Сенсорное развитие детей.

  • Домашнее обучение
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опираясь на данные науки, о раннем детстве мы можем судить не с точки зрения его несовершенства, а с точки зрения его уникальности. В последние десятилетия человечество как будто заново открыло величайшую тайну младенчества, которая состоит в следующем: его слабость и несовершенство это по сути его сила, поскольку несовершенство есть безграничность возможностей духов- ного и физического совершенствования. Именно поэтому ранее детство считают стартовым периодом развития.
Иконка файла материала Сенсорное развитие детей..docx
2 СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Оглавление Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1.  Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста            1.1 Программы в дошкольном образовательном учреждении ………..3 Глава 2.    Сенсорное развитие детей раннего возраста            2.1  Особенности сенсорного развития детей двух лет ………………..5            2.2  Сенсорное воспитание детей третьего года жизни ………………. 7 Заключение ……………………………………………………………………...12 Список литературы …………………………………………………………...…14 Приложения  ……………………………………………………………………..153 Введение Опираясь на данные науки, о раннем детстве мы можем судить не с  точки зрения его несовершенства, а с точки зрения его уникальности. В  последние де­сятилетия человечество как будто заново открыло величайшую  тайну младенче­ства, которая состоит в следующем:  его слабость и  несовершенство это по сути его сила,  поскольку несовершенство  есть  безграничность возможностей духов­ ного и физического совершенствования.  Именно поэтому ранее детство считают стартовым периодом развития. Успешность  умственного,  физического,  эстетического воспитания в  зна­чительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть  от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На  этапе раннего детства ознакомление  со свойствами предметов   играет определяющую роль. Профессор  Н.М.Щелованов  называл ранний  возраст  «зо­ лотой порой» сенсорного воспитания. Глава  1.  Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста 1 Программы в дошкольном образовательном учреждении.Работа  по сенсорному воспитанию осуществляется в соответствии  с  про­граммой воспитания и обучения в детском саду под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа   «Кроха»   в   нашем   ДОУ    используется   как    пособие  по воспитанию,  обучению и развитию  до 3­х лет.   Авторы:   Т.Т. Григорьева,  Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. 4 Учебно­методическое пособие   «Развитие и обучение детей раннего  воз­раста в ДОУ».   Авторы: Е.С. Демина, Н.В.   Казюк, В.А.  Мануйлова и др.  Методическое   пособие   для дошкольных   образовательных   учреждений «Раннее   детство:   познавательное   развитие    10­3 года ».       Л. Н.  Павлова,  Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного  педагогического процесса в системе ДОУ. Цель  его состоит  в  формировании  сенсорных  эталонов  и   способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать  окружающий мир. Занятия  по сенсорному развитию проводятся с детьми в возрасте от 9  меся­цев и старше.  Число занимающихся  зависит от возраста  и степени   обученности. Наполняемость групп на занятиях по сенсорному развитию. Возраст ребенка (годы) Количество детей в группе 0 – 1  1 – 1,5 Индивидуально 2 – 31,5 – 2  2 – 3  4 – 5  6 – 8  Занятия по сенсорному развитию в раннем возрасте планируется не  менее 2 раза  в неделю.  Кроме того,   на протяжении всей недели  организуется дидактические   игры и упражнения по   сенсорному развитию.   Умения,  которые дети  приобретают, закрепляются  по развитию  речи,   ознакомлению  с окружаю­щим миром, изобразительной деятельности,  физическому развитию. 5 Глава 2. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 2.1 Особенности сенсорного развития детей двух лет. Специально созданные условия ­  в процессе проведения занятий и в  повседневной  жизни  –  позволяют обеспечить накопление разнообразных  зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный,  оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В  результате становится возможным формировать умение выделять  разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, звуки,  фактуру и т.п.