СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
10.06.2017
Тема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Таких детей становиться с каждым годом всё больше и больше. С агрессивными детьми трудно работать, а иногда педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Чаще всего в отношении этих детей используются такие педагогические методы воздействия как наказание, выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, чем способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.СЕМИНАР-ТРЕНИНГ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
Вводная часть
Упражнение №1 «Знакомство»
Цель: знакомство участников друг с другом.
Материалы: беджики, листы бумаги, фломастеры.
Изготовление беджиков с вариантом именем.
Задание: работа в кругу. Назвать своё имя, учреждение, хобби.
Упражнение №2 «Разминка»
Цель: снятие напряжение, развитие партнёрских отношений.
Объединиться по принципу единства:
- тем, кто родился зимой, весной, осенью и летом;
- тем, кто имеют кошек, собак, прочих домашних питомцев;
- тем, кто имеет одинаковый цвет глаз;
- тем, кто являются единственным ребенок в семье, младшим, средним, старшим.
Объявление темы занятия, цели
ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с психологическими методами, приёмами обучения навыкам контроля и управления собственным гневом.
Основная часть
Вводная беседа «Что такое агрессивность?»
Цель: введение в тему занятия, актуализация личного опыта, знаний.
Материалы: плакаты, листы бумаги, ручки.
Тема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Агрессивных детей становиться с каждым годом всё больше и больше.
Задание: разделиться на две группы, рассчитавшись на 1ый,2ой; методом коллективного обсуждения прийти к обобщённому выводу.
- Что такое агрессия? (мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения)
- Что такое агрессивность? (готовность к немотивированному, деструктивному поведению)
С агрессивными детьми трудно работать, а иногда педагоги просто не знают, как справиться с их поведением.
- Какие методы педагогического воздействия вы используете?
- Насколько они эффективны?
Вывод: Чаще всего в отношении агрессивных детей используются такие педагогические методы воздействия как наказание, выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, чем способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Правила для родителей
Упражнение №2 «Образ агрессивного человека»
Цель: развитие рефлексивного мышления, осознание наличия агрессивных проявлений в педагогической деятельности.
Материалы: листы бумаги, фломастеры.
Задание: согнуть лист пополам, на одной половине нарисовать агрессивного человека.
- Что вы чувствуете? Что хотелось бы сделать?
Задание: на другой половине листа нарисовать собственный портрет в ситуации гнева, агрессии; сравнить с первым рисунком.
- Есть ли признаки сходства? Что вы чувствуете?
- Составьте список ситуаций, которые вызывают у вас агрессию?
Вывод: В профессиональной деятельности педагогам часто приходится сталкиваться с сильными эмоциями других людей (родителей, воспитанников, членов их семей, коллег). В подобных ситуациях статус педагога запрещает проявление собственных негативных эмоций. Поэтому способность человека управлять самим собой и другими людьми является важной составляющей его профессионального мастерства, которое включает самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость.
К факторам провоцирующими агрессивность в поведении можно выделить следующие:
- внешние факторы: агрессивность среды, отдельного человека;
- внутренние факторы: состояние раздражения, недовольства у педагога.
Дети агрессивными не рождаются, такими они становятся при неправильном подходе к воспитанию. Даже если у ребёнка есть предрасположенность (повышенная возбудимость нервной системы), стереотипы поведения усваиваются детьми методом копирования родительского поведения. Таким образом, агрессивность у детей формируется и развивается в семейной атмосфере, потому что такие дети воспитываются в ситуации эмоциональной холодности, жесткой требовательности и даже жестокости. В этом случае агрессивность у ребёнка является защитной реакцией на ситуацию непринятия, недолюбленности, ненужности.
Педагог же имеет дело уже с результатом неправильного семейного воспитания. При общении с агрессивными детьми важно не включаться в открытое противостояние, нужно настойчиво требовать выполнения норм поведения в группе сверстников. При малейшей попытке нарушить эти правила, следует спокойным тоном напомнить, что далее последует более серьезное нарушение норм, за что ребёнок будет наказан, получит порицание. Цель психолого-педагогической коррекции поведения агрессивного ребёнка - научить осознанности в выборе форм поведения, понимании причин конфликта и его следствий.
Работа с таблицей «Стили воспитания»
Упражнение №3 «Педагогические ситуации»
Цель: развитие рефлексивного мышления, умение разделять эмоциональный и поведенческий аспект конфликта.
Задание: разделиться на пары: ребёнок - взрослый. Выбрать одну типичную ситуацию, которая вызывает негативные эмоции. Разыграть ситуацию, воспроизвести диалоги, типичные реакции. Оба участника обозначают пережитые чувства, совместно составляют
возможный ответ педагога.
- Как себя чувствует «педагог» и «ребёнок»? (опустошение - раздражение, обида)
- Повлияла ли форма ответа «педагога» на ваши «детские чувства»?
Вывод: В ситуации конфликта наибольшую сложность составляет выделение эмоционального компонента конфликта. Самих участников захлёстывают собственные эмоции (гнев, раздражение, обида), которые не позволяют увидеть и понять эмоции другого участника. Возникает противостояние на физическом уровне: кто – кого перекричит, подавит физической массой. В борьбе со взрослым ребёнок всегда выглядит проигравшим. Помните: негативные эмоции разрушают психическое здоровье человека, оставляют опустошение, чувство вины. Ребёнок ещё не имеет большого социального опыта, чтобы поступить правильно, разумно.
Выход из сложившегося конфликта лежит в том, чтобы взрослому понять глубокие причины, внутреннее состояние ребёнка, оказать ему поддержку, снять острый момент, а уже потом вести воспитательные беседы.
Памятка для педагогов
Упражнение №4 «Продуктивное волнение»
Цель: развитие рефлексивного умения, умения адекватно оценивать возникшие проблемы.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Задание: разделить лист на две части, составить список имеющихся неприятностей.
1. В колонку «серьезные тревоги» записать то, что беспокоит вас больше всего. В колонку «мелкие тревоги» внести то, о чём вы беспокоитесь не так часто и не очень сильно.
