какие-нибудь тревоги – выкиньте их из головы. Вы ведь сами решили, что они незначительные, не стоит на них тратить время и силы. 3. Теперь посмотрите на список серьезных проблем. Уделите им внимание: вспомните, как они возникли, подумайте о том, как они развиваются и как могут повлиять на вашу дальнейшую жизнь. 4. Теперь послушайте спокойную музыку, используйте глубокое дыхание. 5. Теперь вернитесь к списку серьезных тревог. Возьмите ручку и лист бумаги, составьте план действий для каждой ситуации в отдельности. Когда вы составите чёткий план действий, ситуация перестанет быть тревожной и, значит её можно будет вычеркнуть из списка. Если вам не удаётся ничего придумать, отложить список до завтра. Вывод: все неприятности имеют проходящий характер, не следует возводить их ранг вселенской катастрофы. При тщательном рассмотрении, обдумывании находится конструктивный способ решения проблемы, нужно только фокус внимания сместить с эмоциональной реакции на действие, разрешение ситуации. Рецепты избавления от гнева Рефлексия Цель: получение обратной связи, отреагирование возникших эмоций. Материалы: Задание: поделиться впечатлением от происходившего на тренинге, определить личностную значимость полученной информации. Приемы саморегуляции эмоционального состояния Прогрессивная мышечная релаксация с применением «глубокого дыхания» (М.Алворд,А.Бэйкер, 1998) Эти упражнения можно делать как полностью, так и отдельными группами (блоками) (столько, сколько вам захочется их делать). Важно, чтобы упражнения, по возможности, проводились в одно и то же время; в удобном для вас месте (на кровати, диване, мягком кресле, ковре) и желательно под приятную для вас музыку, которая действует на вас успокаивающим образом (шведские психологи рекомендуют исключительно классическую музыку, и в основном, Моцарта и Баха). А-блок «Рука» (после каждого блока упражнений делается глубокий вдох – задержка – медленный выдох). 1. Делаем глубокий, плавный вдох – на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (поочередно, начиная с правой стороны, затем с левой, но можно и одновременно сжимать оба кулака сразу) – выдох медленный и спокойный: кулак медленно разжимается – отдых (несколько секунд). В дальнейшем везде предполагается, что вдох – плавный, а выдох – медленный и спокойный (рот слегка приоткрыт). 2. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно напрягаем только руку (от кисти до плеча) – выдох: медленно расслабляем руку (или обе руки) – отдых. 3. Глубокий вдох – на задержке дыхания: зажимаем только плечо (или оба плеча) – выдох: медленно опускаем – отдых. В-блок «Шея» (избегайте резких движений). 4. Глубокий вдох – на задержке дыхания: опустить голову и напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, вернуть голову в исходное положение – отдых. 5. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову вправо, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых. 6. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову влево, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых. 7. Повторить упражнение 4. С-блок «Живот» 8. Глубокий вдох – на задержке дыхания: втянуть живот, слегка напрячь – выдох: «распустить» живот, вернуться в нормальное положение – отдых. Данное упражнение делается 2 раза. Д-блок «Ноги» (вся группа упражнений делается сначала с правой, а затем с левой ногой). 9. Глубокий вдох: подняли ногу (угол 30о-45о) – на задержке дыхания: вытянуть мысок и напрячь – выдох: расслабить мысок, опустить ногу - отдых. 10. Глубокий вдох: подняли ногу – на задержке дыхания: вытянуть пятку вперёд и напрячь – выдох: расслабить пятку, опустить ногу - отдых. Е-блок «Голова» 11. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно улыбнуться и напрячь мышцы вокруг лица – выдох: расслабить мышцы – отдых. 12. Глубокий вдох – на задержке дыхания: напрячь нос («прогнать муху») – выдох: расслабиться – отдых. 13. Глубокий вдох: поднять брови вверх – на задержке дыхания: напрячь брови и область лба – выдох: расслабить лоб, опустить брови – отдых. 14. Глубокий вдох - на задержке дыхания: сильно напрячь макушку – выдох: расслабить макушку – отдых. 15. Представили (визуализировали) себя в уютном месте, где вам обычно хорошо и, где вы чувствуете себя спокойно (отдыхаете). Сделайте глубокий вдох – задержка – медленный выдох (делайте по времени это упражнение столько, сколько вам необходимо). 16. Потянитесь; повернитесь вправо, влево; сядьте, а потом встаньте (главное не делать резких движений). Памятка для педагогов 1. Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «СТОП!». Для более эффективного усвоение навыка следует представить символический образ. 2. Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10. 3. Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно сделать до 10 раз. 4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. 5. В ситуации конфликта «держи себя в руках»: говори спокойно, вежливо. Не поддавайся на провокации, не заряжайся чужой негативной энергией. «Рецепты» избавления от гнева (для взрослых) (М.Мак-Кей, Ю.Мак-Кей, П.роджерс,1997) 1. Наладьте взаимоотношение с тем, с кем назревает конфликт, сведите ситуацию на нет, чтобы ваш собеседник, оппонент чувствовал себя спокойно и уверенно:  Используйте «активное слушание»;  Найдите общие интересы, точки соприкосновения  Постарайтесь не зацикливаться на чувстве обиды, а увидеть человека с его субъективной точкой зрения. 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса, раздражены:  Скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10.  В эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;  Соблюдайте дистанцию;  Есть возможность – увеличьте её, уйдите в другую комнату;  Отложите совместные встречи, дела;  Дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью. 3. Если вы расстроены, то окружающие вас люди должны знать о вашем состоянии. Говорите прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать своё недовольство на других. 