РЕСПУБЛИКÆ РЕСПУБЛИКА
ЦÆГАТ ИРЫСТОН – АЛАНИЙЫ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ
Æрыдоны районы бынæттон Местное самоуправление хиуынаффæйад Ардонского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Дом детского творчества г.Ардона
Принята на заседании методического совета
МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон
Протокол № 1 от «10» ноября 2022г.
Шаблон для разработки и оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
для педагогических работников образовательной организации МБОУ ДОД ДДТ г. Ардон
Составитель:
Гаспарян А.Ф., методист МБОУ ДОД ДДТ
г. Ардон, 2022 год
1. Пояснительная записка ................................................................................. 3
2. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программ .......................... 5
3. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ............. 19
4. Список используемых ресурсов ................................................................ 25
5. Приложения ................................................................................................. 27
Приложение №1 Правила оформления титульного листа ...................... 27 Приложение №2 Структура разноуровневой программы ...................... 28 Приложение №3 Таблица используемых глаголов ................................. 29
Приложение №4 Содержание программы ................................................ 30
Приложение №5 Структура календарного учебного графика ............... 32
Приложение №6 Оценочные материалы .................................................. 33 Приложение №7 Метод обеспечения программы ................................... 36
Приложение №8 Социальный паспорт ..................................................... 38
Приложение №9 Нормативно-правовые документы .............................. 39
В нормативно-правовой базе дополнительного образования детей за последнее время произошли важные изменения. Согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года N 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания» гл. 1, ст. 3 (с изменениями на 2 июня 2022 года) и п.11 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 N 533) «организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы».
Появилась необходимость в создании информационно-методического инструментария(шаблон) по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы(ДООП).
В толковом словаре русского языка существует определение термина «шаблон», как образец. В данном информационно-методическом инструментарии под шаблоном будет пониматься форма документа с комментариями и уже с заполненными полями, которые можно использовать как образец в ДООП.
В шаблоне представлена структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, предложены готовые ориентировочные формулировки, которые помогают подготовить программу высокого качества в соответствии с критериями НОКО, но и не ограничивают авторские и профессиональные возможности педагога.
Шаблон представлен в виде таблицы из трех столбцов: «Раздел программы», «Характеристика раздела» и «Примерные формулировки».
Содержание шаблона выстроено в соответствие с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для педагогических работников образовательных организаций Республики Северная Осетия-Алания, ГБОУ «Вершина»:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка (характеристика программы: актуальность, направленность, категория обучающихся, форма обучения, объем и срок освоения, режим занятий). 2.1. Цель и задачи программы.
2.2. Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана.
2.3. Планируемые результаты.
3. Организационно – педагогические условия.
3.1. Формы контроля(аттестация) и оценочные материалы.
3.2. Методические материалы.
4. Условия реализации программы (материально – техническое обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение).
5. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы.
7. Календарный учебный график.
8. Список литературы.
Шаблон включает практические рекомендации по разработке и оформлению ДООП.