2. Просмотреть список мелких тревог. Если какие-то можно устранить немедленно или же в скором времени, то эти не неприятности, а будничные дела. Вычеркните их из списка. Если в списке остались еще какие-нибудь тревоги – выкиньте их из головы. Вы ведь сами решили, что они незначительные, не стоит на них тратить время и силы.
3. Теперь посмотрите на список серьезных проблем. Уделите им внимание: вспомните, как они возникли, подумайте о том, как они развиваются и как могут повлиять на вашу дальнейшую жизнь.
4. Теперь послушайте спокойную музыку, используйте глубокое дыхание.
5. Теперь вернитесь к списку серьезных тревог. Возьмите ручку и лист бумаги, составьте план действий для каждой ситуации в отдельности. Когда вы составите чёткий план действий, ситуация перестанет быть тревожной и, значит её можно будет вычеркнуть из списка. Если вам не удаётся ничего придумать, отложить список до завтра.
Вывод: все неприятности имеют проходящий характер, не следует возводить их ранг вселенской катастрофы. При тщательном рассмотрении, обдумывании находится конструктивный способ решения проблемы, нужно только фокус внимания сместить с эмоциональной реакции на действие, разрешение ситуации.
Рецепты избавления от гнева
Рефлексия
Цель: получение обратной связи, отреагирование возникших эмоций.
Материалы:
Задание: поделиться впечатлением от происходившего на тренинге, определить личностную значимость полученной информации.
Приемы саморегуляции эмоционального состояния
Прогрессивная мышечная релаксация с применением «глубокого дыхания»
(М.Алворд,А.Бэйкер, 1998)
Эти упражнения можно делать как полностью, так и отдельными группами (блоками) (столько, сколько вам захочется их делать). Важно, чтобы упражнения, по возможности, проводились в одно и то же время; в удобном для вас месте (на кровати, диване, мягком кресле, ковре) и желательно под приятную для вас музыку, которая действует на вас успокаивающим образом (шведские психологи рекомендуют исключительно классическую музыку, и в основном, Моцарта и Баха).
А-блок «Рука»
(после каждого блока упражнений делается глубокий вдох – задержка – медленный выдох).
1. Делаем глубокий, плавный вдох – на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (поочередно, начиная с правой стороны, затем с левой, но можно и одновременно сжимать оба кулака сразу) – выдох медленный и спокойный: кулак медленно разжимается – отдых (несколько секунд). В дальнейшем везде предполагается, что вдох – плавный, а выдох – медленный и спокойный (рот слегка приоткрыт).
2. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно напрягаем только руку (от кисти до плеча) – выдох: медленно расслабляем руку (или обе руки) – отдых.
3. Глубокий вдох – на задержке дыхания: зажимаем только плечо (или оба плеча) – выдох: медленно опускаем – отдых.
В-блок «Шея» (избегайте резких движений).
4. Глубокий вдох – на задержке дыхания: опустить голову и напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, вернуть голову в исходное положение – отдых.
5. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову вправо, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых.
6. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову влево, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых.
7. Повторить упражнение 4.
С-блок «Живот»
8. Глубокий вдох – на задержке дыхания: втянуть живот, слегка напрячь – выдох: «распустить» живот, вернуться в нормальное положение – отдых.
Данное упражнение делается 2 раза.
Д-блок «Ноги» (вся группа упражнений делается сначала с правой, а затем с левой ногой).
9. Глубокий вдох: подняли ногу (угол 30о-45о) – на задержке дыхания: вытянуть мысок и напрячь – выдох: расслабить мысок, опустить ногу - отдых.
10. Глубокий вдох: подняли ногу – на задержке дыхания: вытянуть пятку вперёд и напрячь – выдох: расслабить пятку, опустить ногу - отдых.
Е-блок «Голова»
11. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно улыбнуться и напрячь мышцы вокруг лица – выдох: расслабить мышцы – отдых.
12. Глубокий вдох – на задержке дыхания: напрячь нос («прогнать муху») – выдох: расслабиться – отдых.
13. Глубокий вдох: поднять брови вверх – на задержке дыхания: напрячь брови и область лба – выдох: расслабить лоб, опустить брови – отдых.
14. Глубокий вдох - на задержке дыхания: сильно напрячь макушку – выдох: расслабить макушку – отдых.
15. Представили (визуализировали) себя в уютном месте, где вам обычно хорошо и, где вы чувствуете себя спокойно (отдыхаете). Сделайте глубокий вдох – задержка – медленный выдох (делайте по времени это упражнение столько, сколько вам необходимо).
16. Потянитесь; повернитесь вправо, влево; сядьте, а потом встаньте (главное не делать резких движений).
Памятка для педагогов
1. Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «СТОП!».
Для более эффективного усвоение навыка следует представить символический образ.
2. Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
3. Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно сделать до 10 раз.
4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план.
5. В ситуации конфликта «держи себя в руках»: говори спокойно, вежливо.
Не поддавайся на провокации, не заряжайся чужой негативной энергией.
«Рецепты» избавления от гнева (для взрослых)
(М.Мак-Кей, Ю.Мак-Кей, П.роджерс,1997)
1. Наладьте взаимоотношение с тем, с кем назревает конфликт, сведите ситуацию на нет, чтобы ваш собеседник, оппонент чувствовал себя спокойно и уверенно:
Используйте «активное слушание»;
Найдите общие интересы, точки соприкосновения
Постарайтесь не зацикливаться на чувстве обиды, а увидеть человека с его субъективной точкой зрения.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса, раздражены:
Скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10.
В эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;
Соблюдайте дистанцию;
Есть возможность – увеличьте её, уйдите в другую комнату;
Отложите совместные встречи, дела;
Дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
3. Если вы расстроены, то окружающие вас люди должны знать о вашем состоянии. Говорите прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать своё недовольство на других.
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
Сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
Используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв;
Если вам предстоит неприятный разговор, продумайте все возможные варианты развития событий и ту информацию, которую вы можете использовать в качестве аргумента;
Не провоцируйте сами конфликтные ситуации, не передавайте чужие слова и мнение других, если вы не уверенны, что они будут восприняты верно. В разговоре уточняйте, правильно ли вы поняли информацию и верно ли поняли вас.
Правила для родителей
1. Границы дозволенного должны существовать! ЭТО ПРОЦЕСС НЕДЕМОКРАТИЧНЫЙ.
