Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)
Оценка 4.8

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
русская литература +1
Взрослым
27.03.2018
Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)
Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Есенин.doc
Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной) Широкий   интерес   к   жизни   и   творчеству   Есенина   поражает отечественных   и   зарубежных   исследователей.   «Его   знают   даже   те   люди, которые никогда есенинских стихов не читали, да и вообще никаких стихов не читают... Короткая, бурная и печальная жизнь Есенина многих поразила, и об этой  жизни  стали  слагаться  легенды», –  писал   в  1929  году  поэт   русского зарубежья Г. Адамович. Детство и юность.  С. Есенин родился  21  сентября (3 октября)  1895 года «в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове...» – как написал он сам в автобиографии. Здесь прошло его детство, сюда он многократно приезжал, став известным  поэтом. Название села «Константиново» не встречается в его произведениях, но когда он пишет: «Вспомнил я деревенское детство, | вспомнил я деревенскую синь...», сразу понятно, о каком месте на земле идет речь. Его отец, Александр Никитич, служил в Москве в лавке, дома бывал только   наездами.   Раннее   детство   Есенина   прошло   у   деда   и   бабки   по материнской линии. По воспоминаниям поэта, детство было беззаботным, не отягощенным  крестьянским  трудом. В автобиографии 1924 года он писал: «Часто   собирались   у   нас   дома   слепцы,   странствующие   по   селам,   пели духовные стихи...» Поэзией Есенин заинтересовался уже в детстве: «Пробуж­ дение  творческих  дум  началось   по  сознательной  памяти  до  8 лет...  Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка, она рассказывала сказки». Велика роль народного творчества в становлении будущего поэта. «...Есенин любил пение   матери.   Уже   в   зрелые   годы   он   с   большой   радостью   слушал   ее   и   в Константинове,   где   она   постоянно   жила,   и   в   Москве,   куда   изредка наведывалась. ...Споет она, – вспоминала писательница Софья Виноградская, – а он говорит: "Вот это песня! Сестры так не умеют, это старая песня"». Неслучайно одну из своих первых книг Сергей Александрович хотел назвать «Рязанские побаски, канавушки и страдания». В   1904   году   Есенин   поступил   в   земское   четырехклассное   училище, затем   окончил   второклассную   учительскую   школу   в   селе   Спас­Клепики. «Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель», – вспоминал поэт. К этому   времени   относятся   его   первые   сохранившиеся   стихи.   Лето   Есенин проводил   в   Константинове,   бывал   в   доме   священника   Ивана   Попова,   в котором   собиралась   учащаяся   молодежь;   посещал   имение   помещицы Л.И.Кашиной, которая стала прототипом Анны Снегиной. Он был сердечно привязан к своей семье, любил младших сестер Екатерину и Александру. Есенин   часто   бывал   в   Москве,   там   познакомился   с   творческой интеллигенцией, начал писать стихи. Весной 1912 года поэт приехал в Москву. «Есенин пришел из деревни не крестьянином,   а   в   некотором   роде   деревенским   интеллигентом»   (А.В. Луначарский). Однако судьба уготовила ему службу в мясной лавке, конторе книгоиздательства   «Культура»,   затем   в   типографии   И.   Д.   Сытина.   Есенин сблизился   с   революционно   настроенными   рабочими,   начал   интересоваться общественными вопросами, встречаться с социал­демократами, участвовать в организации   их   собраний,   распространять   литературу.   В   письмах   Сергея Александровича отразились его напряженные духовные искания. Он мечтал идти   по   пушкинским   стопам.   «Хочу   писать   "Пророка",   в   котором   буду клеймить   позором   слепую,   увязшую   в   пороках   толпу...   Отныне   даю   тебе клятву,   буду   следовать   своему   "Поэту".   