4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:  Сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;  Используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка. 5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:  Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв;  Если вам предстоит неприятный разговор, продумайте все возможные варианты развития событий и ту информацию, которую вы можете использовать в качестве аргумента;  Не провоцируйте сами конфликтные ситуации, не передавайте чужие слова и мнение других, если вы не уверенны, что они будут восприняты верно. В разговоре уточняйте, правильно ли вы поняли информацию и верно ли поняли вас. Правила для родителей 1. Границы дозволенного должны существовать! ЭТО ПРОЦЕСС НЕДЕМОКРАТИЧНЫЙ. Правила, требования и ограничения должны присутствовать в жизни ребёнка как необходимый и действенный инструмент воспитательного процесса, благодаря которому дети учатся жить в коллективе, учатся сознательно контролировать своё поведение, а также предвидеть последствия тех или иных поступков. Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребёнка, но никогда не должны приниматься путём голосования! 2. Четкие рамки допустимого поведения ребёнка должны базироваться на фундаменте сердечной близости. Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребёнок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями даёт возможность установить эффективные границы дозволенного. Эмоциональная связь между родителями и ребёнком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения. Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений. 3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребёнка. Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. Маленькие дети не умеют мыслить рационально (логично) и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением. Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребёнка, вызываю у него открытый протест и сопротивление установленному правилу. 4. Установление границ, которые дают возможность маленьких побед. Часто родители, желая, чтобы ребёнок добился результатов в чём-либо, устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым либо вовсе недосягаемым. У ребёнка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Реалистические цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине. 5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребёнка. Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга и занять позицию сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребёнку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине. Родители агрессивных детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Самое главное идёт запрет на чувства, которые переживает ребёнок (злость, обида, страх и т.д.) 6. Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения. Последствия (санкции) у родителей ассоциируются с наказанием. Физические наказания являются вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым собственного негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения. Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, чёткая воспитательская позиция, а также контакт с самим ребёнком. Психологи считаю, что наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Самое главное, чтобы приучить ребёнка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребёнка к слову родителей. Необходимо доказать, что если родители говорят о том, что что-то сделают, то они должны это сделать непременно. Если же родители выдвигают требование с предупреждением о возможной санкции, а ребёнок, не выполняет требование, точно знает, что родители могут уступить, дать себя уговорить, тогда ребёнок начнёт своего рода игру, продолжая время от времени совершать поступки, чтобы посмотреть, собираются ли родители приводить в исполнение обещанную угрозу. Поэтому, прежде чем заявить о чём-либо (о возможной санкции) родителям следует подумать, действительно ли они это сделают, чтобы не вступать с ребёнком в бессмысленную игру. При установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребёнок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер. Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребёнку. Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения. С детьми постарше и особенно подростками следует обсудить возможные санкции, чтобы они знали о том, что их ждёт в случае нарушения правил и учились предвидеть последствия своих действий. Главное о чём должны заботиться родители при назначении санкций – это воспитывать в ребёнке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причём не только ребёнку, но и себе самому! Стили воспитания Тип воспитания Родительские установки Проблемы поведения Жёстко-авторитарный Утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувств, состояние ребёнка, нередко прибегая к телесным наказаниям Агрессивность, конфликтность, раздражительность как форма протеста или забитость, подавленность, подчиняемость, отсутствие инициативы. Нарушение межличностных отношений Благожелательно-авторитетный Правила поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает приверженности стилю семьи Спокойное принятие адекватных правил и требований со стороны других. Умеют принимать решения, нести ответственность, легко устанавливают контакты, не конфликтны Демократический Стараются быть справедливыми в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства Соблюдение правил и норм в ситуациях, когда это выгодно ребёнку или не идёт в разрез с его желаниями. Испытывают трудности в принятии собственных решений Всё позволяющий (вседозволенность) Разрешают вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений Ребёнок идёт на поводу свои желаний «здесь и сейчас». Испытывают трудности в установлении партнерских отношений СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ» Вводная часть Упражнение №1 «Знакомство» Цель: знакомство участников друг с другом. Материалы: беджики, листы бумаги, фломастеры. Изготовление беджиков с вариантом именем. Задание: работа в кругу. Назвать своё имя, учреждение, хобби. Упражнение №2 «Разминка» Цель: снятие напряжение, развитие партнёрских отношений. Объединиться по принципу единства: - тем, кто родился зимой, весной, осенью и летом; - тем, кто имеют кошек, собак, прочих домашних питомцев; - тем, кто имеет одинаковый цвет глаз; - тем, кто являются единственным ребенок в семье, младшим, средним, старшим. Объявление темы занятия, цели ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с психологическими методами, приёмами обучения навыкам контроля и управления собственным гневом. Основная часть Вводная беседа «Что такое агрессивность?» Цель: введение в тему занятия, актуализация личного опыта, знаний. Материалы: плакаты, листы