Правила, требования и ограничения должны присутствовать в жизни ребёнка как необходимый и действенный инструмент воспитательного процесса, благодаря которому дети учатся жить в коллективе, учатся сознательно контролировать своё поведение, а также предвидеть последствия тех или иных поступков.
Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребёнка, но никогда не должны приниматься путём голосования!
2. Четкие рамки допустимого поведения ребёнка должны базироваться на фундаменте сердечной близости.
Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребёнок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями даёт возможность установить эффективные границы дозволенного.
Эмоциональная связь между родителями и ребёнком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения.
Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.
3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребёнка.
Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. Маленькие дети не умеют мыслить рационально (логично) и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением.
Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребёнка, вызываю у него открытый протест и сопротивление установленному правилу.
4. Установление границ, которые дают возможность маленьких побед.
Часто родители, желая, чтобы ребёнок добился результатов в чём-либо, устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым либо вовсе недосягаемым. У ребёнка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен.
Реалистические цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине.
5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребёнка.
Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга и занять позицию сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребёнку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
Родители агрессивных детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Самое главное идёт запрет на чувства, которые переживает ребёнок (злость, обида, страх и т.д.)
6. Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения.
Последствия (санкции) у родителей ассоциируются с наказанием. Физические наказания являются вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым собственного негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения. Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, чёткая воспитательская позиция, а также контакт с самим ребёнком.
Психологи считаю, что наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Самое главное, чтобы приучить ребёнка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребёнка к слову родителей. Необходимо доказать, что если родители говорят о том, что что-то сделают, то они должны это сделать непременно. Если же родители выдвигают требование с предупреждением о возможной санкции, а ребёнок, не выполняет требование, точно знает, что родители могут уступить, дать себя уговорить, тогда ребёнок начнёт своего рода игру, продолжая время от времени совершать поступки, чтобы посмотреть, собираются ли родители приводить в исполнение обещанную угрозу.
Поэтому, прежде чем заявить о чём-либо (о возможной санкции) родителям следует подумать, действительно ли они это сделают, чтобы не вступать с ребёнком в бессмысленную игру.
При установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребёнок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер. Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребёнку.
Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
С детьми постарше и особенно подростками следует обсудить возможные санкции, чтобы они знали о том, что их ждёт в случае нарушения правил и учились предвидеть последствия своих действий. Главное о чём должны заботиться родители при назначении санкций – это воспитывать в ребёнке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причём не только ребёнку, но и себе самому!
Стили воспитания
Тип воспитания Родительские установки Проблемы поведения
Жёстко-авторитарный Утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувств, состояние ребёнка, нередко прибегая к телесным наказаниям Агрессивность, конфликтность, раздражительность как форма протеста или забитость, подавленность, подчиняемость, отсутствие инициативы. Нарушение межличностных отношений
Благожелательно-авторитетный Правила поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает приверженности стилю семьи Спокойное принятие адекватных правил и требований со стороны других. Умеют принимать решения, нести ответственность, легко устанавливают контакты, не конфликтны
Демократический
Стараются быть справедливыми в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства Соблюдение правил и норм в ситуациях, когда это выгодно ребёнку или не идёт в разрез с его желаниями. Испытывают трудности в принятии собственных решений
Всё позволяющий
(вседозволенность)
Разрешают вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений Ребёнок идёт на поводу свои желаний «здесь и сейчас». Испытывают трудности в установлении партнерских отношений
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
Вводная часть
Упражнение №1 «Знакомство»
Цель: знакомство участников друг с другом.
Материалы: беджики, листы бумаги, фломастеры.
Изготовление беджиков с вариантом именем.
Задание: работа в кругу. Назвать своё имя, учреждение, хобби.
Упражнение №2 «Разминка»
Цель: снятие напряжение, развитие партнёрских отношений.
Объединиться по принципу единства:
- тем, кто родился зимой, весной, осенью и летом;
- тем, кто имеют кошек, собак, прочих домашних питомцев;
- тем, кто имеет одинаковый цвет глаз;
- тем, кто являются единственным ребенок в семье, младшим, средним, старшим.
Объявление темы занятия, цели
ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с психологическими методами, приёмами обучения навыкам контроля и управления собственным гневом.
Основная часть
Вводная беседа «Что такое агрессивность?»
Цель: введение в тему занятия, актуализация личного опыта, знаний.
Материалы: плакаты, листы бумаги, ручки.
Тема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Агрессивных детей становиться с каждым годом всё больше и больше.
Задание: разделиться на две группы, рассчитавшись на 1ый,2ой; методом коллективного обсуждения прийти к обобщённому выводу.
- Что такое агрессия? (мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения)
- Что такое агрессивность? (готовность к немотивированному, деструктивному поведению)
С агрессивными детьми трудно работать, а иногда педагоги просто не знают, как справиться с их поведением.
- Какие методы педагогического воздействия вы используете?
- Насколько они эффективны?
Вывод: Чаще всего в отношении агрессивных детей используются такие педагогические методы воздействия как наказание, выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, чем способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Правила для родителей
Упражнение №2 «Образ агрессивного человека»
Цель: развитие рефлексивного мышления, осознание наличия агрессивных проявлений в педагогической деятельности.
Материалы: листы бумаги, фломастеры.
Задание: согнуть лист пополам, на одной половине нарисовать агрессивного человека.
- Что вы чувствуете? Что хотелось бы сделать?
Задание: на другой половине листа нарисовать собственный портрет в ситуации гнева, агрессии; сравнить с первым рисунком.
- Есть ли признаки сходства? Что вы чувствуете?
- Составьте список ситуаций, которые вызывают у вас агрессию?
Вывод: В профессиональной деятельности педагогам часто приходится сталкиваться с сильными эмоциями других людей (родителей, воспитанников, членов их семей, коллег). В подобных ситуациях статус педагога запрещает проявление собственных негативных эмоций. Поэтому способность человека управлять самим собой и другими людьми является важной составляющей его профессионального мастерства, которое включает самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость.
К факторам провоцирующими агрессивность в поведении можно выделить следующие:
- внешние факторы: агрессивность среды, отдельного человека;
- внутренние факторы: состояние раздражения, недовольства у педагога.