Пусть   меня   ждут   унижения, презрения и ссылки», – писал он в письме другу, земляку Г.А. Панфилову. Одновременно проявлялись его религиозные настроения: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство»,   –   сообщал   он   Панфилову.   С.   Есенин   учился   на   историко­ философском   отделении   Народного   университета   им.   А.Л.   Шанявского; пытался публиковать свои стихи в московских журналах. Первой   публикацией   С.   Есенина   считается   стихотворение   «Береза», напечатанное   в   детском   журнале   «Мирок»   и   подписанное   псевдонимом Аристон.   Откуда   этот   псевдоним?   Возможно,   из   стихотворения   Г.   Р. Державина «К лире», в котором поэт осуждал людей черствых, равнодушных. Ранние   стихотворения   Есенина   разнообразны   по   тональности   и настроению,   в   них   изображен   яркий   мир   родной   природы.   В   его   лирике переплетаются  два начала – языческое и христианское. Есенин разделял и идеи   пантеизма   (учение,   отождествляющее   Бога   с   природой   и рассматривающее природу как воплощение божества). Обращаясь к природе, поэт общался с Богом: «Позабыв людское горе, | … | Я молюсь на алы зори, | Причащаюсь у ручья» («Я пастух; мои палаты...», 1914). Так поэт отождествлял  церковную службу с жизнью природы. В его стихах присутствует много церковной лексики: «И под плач панихид, под кадильный канон, | Все мне чудился тихий раскованный звон» («Подражанье песне», 1910); «Троицыно утро, утренний канон, | В роще по березкам белый перезвон...» (1914). Лирический   герой   настроен   романтически,   он   мечтает   о   чистой   и светлой любви: «Залюбуюсь, загляжусь ли | На девичью красоту, | А пойду плясать   под   гусли,   |   Так   сорву   твою   фату».   Здесь,   как   и   в   других произведениях Есенина, просматривается фольклорное начало («Подражанье песне», 1910; «Хороша была Танюша, краше не было в селе...», 1911; «Песня старика разбойника», 1912; и др.).  Лирический   герой   –   восторженный   наблюдатель   природы,   любящий Русь, все живое. В 1910 году С. Есенин написал стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...».  Необычные метафоры первых строк стихотворения раскрывают   яркую   гамму   переживаний   лирического   героя.   Его   любовь   и радостное чувство находятся в определенной дисгармонии с природой: «Пла­ чет где­то иволга, схоронясь в дупло. | Только мне не плачется – на душе светло».   Этот   свет   души,   хмельное   безрассудство   не   видит   опасности,   не думает   о   будущем:   «Зацелую   допьяна,   изомну,   как   цвет,   |   Хмельному   от радости пересуду нет». В стихах С.Есенина рисуется деревенское приволье, неисчерпаемая в своей   красоте   жизнь   природы.   В   них   есть   зарисовки,   напоминающие лирические   этюды  («В  хате»,   «Пороша»,   «Береза»,   «Сыплет   черемуха снегом...» и др.). Любовь   к   природе,   деревне,   животным   –   это   составляющие   аспекты любви к родине, к России: «Край любимый! Сердцу снятся | Скирды солнца в водах лонных. | Я хотел бы затеряться | В зеленях твоих стозвонных» (1914); «Край ты мой заброшенный, | Край ты мой, пустырь. | Сенокос некошеный, | Лес   да   монастырь»  (1914).  Откуда   берется   это   чувство   и   чем   оно поддерживается,   сам   поэт   сказать   не   может:   «Но   люблю   тебя,   родина кроткая! | А за что — разгадать не могу...» («Русь»). Появляются   у   Есенина   и   стихи­размышления   о   жизни,   добре,   зле, любви.   Основная   их   идея   –   искренняя   любовь   к   ближнему,   непоказная христианская добродетель. Шел господь пытать людей в зачерствелую пышку.  любови,  Выходил   он   нищим   на кулижку.  Старый дед на пне сухом, в Увидал дед нищего дорогой,  На тропинке, с клюшкою железной,  И подумал: «Вишь, какой убогой, –  Знать,   от   голода   качается, дуброве,  болезный».  