Наименование части программы |
Характеристика части программы |
Примерные формулировки |
Титульный лист |
Входит: орган управления образованием, наименование образовательной организации; гриф утверждения программы; вид программы, название программы, направленность, уровень программы; категория и возраст обучающихся, срок реализации программы, ФИО и должность составителя программы, город и год разработки В общей нумерации учитывается, но порядковый номер не проставляется |
|
Пример: (см. Приложение №1 Титульный лист) |
||
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
||
Актуальность программы |
Традиционное обоснование актуальности программы проводится на основе анализа социальноэкономической ситуации и вызовов системе образования и социализации человека с выделением существующих проблем и обоснованием вклада реализации предлагаемой программы ДОД в их решение (своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени). |
|
Пример: Актуальность программы обусловлена тем, что ее реализация будет способствовать побуждению к ____________. Пример: Анализ родительского (детского) спроса на дополнительные образовательные услуги в данном виде деятельности показал, что __________________________. Пример: Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время _________ (например, компьютерная графика) __________ - одно из самых популярных направлений в ___________. |
Пример: в современном обществе на передний план выдвигаются проблемы ________, поэтому ___________. Пример: Актуальность данной дополнительной образовательной программы связана с использованием нового комплексного метода обучения, направленного на развитие ________. Пример: На основании результатов анализа образовательной деятельности учреждения за 2021-2022 учебный год был сделан вывод о необходимости _________________. Пример: Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей в ____________. Пример: Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в ________________ безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности. Пример: Актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию социально-активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию. Кроме того, содержание программы может способствовать профессиональному самоопределению, так как изучаемые темы дают знания и умения, а также позволяют сформировать навыки организаторской деятельности и лидерских способностей ________________. Пример: Актуальность этой программы заключается в том, что она позволяет систематизировать и обобщить имеющиеся знания ребёнка, дополнить их ________________. |
|
Направленность профиль программы |
Классификация дополнительных общеобразовательных программ: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная |
Пример: Дополнительная общеразвивающая программа «название программы» имеет _________ направленность. |
|
Новизна(отличные особенности) программы |
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает (основные идеи, отличающие программу от существующих): новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы. |
Пример: Новизна образовательной программы заключается в построении с требованиями современного общества к дополнительному образованию: обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий развития мотивации обучающихся к познанию и творчеству ____________. Пример: Отличительная особенность заключается в том, что она разработана для детей, желающих обучиться исполнительскому искусству, без ограничений, независимо от способностей ________________________. Пример: Программа является разноуровневой, поэтому содержания программы является дифференциация по уровням сложности: «Стартовый уровень», «Базовый уровень», «Продвинутый уровень». При реализации программы предусмотрена возможность последовательного/параллельного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося. Пример: Новизна образовательной программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные особенности детей, их возможности и потребности ________. Пример: Отличительной особенностью программы является ее содержание, которое может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития умений и навыков, как групп, так и отдельно взятых обучающихся ___________. Пример: Новизна образовательной программы заключается в построении с требованиями современного общества к дополнительному |
образованию: обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий развития мотивации обучающихся к познанию и творчеству _____________. Пример: Новизна дополнительной образовательной программы ______________ базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающегося через использование методов учебно-исследовательской и проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, исследования. Пример: Программа строится на следующих дидактических принципах: доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям, наглядности – иллюстрированность, наличие дидактического материала, научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы, «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ, и др. _________ Пример: Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков___________. Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность детей_____________. Пример: Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков. |
|
Педагогическая целесообразность |
Определяется обоснованием определенных педагогических приемов, форм, средств и методов в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. |
Пример: Реализация данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств, поэтому целесообразно применение _________________. Пример: Программа «________________» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом занятий по организации исследовательской изобретательской деятельности, выполнении проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки работы с ______________. В процессе ___________ обучающиеся получат дополнительные знания в области __________, что в конечном итоге, изменит _________. Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности. Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося. Пример: Педагогическая целесообразность методик, приемов и технологий, используемых в процессе реализации программы, обусловлена их адаптацией к особенностям физиологии и психологии обучающихся данной ступени. Пример: Поскольку программа определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности обучающихся объединения, соответственно, педагогически целесообразно применять следующие методы и приемы ее реализации _______________. Пример: Педагогическая целесообразность используемых методик заключается в том, что программа позволит заниматься не только одаренным детям, но и обучающимся со средними физическими данными и даже детям с ослабленным здоровьем; так как воспитательный потенциал программы направлен на целенаправленное развитие у обучающихся таких качеств, как любовь к родителям и Родине, взаимовыручку, помощь младшим, трудолюбие, готовность принимать самостоятельные решения ___________________. Пример: Программа «_______________» основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие Дома детского творчества с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального проектного исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и |
