В странах Северной Европы – Нидерландах, Франции, Германии и других – не было такого обилия античных памятников, и до начала 16 в. мало кто представлял себе, как они вообще выглядят. В сущности там почти нечего было и возрождать. Северное Возрождение зародилось под влиянием Италии.
Именно готика привела к Возрождению в странах Северной Европы.
В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. Изображать Бога невозможно было, т.к. он не изобразим, поэтому считалось что образ Бога запечатлен в окружающем мире: небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек, его жилище и все творения рук человеческих.
Искусство Нидерландов
Нидерланды эпохи Возрождения – это современные территории Нидерландов, Бельгии и Люксембурга.
После распада Римской империи Нидерланды вошли в империю Карла Великого. Из-за династических браков и войн Нидерланды превратились в раздробленную территорию на малые полунезависимые государства.
В 11-12 вв. стали началом бурного развития европейских городов. В Нидерландах особенно славились фламандские «добрые города» - Гент, Брюгге и Ипр. Обладая широкими привилегиями и вольностями, они фактически контролировали ремесла и торговлю во всей Фландрии.
Среди нидерландских горожан было немало людей искусства. Живописцы, скульпторы, резчики, ювелиры, изготовители витражей входили в различные цехи наряду с кузнецами, ткачами, гончарами, красильщиками, стеклодувами и аптекарями. В те времена звание «мастер» считалось весьма почетным титулом, и художники носили его с не меньшим достоинством.
Основными центрами деятельности нидерландских мастеров в 14 в. стали парижский королевский двор – в правлении Карла 5 Мудрого, а на рубеже столетий – дворы двух братьев этого короля. Таким образом, художники 14 ст. творили в придворном мире, где все было наполнено пышностью и празднеством.
Культура этой эпохи оставалась по преимуществу религиозной, но само религиозное чувство европейца 14 в. приобрело большую человечность и индивидуальность. Священные изображения призывали не только к поклонению, но и к пониманию, сопереживанию. Самыми распространенными в искусстве стали сюжеты, связанные с земной жизнью Христа, Богоматери и святых, с их хорошо знакомыми и понятными каждому человеку заботами, радостями и страданиями.
Клаас Слютер
значительный скульптор Северной Европы XIV—XV веков, один из основоположников «северного реализма», последователем которого в дальнейшем стал Ян ван Эйк.
В работах Клауса Слютера в полной мере проявляется готический натурализм, его скульптуры пластичны и близки к натуре. Они отличаются монументальными масштабами, даже грандиозностью воплощения.
Одно из самых известных произведений Слютера — Колодец Моисея, или, как его ещё называют, Колодец пророков. Он представляет собой шестигранное подножие Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков: Моисея, Давида, Иеремии, Захарии, Даниила и Исайи. На углах колодца помещены фигуры скорбящих ангелов. Они облачены в широкие одежды, пластично выполненные складки которых ниспадают по контурам фигур.
Также скульптор начал работу над надгробием Филиппа II Смелого, однако не успел закончить его. После смерти Слютера надгробие завершил его племянник.
В их миниатюрах проявилась изысканность французской позднеготической живописи; вместе с тем Лимбурги глубоко изучали достижения итальянского искусства XIII—XIV веков в передаче объёма и пространства, стремились к поэтичному и правдивому изображению природы и повседневного быта. Миниатюры календаря «Богатейшего часослова» с их богатством реалистических наблюдений предвосхитили пути развития искусства Северного Возрождения. Вместо орнаментального фона, характерного для готической живописи появилось небо, воздушное пространство, свет солнца, изменяющиеся в зависимости от времени суток и от времени года. Реальные постройки воспроизведены с большой точностью.
Ян Ван Эйк
ранненидерландский художник-новатор Северного Возрождения, дипломат, мастер портрета, автор более ста картин на религиозные сюжеты. Младший брат художника и своего учителя Губерта ван Эйка.
С 1425 года ван Эйк становится придворным герцога Бургундии Филиппа Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал работу.
Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал технику работы с помощью лессировок. Благодаря ван Эйку масляная техника получила всеобщее признание. Она стала традиционной для Нидерландов, в XV веке пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.
Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь, начатый, возможно, его братом Губертом. Художник работал над ним по заказу богатого гентского бюргера Йоса Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 годах. Этот грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур находится в Соборе Святого Бавона в Генте. Среди шедевров Яна ван Эйка — «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини».
Рогир ван дер Вейден
нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считающийся одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В конце жизни отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека.
Гуго ван дер Гус
нидерландский живописец, один из ключевых мастеров раннего Северного Возрождения. Для творчества ван дер Гуса характерно введение ряда важных нововведений: вновь осмысленного монументализма, специфической цветовой палитры и индивидуальной манеры письма в портретном жанре. Считается, что появление во Флоренции так называемого «алтаря Портинари», принадлежащего его кисти, оказало, видную роль в становлении реалистического письма, характерного для итальянского Возрождения.
Иероним Босх
нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что чертовщина на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.