бумаги, ручки. Тема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Агрессивных детей становиться с каждым годом всё больше и больше. Задание: разделиться на две группы, рассчитавшись на 1ый,2ой; методом коллективного обсуждения прийти к обобщённому выводу. - Что такое агрессия? (мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения) - Что такое агрессивность? (готовность к немотивированному, деструктивному поведению) С агрессивными детьми трудно работать, а иногда педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. - Какие методы педагогического воздействия вы используете? - Насколько они эффективны? Вывод: Чаще всего в отношении агрессивных детей используются такие педагогические методы воздействия как наказание, выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, чем способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Правила для родителей Упражнение №2 «Образ агрессивного человека» Цель: развитие рефлексивного мышления, осознание наличия агрессивных проявлений в педагогической деятельности. Материалы: листы бумаги, фломастеры. Задание: согнуть лист пополам, на одной половине нарисовать агрессивного человека. - Что вы чувствуете? Что хотелось бы сделать? Задание: на другой половине листа нарисовать собственный портрет в ситуации гнева, агрессии; сравнить с первым рисунком. - Есть ли признаки сходства? Что вы чувствуете? - Составьте список ситуаций, которые вызывают у вас агрессию? Вывод: В профессиональной деятельности педагогам часто приходится сталкиваться с сильными эмоциями других людей (родителей, воспитанников, членов их семей, коллег). В подобных ситуациях статус педагога запрещает проявление собственных негативных эмоций. Поэтому способность человека управлять самим собой и другими людьми является важной составляющей его профессионального мастерства, которое включает самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость. К факторам провоцирующими агрессивность в поведении можно выделить следующие: - внешние факторы: агрессивность среды, отдельного человека; - внутренние факторы: состояние раздражения, недовольства у педагога. Дети агрессивными не рождаются, такими они становятся при неправильном подходе к воспитанию. Даже если у ребёнка есть предрасположенность (повышенная возбудимость нервной системы), стереотипы поведения усваиваются детьми методом копирования родительского поведения. Таким образом, агрессивность у детей формируется и развивается в семейной атмосфере, потому что такие дети воспитываются в ситуации эмоциональной холодности, жесткой требовательности и даже жестокости. В этом случае агрессивность у ребёнка является защитной реакцией на ситуацию непринятия, недолюбленности, ненужности. Педагог же имеет дело уже с результатом неправильного семейного воспитания. При общении с агрессивными детьми важно не включаться в открытое противостояние, нужно настойчиво требовать выполнения норм поведения в группе сверстников. При малейшей попытке нарушить эти правила, следует спокойным тоном напомнить, что далее последует более серьезное нарушение норм, за что ребёнок будет наказан, получит порицание. Цель психолого-педагогической коррекции поведения агрессивного ребёнка - научить осознанности в выборе форм поведения, понимании причин конфликта и его следствий. Работа с таблицей «Стили воспитания» Упражнение №3 «Педагогические ситуации» Цель: развитие рефлексивного мышления, умение разделять эмоциональный и поведенческий аспект конфликта. Задание: разделиться на пары: ребёнок - взрослый. Выбрать одну типичную ситуацию, которая вызывает негативные эмоции. Разыграть ситуацию, воспроизвести диалоги, типичные реакции. Оба участника обозначают пережитые чувства, совместно составляют возможный ответ педагога. - Как себя чувствует «педагог» и «ребёнок»? (опустошение - раздражение, обида) - Повлияла ли форма ответа «педагога» на ваши «детские чувства»? Вывод: В ситуации конфликта наибольшую сложность составляет выделение эмоционального компонента конфликта. Самих участников захлёстывают собственные эмоции (гнев, раздражение, обида), которые не позволяют увидеть и понять эмоции другого участника. Возникает противостояние на физическом уровне: кто – кого перекричит, подавит физической массой. В борьбе со взрослым ребёнок всегда выглядит проигравшим. Помните: негативные эмоции разрушают психическое здоровье человека, оставляют опустошение, чувство вины. Ребёнок ещё не имеет большого социального опыта, чтобы поступить правильно, разумно. Выход из сложившегося конфликта лежит в том, чтобы взрослому понять глубокие причины, внутреннее состояние ребёнка, оказать ему поддержку, снять острый момент, а уже потом вести воспитательные беседы. Памятка для педагогов Упражнение №4 «Продуктивное волнение» Цель: развитие рефлексивного умения, умения адекватно оценивать возникшие проблемы. Материалы: листы бумаги, ручки. Задание: разделить лист на две части, составить список имеющихся неприятностей. 1. В колонку «серьезные тревоги» записать то, что беспокоит вас больше всего. В колонку «мелкие тревоги» внести то, о чём вы беспокоитесь не так часто и не очень сильно. 2. Просмотреть список мелких тревог. Если какие-то можно устранить немедленно или же в скором времени, то эти не неприятности, а будничные дела. Вычеркните их из списка. Если в списке остались еще какие-нибудь тревоги – выкиньте их из головы. Вы ведь сами решили, что они незначительные, не стоит на них тратить время и силы. 3. Теперь посмотрите на список серьезных проблем. Уделите им внимание: вспомните, как они возникли, подумайте о том, как они развиваются и как могут повлиять на вашу дальнейшую жизнь. 4. Теперь послушайте спокойную музыку, используйте глубокое дыхание. 5. Теперь вернитесь к списку серьезных тревог. Возьмите ручку и лист бумаги, составьте план действий для каждой ситуации в отдельности. Когда вы составите чёткий план действий, ситуация перестанет быть тревожной и, значит её можно будет вычеркнуть из списка. Если вам не удаётся ничего придумать, отложить список до завтра. Вывод: все неприятности имеют проходящий характер, не следует возводить их ранг вселенской катастрофы. При тщательном рассмотрении, обдумывании находится конструктивный способ решения проблемы, нужно только фокус внимания сместить с эмоциональной реакции на действие, разрешение ситуации. Рецепты избавления от гнева Рефлексия Цель: получение обратной связи, отреагирование возникших эмоций. Материалы: Задание: поделиться впечатлением от происходившего на тренинге, определить личностную значимость полученной информации. Приложения: Приемы саморегуляции эмоционального состояния Прогрессивная мышечная релаксация с применением «глубокого дыхания» (М.