индивидуальную деятельность. Пример: Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (анализ результатов занятий, конкурсов, выставок и др.); средства обучения доступные для детей (необходимое наглядное и раздаточное оборудование, инструменты, материалы и приспособления) действенны в формировании и развитии умений детей, конструировать, оформлять и использовать свои поделки. Пример: Общий замысел программы выражается в вопросе: «Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального положительного результата?» Реализация программы «_______________» с применением комплекса педагогических технологий (технологии дифференциации и индивидуализации обучения, технологии проектной деятельности, игровых технологий т.д.) эффективно сказывается на развитии ключевых компетенций творческой личности обучающихся. Проектная деятельность обучающихся по данной программе предполагает с одной стороны отход от традиционного обучения, а с другой комплексное использование методических средств, оказывающих интегративное воздействие на личность ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития его активности, как высшей цели развития личности, ориентируя каждого подростка на достижение индивидуально-личностных успехов. Организация и проведение проектной деятельности сопровождается обучением подростков работе с различными прикладными информационными программами, способствуя многогранному развитию личности подростка. На основе получаемых знании и навыков проводится проектная деятельность: как индивидуальное, так и групповое выполнение творческих проектов. Время реализации проекта не имеет одного для всех срока. Учебный или социальный проект для обучающихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; деятельность, позволяющая проявлять себя. Испробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. При выполнении проекта обучающиеся занимаются мыслительной, коммуникативной (если работают с группой), практической и презентационной видами деятельности. |
|
Категория обучающихся |
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, дети инвалиды, одаренные дети, |
|
дети проявляющие способности в определенном виде деятельности и т.д.), обучающиеся определенного возраста (дошкольного, младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного), обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей и др. |
Пример: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте ________ лет. Пример: Программа «______________» предназначена для обучающихся ______ лет. Пример: По программе могут обучаться дети в возрасте от ___ до ___ лет, успешно прошедшие обучение по программе «______________», или по любой другой программе ___________ творчества, или имеющие начальные навыки работы _________________. Набор формирования групп осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп от ____ до ____ обучающихся. |
|
Объем программы |
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и планируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения); уровень программы |
Пример: Срок освоения программы – 1 года. На полное освоение программы требуется 144 часа(176 часов), включая индивидуальные консультации, тренинги, посещение экскурсий, экскурсоводческие практикумы. Уровень программы: ________. Пример: Программа рассчитана на ____ год(лет) обучения, ____ часа. Продолжительность обучения по программе _____. Уровень программы: разноуровневая ( ________, _______). |
|
Формы обучения |
очная (сочетание аудиторных и выездных занятий), очно-заочная (сочетание очных занятий и электронного обучения), дистанционная (заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий), групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав |
|
группы - ___ человек) или индивидуальные. (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2) |
Пример: Форма обучения – очная. |
|
Уровень программы |
Указывается, если программа относится к разноуровневой: стартовый(ознакомительный) уровень: предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы; базовый уровень: предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы; продвинутый уровень: предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно, узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. |
Пример: Уровень программы: разноуровневая(стартовый, базовый) Пример для разноуровневой программы: (см. Приложение №2 Структура разноуровневой программы) |
|
Режим занятий |
Общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий. |
Пример: Общее количество часов в год – 144 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 4 часа в неделю. Занятия проводят 2 раза в неделю. Пример: на I году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (время занятий включает 40 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв); на II году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (время занятий включает 40 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв). |
|
Цель программы |
Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года. Специфика дополнительного образования такова, что система целей может состоять из двух групп целей – образовательных и социально-гуманитарных (ориентиром в данном случае выступают функции дополнительного образования детей). Образовательные цели конкретизируются через триединство задач обучения, воспитания и развития детей. Группа социально-гуманитарных целей может содержать такие цели, как оздоровление детей, их социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация и др. |
Цель отвечает НА ВОПРОС НА ЧТО НАПРАВЛЕНА программа? Формулируется через существительное (создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, формирование и т.д.) и должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Пример: Создание условий для успешного освоения обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности. Пример: Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения. Пример: Развитие индивидуальных способностей, самореализация личности обучающихся на основе формирования интереса к _________________ в процессе занятий __________________. Пример: Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия _________. Пример: Социализация и личностный рост подростков посредством овладения знаниями, умениями и навыками ________________ |