Решая задачу совершенствования восприятия цветовых свойств  предметов я учила детей от 1 года до 1 года 6 месяцев различать два цвета:  красный и синий. На первом занятие я вносила красный лоток и красные  шарики, предлагала покатать шарики по столу, прокатить их с лотка. На  следующим занятии дети катали сини шарики по синему лотку. Каждый раз  особое внимание я обращала на цвет. Затем давала детям красные и сини  шарики в одной коробке, предлагала выбрать только сини: «Дай, Даша,  пожалуйста, синий шарик, покатай синий шарик ». При закреплении занятий о цвете проводила занятия с разными  предметами. Я приносила в коробке зеленые и желтые шарики и кольца,  давала детям коробочки такого же цвета, предлагала предметы желтого цвета положить в желтую коробочку, а красные в красную. Разложив предметы,  дети наглядно убеждались, что разные предметы могут быть одного цвета. Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми  пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая необходимую  мозаику или краску из двух­трех разновидностей («огоньки ночью»,  «листочки», «снег идет» и т.д.) 6 Знакомство детей с величиной – трудная задача, реализация которой  требует многократных упражнений и длительного закрепления. Детей в  возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев знакомила с резко контрастными  размерами предметов: большой – маленький. На первом занятии малыми  играми с большими и маленькими шариками, катали их по столу, затем по  моему предложению большие шарики складывали в большую корзину, а  маленькие – в маленькую.На следующем занятии был использован ящик, в стенах которого  сделаны большие и маленькие круглые отверстия (игра «Шароброс»). Дети по моему показу брали большой шарик и опускали его в большое окошко, затем я показывала, куда нужно опускать маленький шарик, приговаривая: «Большой  шарик кладем в большое окошко, маленький – в маленькое». Малыши  опускали в  отверстия то большие, то маленькие, то маленькие шарики; я  помогала найти соответствующие окошки. В играх с пирамидками упражняла детей в названии слов «большой»,  «маленький», вводила понятие «поменьше». Дети вместе со мной снимали  самое маленькое колечко, затем остальные, стараясь класть их на стол  последовательно. Надевать кольца на стержень ребенок начинал с большого  кольца. К 2 годам дети правильно собирали пирамидку из трех колец, башню  из пяти кубиков. Детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев учила различать резко  кон­трастные формы: шар, куб. Я вносила в одной коробке шары, в  другой ­   кубики, показывала их детям, называла, катала шарики по столу, прокатывала с лотка, каждый раз приговаривая: «Шарик гладкий, круглый, катиться».  Пыталась катать кубик по столу и прокатывалась с лотка. Дети видели, что  кубик оставался на том месте, где его положили. Я также пыталась сложить  шарики горкой – они раскатывались. Дети видели, что шарики таким образом  сложить нельзя. Малыши сами попробовали ставить шарики друг на друга, но  они тоже раскатывались. Из кубиков построили башню и убедились в том, что кубики можно ставить друг на друга. 7 Основными методами организации игр – занятий являются пробуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрешки, большие и маленькие,пирамидки, кубы­ вкладыши, доски с отверстиями разной величины, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки нужны для сенсорного развития: их  фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных  действий с ними удобны для игр – занятий с детьми раннего возраста. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за  формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев,  превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на небе  при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливых узоров мороза  на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних  ковров в садах, скверах, на клумбах и др.). Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе –  главное условие познавательного развития, правильной и быстрой  ориентировки в бесконечном меняющемся окружении, эмоциональной  отзывчивости, способно­сти  воспринимать красоту и гармонию мира. А  быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых  способностей человека, основ его полноценного развития. 2.2 Сенсорное воспитание детей третьего года жизни. Ребенок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать  впечат­ления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов.  Накоп­ ленный сенсорный опыт, т.е. представления о величине, цвете, форме,  положении в пространстве и т.п. связывается с конкретными предметами и  явлениями.8 Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного  восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и  мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только  крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная – домик; овальная – яйцо,  огурец и т.д. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать  сенсорное свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на  голубом фоне – «снег идет», «зайчики прыгают»; желтое пятно  ­ это «  солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву,  листья и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно  широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность, в той или  иной мере сформированная у ребенка третьего года жизни, в основном  направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов,  издаваемых ими звуков, соотнесения частей. Дальнейшее сенсорное развитие ребенка происходит, как и ранее, в ходе специальных игр – занятий, но в значительно большей степени, чем раньше, в  повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту, в процессе практических  действий с предметами и наблюдений. Ребенок учится соотносить свойства и  положения в пространстве одних предметов с теми же характеристиками  других, выделять общее в предметах и явлениях. Действуя с предметами, он  учитывает их свойства, положение в пространстве, пытаясь изобразить это  доступными ему средствами ( элементы строительного набора, мозаики,  краски, фломастеры, карандаши и т. п.). Игровые строительные наборы используются детьми в сюжетно –  ролевых играх. Комбинирование различных форм (кубов, кирпичиков, призм,  пластин и т.д.) позволяет детям сооружать также постройки, в которых  своеобразно отражаются впечатления окружающего мира.Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет,  очень сложный и трудный процесс, формирование которого заканчивается  только к пяти годам.    9 Чтобы убедится в том, правильно ли ребенок третьего года употребляет слова – названия цвета, предлагают ему следующее задание. Положу перед ребенком два кубика красного и зеленого цвета на  расстоянии 12 – 15 см один от другого (красный – слева от него, а зеленый –  справа). Скажу ребенку, указав на красный кубик: «Это красный». Указав на  зеленый кубик: «Это зеленый». Затем прошу ребенка показать, где красный, и  дать его мне (результат оцениваю плюсом или минусом). Ребенок может дать кубик лежащий справа, проявляя классический  пример праворукости. Меняю местами кубики, лежащие перед ребенком (красный – справа, а  зеленый слева). Спрашиваю ребенка: «Где зеленый?» Ребенок снова может  показать, а затем дать мне лежащий красный кубик. Если ребенок два раза подряд дает предмет, лежащий справа, значит, он не ориентируется в словах – названиях цвета, хотя и может их произносить и  даже иногда правильно соотносить с цветом конкретного предмета, но вслед  за взрослым или другими детьми. Часть детей правильно находит и показывает и красный, и зеленый  кубики. В этом случае занятие продолжается. Поменяв местами кубики, снова спрашиваю малыша: «Где зеленый?» Если ребенок правильно показывает  предмет заданного цвета, то это достаточно хороший уровень. У многих при  неправильном ответе наблюдается феномен поочередного манипулирования  предметами, без  ориентировки на слово – название: при первом предъявленииони указывают на красный, при втором – на зеленый, при третьем – снова на  красный. И, наконец, в четвертый раз меняю местами кубики, разместив, красный  справа, а зеленый слева. Предлагаю ребенку показать красный кубик. Если все четыре раза он показал положительный результат, то он действительно знает и правильно употребляет слова – названия (этих цветов). Если же ребенок допустил хоть одну ошибку, то есть все основания  сомневаться в том, что он знает названия цвета: ведь из трех правильных  ответов какие – то таковыми могут оказаться случайно. 10 Данный пример свидетельствует о том, насколько сложен процесс  выявления умения детей правильно пользоваться словами – названиями. Для прочного усвоения о цвете были проведены игры: «Найди пару»  (рукавичку такого же цвета, матрешку в таком же платочке), «Подбери  шарфик к шапочке» и др. Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста  имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом  отводится таким методам, как сотрудничество с взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом  к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному  ана­лизу свойств. Расширяя знания детей о форме, детям предлагала из двух разных форм выбрать одну, разложить предметы в соответствующие коробки. Я задавала  вопросы, побуждающие детей называть форму. Например, на одном из  занятий была организована игра «Найди предмет». Я разместила на столах в  разных местах группы шарики, кубики и кирпичики, затем называла форму, а  вызванный ребенок находил и показывал детям.