Дети агрессивными не рождаются, такими они становятся при неправильном подходе к воспитанию. Даже если у ребёнка есть предрасположенность (повышенная возбудимость нервной системы), стереотипы поведения усваиваются детьми методом копирования родительского поведения. Таким образом, агрессивность у детей формируется и развивается в семейной атмосфере, потому что такие дети воспитываются в ситуации эмоциональной холодности, жесткой требовательности и даже жестокости. В этом случае агрессивность у ребёнка является защитной реакцией на ситуацию непринятия, недолюбленности, ненужности.
Педагог же имеет дело уже с результатом неправильного семейного воспитания. При общении с агрессивными детьми важно не включаться в открытое противостояние, нужно настойчиво требовать выполнения норм поведения в группе сверстников. При малейшей попытке нарушить эти правила, следует спокойным тоном напомнить, что далее последует более серьезное нарушение норм, за что ребёнок будет наказан, получит порицание. Цель психолого-педагогической коррекции поведения агрессивного ребёнка - научить осознанности в выборе форм поведения, понимании причин конфликта и его следствий.
Работа с таблицей «Стили воспитания»
Упражнение №3 «Педагогические ситуации»
Цель: развитие рефлексивного мышления, умение разделять эмоциональный и поведенческий аспект конфликта.
Задание: разделиться на пары: ребёнок - взрослый. Выбрать одну типичную ситуацию, которая вызывает негативные эмоции. Разыграть ситуацию, воспроизвести диалоги, типичные реакции. Оба участника обозначают пережитые чувства, совместно составляют
возможный ответ педагога.
- Как себя чувствует «педагог» и «ребёнок»? (опустошение - раздражение, обида)
- Повлияла ли форма ответа «педагога» на ваши «детские чувства»?
Вывод: В ситуации конфликта наибольшую сложность составляет выделение эмоционального компонента конфликта. Самих участников захлёстывают собственные эмоции (гнев, раздражение, обида), которые не позволяют увидеть и понять эмоции другого участника. Возникает противостояние на физическом уровне: кто – кого перекричит, подавит физической массой. В борьбе со взрослым ребёнок всегда выглядит проигравшим. Помните: негативные эмоции разрушают психическое здоровье человека, оставляют опустошение, чувство вины. Ребёнок ещё не имеет большого социального опыта, чтобы поступить правильно, разумно.
Выход из сложившегося конфликта лежит в том, чтобы взрослому понять глубокие причины, внутреннее состояние ребёнка, оказать ему поддержку, снять острый момент, а уже потом вести воспитательные беседы.
Памятка для педагогов
Упражнение №4 «Продуктивное волнение»
Цель: развитие рефлексивного умения, умения адекватно оценивать возникшие проблемы.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Задание: разделить лист на две части, составить список имеющихся неприятностей.
1. В колонку «серьезные тревоги» записать то, что беспокоит вас больше всего. В колонку «мелкие тревоги» внести то, о чём вы беспокоитесь не так часто и не очень сильно.
2. Просмотреть список мелких тревог. Если какие-то можно устранить немедленно или же в скором времени, то эти не неприятности, а будничные дела. Вычеркните их из списка. Если в списке остались еще какие-нибудь тревоги – выкиньте их из головы. Вы ведь сами решили, что они незначительные, не стоит на них тратить время и силы.
3. Теперь посмотрите на список серьезных проблем. Уделите им внимание: вспомните, как они возникли, подумайте о том, как они развиваются и как могут повлиять на вашу дальнейшую жизнь.
4. Теперь послушайте спокойную музыку, используйте глубокое дыхание.
5. Теперь вернитесь к списку серьезных тревог. Возьмите ручку и лист бумаги, составьте план действий для каждой ситуации в отдельности. Когда вы составите чёткий план действий, ситуация перестанет быть тревожной и, значит её можно будет вычеркнуть из списка. Если вам не удаётся ничего придумать, отложить список до завтра.
Вывод: все неприятности имеют проходящий характер, не следует возводить их ранг вселенской катастрофы. При тщательном рассмотрении, обдумывании находится конструктивный способ решения проблемы, нужно только фокус внимания сместить с эмоциональной реакции на действие, разрешение ситуации.
Рецепты избавления от гнева
Рефлексия
Цель: получение обратной связи, отреагирование возникших эмоций.
Материалы:
Задание: поделиться впечатлением от происходившего на тренинге, определить личностную значимость полученной информации.
Приложения:
Приемы саморегуляции эмоционального состояния
Прогрессивная мышечная релаксация с применением «глубокого дыхания»
(М.Алворд,А.Бэйкер, 1998)
Эти упражнения можно делать как полностью, так и отдельными группами (блоками) (столько, сколько вам захочется их делать). Важно, чтобы упражнения, по возможности, проводились в одно и то же время; в удобном для вас месте (на кровати, диване, мягком кресле, ковре) и желательно под приятную для вас музыку, которая действует на вас успокаивающим образом (шведские психологи рекомендуют исключительно классическую музыку, и в основном, Моцарта и Баха).
А-блок «Рука»
(после каждого блока упражнений делается глубокий вдох – задержка – медленный выдох).
1. Делаем глубокий, плавный вдох – на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (поочередно, начиная с правой стороны, затем с левой, но можно и одновременно сжимать оба кулака сразу) – выдох медленный и спокойный: кулак медленно разжимается – отдых (несколько секунд). В дальнейшем везде предполагается, что вдох – плавный, а выдох – медленный и спокойный (рот слегка приоткрыт).
2. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно напрягаем только руку (от кисти до плеча) – выдох: медленно расслабляем руку (или обе руки) – отдых.
3. Глубокий вдох – на задержке дыхания: зажимаем только плечо (или оба плеча) – выдох: медленно опускаем – отдых.
В-блок «Шея» (избегайте резких движений).
4. Глубокий вдох – на задержке дыхания: опустить голову и напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, вернуть голову в исходное положение – отдых.
5. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову вправо, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых.
6. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову влево, напрячь шею – выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых.
7. Повторить упражнение 4.
С-блок «Живот»
8. Глубокий вдох – на задержке дыхания: втянуть живот, слегка напрячь – выдох: «распустить» живот, вернуться в нормальное положение – отдых.