Алворд,А.Бэйкер, 1998) Эти упражнения можно делать как полностью, так и отдельными группами (блоками) (столько, сколько вам захочется их делать). Важно, чтобы упражнения, по возможности, проводились в одно и то же время; в удобном для вас месте (на кровати, диване, мягком кресле, ковре) и желательно под приятную для вас музыку, которая действует на вас успокаивающим образом (шведские психологи рекомендуют исключительно классическую музыку, и в основном, Моцарта и Баха). А-блок «Рука» (после каждого блока упражнений делается глубокий вдох – задержка – медленный выдох). 1. Делаем глубокий, плавный вдох – на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (поочередно, начиная с правой стороны, затем с левой, но можно и одновременно сжимать оба кулака сразу) – выдох медленный и спокойный: кулак медленно разжимается – отдых (несколько секунд). В дальнейшем везде предполагается, что вдох – плавный, а выдох – медленный и спокойный (рот слегка приоткрыт). 2. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно напрягаем только руку (от кисти до плеча) – выдох: медленно расслабляем руку (или обе руки) – отдых. 3. Глубокий вдох – на задержке дыхания: зажимаем только плечо (или оба плеча) – выдох: медленно опускаем – отдых. В-блок «Шея» (избегайте резких движений). 4. Глубокий вдох – на задержке дыхания: опустить голову и напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, вернуть голову в исходное положение – отдых. 5. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову вправо, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых. 6. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову влево, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых. 7. Повторить упражнение 4. С-блок «Живот» 8. Глубокий вдох – на задержке дыхания: втянуть живот, слегка напрячь – выдох: «распустить» живот, вернуться в нормальное положение – отдых. Данное упражнение делается 2 раза. Д-блок «Ноги» (вся группа упражнений делается сначала с правой, а затем с левой ногой). 9. Глубокий вдох: подняли ногу (угол 30о-45о) – на задержке дыхания: вытянуть мысок и напрячь – выдох: расслабить мысок, опустить ногу - отдых. 10. Глубокий вдох: подняли ногу – на задержке дыхания: вытянуть пятку вперёд и напрячь – выдох: расслабить пятку, опустить ногу - отдых. Е-блок «Голова» 11. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно улыбнуться и напрячь мышцы вокруг лица – выдох: расслабить мышцы – отдых. 12. Глубокий вдох – на задержке дыхания: напрячь нос («прогнать муху») – выдох: расслабиться – отдых. 13. Глубокий вдох: поднять брови вверх – на задержке дыхания: напрячь брови и область лба – выдох: расслабить лоб, опустить брови – отдых. 14. Глубокий вдох - на задержке дыхания: сильно напрячь макушку – выдох: расслабить макушку – отдых. 15. Представили (визуализировали) себя в уютном месте, где вам обычно хорошо и, где вы чувствуете себя спокойно (отдыхаете). Сделайте глубокий вдох – задержка – медленный выдох (делайте по времени это упражнение столько, сколько вам необходимо). 16. Потянитесь; повернитесь вправо, влево; сядьте, а потом встаньте (главное не делать резких движений). Памятка для педагогов 1. Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «СТОП!». Для более эффективного усвоение навыка следует представить символический образ. 2. Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10. 3. Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно сделать до 10 раз. 4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. 5. В ситуации конфликта «держи себя в руках»: говори спокойно, вежливо. Не поддавайся на провокации, не заряжайся чужой негативной энергией. «Рецепты» избавления от гнева (для взрослых) (М.Мак-Кей, Ю.Мак-Кей, П.роджерс,1997) 1. Наладьте взаимоотношение с тем, с кем назревает конфликт, сведите ситуацию на нет, чтобы ваш собеседник, оппонент чувствовал себя спокойно и уверенно:  Используйте «активное слушание»;  Найдите общие интересы, точки соприкосновения  Постарайтесь не зацикливаться на чувстве обиды, а увидеть человека с его субъективной точкой зрения. 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса, раздражены:  Скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10.  В эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;  Соблюдайте дистанцию;  Есть возможность – увеличьте её, уйдите в другую комнату;  Отложите совместные встречи, дела;  Дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью. 3. Если вы расстроены, то окружающие вас люди должны знать о вашем состоянии. Говорите прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать своё недовольство на других. 4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:  Сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;  Используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка. 5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:  Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв;  Если вам предстоит неприятный разговор, продумайте все возможные варианты развития событий и ту информацию, которую вы можете использовать в качестве аргумента;  Не провоцируйте сами конфликтные ситуации, не передавайте чужие слова и мнение других, если вы не уверенны, что они будут восприняты верно. В разговоре уточняйте, правильно ли вы поняли информацию и верно ли поняли вас. Правила для родителей 1. Границы дозволенного должны существовать! ЭТО ПРОЦЕСС НЕДЕМОКРАТИЧНЫЙ. Правила, требования и ограничения должны присутствовать в жизни ребёнка как необходимый и действенный инструмент воспитательного процесса, благодаря которому дети учатся жить в коллективе, учатся сознательно контролировать своё поведение, а также предвидеть последствия тех или иных поступков. Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребёнка, но никогда не должны приниматься путём голосования! 2. Четкие рамки допустимого поведения ребёнка должны базироваться на фундаменте сердечной близости. Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребёнок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями даёт возможность установить эффективные границы дозволенного. Эмоциональная связь между родителями и ребёнком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения. Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений. 3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребёнка. Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. Маленькие дети не умеют мыслить рационально (логично) и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением. Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребёнка, вызываю у него открытый протест и сопротивление установленному правилу. 4. Установление границ, которые дают возможность маленьких побед. Часто родители, желая, чтобы ребёнок добился результатов в чём-либо, устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым либо вовсе недосягаемым. У ребёнка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Реалистические цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине. 5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребёнка. Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга и занять позицию сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребёнку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине. Родители агрессивных детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Самое главное идёт запрет на чувства, которые переживает ребёнок (злость, обида, страх и т.д.) 6. Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения. Последствия (санкции) у родителей ассоциируются с наказанием. Физические наказания являются вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым собственного негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения. Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, чёткая воспитательская позиция, а также контакт с самим ребёнком. Психологи считаю, что наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Самое главное, чтобы приучить ребёнка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребёнка к слову родителей. Необходимо доказать, что если родители говорят о том, что что-то сделают, то они должны это сделать непременно. Если же родители выдвигают требование с предупреждением о возможной санкции, а ребёнок, не выполняет требование, точно знает, что родители могут уступить, дать себя уговорить, тогда ребёнок начнёт своего рода игру, продолжая время от времени совершать поступки, чтобы посмотреть, собираются ли родители приводить в исполнение обещанную угрозу. Поэтому, прежде чем заявить о чём-либо (о возможной санкции) родителям следует подумать, действительно ли они это сделают, чтобы не вступать с ребёнком в бессмысленную игру. При установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребёнок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер. Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребёнку. Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения. С детьми постарше и особенно подростками следует обсудить возможные санкции, чтобы они знали о том, что их ждёт в случае нарушения правил и учились предвидеть последствия своих действий. Главное о чём должны заботиться родители при назначении санкций – это воспитывать в ребёнке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причём не только ребёнку, но и себе самому! Стили воспитания Тип воспитания: Жёстко-авторитарный Родительские установки: Утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувств, состояние ребёнка, нередко прибегая к телесным наказаниям Проблемы поведения: Агрессивность, конфликтность, раздражительность как форма протеста или забитость, подавленность, подчиняемость, отсутствие инициативы. Нарушение межличностных отношений Тип воспитания: Благожелательно-авторитетный Родительские установки: Правила поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает приверженности стилю семьи Проблемы поведения: Спокойное принятие адекватных правил и требований со стороны других. Умеют принимать решения, нести ответственность, легко устанавливают контакты, не конфликтны Тип воспитания: Демократический Родительские установки: Стараются быть справедливыми в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства Проблемы поведения: Соблюдение правил и норм в ситуациях, когда это выгодно ребёнку или не идёт в разрез с его желаниями. Испытывают трудности в принятии собственных решений Тип воспитания: Всё позволяющий (вседозволенность) Родительские установки: Разрешают вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений Проблемы поведения: Ребёнок идёт на поводу свои желаний «здесь и сейчас». Испытывают трудности в установлении партнерских отношений
семинар по агрессивности Word.docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  Шелеховского района  Детский сад комбинированного вида  № 12 «Солнышко» РАЙОННЫЙ  СЕМИНАР­ТРЕНИНГ   «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ» ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с психологическими методами, приёмами обучения навыкам контроля и управления собственным гневом. МАТЕРИАЛЫ: беджики, листы бумаги, фломастеры, ручки, магнитная доска, плакаты, бланки, магнитофон, спокойная музыка, раздаточный материал. Материал подготовила: Педагог­психолог  МКДОУ №12 «Солнышко» Большакова Т.В. г.Шелехов, 2013г. Вводная часть Упражнение №1 «Знакомство» Цель: знакомство участников друг с другом. Материалы: беджики, листы бумаги, фломастеры. Изготовление беджиков с вариантом именем.  Задание: работа в кругу. Назвать своё имя, учреждение, хобби. Упражнение №2 «Разминка» Цель: снятие напряжение, развитие партнёрских отношений. Объединиться по принципу единства: ­ тем, кто родился зимой, весной, осенью и летом; ­ тем, кто имеют кошек, собак, прочих домашних питомцев; ­ тем, кто имеет одинаковый цвет глаз; ­ тем, кто являются единственным ребенок в семье, младшим, средним, старшим.  Объявление темы занятия, цели   Основная часть Вводная беседа «Что такое агрессивность?» Цель: введение в тему занятия, актуализация личного опыта, знаний. Материалы: плакаты, листы бумаги, ручки. Тема   агрессивного   поведения   детей   актуальна   в   наши   дни.   Агрессивных   детей становиться с каждым годом всё больше и больше.   Задание:  разделиться на две группы, рассчитавшись на 1ый,2ой; методом коллективного обсуждения прийти к обобщённому выводу. ­ Что такое агрессия? (мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам   и   правилам   существования   людей   в   обществе,   наносящее   физический   вред объектам нападения) ­   Что   такое   агрессивность?   (готовность   к   немотивированному,   деструктивному поведению) С агрессивными детьми трудно работать, а иногда педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. ­ Какие методы педагогического воздействия вы используете?  ­ Насколько они эффективны?  Вывод:  Чаще всего в отношении агрессивных детей используются такие педагогические методы воздействия как наказание, выговор, после чего дети на какое­то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода   педагогическое   воздействие   скорее   усиливает   особенности   таких   детей,   чем способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Правила для родителей Упражнение №2 «Образ агрессивного человека» Цель:  развитие рефлексивного мышления, осознание наличия агрессивных проявлений в педагогической деятельности. Материалы: листы бумаги, фломастеры. Задание: согнуть лист пополам, на одной половине нарисовать агрессивного человека. ­ Что вы чувствуете? Что хотелось бы сделать? Задание:  на другой половине листа  нарисовать собственный портрет в ситуации гнева, агрессии; сравнить с первым рисунком. ­ Есть ли признаки сходства? Что вы чувствуете?  ­ Составьте список ситуаций, которые вызывают у вас агрессию? Вывод:  В профессиональной деятельности педагогам часто приходится сталкиваться с сильными эмоциями других людей (родителей, воспитанников, членов их семей, коллег). В подобных   ситуациях   статус   педагога   запрещает   проявление   собственных   негативных эмоций.   Поэтому   способность   человека   управлять   самим   собой   и   другими   людьми является   важной   составляющей   его   профессионального   мастерства,   которое   включает самосознание,   контроль   импульсивности,   настойчивость,   уверенность,   самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость. К   факторам   провоцирующими   агрессивность   в   поведении   можно   выделить следующие: ­ внешние факторы: агрессивность среды, отдельного человека; ­ внутренние факторы: состояние раздражения, недовольства у педагога. Дети агрессивными не рождаются, такими они становятся при неправильном подходе к воспитанию. Даже если у ребёнка есть предрасположенность (повышенная возбудимость нервной   системы),   стереотипы   поведения   усваиваются   детьми   методом   копирования родительского   поведения.   Таким   образом,   агрессивность   у   детей   формируется   и развивается   в   семейной   атмосфере,   потому   что   такие   дети   воспитываются   в   ситуации эмоциональной холодности, жесткой требовательности и даже жестокости. В этом случае агрессивность   у   ребёнка   является   защитной   реакцией   на   ситуацию   непринятия, недолюбленности, ненужности.  Педагог   же   имеет   дело   уже   с   результатом   неправильного   семейного   воспитания.   При общении с агрессивными детьми важно не включаться в открытое противостояние, нужно настойчиво требовать выполнения норм поведения в группе сверстников. При малейшей попытке нарушить эти правила, следует спокойным тоном напомнить, что далее последует более серьезное нарушение норм, за что ребёнок будет наказан, получит порицание. Цель психолого­педагогической   коррекции   поведения   агрессивного     ребёнка   ­   научить осознанности в выборе форм поведения, понимании причин конфликта и его следствий.  Работа с таблицей «Стили воспитания» Упражнение №3 «Педагогические ситуации» Цель: поведенческий аспект конфликта. Задание:  разделиться на пары: ребёнок ­ взрослый. Выбрать одну типичную ситуацию, которая   вызывает   негативные   эмоции.   Разыграть   ситуацию,   воспроизвести   диалоги, типичные реакции. Оба участника обозначают  пережитые чувства, совместно составляют  возможный ответ педагога.  развитие   рефлексивного   мышления,   умение   разделять   эмоциональный   и ­ Как себя чувствует «педагог» и «ребёнок»? (опустошение ­ раздражение, обида)  ­ Повлияла ли форма ответа «педагога» на ваши «детские чувства»? Вывод:  В   ситуации   конфликта   наибольшую   сложность   составляет   выделение эмоционального   компонента   конфликта.   Самих   участников   захлёстывают   собственные эмоции (гнев, раздражение, обида), которые не позволяют увидеть и понять эмоции другого участника.   Возникает   противостояние   на   физическом   уровне:   кто   –   кого   перекричит, подавит физической массой. В борьбе со взрослым ребёнок всегда выглядит проигравшим. Помните:   негативные   эмоции   разрушают   психическое   здоровье   человека,   оставляют опустошение, чувство вины. Ребёнок ещё не имеет большого социального опыта, чтобы поступить правильно, разумно. Выход   из   сложившегося   конфликта   лежит   в   том,   чтобы   взрослому   понять   глубокие причины, внутреннее состояние ребёнка, оказать ему поддержку, снять острый момент, а уже потом вести воспитательные беседы.  Памятка для педагогов Упражнение №4 «Продуктивное волнение» Цель: развитие рефлексивного умения, умения адекватно оценивать возникшие проблемы. Материалы: листы бумаги, ручки. Задание: разделить лист на две части, составить список имеющихся неприятностей.  1. В колонку  «серьезные тревоги» записать то, что беспокоит вас   больше всего. В колонку «мелкие  тревоги» внести то, о чём вы беспокоитесь не так часто и не очень сильно. 2. Просмотреть список мелких тревог. Если какие­то можно устранить немедленно или же в скором времени, то эти не неприятности, а будничные дела. Вычеркните их из   списка.   Если   в   списке   остались   еще   какие­нибудь   тревоги   –   выкиньте   их   из головы. Вы ведь сами решили, что они незначительные, не стоит на них тратить время и силы. 3. Теперь посмотрите на список серьезных проблем. Уделите им внимание: вспомните, как они возникли, подумайте о том, как они развиваются и как могут повлиять на вашу дальнейшую жизнь. 4. Теперь послушайте спокойную музыку, используйте глубокое дыхание. 5. Теперь   вернитесь   к   списку   серьезных   тревог.   Возьмите   ручку   и   лист   бумаги, составьте план действий для каждой ситуации в отдельности. Когда вы составите чёткий план действий, ситуация  перестанет быть тревожной и, значит её можно будет   вычеркнуть   из   списка.   Если   вам   не   удаётся   ничего   придумать,   отложить список до завтра. Вывод:  все   неприятности   имеют   проходящий   характер,   не   следует   возводить   их   ранг вселенской   катастрофы.   