Для закрепления знаний о форме проводила и другие игры:  «Занимательная коробка» (в ее стенах имелись отверстия круглой,  квадратной и прямоугольной формы), «Найди форму» (дети из круглых форм  выкладывали по контору пирамидку, неваляшку, из квадратных – башенку, из  прямоугольных – машину). Продолжая знакомить детей с величиной, учила их не только понимать,  различать, но и называть промежуточную величину, знакомила с понятиями:  «самый большой», «поменьше», «еще меньше», «самый маленький». Давая  детям одноцветные пирамидки с разными по величине кольцами (сначала  тремя, а затем и четырьмя), я добивалась, чтобы малыши собирали пирамидку по убывающей величине. Если кто­то из детей затруднялся выполнить  задания, я предлагала наложить одно кольцо на другое, обвести его пальцем и  выбрать большее. Этот прием побуждает к активным действиям: надо  внимательно присмотреться, сравнить, подумать. После этого как малыши  научились последовательно  11 надевать кольца, шарики на стержень, ставить кубы друг на друга по  убывающей величине, на занятия вносила трех ­ четырехместные сборно­ разборные игрушки:  матрешки, яички, цилиндры, коробочки. Вначале детям предлагала вынуть меньшую коробочку – желтую, затем  коробочку побольше – синюю, еще больше – красную и сложить в  определенной последовательности в зеленую. Далее задание усложняю: давая. коробочки с крышками и добивалась,  чтобы ребенок правильно подобрал крышку к каждой коробочке. Те же  действия дети выполняли со сборными яичками. Занятия с матрешками  проводила по такому же принципу, но ребенка учила определять верх и низ  матрешки. Для закрепления знаний использовала игру «Разложи разные  предметы по величине»: в общую коробку клала большой и маленькийшарики, большую и маленькую матрешки, большую и маленькую пирамидки,  большое и маленькое яички. Затем я предлагала детям все большие предметы  положить в одну коробку, а маленькие – в другую. Если ребенок ошибался, я  советовала внимательно посмотреть, подумать, помогала исправить ошибку,  поощряла. Постепенно у детей формировались представления о том, что  большими могут быть предметы разные и одинаковые по внешнему виду и  цвету. 12 Заключение В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей  раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки,  свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:  ­ дети успешно выделяют и учитывают веет, форму, величину и другие  признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;­ группируются в соответствии с образом предметы по цвету, форме,  величине и другим при выборе из четырех разновидностей в период от 2 до 2  лет 3 месяцев и старше; ­ соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при  выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо  четыре разновидности формы и т.п.); ­ узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,  имеющий характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в  пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошка и котенка ( с  2 лет – 2  года 3 месяцев);  ­ активно используют «определенные» слова – названия для обозначения формы (кирпич, мяч, крыша, яйцо, огурец) цвета ( трава, апельсин, помидор,  цыпленок, небо и др.) ( с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев); ­ отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития  самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски – «кирпичики или  кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в  соответствии с цветом их одежды); ­ начинают активно пользоваться общепринятыми  словами –  названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может  называть и желтый, и зеленый предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет). Большое  значение в решение поставленных задач имеют подготовка  воспитателя к занятиям. Заранее уточнялось, какой материал  нужно внести в  группу, как его расположить, предварительно проигрывали все действия с  предметами. 13 На всех занятиях при внесении материала использовались игровые  моменты: игрушки, приносила кукла, мишка или привозила лошадка, машина.  Это вызывало у детей интерес, повышала их активность.В свободное пользование детям давала цветные пирамидки,  трехместные матрешки, яички, сборные цилиндры, коробочки с крышками  разного цвета и величины, занимательные коробки, деревянные бусы, мозаику, дидактический стол. Игры «Застежка», «Шнуровка» способствуют развитию  мелких мышц рук, помогают знакомить детей с качеством материала: дерево  – твердое, ткань – мягкая. Вся работа ведется совместно с родителями. На первом родительском  собрании познакомила мам и пап с задачами, стоящими перед нашим  коллективом. На следующим собрании обсудила вопрос «значение  предметной деятельности в воспитании детей раннего возраста». Заранее  оформили выставку игрушек, подготовили  рекомендации для родителей –  какие игрушки приобрести, где их расположить, как оформит игровой уголок  дома. В результате почти во всех семьях  были оборудованы игровые уголки,  где находились сборно – разборные игрушки, строительный материал,  маленькие дидактические столы. 