Данное упражнение делается 2 раза.
Д-блок «Ноги» (вся группа упражнений делается сначала с правой, а затем с левой ногой).
9. Глубокий вдох: подняли ногу (угол 30о-45о) – на задержке дыхания: вытянуть мысок и напрячь – выдох: расслабить мысок, опустить ногу - отдых.
10. Глубокий вдох: подняли ногу – на задержке дыхания: вытянуть пятку вперёд и напрячь – выдох: расслабить пятку, опустить ногу - отдых.
Е-блок «Голова»
11. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно улыбнуться и напрячь мышцы вокруг лица – выдох: расслабить мышцы – отдых.
12. Глубокий вдох – на задержке дыхания: напрячь нос («прогнать муху») – выдох: расслабиться – отдых.
13. Глубокий вдох: поднять брови вверх – на задержке дыхания: напрячь брови и область лба – выдох: расслабить лоб, опустить брови – отдых.
14. Глубокий вдох - на задержке дыхания: сильно напрячь макушку – выдох: расслабить макушку – отдых.
15. Представили (визуализировали) себя в уютном месте, где вам обычно хорошо и, где вы чувствуете себя спокойно (отдыхаете). Сделайте глубокий вдох – задержка – медленный выдох (делайте по времени это упражнение столько, сколько вам необходимо).
16. Потянитесь; повернитесь вправо, влево; сядьте, а потом встаньте (главное не делать резких движений).
Памятка для педагогов
1. Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «СТОП!».
Для более эффективного усвоение навыка следует представить символический образ.
2. Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
3. Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно сделать до 10 раз.
4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план.
5. В ситуации конфликта «держи себя в руках»: говори спокойно, вежливо.
Не поддавайся на провокации, не заряжайся чужой негативной энергией.
«Рецепты» избавления от гнева (для взрослых)
(М.Мак-Кей, Ю.Мак-Кей, П.роджерс,1997)
1. Наладьте взаимоотношение с тем, с кем назревает конфликт, сведите ситуацию на нет, чтобы ваш собеседник, оппонент чувствовал себя спокойно и уверенно:
Используйте «активное слушание»;
Найдите общие интересы, точки соприкосновения
Постарайтесь не зацикливаться на чувстве обиды, а увидеть человека с его субъективной точкой зрения.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса, раздражены:
Скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10.
В эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;
Соблюдайте дистанцию;
Есть возможность – увеличьте её, уйдите в другую комнату;
Отложите совместные встречи, дела;
Дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
3. Если вы расстроены, то окружающие вас люди должны знать о вашем состоянии. Говорите прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать своё недовольство на других.
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
Сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
Используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв;
Если вам предстоит неприятный разговор, продумайте все возможные варианты развития событий и ту информацию, которую вы можете использовать в качестве аргумента;
Не провоцируйте сами конфликтные ситуации, не передавайте чужие слова и мнение других, если вы не уверенны, что они будут восприняты верно. В разговоре уточняйте, правильно ли вы поняли информацию и верно ли поняли вас.
Правила для родителей
1. Границы дозволенного должны существовать! ЭТО ПРОЦЕСС НЕДЕМОКРАТИЧНЫЙ.
Правила, требования и ограничения должны присутствовать в жизни ребёнка как необходимый и действенный инструмент воспитательного процесса, благодаря которому дети учатся жить в коллективе, учатся сознательно контролировать своё поведение, а также предвидеть последствия тех или иных поступков.
Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребёнка, но никогда не должны приниматься путём голосования!
2. Четкие рамки допустимого поведения ребёнка должны базироваться на фундаменте сердечной близости.
Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребёнок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями даёт возможность установить эффективные границы дозволенного.
Эмоциональная связь между родителями и ребёнком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения.
Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.
3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребёнка.
Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. Маленькие дети не умеют мыслить рационально (логично) и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением.
Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребёнка, вызываю у него открытый протест и сопротивление установленному правилу.
4. Установление границ, которые дают возможность маленьких побед.
Часто родители, желая, чтобы ребёнок добился результатов в чём-либо, устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым либо вовсе недосягаемым. У ребёнка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен.
Реалистические цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине.
5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребёнка.
Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга и занять позицию сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованы, ребёнку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
Родители агрессивных детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Самое главное идёт запрет на чувства, которые переживает ребёнок (злость, обида, страх и т.д.)
6. Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения.
Последствия (санкции) у родителей ассоциируются с наказанием. Физические наказания являются вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым собственного негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения. Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, чёткая воспитательская позиция, а также контакт с самим ребёнком.
Психологи считаю, что наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Самое главное, чтобы приучить ребёнка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребёнка к слову родителей. Необходимо доказать, что если родители говорят о том, что что-то сделают, то они должны это сделать непременно. Если же родители выдвигают требование с предупреждением о возможной санкции, а ребёнок, не выполняет требование, точно знает, что родители могут уступить, дать себя уговорить, тогда ребёнок начнёт своего рода игру, продолжая время от времени совершать поступки, чтобы посмотреть, собираются ли родители приводить в исполнение обещанную угрозу.
Поэтому, прежде чем заявить о чём-либо (о возможной санкции) родителям следует подумать, действительно ли они это сделают, чтобы не вступать с ребёнком в бессмысленную игру.
При установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребёнок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер. Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребёнку.
Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
С детьми постарше и особенно подростками следует обсудить возможные санкции, чтобы они знали о том, что их ждёт в случае нарушения правил и учились предвидеть последствия своих действий. Главное о чём должны заботиться родители при назначении санкций – это воспитывать в ребёнке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причём не только ребёнку, но и себе самому!
