Семья - как много в этом слове...
Оценка 4.9

Семья - как много в этом слове...

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
11 кл +1
22.05.2024
Семья - как много в этом слове...
Классный час про семью, семейные ценности, традиции.
Классный час про семью.docx

 

Конкурс профессионального мастерства

среди классных руководителей «Классный руководитель года»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа Тема: «Семья, как много в этом слове…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

классный руководитель ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)»

Л.В. Блохина

 

 

 

 

г. Самара, 2024


Классный час «Семья – как много в этом слове…»

Цель: сформировать понятие о семье, ценностях и традициях семейных отношений.

Задачи:

·        раскрыть роль семьи в жизни каждого человека

·        расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях

·        формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей

·        воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения

 

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Для достижения планируемых результатов выбрана технология критического мышления, которая состоит из трех фаз:

·        мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

·        информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)  

·        коммуникационная (применение полученных знаний на практике)        

 

Методы: аналитические методы рефлексии и саморефлексии

 

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

·        кадровые (воспитатель)

·        методические (разработка классного часа, презентация)

·        материально-технические (ноутбук, проектор)

·        информационные (интернет)

 

Содержательный компонент классного часа:

·        вступительнаячасть

·        основнаячасть

·        заключительнаячасть.

 

Ход классного часа:

·        воспитатель знакомит студентов с понятиями: семья, семейные ценности, семейные традиции

·        студенты выполняют предложенные задания

·        воспитатель знакомит студентов с традициями известных людей, студенты дополняют материал  традициями своих семей

·        студенты участвуют в викторине «И в шутку и в серьез»

·        воспитатель предлагает студентам запомнить семейные заповеди и придерживаться их

·        розыгрыш подарков (лотерея)

Списокиспользованныхисточников:

·                   интернет ресурсы

·                   толковый словарь С.И.Ожегова

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данную разработку можно использовать для проведения классных часов с классами и курсами училища.


 

Воспитатель: Всем добрый день. Сегодня мы проводим классный час под названием «Семья – как много в этом слове…»».(Слайд 1)

 

И начать его я хочу таким стихотворением:

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех.

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобой навсегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

Тема эта выбрана мною не случайно. 2024 год объявлен в России годом семьи!

Так что же такое семья? Вот  лишь несколько определений слова «семья», но все они имеют одно и тоже значение. (Слайд 2)

Семья – группа, основанная на кровном родстве, любви и ответственности.

Семья – общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства.

А вот какое определение дается слову семья в толковом словаре С.И. Ожегова:

Семья — группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплоченных общими интересами.

Как кратко и в тоже время ёмко.

Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Семья – это дом, папа и мама, близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл, фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, пытаемся создать свою собственную. Так уж устроен человек. (Слайд 3)

15 мая во всех странах  празднуется Международный день семей. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Но помимо этого, ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Это праздник посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.

Символом дня семьи считается ромашка. А как вы думаете, почему именно этот цветок? Потому что белая ромашка - символ любви, чистоты, верности. (Слайд №4)

 

Воспитатель: Семейные будни  - это тяжелый труд всех членов семьи. Здесь нужны: взаимовыручка и взаимопомощь, понимание и сострадание, поддержка и терпение и т.д.  Но помимо будней, есть в нашей жизни и праздники. Наряду с традиционными праздниками, которые празднует вся страна, у каждой семьи наверняка есть свои собственные. Давайте попробуем их вспомнить.(Ответы студентов)

 

Воспитатель: В крепкой и дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь друг другу  в силу своих возможностей. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

 

Воспитатель предлагается студентам пройти тест: «Незаконченное предложение» (Слайд 5)

Воспитатель: На слайде мы видим первую часть предложения, а я предлагаю вам закончить его.

- Моя семья - это…

(самое дорогое, что у меня есть, это люди, которые тебя любят)

- Мои родители - это…

(самые близкие и дорогие мне люди)

- Главное в семье – это…

(любовь и взаимопонимание)

- Радость в моей семье – это…

(когда мы собираемся все вместе)

- Мой дом – это…

(место, где мне хорошо и уютно, где меня любят и ждут)

- Мне хотелось бы, чтобы в моей семье

(никогда не случалось ничего плохого)

- Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это…

(чтобы дети были здоровы и счастливы)

- Я благодарен родителям за то, что

….(что они любят меня, заботятся обо мне)

Молодцы, справились с заданием.