14Список литературы 1 2 3 4 5 Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском  саду». М ., Мозаика – Синтез, 2005. Григорьева Г.Г. «Кроха» пособие по воспитанию, обучению и  развитию детей до трех лет. М., Просвещение, 2004. Демина Е.С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в  ДОУ». Учебно­методическое пособие. М., творческий центр,  2005. Павлова Л.Н. Ранее детство: познавательное развитие.  Методическое пособие. М., Мозаика – Синтез творческий  Центр Сфера, 2003. Сиреникова З. Сенсорное воспитание детей в процессе  предметной деятельности. Дошкольное воспитание, 1982 № 1115 Приложение А Занятие Прокати мяч в ворота ( для детей 1,5 – 2 лет) Цели:  1 Закреплять представления о размерах предметов ( большие, маленькие). 2 Учить соотносить предметы по величине (большие мячи – в широкие  ворота, маленькие мячи – в узкие ворота). 3 Активизировать слова «большой», «маленький», «много». 4 Познакомить со словами. Обозначающими величины предметов  «широкие» и «узкие». 5 Учить внимательно, слушать педагога, действовать в соответствии с его указаниями, воспитывать выдержку, умение выполнять действия  поочередно. Оборудование: 1 Ворота для мячей, одинаковые по высоте, но разные по ширине  (широкие и узкие); 2 Мячи одного и того же цвета, но разные по величине ( большие,  маленькие), по 1 – 2 на каждого ребенка.Ход занятия. Воспитатель (усаживает детей на стульчики полукругом). Ребята, сегодня на занятии мы будем играть с мячами. Посмотрите что  у нас  есть. (Показывает ворота для мячей). Это ворота. Одни ворота широкие, а другие  ворота узкие. (С начала показывает на широкие. Затем на узкие ворота).  А    что у нас лежит в корзине? 16 Дети. Мячи . Воспитатель. Скажи, Саша что лежит в корзине? Саша отвечает. Воспитатель. (Предлагает каждому из детей повторить ответ.) Молодцы  ребята, правильно сказали, в корзине лежат мячи. Сколько мячей в корзине?  Дети. В корзине много мячей. Воспитатель. Давайте скажем:   «Много мячей». Дети поочередно, в зависимости от уровня развития речи, повторяют либо все предложение, либо словосочетание, либо словосочетание «много мячей», либо одного слова «много». Ребята, а какого цвета мячи? Дети. Красные мячи.  Воспитатель. Саша, какого цвета мячи? Ребенок отвечает. Аналогичные вопросы задаются каждому из детей. Посмотрите, у нас мячи разной величины: есть маленькие, а есть большие. (С  начала показываются маленький, затем большой мячи). Саша. Это какой мяч по величине?Вопрос задается каждому ребенку. Если дети затрудняются в  самостоятельном ответе, то воспитатель сам называет величину мяча и  предлагает ребенку повторить слово или словосочетание. В зависимости от  его уровня развития речи. Например : «Оля, это какой мяч по величине?  Это  большой мяч ». Молодец, это большой мяч; «Женя, скажи, это какой мяч по  величине. Это маленький мяч. Повторите: «Маленький мяч». Молодец, это  маленький мяч» и т.д. Ребята, давайте поиграем с мячами. Большие мячи будем прокатывать в  широкие, а маленькие – в маленькие ворота. Саша, выбирайте, какой ты  прокатишь мяч. Какой это мяч по величине? 17 Саша. Большой мяч. Воспитатель. Правильно, это большой мяч. В какие ты ворота его прокатишь? Ребенок показывает ворота. Правильно, большой мяч мы прокатим в широкие ворота. Ребенок прокатывает мяч прокатим в широкие ворота. Ребенок прокатывает мяч и садится на место.  Женя, возьми маленький мяч. Какой по величине мяч ты взял? Женя. Маленький мяч. Воспитатель. Правильно, это маленький мяч. В какие ты ворота его  прокатишь? Ребенок показывает ворота. Правильно, маленький мяч мы прокатим в узкие ворота. Молодец.Последовательность проведения игр­занятий с детьми второго года Тема занятия Основная дидактическая Количество игр­ жизни 1 Знакомство с формой,  цветом предметов Нанизывание колец на  стержень Проталкивание  предметов одинаковой  формы в соответствую­ щие отверстие Нанизывание колец на  цилиндрическую и  коническую основы Складывание матрешек  Раскладывание  однородных предметов  задача 2 Накопление сенсорного  опыта Накопление зрительно­ осязательных впечатлений Соотнесение по форме Накопление зрительно­ осязательного опыта Накопление зрительно­ осязательных впечатлений Группирование по   величине занятий 3 3 2 1 3 2 2 Минимальный возраст детей 4 1 год 1год – 1 год 2 мес. 1год 2 мес. 1год 2мес. – 1год 3мес. 1 год 3мес. 1год 3 мес. – 1 год 4 мес.