Стили воспитания
Тип воспитания: Жёстко-авторитарный
Родительские установки: Утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувств, состояние ребёнка, нередко прибегая к телесным наказаниям
Проблемы поведения: Агрессивность, конфликтность, раздражительность как форма протеста или забитость, подавленность, подчиняемость, отсутствие инициативы. Нарушение межличностных отношений
Тип воспитания: Благожелательно-авторитетный
Родительские установки: Правила поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает приверженности стилю семьи
Проблемы поведения: Спокойное принятие адекватных правил и требований со стороны других. Умеют принимать решения, нести ответственность, легко устанавливают контакты, не конфликтны
Тип воспитания: Демократический
Родительские установки: Стараются быть справедливыми в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства
Проблемы поведения: Соблюдение правил и норм в ситуациях, когда это выгодно ребёнку или не идёт в разрез с его желаниями. Испытывают трудности в принятии собственных решений
Тип воспитания: Всё позволяющий (вседозволенность)
Родительские установки: Разрешают вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений
Проблемы поведения: Ребёнок идёт на поводу свои желаний «здесь и сейчас». Испытывают трудности в установлении партнерских отношений
семинар по агрессивности Word.docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Шелеховского района
Детский сад комбинированного вида № 12 «Солнышко»
РАЙОННЫЙ СЕМИНАРТРЕНИНГ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ
АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с психологическими методами, приёмами обучения
навыкам контроля и управления собственным гневом.
МАТЕРИАЛЫ: беджики, листы бумаги, фломастеры, ручки, магнитная доска, плакаты,
бланки, магнитофон, спокойная музыка, раздаточный материал.
Материал подготовила:
Педагогпсихолог
МКДОУ №12 «Солнышко»
Большакова Т.В. г.Шелехов, 2013г.
Вводная часть
Упражнение №1 «Знакомство»
Цель: знакомство участников друг с другом.
Материалы: беджики, листы бумаги, фломастеры.
Изготовление беджиков с вариантом именем.
Задание: работа в кругу. Назвать своё имя, учреждение, хобби.
Упражнение №2 «Разминка»
Цель: снятие напряжение, развитие партнёрских отношений.
Объединиться по принципу единства:
тем, кто родился зимой, весной, осенью и летом;
тем, кто имеют кошек, собак, прочих домашних питомцев;
тем, кто имеет одинаковый цвет глаз;
тем, кто являются единственным ребенок в семье, младшим, средним, старшим.
Объявление темы занятия, цели
Основная часть
Вводная беседа «Что такое агрессивность?»
Цель: введение в тему занятия, актуализация личного опыта, знаний.
Материалы: плакаты, листы бумаги, ручки.
Тема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Агрессивных детей
становиться с каждым годом всё больше и больше.
Задание: разделиться на две группы, рассчитавшись на 1ый,2ой; методом коллективного
обсуждения прийти к обобщённому выводу.
Что такое агрессия? (мотивированное деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред
объектам нападения)
Что такое агрессивность? (готовность к немотивированному, деструктивному
поведению)
С агрессивными детьми трудно работать, а иногда педагоги просто не знают, как
справиться с их поведением.
Какие методы педагогического воздействия вы используете?
Насколько они эффективны?
Вывод: Чаще всего в отношении агрессивных детей используются такие педагогические
методы воздействия как наказание, выговор, после чего дети на какоето время становятся
сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого
рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, чем
способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Правила для родителей
Упражнение №2 «Образ агрессивного человека»
Цель: развитие рефлексивного мышления, осознание наличия агрессивных проявлений в
педагогической деятельности.
Материалы: листы бумаги, фломастеры.
Задание: согнуть лист пополам, на одной половине нарисовать агрессивного человека. Что вы чувствуете? Что хотелось бы сделать?
Задание: на другой половине листа нарисовать собственный портрет в ситуации гнева,
агрессии; сравнить с первым рисунком.
Есть ли признаки сходства? Что вы чувствуете?
Составьте список ситуаций, которые вызывают у вас агрессию?
Вывод: В профессиональной деятельности педагогам часто приходится сталкиваться с
сильными эмоциями других людей (родителей, воспитанников, членов их семей, коллег). В
подобных ситуациях статус педагога запрещает проявление собственных негативных
эмоций. Поэтому способность человека управлять самим собой и другими людьми
является важной составляющей его профессионального мастерства, которое включает
самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию,
эмпатию и социальную ловкость.
К факторам провоцирующими агрессивность в поведении можно выделить
следующие:
внешние факторы: агрессивность среды, отдельного человека;
внутренние факторы: состояние раздражения, недовольства у педагога.
Дети агрессивными не рождаются, такими они становятся при неправильном подходе
к воспитанию. Даже если у ребёнка есть предрасположенность (повышенная возбудимость
нервной системы), стереотипы поведения усваиваются детьми методом копирования
родительского поведения. Таким образом, агрессивность у детей формируется и
развивается в семейной атмосфере, потому что такие дети воспитываются в ситуации
эмоциональной холодности, жесткой требовательности и даже жестокости. В этом случае
агрессивность у ребёнка является защитной реакцией на ситуацию непринятия,
недолюбленности, ненужности.
Педагог же имеет дело уже с результатом неправильного семейного воспитания. При
общении с агрессивными детьми важно не включаться в открытое противостояние, нужно
настойчиво требовать выполнения норм поведения в группе сверстников. При малейшей
попытке нарушить эти правила, следует спокойным тоном напомнить, что далее последует
более серьезное нарушение норм, за что ребёнок будет наказан, получит порицание. Цель
психологопедагогической коррекции поведения агрессивного
ребёнка научить
осознанности в выборе форм поведения, понимании причин конфликта и его следствий.
Работа с таблицей «Стили воспитания»
Упражнение №3 «Педагогические ситуации»
Цель:
поведенческий аспект конфликта.
Задание: разделиться на пары: ребёнок взрослый. Выбрать одну типичную ситуацию,
которая вызывает негативные эмоции. Разыграть ситуацию, воспроизвести диалоги,
типичные реакции. Оба участника обозначают пережитые чувства, совместно составляют
возможный ответ педагога.
развитие рефлексивного мышления, умение разделять эмоциональный и
Как себя чувствует «педагог» и «ребёнок»? (опустошение раздражение, обида)
Повлияла ли форма ответа «педагога» на ваши «детские чувства»?
Вывод: В ситуации конфликта наибольшую сложность составляет выделение
эмоционального компонента конфликта. Самих участников захлёстывают собственные
эмоции (гнев, раздражение, обида), которые не позволяют увидеть и понять эмоции другого
участника. Возникает противостояние на физическом уровне: кто – кого перекричит,
подавит физической массой. В борьбе со взрослым ребёнок всегда выглядит проигравшим.