Жамкал   деснами Подошел господь, скрывая скорбь и муку:  Видно,   мол,   сердца   их   не И сказал старик, протягивая руку:  «На,   пожуй...   маленько   крепче разбудишь...  будешь». («Шел господь пытать людей в любви...», 1914) В   1914  году   С.Есенин   создал   стихотворение   «Марфа   Посадница»,   в котором отразилась ситуация военного времени. Стихотворение «Русь» (1914), пожалуй, самое драматичное, социальное произведение   С.Есенина.   Поэт   изобразил   империалистическую   войну   через слезы   и   боль   матерей,   которые   испытывали   тяжесть   войны.   Народные приметы, обрядовые детали, лексика, психологические детали помогли поэту точно и ярко воспроизвести русскую деревню, погруженную «в сумерки мгли­ стые». «Я,   при   всей   своей   любви   к   рязанским   полям   и   к   своим   со­ отечественникам,   всегда   резко   относился   к   империалистической   войне   и воинствующему патриотизму. Этот патриотизм мне органически чужд. У меня даже были неприятности из­за того, что я не пишу патриотических стихов на тему "гром победы раздавайся!"» – писал С.А.Есенин в «Воспоминаниях». Поэзия 1915 —1916 годов.  В  марте  1915  года С. Есенин приехал в Петроград, «к Блоку» – «первому поэту России», чтобы прочитать ему свои стихи.   А.   Блок   оценил   их   так:   «...Стихи   свежие,   чистые,   голосистые, многословный   язык...»   Есенин   вошел   в   литературную   группу   «Краса», участники   которой   стремились   к   возрождению   национальной   старины, обращались к мифологии, поэзии, быту русской деревни. Он познакомился и сблизился с Клюевым, уже известным поэтом. Позднее Есенин вспоминал об этом   периоде   своей   жизни:   «Стихи   я   начал   писать   рано,   лет   девяти,   но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице» <...>. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городец­ кий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз я видел живого поэта, Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. Начала   складываться   группа   новокрестьянских   поэтов,   про­ тивопоставляющая себя поэтам из интеллигенции. В 1915 году С. Есенин издал первый печатный сборник «Радуница», в котором   были   разделы   «Русь»   и   «Маковые   побаски».   Критика   активно откликнулась на сборник поэта, подчеркивая, что «для Есенина нет ничего дороже Родины», что поэт любит ее и «находит для нее хорошие, ласковые слова»;   также   отмечали   задушевность   и   естественность   лирики   Есенина. «...На всем его сборнике лежит прежде всего печать подкупающей юной непо­ средственности...   Он   поет   свои   звонкие   песни   легко,   просто,   как   поет жаворонок», – отмечала З.Бухарова. Для   Есенина   тема   деревни   была   большой   общенациональной   и патриотической   темой.   Ему   было   свойственно   обостренное   чувство   долга перед родиной и осознание вины перед народом. Современники   поэта   находили   в   его   творчестве   свежесть   и   лиризм, живое ощущение природы, образную яркость, метафоричность и узорчатость стиха, т.е. поиски в области формы, что позже привело поэта к имажинизму. Одна из ранних поэм С. Есенина, «Русь», написана в разгар затяжной войны,   народных   бедствий.   Поэт   рисовал   не   только   бессильную   и   нищую Россию, он предполагал, что ее ждет иное будущее, и призывал: «О Русь, взмахни крылами...». Служба в армии в Петрограде, в Царском Селе обогатила опыт поэта. В июле 1916 года на концерте для раненых в царскосельском лазарете он читал свои стихи в присутствии императрицы и членов царской семьи. Среди   стихотворений  1915  —1916  годов   уже   есть   подлинные лирические шедевры. Например, «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916).  Интонации,   ритм,   язык,   инструментовка   стиха   передают   оттенки внутреннего состояния героя, его душевную нежность. В   предреволюционной   лирике   поэта   преобладает   тема   молитвенной, страннической Руси («Тебе одной плету венок...», «Запели тесаные дроги...»). Осторожно,   но   уверенно   проступают   приметы   другой   России,   по   которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива...», «Синее небо, цветная   дуга...»).  