деятельности. Пример: Духовно-нравственное, творческое и физическое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной культурой и изучением танцев разных народов. Пример: Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства. Пример: Успешная социализация старшеклассников и повышение их готовности к самостоятельной взрослой жизни посредством формирования социальной компетентности и гармонизации отношений с окружающим миром и людьми. Пример: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. Пример: Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия __________________. |
|
Задачи программы |
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь определенной цели. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации более одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения. При формулировании задач можно воспользоваться следующей классификацией: образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.; личностные - формирование (воспитательные) общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; метапредметные (развивающие)- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п. |
Задача отвечает на вопрос ЧТО НЕОХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ? Основным словом используется глагол. (см. Приложение №3 Таблица используемых глаголов) |
Пример: Образовательные задачи (ориентированы на предметный результат): сформатировать умение и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта; сформировать умение кратко излагать в письменном видео результат проектной деятельности; сформировать знание и умение в работе с дополнительной литературой. Развивающие (ориентированы на метапредметные результаты): развивать высокую мотивацию на получение знаний; сформировать навыки коллективной работы, анализа и оценки своей деятельности; развить умение работать дистанционно и выполнять задания самостоятельно. Воспитательные (ориентированы на личностные результаты): сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; сформировать навыки общения и сотрудничества обучающихся с группами педагогов, учащихся, задач и видов учебноисследовательской и проектной деятельности. Пример: Образовательные задачи (ориентированы на предметный результат): научить детей отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из различных материалов; способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества. Развивающие (ориентированы на метапредметные результаты): развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.); развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность. Воспитательные (ориентированы на личностные результаты): формировать у учащихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством; |
формировать у учащихся культуру труда. |
|
Содержание программы |
Содержание программы может включать в себя учебный план и содержание учебного плана. Содержание ДООП раскрывается через краткое описание тем (теория, практика): краткое описание тем и разделов, краткая характеристика форм занятий по каждой теме, описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебновоспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий). Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов её освоения. Содержание учебного плана - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме. (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5) |
Пример: (см. Приложение №4 Содержание программы) |
|
Планируемые результаты |
Описание планируемых результатов должно предполагать формулировку характеристик деятельности и отношений обучающегося в сфере личностного, предметного, метапредметного развития, которые будут оцениваться. Планируемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Планируемые результаты должны быть согласованы друг с другом, их не должно быть очень много. В формулировку результатов должны быть включены глаголы, которые указывают на действия, подвергаемые измерению. Если программа рассчитана на несколько лет обучения, следует дать характеристику планируемых результатов по годам обучения, подводя итог каждого года и выстраивая переход к следующему, при необходимости следует ввести отдельный небольшой раздел. |
Пример: Иметь представление о ____________________. Знать (иметь систему знаний) _______________________. Уметь |
__________________. Иметь опыт практической(творческой) деятельности в ____________. Демонстрировать ______________. Осознанно относится к _____________. Пример: К концу первого/второго/третьего года обучения ребёнок: будет знать _____________; будет уметь _____________; будет иметь представление _____________; будет стремиться _____________; будет обучен _____________; овладеет понятиями _____________; получит навыки _____________; расширит представления _____________; научиться делать _____________. К концу первого/второго/третьего года обучения у ребёнка: будет сформирована устойчивая потребность _________; будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества; будет развита устойчивая потребность к самообразованию; будет сформирована активная жизненная позиция _________; будут развиты творческие способности _________. будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни. Пример: В работе над проектом обучающиеся получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения ___________. |
Образовательные Результатом занятий будет способность обучающихся к самостоятельному решению ряда задач с использованием образовательных конструкций, а также созданию творческих проектов. Конкретный результат каждого занятия – это робот или механизм, выполняющий поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем совместного тестирования конструкций, так и путем изучения программ и внутреннего устройства конструкций, созданных обучающимися. Развивающие Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Наиболее ярко результат проявляется при создании защите самостоятельного творческого проекта. Воспитательные Воспитательный результат занятий можно считать достигнутым, если обучающиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию конструкций, созданию творческих проектов. Пример: 1 год обучения Программные требования к знаниям (результаты теоретичной подготовки): (перечисление) Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки): (перечисление) 2 год обучения Программные требования к знаниям (результаты теоретичной подготовки): (перечисление) Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки): (перечисление) |