Помните: негативные эмоции разрушают психическое здоровье человека, оставляют
опустошение, чувство вины. Ребёнок ещё не имеет большого социального опыта, чтобы
поступить правильно, разумно. Выход из сложившегося конфликта лежит в том, чтобы взрослому понять глубокие
причины, внутреннее состояние ребёнка, оказать ему поддержку, снять острый момент, а
уже потом вести воспитательные беседы.
Памятка для педагогов
Упражнение №4 «Продуктивное волнение»
Цель: развитие рефлексивного умения, умения адекватно оценивать возникшие проблемы.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Задание: разделить лист на две части, составить список имеющихся неприятностей.
1. В колонку «серьезные тревоги» записать то, что беспокоит вас больше всего. В
колонку «мелкие тревоги» внести то, о чём вы беспокоитесь не так часто и не очень
сильно.
2. Просмотреть список мелких тревог. Если какието можно устранить немедленно
или же в скором времени, то эти не неприятности, а будничные дела. Вычеркните их
из списка. Если в списке остались еще какиенибудь тревоги – выкиньте их из
головы. Вы ведь сами решили, что они незначительные, не стоит на них тратить
время и силы.
3. Теперь посмотрите на список серьезных проблем. Уделите им внимание: вспомните,
как они возникли, подумайте о том, как они развиваются и как могут повлиять на
вашу дальнейшую жизнь.
4. Теперь послушайте спокойную музыку, используйте глубокое дыхание.
5. Теперь вернитесь к списку серьезных тревог. Возьмите ручку и лист бумаги,
составьте план действий для каждой ситуации в отдельности. Когда вы составите
чёткий план действий, ситуация перестанет быть тревожной и, значит её можно
будет вычеркнуть из списка. Если вам не удаётся ничего придумать, отложить
список до завтра.
Вывод: все неприятности имеют проходящий характер, не следует возводить их ранг
вселенской катастрофы. При тщательном рассмотрении, обдумывании находится
конструктивный способ решения проблемы, нужно только фокус внимания сместить с
эмоциональной реакции на действие, разрешение ситуации.
Рецепты избавления от гнева
Рефлексия
Цель: получение обратной связи, отреагирование возникших эмоций.
Материалы:
Задание:
личностную значимость полученной информации.
поделиться впечатлением от происходившего на тренинге, определить Приемы саморегуляции эмоционального состояния
Прогрессивная мышечная релаксация с применением «глубокого дыхания»
(М.Алворд,А.Бэйкер, 1998)
Эти упражнения можно делать как полностью, так и отдельными группами (блоками)
(столько, сколько вам захочется их делать). Важно, чтобы упражнения, по возможности,
проводились в одно и то же время; в удобном для вас месте (на кровати, диване, мягком
кресле, ковре) и желательно под приятную для вас музыку, которая действует на вас
успокаивающим образом (шведские психологи рекомендуют исключительно классическую
музыку, и в основном, Моцарта и Баха).
Аблок «Рука»
(после каждого блока упражнений делается глубокий вдох – задержка – медленный
выдох).
1. Делаем глубокий, плавный вдох – на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак
(поочередно, начиная с правой стороны, затем с левой, но можно и одновременно сжимать
оба кулака сразу) – выдох медленный и спокойный: кулак медленно разжимается – отдых
(несколько секунд). В дальнейшем везде предполагается, что вдох – плавный, а выдох –
медленный и спокойный (рот слегка приоткрыт).
2. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно напрягаем только руку (от кисти до
плеча) – выдох: медленно расслабляем руку (или обе руки) – отдых.
3. Глубокий вдох – на задержке дыхания: зажимаем только плечо (или оба плеча) –
выдох: медленно опускаем – отдых.
Вблок «Шея» (избегайте резких движений).
4. Глубокий вдох – на задержке дыхания: опустить голову и напрячь шею – выдох:
медленно расслабить шею, вернуть голову в исходное положение – отдых.
5. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову вправо, напрячь шею –
выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых.
6. Глубокий вдох – на задержке дыхания: повернуть голову влево, напрячь шею –
выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное положение – отдых.
7. Повторить упражнение 4.
Сблок «Живот»
8. Глубокий вдох – на задержке дыхания: втянуть живот, слегка напрячь – выдох:
«распустить» живот, вернуться в нормальное положение – отдых.
Данное упражнение делается 2 раза. Дблок «Ноги» (вся группа упражнений делается сначала с правой, а затем с левой
ногой).
9. Глубокий вдох: подняли ногу (угол 30о45о) – на задержке дыхания: вытянуть
мысок и напрячь – выдох: расслабить мысок, опустить ногу отдых.
10. Глубокий вдох: подняли ногу – на задержке дыхания: вытянуть пятку вперёд и
напрячь – выдох: расслабить пятку, опустить ногу отдых.
Еблок «Голова»
11. Глубокий вдох – на задержке дыхания: сильно улыбнуться и напрячь мышцы
вокруг лица – выдох: расслабить мышцы – отдых.
12. Глубокий вдох – на задержке дыхания: напрячь нос («прогнать муху») – выдох:
расслабиться – отдых.
13. Глубокий вдох: поднять брови вверх – на задержке дыхания: напрячь брови и
область лба – выдох: расслабить лоб, опустить брови – отдых.
14. Глубокий вдох на задержке дыхания: сильно напрячь макушку – выдох:
расслабить макушку – отдых.
15. Представили (визуализировали) себя в уютном месте, где вам обычно хорошо и, где
вы чувствуете себя спокойно (отдыхаете). Сделайте глубокий вдох – задержка –
медленный выдох (делайте по времени это упражнение столько, сколько вам необходимо).
16. Потянитесь; повернитесь вправо, влево; сядьте, а потом встаньте (главное не делать
резких движений).
Памятка для педагогов
1. Прежде, чем перейти к действию, скажи себе «СТОП!».
Для более эффективного усвоение навыка следует представить символический образ.
2. Прежде, чем перейти к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
3. Прежде, чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так
можно сделать до 10 раз.
4. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь
сделать.
Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план.
5. В ситуации конфликта «держи себя в руках»: говори спокойно, вежливо.
