Проанализируйте табличу “Расстановка сил России и Швечии перед войной”. Объясните прицины неудац армии Петра I в нацале войны. Расстановка сил России и Швечии перед войной
Россия Швеция
1. Численность армии – 200 тыс. человек 1. Численность армии – 150 тыс.
человек
2. Слабое вооружение. 2. Отличное вооружение
3. Слабая боеготовность. 3. Сильный военный флот – 42 линейных корабля, 12 фрегатов с личным составом
13 тыс. человек
4. Отсутствовал военный флот. 4. Развитая промышленная база.
5. Слабая промышленная база.
ВНарвскомсражениишведыпотеряли 3 тыс. человек, а русские – 8 тыс. человек, 145 пушекивсезапасы
продовольствияиснаряжения. ВитогеармияПетрав самомначалевойныосталасьбезартиллерии.
Задание. Проанализируйтетаблицу“РасстановкасилРоссиии
Швециипередвойной”. Объяснитепричинынеудач армииПетра I вначалевойны?
Примерный ответ. На схеме мы видим слабую боеготовность армии России. Слабое вооружение, слабая промышленная база привели к поражению под Нарвой.
Конфузия - неловкое, смешное положение. Задание
1.. Объясните, почемупоражениеподНарвойв 1700 годуПѐтр I назвал “Нарвскойконфузией”?
2. Какиеурокирусскийцарьизвлекизпоражения?
3. Постройтедиаграммысоотношениясилсторондоначала битвыипотеристорон. Сделайтевывод.
Накануне битвы. ЧисленностьармийШвеции — 18000 Потери: 3000
ЧисленностьармийРоссии — 32000
Потери: 8000,145пушек, снаряжение
Вупрекрусскомукомандованию СражениеподНарвойстоилорусской ставилибеспечность, сторонесемитысячубитых, а неспособностьудержать шведской – менеетысячи. выгодныепозицииидаже
ПословамЙ. Цедерхельма, вся
трусость. Повоспоминаниям местностьвокругНарвыбылаусеяна
шведов, русскаяконница, даже теламиубитых: «Русскиележат, как
избегаястолкновений, доставляла трава». Русскиесолдатыожесточенно
имнемалонеудобств. Русские отбивались. Наодномизфлангов
отрядыусиленноразоряли дивизияотбивалавсеатакишведови
окрестности, ишведы, шедшие смоглапотеснитьпротивника, ноуспех
налегке, безобоза, вынуждены развитьнесумела, посколькунеимела
былиголодатьиспатьпод
связисдругимиполками.
открытымнебом.
Задание для уцащихся. Процитайте § 4 пункт “Реформы в
армии”.
Назовите какие реформы в армии провел Петр I?
1. Основой новой армии стали “потешные полки” — Семѐновский и Преображенский.
2. Рекрутская повинность (каждое податное сословие выставляло от своей общины определѐнное количество рекрутов).
3. Создавались казенные мануфактуры по выпуску пороха и стрелкового оружия, сукна для обмундирования.
4. Для обучения офицеров были созданы навигатская, артиллерейская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы.
5. Строительство военно-морского флота.
Летом 1708 г. ШведскийкорольвыступилизПольшивсторонуСмоленска. 28 сентябрярусскиевойскавоглавесцарѐмдалибойшведамудеревниЛесной, в
ходекоторогоразбилиармейскийкорпуспротивникаизахватилиобоз, двигавшийсянапомощьКарлу XII изРиги. Теперьшведыбылилишены
припасов. Пѐтр
I назвалсражениеподЛесной
“матерьюПолтавскойбаталии”. Весной 1709 г. шведскиевойскаосадилиПолтаву, небольшойгарнизонкоторой
героическисражалсянапротяжениидвухмесяцев. Противосаждавших
выступиларусскаяармиявсоставе 40 тыс. человеквоглавеспрославленными
полководцамиБ. П. Шереметьев, А.Д. МеньшиковиА.И. Репненым. Общее руководствовойскамиосуществлялПѐтр I. Шведскаяармиявсоставе 30 тыс. человекоказаласьзажатоймеждуосаждѐннойеюПолтавойиглавнымисилами
русскойармии.
8 июля 1709 г. состояласьПолтавскаябитва. ВПолтавскойбитвешведы потерялиболее 9 тыс. убитымииоколо 3 тыс.
Из
обращения Петра I к войскам в день Полтавской битвы.
27 июня 1709 года.
Войны, вотпришѐлчас, которыйрешитсудьбуОтечества. Итак, недолжнывыпомышлять, чтосражаетесьзаПетра, но загосударство, Петрувручѐнное, зародсвой, заОтечество, заправославнуюверунашуицерковь. Недолжнавастакже смущатьславанеприятеля, будтобынепобедимого… Ао Петреведайте, чтоемужизньегонедорога, толькобыжила Россиявблаженствеиславе, дляблагосостояниявашего.
\
Ответьтенавопросы. Какмоглиотреагироватьна
подобныесловавойны? Каквыоцениваетеэтуречь
Петра?
Процитайте текст.
27 июнябылоназначеноднемглавнойбаталии. Шведыпредупредилирусских: передрассветомонибросилисьнарусскуюконницусстрашною "фуриею" и овладелидвумяредутами, которыеещенебылиотделаны; генералРеннебыл раненидолженбылсдатьначальствогенералуБоуру, нозатошестьбатальонов неприятельскойпехотыинесколькодесятковэскадроновкавалериибыли отрезаныотглавнойармии …
Двачасакипелотчаянныйбой. Петрраспоряжалсявогне, шляпаегоиседлобыли прострелены. Карласбольноюногоювозиливколяскемеждусолдатскими
рядами, каквдругпушечноеядроудариловколяску, икорольочутилсяназемле. Солдаты, находившиесявблизи, подумали, чтоКарлубит, иужасовладел полками, ужеибезтогоколебавшимися. Карлвелелподнятьсебяипосадитьна
перекрещенныепики; тутувидалонвсеобщеезамешательствосвоихизакричалв
отчаянии: "Шведы! Шведы!" Ношведыбежалиинеслыхалиголосасвоегокороля. ПрискакалРеншельдиуспелпроговорить: "Вашевеличество, нашапехота потеряна! Товарищи, спасайтекороля!" Сэтимисловамионринулсяопятьв
расстроенныерядысвоеговойскаибылвзятвплен. Тутвсякийпорядокисчез, все побежало…”
Процитайте текст.
Для того цтобы солдаты смогли отлицать
«право» и «лево» Пётр I приказал на их Физкультминутка
левую ногу примотать сено, а на правую — 1.Будьте внимательны! солому. Поэтому на занятиях по строевой 2.Повторяйте движения!
подготовке для того, цтобы рота пецатала 3.Улыбайтесь! шаг, фельдфебель командовал: — «сеносолома, сено – солома».
Только образованные люди различали «лево»и «право»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.