 

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат листочки. Напишите в каждом прямоугольнике членов своей семьи и три-четыре вещи, которые они любят. (Студенты записывают, а потом зачитывают вслух). Так происходит знакомство студентов с семьями своих одноклассников.

Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о семейных традициях.

 (Слайд 6)

Я хочу познакомить вас с семейными традициями известных всему миру людей.

В семье Льва Николаевича Толстого самым любимым был праздник Новый год. К нему начинали готовиться уже в ноябре. Его жена Софья Андреевна, вместе с детьми мастерила новогодние игрушки на елку. Кроме обычных игрушек они изготавливали из картона тела куколок. Впоследствии, каждый член семьи должен был приготовить наряд для своей куклы, из пакли сделать волосы, разрисовать личико. В Новый год эти куколки дарились крестьянским детям. Особое место в жизни семьи писателя занимали маскарады или, как их тогда называли костюмированные балы для детей. Обычно их устраивали в святочные дни и в Крещение. Софья Андреевна шила для детей нарядные костюмы. Все взрослые члены семьи писателя обязательно участвовали в общем веселье.(Слайд 7)

В семье Марины Цветаевой в новогоднюю ночь устраивалась семейная лотерея. По правилам этой лотереи все новогодние подарки разыгрывались, правда, при желании обмен подарками разрешался. Повзрослев, Марина Цветаева часто вспоминала эту традицию и по возможности старалась устраивать лотерею для своих друзей.(Слайд 8)

 

В семье великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского традиционными были домашние чтения. Вечером вся семья усаживалась в гостиной и мать писателя Мария Федоровна – знакомила детей с творчеством Вальтера Скотта, Шекспира, Карамзина, Державина. А няня рассказывала детям сказки.(Слайд 9)

 

В семье родителей Антона Павловича Чехова очень популярны были музыкальные вечера. Все члены семьи играли на каком-нибудь инструменте. Позже, эту традицию Антон Павлович перенес и в свою семью. В небольшом имении под Воскресенском, где семья писателя на лето снимала дачу, в теплые летние вечера устраивались настоящие концерты. В Новый год в семье Чехова обязательно стряпали большой пирог, в котором запекали гривенник. Кому доставался кусок пирога с гривенником считался везунчиком.(Слайд 10)

 

Вопросы студентам:

·        Какая традиция вам понравилась больше всего?

·         Какую традицию вы бы хотели применить к своей семье?

 

А сейчас давайте послушаем о семейных традициях в ваших семьях. (Студенты рассказывают о своих семейных традициях)

Воспитатель: Много серьёзных слов было сказано о семье, а я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз».

Студентам предлагается ответить на вопросы, а потом сверить свои ответы с правильными, изображенными на слайдах.

 

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.(Слайд 11)

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)(Слайд 12)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).(Слайд 13)

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)(Слайд 14)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?

(о матрёшке). (Слайд 15)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).(Слайд 16)

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)(Слайд 17)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).(Слайд 18)

 

Воспитатель: продолжаем знакомится с вашими семьями с помощью игры, которая называется «Аплодисменты».

Встаньте, те:

- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!

-кого из вас назвали в честь кого-то из членов семьи?

Аплодисменты!

- кто скучает по родителям, уезжая из дома?

Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!

 

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что мы можем найти в семье:(Слайд 19)

 

Любовь и поддержка: Семья обеспечивает нам любовь и эмоциональную поддержку, которые необходимы для нашего благополучия. Мы чувствуем себя любимыми, и забота о нас создает чувство принадлежности и уверенности в себе.

Безопасность и защита: В семье мы находим физическую и эмоциональную безопасность. Мы знаем, что всегда можем положиться на членов семьи в трудные времена, и что они защитят нас от внешних и внутренних угроз.

Социализация и образование: Семья является первой социальной средой, где мы учимся общаться, развивать навыки социальной адаптации и усваивать базовые ценности и нормы поведения, знания и опыт. И родители играют важную роль в этом процессе.

Поддержка развития: В семье мы получаем поддержку нашего физического, эмоционального и интеллектуального развития. Она стимулирует нас к достижению целей, поддерживает наши интересы и помогает нам развивать свои способности и таланты.