Не поддавайся на провокации, не заряжайся чужой негативной энергией.
«Рецепты» избавления от гнева (для взрослых)
(М.МакКей, Ю.МакКей, П.роджерс,1997)
1. Наладьте взаимоотношение с тем, с кем назревает конфликт, сведите ситуацию
на нет, чтобы ваш собеседник, оппонент чувствовал себя спокойно и уверенно:
Используйте «активное слушание»;
Найдите общие интересы, точки соприкосновения
Постарайтесь не зацикливаться на чувстве обиды, а увидеть человека с его
субъективной точкой зрения. 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием
стресса, раздражены:
Скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10.
В эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;
Соблюдайте дистанцию;
Есть возможность – увеличьте её, уйдите в другую комнату;
Отложите совместные встречи, дела;
Дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не
хлопайте дверью.
3. Если вы расстроены, то окружающие вас люди должны знать о вашем
состоянии. Говорите прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я
сообщения» вместо того, чтобы срывать своё недовольство на других.
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
Сделайте для себя чтонибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
Используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации),
которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный
эмоциональный срыв;
Если вам предстоит неприятный разговор, продумайте все возможные варианты
развития событий и ту информацию, которую вы можете использовать в качестве
аргумента;
Не провоцируйте сами конфликтные ситуации, не передавайте чужие слова и
мнение других, если вы не уверенны, что они будут восприняты верно. В разговоре
уточняйте, правильно ли вы поняли информацию и верно ли поняли вас.
Правила для родителей
1. Границы дозволенного должны существовать!
ЭТО ПРОЦЕСС
НЕДЕМОКРАТИЧНЫЙ.
Правила, требования и ограничения должны присутствовать в жизни ребёнка как
необходимый и действенный инструмент воспитательного процесса, благодаря которому
дети учатся жить в коллективе, учатся сознательно контролировать своё поведение, а
также предвидеть последствия тех или иных поступков.
Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах
доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста
ребёнка, но никогда не должны приниматься путём голосования!
2. Четкие рамки допустимого поведения ребёнка должны базироваться на
фундаменте сердечной близости.
Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае
ребёнок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному
поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями даёт возможность
установить эффективные границы дозволенного.
Эмоциональная связь между родителями и ребёнком образует ту основу, на которой
базируются родительские правила и ограничения.
Если проблемы нежелательного поведения детей возникают изза того, что дали трещину
добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением
доверительных взаимоотношений.
3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны
вступать в противоречие с потребностями ребёнка.
Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями,
почему чеголибо нельзя делать. Маленькие дети не умеют мыслить рационально (логично)
и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их
поведением.
Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребёнка, вызываю
у него открытый протест и сопротивление установленному правилу.
4. Установление границ, которые дают возможность маленьких побед.
Часто родители, желая, чтобы ребёнок добился результатов в чёмлибо, устанавливают
для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым либо
вовсе недосягаемым. У ребёнка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое
желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен.
Реалистические цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех,
которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к
дисциплине.
5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы
между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребёнка.
Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг
друга и занять позицию сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не
согласованы, ребёнку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.
Родители агрессивных детей склонны формулировать требования и правила поведения в
стиле категорического запрета. Самое главное идёт запрет на чувства, которые переживает
ребёнок (злость, обида, страх и т.д.)
6. Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого
поведения.
Последствия (санкции) у родителей ассоциируются с наказанием. Физические наказания
являются вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым
собственного негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения. Если
физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют
навыки саморегуляции, чёткая воспитательская позиция, а также контакт с самим
ребёнком.
Психологи считаю, что наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему
плохое. Самое главное, чтобы приучить ребёнка к выполнению тех правил и ограничений,
которые родители для него установили, необходимо доверие ребёнка к слову родителей.
Необходимо доказать, что если родители говорят о том, что чтото сделают, то они
должны это сделать непременно.
Если же родители выдвигают требование с
предупреждением о возможной санкции, а ребёнок, не выполняет требование, точно знает,
что родители могут уступить, дать себя уговорить, тогда ребёнок начнёт своего рода игру,
продолжая время от времени совершать поступки, чтобы посмотреть, собираются ли
родители приводить в исполнение обещанную угрозу.
Поэтому, прежде чем заявить о чёмлибо (о возможной санкции) родителям следует
подумать, действительно ли они это сделают, чтобы не вступать с ребёнком в
бессмысленную игру.
При установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребёнок, тем
наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер.
Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребёнку. Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к
эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
С детьми постарше и особенно подростками следует обсудить возможные санкции,
чтобы они знали о том, что их ждёт в случае нарушения правил и учились предвидеть
последствия своих действий. Главное о чём должны заботиться родители при назначении
санкций – это воспитывать в ребёнке сознательность и ответственность, а не создавать
эмоциональный дискомфорт, причём не только ребёнку, но и себе самому!
Стили воспитания
Тип воспитания
Родительские установки
Проблемы поведения
Жёстко
авторитарный
Утверждает свою власть, не
обращая внимания на
потребности, чувств, состояние
ребёнка, нередко прибегая к
телесным наказаниям
Благожелательно
авторитетный
Правила поведения,
предоставляет немного
возможностей выбора и ожидает
приверженности стилю семьи
Демократический
Всё
позволяющий
(вседозволенность)
Стараются быть справедливыми
в любой ситуации,
предоставляют достаточную
возможность выбора и
принимают решения на основе
правила большинства
Разрешают вести себя как
угодно, не регламентируя при
этом никаких правил и
ограничений
Агрессивность, конфликтность,
раздражительность как форма
протеста или забитость,
подавленность, подчиняемость,
отсутствие инициативы.
Нарушение межличностных
отношений
Спокойное принятие
адекватных правил и
требований со стороны других.
Умеют принимать решения,
нести ответственность, легко
устанавливают контакты, не
конфликтны
Соблюдение правил и норм в
ситуациях, когда это выгодно
ребёнку или не идёт в разрез с
его желаниями. Испытывают
трудности в принятии
собственных решений
Ребёнок идёт на поводу свои
желаний «здесь и сейчас».
Испытывают трудности в
установлении партнерских
отношений
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.