По окончанию программы: Программные требования к уровню воспитанности: (перечисление) Программные требования к уровню развития: (перечисление). |
|
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий |
|
Календарный учебный график |
Указывается: учебный год, даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней. (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9) |
Пример: (см. Приложение №5 Календарный учебный график) |
|
Условия реализации программы |
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: материально-техническое обеспечение реализации программы: описание необходимых материалов, оборудования, помещений и пр.; Требование к помещению для учебных занятий в соответствие с СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28. информационное обеспечение реализации программы: описание информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебноразвивающие программные среды и пр.; |
|
кадровое обеспечение реализации программы (при необходимости сетевого взаимодействия, интеграция с другими программами и т.п.); нормативно-правовые акты и документы. Важно обосновать их отбор с позиции целевого назначения программы и, соответственно, достижения планируемых результатов. |
Пример: Материально-техническое обеспечение: Кабинет для занятий соответствует требования СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Оборудование: _____________________________. Инструменты и расходные материалы: _________. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №298н). Пример: При реализации программы предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ/с особыми образовательными потребностями. Пример: Данная программа может быть реализована в сетевой форме совместно с _______________________. Пример: Информационное обеспечение: ______________ Нормативно-правовые акты и документы: _____________ Список литературы: _______________________________ Интернет-сайты: _________________________________. Пример: Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской |
Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав ________, правила внутреннего распорядка обучающихся ________, локальные акты ________. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся. |
|
Формы аттестации |
Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности. Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов может быть: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, дневник наблюдения, диплом, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечь готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство(сертификат), статья и др. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, слет, соревнование, фестиваль и др. Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, |
|
отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие. |
Пример: Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в конце освоения модуля. Итоговый контроль проводится в виде промежуточной (по окончанию каждого года обучения) или итоговой аттестации (по окончанию освоения программы). Обучающиеся участвуют в различных выставках и соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня, например, __________. По окончании модуля обучающиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам. Формы подведения итогов реализации программы: техническая направленность: соревнование, выставка, технический зачет, защита проекта, учебно-исследовательская конференция; естественнонаучная направленность: конференция, олимпиада, форум, защита проекта, портфолио и др.; физкультурно-спортивная направленность: соревнование, игра, показательные выступления; художественная направленность: концерт, конкурс творческих работ, спектакль, фестиваль, творческий отчет, выставка и др.; туристско-краеведческая направленность: слет, соревнование, конференция, защита проекта; социально-гуманитарная направленность: конференция, проект, слет, игра, конкурс и т.п. |
|
Оценочные материалы |
Комплекс согласованных между собой оценочных средств (комплект диагностических методик, заданий), критерии их оценки, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных, компетенций). Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития и образования участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Сравнения с результатами решений других участников программы, работающих на иных уровнях сложности, как правило, следует избегать. В этом смысле, различные оценочные процедуры, которые |
|
позволяют определить либо динамику соревнующихся групп, либо выполнить конкурсную оценку достижений участников на основании индивидуального зачёта проводятся отдельно. В ходе конкурсных и соревновательных процедур рекомендуется проводить публичную оценку тех или иных достижений, уровней развитости ребёнка лишь в рамках заданных номинаций, границы которых укладываются в зону ближайшего развития участника. (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5) |
Пример: (см. Приложение №6 Оценочные материалы) |
|
Методические материалы |
Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся. Методические материалы включают в себя: дидактическое обеспечение реализации программы: описание системы используемых дидактических материалов (схемы, плакаты, раздаточный материал репертуарные сборники, макеты, муляжи, видео, аудио, комплексы упражнений и т.п.); методическое обеспечение реализации программы: описание выбора методов обучения, форм проведения занятий и технологии их реализации, форм подведения итогов по разделам, темам, педагогического инструментария оценки результативности программы (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов). Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы. |
Пример: (см. Приложение №7 Методические материалы) |
|
Список информационных ресурсов |
При составлении списка литературы необходимо учитывать: список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 к оформлению библиографических ссылок; нормативные документы; |
|
основную и дополнительную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы; список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). |
Пример: Нормативно-правовые акты и документы (см. Приложение №9 Нормативно-правовые акты и документы) Список литературы для педагогов Список литературы для детей и родителей Электронный образовательные ресурсы |
|
Социальный паспорт |
Набор характеристик социального благополучия семьи, учебного заведения. Социальный паспорт содержит информацию, дающие основания для анализа и оценки социальной ситуации в творческом объединении. |
Пример: (см. Приложение №8 Социальный паспорт программы) |
1. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 гг.) от 26.12.2017 г. № 1642; // Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» от 21.07.2020 г. № 474..
2. Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [В Интернете]. - http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины 2. «Программно-методическое обеспечение дополнительного образования». Рабочая программа дисциплины «Программно-методическое обеспечение дополнительного образования» / авт. ООО «Инфоурок» министерство просвещения российской федерации министерство науки и высшего образования российской федерации // Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка) «Методическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых». Модуль 3 «Предметная деятельность».
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для педагогических работников образовательной организации РСО-Алания, ГБОУ «Вершина» [В Интернете]. https://vertex15.ru/Portals/0/Metodika%20sozd%20prog%20dop%2022.pdf?ver=2 022-06-30-105949-653.
5. Методические рекомендации. Проектирование дополнительных общеобразовательных программ / авт. И.А. Рыбалева канд. пед. наук, руководитель РМЦ дополнительного образования. - Краснодар : [б.н.], 2020 г..
6. Методическое пособие "Схема проектирования дополнительных образовательных программ" [В Интернете] / авт. Камаева И.В. методист Мурзуков М.В. зам директора по УВР // ООО "Инфоурок". - 1 Апрель 2016 г.. - 2022 г.. - https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-shema-proektirovaniyadopolnitelnih-obrazovatelnih-programm-1001651.html .
7. Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебн.-метод. пособие [Книга] / авт. Малыхина Л. Б. Меньшикова Н.А., Гусева Ю.Е., Осипова М.В., Зайцев А.Г.. - [б.м.] : СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. - стр. 155.
8. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения
России от 3.09.2019 № 467 [В Интернете]. - https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=12646 .
№1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Ардон
Принята на заседании Педагогического совета от «___» _____20____г. Протокол №____ |
Утверждаю Директор МБОУ ДОД ДДТ _________________/ Дзоциева З.В./ «___» _______________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Название программы»
Уровень программы: _____________
Возраст обучающихся: ___________
Срок реализации: _____________
Составитель:
Гаспарян Анна Феликсовна педагог дополнительного образования
г. Ардон 2022 г.
№2
Структура разноуровневой программы
№ |
Раздел программы |
Признаки разноуровности |
|||||
1. |
Основные характеристики образования |
||||||
1.1 |
Пояснительная записка (общая характеристика программы) – программа включает 2-3 уровня сложности одновременно |
||||||
1.2 |
Цель и задачи программы |
Одна цель для всех уровней. Задачи разбиваются по уровням |
Цель и задачи |
||||
|
|||||||
1.3 |
Содержание программы: Учебный план, содержание учебного плана |
Содержание по уровням в соответствии с учебным планом |
Учебный план |
||||
стартовый |
Количество часов, формы контроля |
||||||
базовый |
|||||||
углубленный |
|||||||
1.4 |
Планируемые результаты |
Результаты согласованы с целью программы и описаны по уровням |
Планируемые результаты |
||||
|
|
|
|||||
2. |
Организационно-педагогические условия |
||||||
2.1 |
Формы аттестации Формы аттестации по уровням. Оценочные, и оценочные диагностические материалы и методики по уровням материалы освоения программы |
||||||
2.2 |
Условия реализации программы (материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение, нормативно-правовые акты и документы) |
||||||
2.3 |
Методические материалы |
Разноуровневые методические и дидактические материалы и комплекты |
|||||
2.4 |
Календарный учебный график |
Формы и даты проведения занятий, контроля, выездов и каникул |
|||||
2.5 |
Список литературы |
Список литературы для разных участников программы |
|||||
№3
воспитать |
сформулировать |
создать |
научить |
вычленить |
развить |
приобщить |
содействовать |
выявить |
дать понятие |
организовать |
помочь осознать |
выяснить |
пропагандировать |
сформулировать |
разработать |
исследовать |
разработать |
вовлечь |
укрепить |
научить самостоятельно планировать |
научить осуществлять контроль |
подготовить |
выстроить адекватное представление о |
определить |
рассмотреть |