разной величины на две  группы Раскладывание  однородных предметов,  контрастных по  форме,  на две группы Раскладывание  однородных предметов,  похожих по форме, на  две группы Размещение  вкладышей  разной величины в  соответствующих  отверстиях Размещение контрастных по форме вкладышей в  отверстия  соответствующей формы Размещение похожих по  форме вкладышей в  отверстиях   соответствующей формы Раскладывание  однородных предметов,  контрастных по цвету, на две группы Раскладывание  однородных предметов,  похожих по цвету, на две группы Группирование по форме Группирование по форме Соотнесение по величине Соотнесение по форме Соотнесение по форме Группирование по форме Группирование по форме 1 1 2 1 1 1 1 1год 5 мес. 1год 6 мес. 1год 7мес. – 1гд. 8мес. 1год 9 мес. 1год 9 мес. 1год 10 мес. 1год 10 мес. Последовательность проведения игр­занятий с детьми третьего года жизни Основная дидактическая задача Количество занятий Минимальный возраст детей 2 Соотнесение по величине  и форме Соотнесение по  форме 3 1 1 4 2 года 2 года Тема игры ­ занятия 1 Соотнесение предметов  двух заданных форм и  величин при выборе из  четырех Соотнесение предметов  двух заданных форм  при выборе из четырехРаскладывание  однородных предметов  разного цвета на две  группы Размещение грибков  двух цветов в отверстиях столиков  соответствующего цвета Соотнесение предметов  двух заданных форм  при выборе из четырех Выкладывание цветной  мозаики на тему:  «Курочка и цыплята» Выкладывание мозаики  на тему: «Домики и  флажки» Рисование на тему:  «Огоньки вечером» Рисование красками на  тему: «Апельсин» Выкладывание  мозаики  на тему: «Ёлочки и  грибочки» Выкладывание  мозаики  на тему: «Гуси с  гусятами» Рисование красками на  тему: «Листья деревьев» Рисование красками  Рисование красками на  тему: «Одуванчик и жук  на лугу» Изготовление бус Нанизывание больших и  маленьких бус Нанизывание бусин  разной формы Нанизывание бусин  разной формы Группирование по цвету Соотнесение по  форме Соотнесение по  форме Обозначение с помощью  цвета свойств предметов Обозначение с помощью  цвета свойств предметов Обозначение с помощью  цвета свойств предметов Изображение с помощью  цвета свойств предметов Изображение с помощью  цвета свойств предметов Изображение с помощью  цвета свойств предметов Изображение с помощью  цвета свойств предметов Изображение с помощью  цвета признаков  предметов Изображение с помощью  цвета свойств и признаков  предметов Группирование по цвету Чередование по величине Чередование по форме Чередование по цвету 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2года 1 мес. 2 года 1 мес. 2 года 2мес. 2года 2мес. 2года 3мес. 2года 4мес. 2года 4мес. 2года 5мес. 2года 5мес. 2года 6мес. 2года 9мес. 2года 10мес. 2 года 6 мес. 2года 7мес. 2года 8 мес. 2года 9 мес. Дорогие родители! Мы будем очень признательны, если Вы заполните нашу анкету. Как долго Ваш ребенок (дети)                                ­ менее 6 месяцев ___________________ Посещает наше дошкольное учреждение?            ­ от 6 месяцев до года ________________­ от 1 года до 2 лет __________________                                                                                     ­ более 2­х лет ______________________ Сколько лет Вашему ребенку (детям)? ______________________ 1. Получаете  информацию о :                                                                      ДА I  НЕТ  I  НЕ  ЗНАЮ I А) целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и    воспитания Вашего ребенка.                                                                        ____   ____      _________ Б) режим работы дошкольного учреждения (часах работы, праздни­ ках, нерабочих днях).                                                                                    ____   ____      _________ В) питании (меню)                                                                                         ____   ____      _________ 2. В дошкольном учреждении проводится специальная работа по  адаптации детей (беседа с родителями, возможность нахождения  их в группе в первые дни посещения ребенком дошкольного  учреждения и т.д.).                                                                                          ____   ____     _________ 3. Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы,  касающиеся пребывания ребенка в дошкольном учреждении  (дисциплины, питания, гигиенических процедур и т.п.).                           ____  ____      _________ 4. Родители имеют возможность присутствовать в группе,  участвовать в экскурсиях с детьми.                                                              ____  ____      _________ 5. Родители получают информацию о повседневных происшествиях  в группе, успехах ребенка в обучении и т.п. (информационный  стенд, устные сообщения сотрудников).                                                     ____   ____     _________ 6. Родителей информируют о травмах, изменениях в состоянии  здоровья ребенка, его привычках в еде и т.д.                                             ____   ____      _________ 7. Родители имеют возможность обсудить вместе сотрудниками  успехи детей на  совместных собраниях (не реже 1 раза в год.).             ____   ____       _________ 8. Сотрудники дошкольного   образовательного учреждения  интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей  (беседы, анкетирование).                                                                              ____   ____       _________ 9. Вас лично удовлетворяет уход, воспитание и обучение  (оздоровление, развитие способностей и т.д.), которые получает  Ваш ребенок (дети) в дошкольном учреждении.                                        ____   _____     _________ 10. Вы лично чувствуете, что сотрудники дошкольного учреждениядоброжелательно относятся к Вам и вашему ребенку(детям).                 ____   _____     _________ Если хотите, пожалуйста, добавьте любые комментарии о работе дошкольного учреждения  и возможных изменениях в ней. _____________________________________________________________________________ ____ _____________________________________________________________________________ ____ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________                  Благодарим за помощь. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (социальная)                                                                                                     № группы ________________ 1. Ф.И.О. ребенка, год рождения ______________________________________________________ 2. Состав семьи ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 3. Какай ребенок по счету в семье ____________________________________________________ 4. Мать ___________________________________________________________________________ Ф.И.О., год рождения _______________________________________________________________ Образование, специальность _________________________________________________________ Место работы ______________________________________________________________________ 5. Отец ___________________________________________________________________________ Ф.И.О., год рождения _______________________________________________________________ Образование, специальность _________________________________________________________ Место работы ______________________________________________________________________ 6. С кем ребенок проживает __________________________________________________________ 7. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни _____ __________________________________________________________________________________ 8. Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношения с ними _____________________________ __________________________________________________________________________________ 9. К какому из членов семьи ребенок больше привязан ___________________________________ __________________________________________________________________________________ 10. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес __________________ __________________________________________________________________________________ 11. Основные виды игр и занятий дома_________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 12. Какие игрушки любит, кто их убирает ______________________________________________ __________________________________________________________________________________ 13. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто _______________________________ __________________________________________________________________________________ 14. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье _________________________________________ __________________________________________________________________________________ 15. Есть у ребенка привычки:­ засыпает на руках _________________________________________________________________ ­ засыпает при укачивании ___________________________________________________________ ­ сосать пальцы, соску _______________________________________________________________ ­ пить из бутылочки ________________________________________________________________ 16. Как ребенок относится к режимным процессам (хорошо, спокойно, отрицательно). Уточните отдельные моменты: ­ укладывание на сон ________________________________________________________________ ­ кормление _______________________________________________________________________ ­ умывание ________________________________________________________________________ ­ одевание _________________________________________________________________________ ­ туалет ___________________________________________________________________________ 17. Как Вы поощряете ребенка: а) за хорошие поведение, б) за послушание __________________ __________________________________________________________________________________ 18. Как Вы наказываете ребенка, если он не слушается ___________________________________ __________________________________________________________________________________ 19. Единодушны ли члены семьи в выражении: ­ поощрений _______________________________________________________________________ ­ наказаний ________________________________________________________________________ ­ запрещений ______________________________________________________________________ ­ разрешений ______________________________________________________________________ 20. Ваши предложения и пожелания по организации приема в дошкольное учреждение  ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение № 235 Для определения  готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза составляется   карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. В которой фиксируется  ответы родителей во время беседы с воспитателем. Результат баллируется. По позициям  (вопросам) выводится средний балл и делается прогноз адаптации: Готов  к поступлению в ДОУ 3 – 2,5 бал. – легкая адаптация Условно готов 2,5 – 2 бал. – средняя адаптация Не готов 1,9 – 1 бал. – усложненная адаптация Воспитатель определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает  родителям рекомендации. Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение Фамилия, Имя ребенка_______________________________                                 Возраст _________________ Вопросы родителям 1. Какое настроение преобладает у малыша? Бодрое Параметры 2. Как засыпает малыш? Раздражительное Подавленное Быстро (до 10 мин) Медленно Спокойно  Не спокойно Баллы 3 1 1 3 2 3 23. Какова длительность сна? 4. Каков аппетит у малыша? 5. Как относится малыш к высаживанию на  горшок? 6. Просится ли малыш на горшок?  7. Проявляет ли малыш интерес к  игрушкам? 8. Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых? 9. Может ли малыш без посторонней  помощи найти себе занятия? 10. Проявляет ли малыш инициативность во  взаимоотношениях со взрослым? 11. Проявляет ли малыш инициативность во  взаимоотношениях с детьми? 12. Адекватен ли малыш к оценке своей  деятельности взрослыми? 13. Как была перенесена малышом разлука с  близкими? (если имеется такой опыт) 14. Имеет ли место аффективная  привязанность к кому­либо из взрослых? 10ч. 30мин. Ночной сон 2ч. 20 мин. Дневной сон Не соответствует возрасту Хороший  Избирательный Плохой  Положительно Отрицательно  Просится  Не просится, но бывает сухой Не просится ходит мокрый Проявляет Проявляет иногда Не проявляет Проявляет Проявляет иногда Не проявляет Да  Нет Вступает в контакт по  собственной инициативе Сам не вступает в контакт Вступает в контакт по  собственной инициативе Сам не вступает в контакт Да Нет не всегда Нет  Легко  Тяжело  Да  Нет  3 3 3 1 3 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 1 3 2 3 2 3 2 1 3 2 1 3 Памятка для родителей. 1 2 3 Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую  атмосферу. Установите четкие требования к ребенку и будьте   последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы.4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 формируйте у ребенка навыки самообслуживания личной  гигиены. поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг  общения со взрослыми. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его  внимательно. Если Вы увидите, что ребенок что­то делает, начните  «параллельный разговор» (комментируйте его действия). говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в  разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте  простые и понятные объяснения. Спрашивайте у ребенка: «что ты делаешь?». Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у  него были новые впечатления. Занимайтесь с ребенком совместной творческой  деятельностью: играйте, лепите, рисуйте… Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу. Радуйтесь вашему ребенку !!!