Лирический   герой   Сергея   Есенина   меняется   от   одного произведения   к   другому   –   то   «нежный   отрок»,   «смиренный   инок»,   то «грешник»,  «бродяга   и   вор»  («Наша   вера   не   погасла...»,  «Устал   я   жить   в родном краю...» и др.). Поэт приобщился к идеям грядущего переустройства мира как к идеям «духовной   революции»,   носителем   которых   был   Р.В.Иванов­Разумник   и которые разделяли А.Блок, А.Белый и др. Революция и ее восприятие поэтом. Предреволюционные события 1917 года   повлияли   на   творчество   поэта.   С.   Есенину   казалось,   что   наступает духовное обновление, «преображение жизни», переосмысление ценностей. В   первом   отклике   С.   Есенина   на   Февральскую   революцию   появились образы, которые  возникали  в  это время  почти  у всех  поэтов  и писателей, современников Есенина, – образы ветра, бури, вьюги, урагана... Замечательно первое  его  стихотворение, написанное  после Февральской революции:   «Разбуди   меня   завтра   рано,   |   Засвети   в   нашей   горнице   свет.   | Говорят, что я скоро стану | Знаменитый русский поэт». Октябрьскую революцию Есенин принял с «крестьянским уклоном», т.е. в упрощенной   трактовке,   «замешанной»   на   христианских   началах.   В стихотворении  «Товарищ»  (1917)  проявилось   бунтарско­религиозное восприятие   революции   поэтом:   Иисус   Христос   в   строках   стихотворения сражается   в   одних   рядах   с   рабочими   «за   волю,   за   равенство,   за   труд», погибает, и вместе с другими жертвами революции его хоронят на Марсовом поле.   Так   Есенин   переосмыслил   Евангелие;   образ   Иисуса­товарища   соот­ носится с образом Христа в финале поэмы А. Блока «Двенадцать». В   целом   именно   в   этот   период   С.   Есенин   отверг   все   христианские заповеди, предрек появление новых святых, возникновение «града Инонии», где «живет божество живых». Поэма  «Инония» (1918)  вобрала в себя черты утопического   мужицкого   рая,   тему   которого   первым   поднял   Клюев.   Он говорил о светлой, радостной стране, омытой голубыми ливнями, освещенной ярким солнцем.  Неокрестьянские   поэты   «революцию»   и   «свободу»   рассматривали   в религиозно­нравственном  смысле,  вот  отчего  у  С.Есенина  в  произведениях этого   периода   («Отчарь»,   «Преображение»,   «Инония»,   «Иорданская голубица») «тайный спор» с Богом перерастал в бунт. В мечтах об Инонии Есенин отошел от своих прежних идеалов, связанных с Русью: «Проклинаю тебя   я,   Радонеж,   |   Твои   пятки   и   все   следы!»   В   «Инонии»   даже просматривается попытка поэта вообразить себя человекобогом. Несколько раз С.Есенин приезжал в Константиново. «Еду посмотреть, что делается в деревне», – снова и снова слышали от него друзья и знакомые. Деревня   бурлила,   спорила,   митинговала:   начальные   шаги   по   новому   пути давались непросто. Поэту представлялось: вот они рядом – «злачные нивы с стадом буланых коней», будни, словно ведра, наполненные молоком, «голу­ бая, звездами вбитая высь...». В жизни оказалось иначе и гораздо трагичнее. Стихи революционных лет вошли в сборник  «Голубень».  В 1920  году в письме Е. И. Лившицу С. Есенин описал эпизод, который стал основой для стихотворения «Сорокоуст»: Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в   окно,   и   что   же?   Видим,   за   паровозом   что   есть   силы   скачет   маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему­то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой­то станции его поймали. Эпизод для кого­нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни... «Сорокоуст» звучит  как   панихида  по  погибшей  деревянной  Руси. «Только мне,   как   псаломщику,   петь   |   Над   родимой   страной   аллилуйя».   