обеспечить |
обогатить |
повысить |
воспитать |
овладеть |
выполнить |
познакомить |
активизировать |
познакомить |
привить |
показать |
охарактеризовать |
проанализировать |
воспитать |
показать |
достигнуть |
привить |
обеспечить |
раскрыть |
изучить |
способствовать |
разбудить фантазию |
создать |
укрепить |
осознать |
внедрить |
научить адекватно выражать |
научить эффективно взаимодействовать со |
освоить разные способы |
освоить стартовые формы |
выработать приемы и методы |
овладеть стартовыми методиками |
сформировать стартовые представления |
|
№4
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
|
|
|
|
2. |
Название раздела |
|
|
|
|
2.1. |
Название темы |
|
|
|
|
2.2. |
Название темы |
|
|
|
|
3. |
Название раздела |
|
|
|
|
3.1 |
Название темы |
|
|
|
|
3.2. |
Название темы |
|
|
|
|
… |
… |
|
|
|
|
… |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Расчет часов учебно-тематического плана представлена на:
… учебных недель;
одну учебную группу.
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
|
|
|
|
2. |
Название раздела |
|
|
|
|
2.1. |
Название темы |
|
|
|
|
2.2. |
Название темы |
|
|
|
|
3. |
Название раздела |
|
|
|
|
3.1 |
Название темы |
|
|
|
|
3.2. |
Название темы |
|
|
|
|
… |
… |
|
|
|
|
… |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Расчет часов учебно-тематического плана представлена на:
… учебных недель;
одну учебную группу.
Содержание программы
1 год обучения
1 раздел. Вводное занятие Теория:
Практика:
2 раздел. Название раздела
Тема 2.1. Название темы Теория:
Практика:
3 раздел. Название раздела
Тема 3.1. Название темы Теория:
Практика:
Содержание программы
2 год обучения
1 раздел. Вводное занятие Теория:
Практика:
2 раздел. Название раздела
Тема 2.1. Название темы Теория:
Практика:
3 раздел. Название раздела
Тема 3.1. Название темы Теория:
Практика:
Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
|
|
|
|
|
|
Календарный учебный график разноуровневой программы
Уровень сложности |
Сроки реализации, количество учебный недель в год |
Количество часов/неделю |
Количество занятий в неделю, продолжительность одного занятия (мин) |
||
|
|
|
|||
Стартовый |
|
|
|
|
1-2 раза в неделю по расписанию по 30-40 минут |
Базовый |
|
|
|
|
1-3 раза в неделю по расписанию по 40 минут |
Углубленный |
|
|
|
|
2-4 раза в неделю по расписанию по 40 минут |
Приложение №6
Оценочные материалы
Показатели |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Методы диагностики |
Теоретическая подготовка |
|||
Теоретические занятия |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний, предусмотренных программой) Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет 0,5) Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой) |
Наблюдение Тестирование Контрольный опрос |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
Минимальный уровень (ребенок избегает употребления специальной терминологии) Средний уровень (ребенок сочетает специальную и бытовую терминологию) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в соответствии с их содержанием) |
Собеседование |
Практическая подготовка |
|||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. |
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 0,5 объема умений и навыков, предусмотренных программой). Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков |
Контрольное задание |
|
|
составляет 0,5). Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренный программой). |
|
Владение специальным оборудованием |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. |
Минимальный уровень (ребенок испытывает определенные трудности при работе с оборудованием). Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога). Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). |
Контрольное задание |
Творческие навыки (Креативность) |
Креативность в выполнении заданий
|
Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога). Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца). Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества). |
Контрольное задание |
Воспитательный компонент |
|||
Личностные качества |
Соответствие принятым в обществе правилам, традициям.
