Северная война 1700-1721 гг.

  • Презентации учебные
  • pdf
  • 03.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по теме "Северная война 1700 - 1721 гг.". Дополнительно рекомендовано скачать разработку конспекта урока, т.к. презентация дополняет разработку.
Иконка файла материала Презентация_Северная война_1700 - 1721 гг..pdf















Проанализируйте табличу “Расстановка сил России и Швечии перед войной”. Объясните прицины неудац армии Петра I в нацале войны. Расстановка сил России и Швечии перед войной

                                                             Россия                                                                          Швеция

1.          Численность армии 200 тыс. человек   1. Численность армии 150 тыс.

человек

2.          Слабое вооружение.  2. Отличное вооружение

3.          Слабая боеготовность.      3. Сильный военный флот 42 линейных корабля, 12 фрегатов с личным составом

13 тыс. человек

4.          Отсутствовал военный флот.  4. Развитая промышленная база.

5.          Слабая промышленная база.

ВНарвскомсражениишведыпотеряли 3 тыс. человек, а русские – 8 тыс. человек, 145 пушекивсезапасы

продовольствияиснаряжения. ВитогеармияПетрав самомначалевойныосталасьбезартиллерии.

Задание. ПроанализируйтетаблицуРасстановкасилРоссиии

Швециипередвойной. Объяснитепричинынеудач армииПетра I вначалевойны?

Примерный ответ. На схеме мы видим слабую боеготовность армии России. Слабое вооружение, слабая промышленная база привели к поражению под Нарвой.






Конфузия - неловкое, смешное положение. Задание

1.. Объясните, почемупоражениеподНарвойв 1700 годуПѐтр I назвал Нарвскойконфузией”?

2.         Какиеурокирусскийцарьизвлекизпоражения?

3.         Постройтедиаграммысоотношениясилсторондоначала битвыипотеристорон. Сделайтевывод.

Накануне битвы. ЧисленностьармийШвеции 18000 Потери: 3000

ЧисленностьармийРоссии 32000

Потери: 8000,145пушек, снаряжение



Битва при Нарве

Вупрекрусскомукомандованию СражениеподНарвойстоилорусской ставилибеспечность, сторонесемитысячубитых, а неспособностьудержать шведской менеетысячи. выгодныепозицииидаже

ПословамЙ. Цедерхельма, вся

трусость. Повоспоминаниям местностьвокругНарвыбылаусеяна

шведов, русскаяконница, даже теламиубитых: «Русскиележат, как

избегаястолкновений, доставляла трава». Русскиесолдатыожесточенно

имнемалонеудобств. Русские отбивались. Наодномизфлангов

отрядыусиленноразоряли дивизияотбивалавсеатакишведови

окрестности, ишведы, шедшие смоглапотеснитьпротивника, ноуспех

налегке, безобоза, вынуждены развитьнесумела, посколькунеимела

былиголодатьиспатьпод связисдругимиполками.

открытымнебом.





Задание для уцащихся. Процитайте § 4 пункт “Реформы в армии”.

Назовите какие реформы в армии провел Петр I?

1.         Основой новой армии стали потешные полки” — Семѐновский и Преображенский.

2.         Рекрутская повинность (каждое податное сословие выставляло от своей общины определѐнное количество рекрутов).

3.         Создавались казенные мануфактуры по выпуску пороха и стрелкового оружия, сукна для обмундирования.

4.         Для обучения офицеров были созданы навигатская, артиллерейская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы.

5.         Строительство военно-морского флота.







Летом 1708 г. ШведскийкорольвыступилизПольшивсторонуСмоленска. 28 сентябрярусскиевойскавоглавесцарѐмдалибойшведамудеревниЛесной, в ходекоторогоразбилиармейскийкорпуспротивникаизахватилиобоз, двигавшийсянапомощьКарлу XII изРиги. Теперьшведыбылилишены припасов. Пѐтр I назвалсражениеподЛесной матерьюПолтавскойбаталии”. Весной 1709 г. шведскиевойскаосадилиПолтаву, небольшойгарнизонкоторой героическисражалсянапротяжениидвухмесяцев. Противосаждавших выступиларусскаяармиявсоставе 40 тыс. человеквоглавеспрославленными полководцамиБ. П. Шереметьев, А.Д. МеньшиковиА.И. Репненым. Общее руководствовойскамиосуществлялПѐтр I. Шведскаяармиявсоставе 30 тыс. человекоказаласьзажатоймеждуосаждѐннойеюПолтавойиглавнымисилами русскойармии.

8 июля 1709 г. состояласьПолтавскаябитва. ВПолтавскойбитвешведы потерялиболее 9 тыс. убитымииоколо 3 тыс.

Из обращения Петра I к войскам в день Полтавской битвы.

27 июня 1709 года.

Войны, вотпришѐлчас, которыйрешитсудьбуОтечества. Итак, недолжнывыпомышлять, чтосражаетесьзаПетра, но загосударство, Петрувручѐнное, зародсвой, заОтечество, заправославнуюверунашуицерковь. Недолжнавастакже смущатьславанеприятеля, будтобынепобедимого…  Ао Петреведайте, чтоемужизньегонедорога, толькобыжила Россиявблаженствеиславе, дляблагосостояниявашего.

\

Ответьтенавопросы. Какмоглиотреагироватьна подобныесловавойны? Каквыоцениваетеэтуречь

Петра








Процитайте текст.

27 июнябылоназначеноднемглавнойбаталии. Шведыпредупредилирусских: передрассветомонибросилисьнарусскуюконницусстрашною "фуриею" и овладелидвумяредутами, которыеещенебылиотделаны; генералРеннебыл раненидолженбылсдатьначальствогенералуБоуру, нозатошестьбатальонов неприятельскойпехотыинесколькодесятковэскадроновкавалериибыли отрезаныотглавнойармии

Двачасакипелотчаянныйбой. Петрраспоряжалсявогне, шляпаегоиседлобыли прострелены. Карласбольноюногоювозиливколяскемеждусолдатскими рядами, каквдругпушечноеядроудариловколяску, икорольочутилсяназемле. Солдаты, находившиесявблизи, подумали, чтоКарлубит, иужасовладел полками, ужеибезтогоколебавшимися. Карлвелелподнятьсебяипосадитьна перекрещенныепики; тутувидалонвсеобщеезамешательствосвоихизакричалв отчаянии: "Шведы! Шведы!" Ношведыбежалиинеслыхалиголосасвоегокороля. ПрискакалРеншельдиуспелпроговорить: "Вашевеличество, нашапехота потеряна! Товарищи, спасайтекороля!" Сэтимисловамионринулсяопятьв расстроенныерядысвоеговойскаибылвзятвплен. Тутвсякийпорядокисчез, все побежало…”

Процитайте текст.

Интересный факт

Для того цтобы солдаты смогли отлицать

     «право» и «лево» Пётр I приказал на их                         Физкультминутка

левую ногу примотать сено, а на правую 1.Будьте внимательны! солому. Поэтому на занятиях по строевой 2.Повторяйте движения!

подготовке для того, цтобы рота пецатала 3.Улыбайтесь! шаг, фельдфебель командовал: «сеносолома, сено – солома».

Только образованные люди различали «лево»и «право»