Город наступает   на   мирную   соломенную   деревню   и   разрушает   ее. Послереволюционные   события   (уже   через   два   года)   подтвердили   главную мысль   стихотворения   Есенина   «Сорокоуст»:   новая   жизнь,   цивилизация разрушили родину поэта, деревню. Этому было невозможно противостоять. С.Есенин и имажинизм  (литературное течение в России 1920­х годов. Эстетическая   концепция   имажинистов   опиралась   на   антиэстетизм   с установкой на шокирующие образы, которые признавались самоценными). В 1919  году   с   изложением   принципов   нового   литературного   течения   — имажинизма   выступили   С.Есенин,  Р.Ивнев,   А.Мариенгоф,  В.Шершеневич   и др. Глубоких   философских   основ   у   этого   течения   не   было.   Усваивая крайности  поэтики  раннего   футуризма,  имажинисты   выступали  против   его политической   нацеленности   в   послеоктябрьский   период   (в   частности, допускали резкие выпады против Маяковского). Декларировали самоценность не   связанного   с   реальностью  слова­образа  (поэзия   –   «ритмика   образов»), фатальное противостояние искусства государству. Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью   русского   языка,   со   стихией   народного   творчества.   В программной   статье   «Ключи   Марии»   он   рассуждал   о   происхождении народного   искусства,   при   этом   принципы   старой   мифологической   школы сочетал   со   взглядами   новейшего   символизма.   В   «Ключах   Марии»   трудно разграничить книжные и фольклорные источники. В статье много народных загадок, песен. Мифы в древности являлись основой познания окружающего мира   и   обладали   свойством   эмоционального   воздействия.   В   творчестве   С. Есенина мифы соединяются с духовными стихами и апокрифами. Имажинисты утверждали, что стихи нужно писать так, чтобы читать их было можно хоть с начала, хоть с конца... перебирать образы и сравнения, как монахини перебирают четки. По инициативе В. Шершеневича, был утвержден Великий   Орден   Имажинистов.   Они   организовали   издательство «Имажинисты», в котором выпускали одноименные сборники, а также журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном»  (1922  —1924). У них было свое кафе – «Стойло Пегаса». В этом кафе много раз и с большим успехом выступал Есенин. С. Есенин постепенно отходит от имажинистов, даже публикует манифест о роспуске имажинистского ордена. Близость к имажинистам определенным образом повлияла на его лирику 1919 – 1920 годов. В его произведениях этого периода много вычурных образов и сравнений, мощно звучит мотив протеста против города. Есенин   за   границей.   Еще   одна   важная   страница   в   жизни   Сергея Александровича   –   отношения   с   Айседорой   Дункан,   всемирно   известной танцовщицей. «Не гляди на ее запястья | И с плечей ее льющийся шелк. | Я искал в этой женщине счастья, | А нечаянно гибель нашел» («Пой же, пой. На проклятой гитаре...», 1922). Айседора   Дункан   решила   показать   ему   мир.   За   пятнадцать   месяцев пребывания за границей Есенин многое увидел, многое переосмыслил. Из­за границы он писал: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начхать... Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину». «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства», — искренне признавался С. Есенин. Творчество С. Есенина 1923 —1925 годов. Русь советская в творчестве Есенина.  В 1925  году вышел сборник  «Русь советская».  Это своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь совет­ ская», « Русь уходящая ». В стихотворении  «Спит ковыль. Равнина дорогая...»  (1925) многие темы раннего   периода   получили   развитие,   более   глубокое   философское осмысление. Поэт убежден, что «Никакая родина другая | Не вольет мне в грудь мою теплынь». В новой жизни «Все равно остался я поэтом | Золотой бревенчатой избы...» Говоря о родине, герой Есенина все чаще задумывается о своем возрасте и скорой смерти: По ночам, прижавшись к  изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет  новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! («Спит ковыль. Равнина дорогая...», 1925) Есенинское «все любя» не означает, что поэт был в гармонии с жизнью, но родина, Русь всегда была им любима. Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». («Русь советская», 1924) Вернувшись   в   родное   село,   герой   стихотворения   «Русь   советская» понимает: «Я никому здесь не знаком». Возникшая обида быстро проходит, он видит   новую   жизнь,   новое   поколение   и   говорит   сам   себе:   «Уже   ты   стал немного отцветать, | Другие юноши поют другие песни. | Они, пожалуй, будут интересней — | Уж не село, а вся земля им мать». Поэт   преодолевает   чувство   одиночества,   принимает   все   в   этой   новой жизни: «...Готов идти по выбитым следам. | Отдам всю душу октябрю и маю, | Но только лиры милой не отдам». Как ни грустно осознавать, что «...Моя поэзия здесь больше не нужна, | Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен», поэт приветствует молодежь, понимает неизбежность смены поколений. Несмотря на все внутренние противоречия и страдания, любовь поэта к родине остается неизменной. Любовная лирика Есенина. О  любви юной, нежной, поэтичной Есенин писал и в самых ранних стихах – «Выткался на озере алый свет зари...» (1910), «Чары» (1913 – 1915) и др. Тональность любовной лирики резко изменилась в цикле   стихов  «Москва   кабацкая»  (1923).  Любовь   низводится   до   животной потребности, но звучит и раскаяние: «Дорогая, я плачу, | Прости... прости ». Цикл  «Любовь   хулигана»  (1923)  стал   отречением   от   «кабацкого» прошлого,   попыткой   очиститься,   спастись   любовью.   Лирический   герой ощущал обновление: «Заметался пожар голубой, | Позабылись родимые дали. | В  первый  раз я  запел  про  любовь, |  В  первый  раз отрекаюсь  скандалить». Трагизм   сменился   задушевностью,   попыткой   вызвать откровенность: «Дорогая, сядем рядом, | Поглядим в глаза друг другу. | Я хочу под кротким взглядом | Слушать чувственную вьюгу». Лирический герой Есенина мечтает о «чистой» любви.   лиризмом, После книги «Москва кабацкая» в творчестве Есенина наступает новый период, происходит переоценка ценностей. В 1924 году он пишет еще одно послание – «Письмо к женщине». Лирическому герою, задавленному «роком событий», непросто порвать с прежней жизнью, устремиться к новому, но он сумел победить себя: «...Я избежал паденья с кручи. | Теперь в Советской стороне | Я самый яростный попутчик». Социальные проблемы в стихотворении переплетаются с личными: «...С того   и   мучаюсь,   |   Что   не   пойму,   |   Куда   несет   нас   рок   событий...». Произведение делится на две части: «тогда» – непонимание смысла жизни и «теперь» – обретение этого смысла. В   целом   философское   и   эмоциональное   наполнение   поздней   поэзии Есенина – избавление от внутреннего конфликта, стремление к гармонии. В стихотворении  «Неуютная   жидкая   лунность...»  (1925)   лирический   герой стремится   преодолеть   грусть   и   тоску,   найти   гармонию   в   новой   жизни. Воспоминаниям юности: «Неуютная жидкая лунность | И тоска бесконечных равнин» — противопоставляется мечта о новой жизни: «Мне теперь по душе иное... | И в чахоточном свете луны | Через каменное и стальное | Вижу мощь я родной стороны». Особенности   творчества   Есенина.  Центром   художественного   мира Есенина являются образы Неба и Земли. Поэт объясняет это двуединство в статье «Ключи Марии» мифом о «браке земли с небом». Природа в ранней лирике поэта – божественный храм. Отсюда звезды – «лампадки небесные», «хаты   –   в   ризах   образа»,   «поля,   как   святцы,   рощи   в   венчиках   иконных», «струятся   звездные   псалмы».   