При   тщательном   рассмотрении,   обдумывании   находится конструктивный   способ   решения   проблемы,   нужно   только   фокус   внимания   сместить   с эмоциональной реакции на действие, разрешение ситуации.  Рецепты избавления от гнева Рефлексия  Цель: получение обратной связи, отреагирование возникших эмоций. Материалы: Задание: личностную значимость полученной информации.  поделиться   впечатлением   от   происходившего   на   тренинге,   определить Приемы саморегуляции эмоционального состояния   Прогрессивная мышечная релаксация с применением «глубокого дыхания» (М.Алворд,А.Бэйкер, 1998) Эти упражнения можно делать как полностью, так и отдельными группами (блоками) (столько, сколько вам захочется их делать). Важно, чтобы упражнения, по возможности, проводились в одно и то же время; в удобном для вас месте (на кровати, диване, мягком кресле,   ковре)  и   желательно  под  приятную   для  вас  музыку,  которая  действует  на  вас успокаивающим образом (шведские психологи рекомендуют исключительно классическую музыку, и в основном, Моцарта и Баха). А­блок «Рука» (после каждого блока упражнений делается глубокий вдох – задержка – медленный выдох). 1. Делаем  глубокий, плавный вдох –  на  задержке дыхания:  сжимаем сильно кулак (поочередно, начиная с правой стороны, затем с левой, но можно и одновременно сжимать оба кулака сразу) – выдох медленный и спокойный: кулак медленно разжимается – отдых (несколько секунд). В дальнейшем везде предполагается, что вдох – плавный, а выдох – медленный и спокойный (рот слегка приоткрыт). 2. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно напрягаем только руку (от кисти до плеча) – выдох: медленно расслабляем руку (или обе руки) – отдых. 3. Глубокий вдох – на задержке дыхания: зажимаем только плечо (или оба плеча) – выдох: медленно опускаем – отдых. В­блок «Шея» (избегайте резких движений). 4. Глубокий вдох – на задержке дыхания: опустить голову и напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, вернуть голову в исходное положение – отдых. 5. Глубокий вдох –  на  задержке дыхания:  повернуть голову вправо, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых. 6. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову влево, напрячь шею –  выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых. 7. Повторить упражнение 4. С­блок «Живот» 8. Глубокий вдох – на задержке дыхания: втянуть живот, слегка напрячь – выдох:  «распустить» живот, вернуться в нормальное положение – отдых. Данное упражнение делается 2 раза. Д­блок «Ноги» (вся группа упражнений делается сначала с правой, а затем с левой  ногой). 9. Глубокий вдох: подняли ногу (угол 30о­45о) – на задержке дыхания: вытянуть  мысок и напрячь – выдох: расслабить мысок, опустить ногу ­ отдых. 10. Глубокий вдох: подняли ногу – на задержке дыхания: вытянуть пятку вперёд и  напрячь – выдох: расслабить пятку, опустить ногу ­ отдых. Е­блок «Голова» 11. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно улыбнуться и напрячь мышцы  вокруг лица – выдох: расслабить мышцы – отдых. 12. Глубокий вдох – на задержке дыхания: напрячь нос («прогнать муху») – выдох:  расслабиться – отдых. 13. Глубокий вдох: поднять брови вверх – на задержке дыхания: напрячь брови и  область лба – выдох: расслабить лоб, опустить брови – отдых. 14. Глубокий   вдох   ­  на  задержке   дыхания:  сильно   напрячь   макушку  –   выдох: расслабить макушку – отдых. 15. Представили (визуализировали) себя в уютном месте, где вам обычно хорошо и, где вы   чувствуете   себя   спокойно   (отдыхаете).   Сделайте  глубокий   вдох   –   задержка   – медленный выдох (делайте по времени это упражнение столько, сколько вам необходимо). 16. Потянитесь; повернитесь вправо, влево; сядьте, а потом встаньте (главное не делать резких движений). Памятка для педагогов 1. Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «СТОП!». Для более эффективного усвоение навыка следует представить символический образ. 2. Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10. 3. Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно сделать до 10 раз. 4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.  Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. 5. В ситуации конфликта «держи себя в руках»: говори спокойно, вежливо. Не поддавайся на провокации, не заряжайся чужой негативной энергией. «Рецепты» избавления от гнева (для взрослых) (М.Мак­Кей, Ю.Мак­Кей, П.роджерс,1997)   1. Наладьте взаимоотношение с тем, с кем назревает конфликт, сведите ситуацию на нет, чтобы ваш собеседник, оппонент чувствовал себя спокойно и уверенно:  Используйте «активное слушание»;  Найдите общие интересы,  точки соприкосновения  Постарайтесь   не   зацикливаться   на   чувстве   обиды,   а   увидеть   человека   с   его субъективной точкой зрения. 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса, раздражены:  Скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10.  В эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;  Соблюдайте дистанцию;  Есть возможность – увеличьте её, уйдите в другую комнату;  Отложите совместные встречи, дела;  Дышите   глубже   и   медленнее,   намеренно   сбавьте   громкость   и   тон   голоса,   не хлопайте дверью. 3. Если   вы   расстроены,   то   окружающие   вас   люди   должны   знать   о   вашем состоянии. Говорите прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я­ сообщения» вместо того, чтобы срывать своё недовольство на других. 4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:  Сделайте для себя что­нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;  Используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка. 5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:  Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв;  Если   вам   предстоит   неприятный   разговор,   продумайте   все   возможные   варианты развития   событий   и   ту   информацию,   которую   вы   можете   использовать   в   качестве аргумента;  Не   провоцируйте   сами   конфликтные   ситуации,   не   передавайте   чужие   слова   и мнение   других,   если   вы   не   уверенны,   что   они   будут   восприняты   верно.   В   разговоре уточняйте, правильно ли вы поняли информацию и верно ли поняли вас. Правила для родителей 1. Границы   дозволенного   должны   существовать!   