Сохранение традиций и культурного наследия: Через семейные традиции и ритуалы мы узнаем о нашем культурном наследии. Семья передает нам знания о языке, обычаях, религии и истории, что помогает нам определить нашу идентичность.

Подготовка к жизни: Семья учит нас жизненным навыкам, таким как управление финансами, домашним хозяйством, уход за собой и решение проблем. Она помогает нам развить навыки самостоятельности и ответственности, необходимые для успешной адаптации во взрослой жизни. Семья имеет глубокое влияние на наше физическое и психическое здоровье. Исследования показывают, что люди, у которых сильные семейные связи, имеют более высокую степень счастья и удовлетворенности жизнью. Кроме того, семья может быть опорой во время стрессовых ситуаций, таких как болезнь, потеря близкого человека или финансовые трудности.

Воспитатель:Давайте посмотрим на примере Д.И.Менделеева, какую роль в его становлении как ученого сыграла его семья.

Особую роль в жизни Дмитрия Ивановича Менделеева и становлении его как ученого сыграла семья. Его отец был директором Тобольской классической гимназии. В год рождения Дмитрия отец ослеп и был вынужден выйти на пенсию. Все заботы о семье легли на плечи матери будущего ученого Марии Дмитриевны. Она разглядела в своем младшем (семнадцатом) ребенке способности к науке и сделала все от нее зависящее, чтобы сын смог развиваться в этой сфере. Вот отрывок письма Д.И. Менделеева к своей матери

«...Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной.., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами.., больше всего труд со всеми его горестями и радостями.., Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас... так много, хоть малым, быть может, последним, Вашу память почитаю. Учитель».

Жизненный путь Д.И. Менделеева является наглядным примером того, какую роль играет семья в жизни человека, насколько важна поддержка близких в развитии талантов и способностей растущего человека

 

Воспитатель: Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития. Посмотрите на слайд и выберите те ценности, которые вам ближе всего. (Студенты выбирают из предложенного списка те семейные ценности, которые важны для них). (Слайд 20)

 

Много сегодня сказано о семье, и я предлагаю вам совместно создать плакат «Счастье семьи»

Перед вами лежит лист ватмана, подойдите к нему, обведите свою ладонь и впишите внутрь слова, описывающие вашу семью.

Воспитатель: посмотрите, что у вас получилось? Как вы думаете, для чего мы это сделали? (ответы студентов)

Да, действительно, мы составили макет счастливой семьи.

 

Воспитатель предлагает студентам запомнить семейные заповеди и придерживаться их: (Слайд 21)

·       почитайте родителей, бабушек и дедушек

·       свято храните честь и достоинство своей семьи

·       любите свою семью и делайте её лучше

·       будьте  внимательными, чуткими и заботливыми

·       помогайте друг другу

·       любите свою Родину

 

Конкурс «Лотерея»

Воспитатель: Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Сейчас мы проведем лотерею и разыграем подарки для ваших семей. Студенты по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Потом получают подарки, согласно выпавшему номеру с пожеланиями.

 

А закончить наш классный час я бы хотела таким стихотворением:

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!(Слайд 22)

Берегите своих родных и близких!

Спасибо за внимание!

 


 

Конкурс профессионального мастерства среди классных руководителей «Классный руководитель года»

Конкурс профессионального мастерства среди классных руководителей «Классный руководитель года»

Классный час «Семья – как много в этом слове…»

Классный час «Семья – как много в этом слове…»

Списокиспользованныхисточников: · интернет ресурсы · толковый словарь

Списокиспользованныхисточников: · интернет ресурсы · толковый словарь

Воспитатель: Всем добрый день

Воспитатель: Всем добрый день

Символом дня семьи считается ромашка

Символом дня семьи считается ромашка

Студенты записывают, а потом зачитывают вслух)

Студенты записывают, а потом зачитывают вслух)

Воспитатель: Много серьёзных слов было сказано о семье, а я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз»

Воспитатель: Много серьёзных слов было сказано о семье, а я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз»

Аплодисменты! - кто любит свою семью, дорожит ей!

Аплодисменты! - кто любит свою семью, дорожит ей!

Особую роль в жизни Дмитрия Ивановича

Особую роль в жизни Дмитрия Ивановича

Родину Конкурс «Лотерея»

Родину Конкурс «Лотерея»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024