Пейзажная   метафора   в   лирике   Есенина   о крестьянской России соединяется с фольклорными мотивами: «Снова выплыл из   рощи   |   Синим   лебедем   мрак»;   «У   голубого   водопоя   |   На   шишкоперой лебеде»; «Ягненочек кудрявый – месяц | Гуляет в голубой траве». Чтобы   усилить   значимость,   праздничность   образа,   поэт   «добавляет» малиновой, красной краски: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая  в реку»; «Уже давно мне стала сниться | Полей малиновая ширь». Необычайная красочность,   цветовое   богатство   лирики   Есенина   создаются   благодаря живописности   его   эпитетов.   В   целом   мир   его   гармоничен,   прекрасен, оригинальные   образы   сходятся   в   единую   систему:   «Покраснела   рябина,   | Посинела вода. | Месяц, всадник унылый, | Уронил повода». В творчестве Есенина наблюдаются сквозные эпитеты, т.е. повторяющиеся на протяжении всего творчества. Общий колорит творчества поэта создает ощущение   превосходства   сине­голубых   тонов   (цвета   неба),   что,   в   свою очередь,   порождает   особое   эмоциональное   восприятие   предмета,   явления: «Вечером   синим,   вечером   лунным   |   Был   я   когда­то   красивым   и   юным»; «Сердце остыло, и выцвели очи... | Синее счастье! Лунные ночи». Многообразен   растительный   и   животный   мир,   представленный   в творчестве   поэта.   Ученые   насчитали   в  его   текстах   образы   более   двадцати пород деревьев (береза, вяз, липа, черемуха, дуб и т. п.), около двадцати видов трав (ромашка, мак, колокольчик, василек и т.д.), злаков, упоминается около ста видов животных и птиц («По меже, на переметке, | Резеда и риза кашки. | И вызванивают в четки | Ивы – кроткие монашки»). В   художественном   мире   поэта   важны   образы   луны   (месяца)   и   солнца. Образ   луны   (символа   ночи)   больше   привлекал   поэта,   чем   образ   солнца (символа дня). Образ луны (месяца) встречается около 160 раз: «Месяц рогом облако   бодает,   |   В   голубой   купается   пыли»;   «Небо   сметаной   обмазано,   | Месяц как сырный кусок»; «На грядки серые капусты волноватой | Рожок луны по капле масло льет». В некоторых стихотворениях «Радуницы» мифы о небе,   земле,   солнце,   луне,   звездах   используются   Есениным   для   создания собственной системы знаков­символов. В   книге   В.Афанасьева   «Поэтические   воззрения   славян   на   природу» приводится народное поверье: «...Месяц есть солнце русалок и утопленников; выходя   из   глубоких   вод,   они   греют   свои   прозябшие   члены   при   помощи бледных лучей; дневное же светило слишком для них жарко». Именно такую картину   рисует   Есенин   в   стихотворении   «Месяц   рогом   облако   бодает...». Исследователи творчества Есенина находят и другие примеры из народной демонологии   в   этом   стихотворении:   «золотые   космы   по   хитону» соответствуют описанию русалок в народных легендах. Природные   явления   у   Есенина   часто   «очеловечиваются»:   «...заря   на крыше, | Как котенок, моет лапкой рот...»; ивы «трясут подолом». В стихах много олицетворений и сравнений явлений природы с жестами и поступками людей: «Отрок­ветер по самые плечи | Заголил на березке подол»; «Так и хочется руки сомкнуть | Над древесными бедрами ив». Лирический герой ранних стихотворений Есенина принимает мир кротко и спокойно, таким, каков он есть. «Все встречаю, все приемлю, | Рад и счастлив душу вынуть. | Я пришел на эту землю, | Чтоб скорей ее покинуть». Жизнь   в   деревне   дала   будущему   поэту   ощущение   родства   человека   с окружающим   миром.   Нежность,   трепетное   отношение   к   животным неотделимы   у   Есенина   от   любви   к   человеку.   Уже   в   ранних   стихах присутствует этот идеал: «Тот поэт, врагов кто губит, | Чья родная правда мать, | Кто людей, как братьев, любит | И готов за них страдать».

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. (Материалы литературной гостиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018