ЭТО   ПРОЦЕСС НЕДЕМОКРАТИЧНЫЙ. Правила,   требования   и   ограничения   должны   присутствовать   в   жизни   ребёнка   как необходимый и действенный инструмент воспитательного процесса, благодаря которому дети   учатся   жить   в   коллективе,   учатся   сознательно   контролировать   своё   поведение,   а также предвидеть последствия тех или иных поступков.  Детям   необходимо   многократно   напоминать   об   одних   и   тех   же   правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребёнка, но никогда не должны приниматься путём голосования! 2. Четкие   рамки   допустимого   поведения   ребёнка   должны   базироваться   на фундаменте сердечной близости. Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребёнок   будет   сопротивляться   установленным   правилам   и   прибегать   к   мстительному поведению.   Только   взаимопонимание   между   детьми   и   родителями   даёт   возможность установить эффективные границы дозволенного. Эмоциональная связь между родителями и ребёнком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения. Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из­за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то   лучше   временно   отодвинуть   проблемы   поведения   и   заняться   восстановлением доверительных взаимоотношений.  3. Установленные   границы   должны   соответствовать   возрасту   и   не   должны вступать в противоречие с потребностями ребёнка. Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего­либо нельзя делать. Маленькие дети не умеют мыслить рационально (логично) и   разумные   доводы   или   чрезмерные   объяснения   мало   эффективны   в   управлении   их поведением. Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребёнка, вызываю у него открытый протест и сопротивление установленному правилу. 4. Установление границ, которые дают возможность маленьких побед. Часто родители, желая, чтобы ребёнок добился результатов в чём­либо, устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым либо вовсе   недосягаемым.   У   ребёнка   теряется   вера   в   свои   силы   и   появляется   устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Реалистические   цели   –   ключ   к   сотрудничеству   и   самомотивации.   Маленький   успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине. 5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребёнка. Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга   и   занять   позицию   сотрудничества   в   воспитании   своих   детей.   Когда   правила   не согласованы, ребёнку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине. Родители агрессивных детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Самое главное идёт запрет на чувства, которые переживает ребёнок (злость, обида, страх и т.д.) 6. Последствия   (санкции)   должны   вытекать   непосредственно   из   плохого поведения. Последствия (санкции) у родителей ассоциируются с наказанием. Физические наказания являются   вовсе   не   наказанием,   а   лишь   способом   разрядки   и   отреагирования   взрослым собственного   негативного   эмоционального   состояния   –   гнева,   раздражения.   Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки   саморегуляции,   чёткая   воспитательская   позиция,   а   также   контакт   с   самим ребёнком. Психологи считаю, что наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Самое главное, чтобы приучить ребёнка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребёнка к слову родителей. Необходимо   доказать,   что   если   родители   говорят   о   том,   что   что­то   сделают,   то   они должны   это   сделать   непременно.     Если   же   родители   выдвигают   требование   с предупреждением о возможной санкции, а ребёнок, не выполняет требование, точно знает, что родители могут уступить, дать себя уговорить, тогда ребёнок начнёт своего рода игру, продолжая   время   от   времени   совершать   поступки,   чтобы   посмотреть,   собираются   ли родители приводить в исполнение обещанную угрозу. Поэтому, прежде чем заявить о чём­либо (о возможной санкции) родителям следует подумать,   действительно   ли   они   это   сделают,   чтобы   не   вступать   с   ребёнком   в бессмысленную игру. При установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребёнок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер. Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребёнку. Длительные   наказания   вызывают   обиду   у   маленьких   детей   и   могут   привести   к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения. С   детьми   постарше   и   особенно   подростками   следует   обсудить   возможные   санкции, чтобы они знали о том, что их ждёт в случае нарушения правил и учились предвидеть последствия своих действий. Главное о чём должны заботиться родители при назначении санкций – это воспитывать в ребёнке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причём не только ребёнку, но и себе самому! Стили воспитания Тип воспитания Родительские установки Проблемы поведения Жёстко­ авторитарный Утверждает свою власть, не  обращая внимания на  потребности, чувств, состояние  ребёнка, нередко прибегая к  телесным наказаниям Благожелательно­ авторитетный Правила поведения,  предоставляет немного  возможностей выбора и ожидает приверженности стилю семьи Демократический Всё позволяющий (вседозволенность) Стараются быть справедливыми в любой ситуации,  предоставляют достаточную  возможность выбора и  принимают решения на основе  правила большинства Разрешают вести себя как  угодно, не регламентируя при  этом никаких правил и  ограничений Агрессивность, конфликтность,  раздражительность как форма  протеста или забитость,  подавленность, подчиняемость,  отсутствие инициативы.  Нарушение межличностных  отношений Спокойное принятие  адекватных правил и  требований со стороны других.  Умеют принимать решения,  нести ответственность, легко  устанавливают контакты, не  конфликтны Соблюдение правил и норм в  ситуациях, когда это выгодно  ребёнку или не идёт в разрез с  его желаниями. Испытывают  трудности в принятии  собственных решений Ребёнок идёт на поводу свои  желаний «здесь и сейчас».  Испытывают трудности в  установлении партнерских  отношений

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ВОЗМОЖНЫХ  АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ  У  ПЕДАГОГОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017