|
Максимальный уровень: Сформированность духовно-нравственных, этических, гражданско-патриотических качеств, уважительное отношение к родителям, сверстникам, |
Педагогическое наблюдение. Участие в различных акциях |
|
|
истории страны и малой родины, культурным традициям народа, правилам, принятым в обществе, стремление к саморазвитию и самопознанию, продуктивное сотрудничество с окружающими при решении различных творческих задач. Средний уровень: недостаточная форсированность вышеперечисленных качеств. Низкий уровень: полное или частичное отсутствие вышеперечисленных качеств. |
и проектах |
Приложение №7
Методическое обеспечение программы
№ |
Наименование разделов программы |
Формы занятий |
Методы и приемы организации учебновоспитательного процесса |
Дидактический материал |
Формы подведения итогов |
|
1. |
Знакомство |
Традиционное занятие практическое занятие экскурсия игры, беседа |
Устное объяснение, беседа, обсуждение, объяснение, демонстрация пособий игры |
Пособия: таблицы, схемы, картинки, плакаты, фотографии |
Отзывы Тесты Диагностика |
|
2. |
Диагностика |
Практическое занятие, игры, упражнения |
Объяснение, образцу, упражнения, рисование |
работа по анализ, игры, |
Раздаточный материал, учебные пособия, картинки игры |
Тесты Анализ работ наблюдение |
3. |
Развитие |
Комбинированные, традиционные, практические занятия, игры, упражнения, тренинги |
Объяснение, наблюдение, диалог, решение проб.ситуаций, ручной труд, рисование |
Дидактические карточки, видео и муз. записи, ТВ, печатные листы, тетради, учебные пособия, иллюстрации, игры |
Обобщающие игры Рефлексия Детские работы |
|
4. |
Обучение |
Обсуждения, дискуссии, традиционные |
Творческая деятельность детей, работа по образцу, игры, упражнения, |
Карточки, печатные листы, тетради, пособия, игры, детские книги |
Итоговые игры Рефлексия Коллективные работы |
|
|
|
занятия, игры, упражнения, ручной труд |
тренинги, рисование |
|
|
5. |
Коррекция |
Обсуждение, объяснения, тренинг, беседы – диспуты, игры, анализ, традиционные занятия |
Обсуждение, демонстрация пособий, анализ, тренинг, упражнения, игры |
Оборудование, помещение, игры, пособия, фотографии, видео и муз.записи, рабочие тетради |
Наблюдение Тесты Практические упражнения |
6. |
Подведение итогов |
Открытое занятие, игры, комбинированное занятие, тренинг, беседа, обсуждение |
Упражнения, работа по образцу, наблюдение |
Печатные листы, игры, дидактические пособия, иллюстрации, схемы, дидактические карточки |
Открытое занятие Диагностика Тесты Анкеты наблюдения |
творческое объединение _____________________
Педагог ____________________________________
______________ учебный год
№ |
Показатель |
Количество учащихся |
1 |
Количество учащихся всего, из них: |
|
|
мальчиков |
|
|
девочек |
|
2 |
Количество учащихся по возрастам, из них: |
|
|
мальчики 7 лет |
|
|
девочки 10 лет |
|
|
… |
|
3 |
Обучающиеся, требующие особого внимания: |
|
|
из неполной семьи |
|
|
из малообеспеченной семьи |
|
|
из многодетной семьи |
|
|
состоящие на внутришкольном учёте |
|
|
дети с ОВЗ |
|
|
дети, оставшиеся без попечения родителей (опека, попечительство) |
|
|
сироты |
|
|
дети-инвалиды |
|
Приложение №9
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (с изменениями 02.02.2021 №
38);
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ //
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816;
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме // утв. Министерством просвещения Российской Федерации от 28.06.2019 № МР-81/02;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации / Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
//Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 2945-р;
Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239;
Письмо Министерства образования и науки РФ № -641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года N 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания (с изменениями на 31 января 2022 года);
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 25.10.2018 «О внедрении целевой модели развития системы дополнительного образования детей Республики Северная Осетия-Алания».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.