« Школьная семья»
( из опыта работы)
Секция: Современный социум и традиционные семейные ценности
Учитель начальных классов
1 категории
Деменева И.В.
ШКОЛЬНАЯ СЕМЬЯ
Работа учителя начальных классов регламентирована Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой начального общего образования, концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Работая в рамках данных документов, воплощая поставленные перед собой задачи, я пришла к пониманию необходимости создания такой воспитательной среды, которая сама бы инициировала ученика и его родителей на разные виды совместной деятельности. Такая совместная деятельность очень важна, так как она позволяет решит проблему одиночества наших современных детей.
Кризис семейных отношений всё больше захватывает современное общество. Тяжелая социальная ситуация лишила наших детей тёплого семейного общения, доверия. Многие родители считают для себе непозволительной роскошью заняться интересным делом со своим ребёнком. Им сейчас некогда. Взрослые разучились понимать детей, они им не интересны. А некоторые, напротив, слишком информированы, но всё равно не могут понять, как же им воспитывать своих современных детей.
Я, как классный руководитель, работая с детьми на протяжении четырёх лет, вижу семейные проблемы, которые мне так хочется решить.
«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Именно это высказывание стало моим девизом. Родители моих учеников для меня тоже дети. А все дети любят играть. Поэтому в основу моей деятельности по созданию воспитательной среды, инициирующей ученика и его родителей на сотворчество, совместную работу, позволяющую достичь взаимопонимания, а главное – показать родителям, насколько интересен и прекрасен их ребёнок, лег игровой подход.
Любой сентябрь у нас открывает туристический слёт «Семейная осень». Приложение 1. Вся семья приходит на такое мероприятие. Взрослые готовят спортивные состязания. Каждая семья ответственна за подготовку и организацию одного спортивного задания. Вместе мы распределяем этапы, рисуем карту-маршрут. Взрослые встают на этапы. Озорные, весёлые, счастливые ребята проносятся по этапам, получают жетоны – «похвалки»: «Ты самый любимый», «Мой дорогой», … Так заряжаются от совместного времяпровождения дети, а родители учатся хвалить своих детей и говорить им, что они их любят и ценят. Заканчивается туристический слёт приготовлением лесного супа в самом настоящем котелке.
Второй триместр открывает «Театр для моей семьи». Приложение 2Театрализованные зарисовки, на основе произведений «Дедушка», К. Ушинский; «Делёж наследства», Л. Толстой и других поучительных произведений, мои ученики представляют родителям. Этому действию предшествует долгая работа: распределение ролей, репетиции, подготовка костюмов, атрибутов. И без помощи родителей дети не справятся. Так опять я стимулирую возникновение потребности в общении детей с родителями. А поучительные истории, надеюсь оставят след в душе взрослых и детей.
В преддверии нового года, традиционным стало «Письмо ребёнку». Приложение 3. Я погружаю родителей в тему ценностного отношения к своему ребёнку: «Мы так часто ругаем своих детей, а вот на душевные слова поддержки у нас не хватает времени. Поэтому сегодня мы напишем письмо своему ребёнку, в котором выразим слова благодарности, поддержки, любви». После такого собрания родители всегда уходят в молчаливой задумчивости.
Каждое письмо запечатывается в конверт. Его мои ученики получат на новогоднем празднике. Именно «добрые письма» украшают нашу классную ёлку. Такой подарок очень ценен, ведь малыш получает «вакцину любви».
Конечно, мои ученики готовят подарок-поделку для своих родителей, прикрепляя к ней слова поздравлений и пожеланий.
Третью четверть открывает серия встреч «Читающая мама».Приложение 4. Раз в неделю, на уроки литературного чтения приходит одна из мам моих учеников и читает добрые истории. Произведение «Девочка, с которой детям не разрешали водиться», Ирмгард Койн, просто взорвала чувства моих четвероклассников. Мамы приходили и читали по частям, обсуждали, придумывали продолжения – исправления историй. Так происходило уникальное чтение для души и сердца. По отзывам родителей, у многих такое семейное чтение становится традицией. А это то, что нужно мне! Родители начинают уделять внимание своим детям, начинают интересоваться не только учёбой детей, а их жизнью.
Четвёртая четверть начинается с мастер-класса «Семейные традиции». Приложение 5. Вся семья в сборе! Очень ярко, весело и дружно представляют свою традицию, объединяющую их. Дети с родителями за одно, им интересно вместе, они понимают, как ценно семейное тепло. Такое мероприятие дарит новые идеи другим. Многие перенимают «чужие» семейные традиции. Всё это укрепляет в моих детях чувство единства семьи, ощущение собственного дома, а значит, уверенности в будущем. Думаю, что мои ученики перенесут эти традиции в свои семьи.
Завершает учебный год в моём четвёртом классе тренинг -игра «Мы в будущем».Приложение 6. Семейный сбор в школе даёт отчёт началу игре с конструктором! Это мероприятие я выстраиваю по типу вертушки. Каждая семья, по своему маршруту, за определённое время проходит определённый этап, выполняя задние.
А вот и задания:
«Мозайка» - составьте из мозайки герб своей семьи.
«Стройка» - постройте из кирпичиков лего дом своей мечты.
«Семейный выходной» - из деталей конструктора постройте сюжет, рассказывающий о вашем необыкновенном выходном.
Родителям и детям необходимо договориться, понять друг друга и выполнить все задания. Это мероприятие интерактивно. Никто не сидит на месте, каждый волен слушать любую семейную команду. Такое действие сближает детей и родителей, здесь идёт активный тренинг взаимопонимания в близких, доверительных отношениях.
Я очень верю, что моя работа даст плоды. Мои взрослые дети, воспитывающие маленьких детей, увидят и примут такую ценную духовную связь. Родители будут тратить время на своих детей и не жалеть об этом. А дети будут доверять взрослым. И равнодушие, эгоистичное отношение к жизни, к детям, к людям, надеюсь, исчезнет. Пусть мои двадцать семь учеников попробуют вкус настоящих семейных отношений и в будущем посеют зерно люби.
Поэтому я – учитель начальных классов работаю над созданием воспитательнуй среды, которая сама инициирует ученика и его родителей на разные виды совместной деятельности. Играя со взрослыми и детьми в такие важные игры, учу их дарить тепло и добро, а оно всегда им вернётся!
Приложение 1
Родительское собрание №1
Тема: « Семейная осень».
Форма: Туристический слёт.
Цель:
* способствовать сплочению семьи, сближения ребёнка и родителей через стремление к взаимопониманию, взаимодоверию;
* пропагандировать здоровый образ жизни;
* содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.
Примерное содержание собрания:
Этапы |
|
Ответственные |
Подготовительный |
Дети и родители разделены на творческие группы. Каждая группа готовит спортивное состязание. Жетончики за победу. Спортивный инвентарь. |
Учитель, родители класса. Учащиеся. |
Основная часть |
Проведение инструктажа |
Учитель |
Примерные игры: загадки для туристов, спортивные частушки, переправа, снайперы, туземский танец и т.д. |
Родители. Дети. |
|
Заключительный |
Награждение. Рефлексия. |
Родители. Учитель. |
Вкусный обед. Лесной суп. |
Родители |
Приложение 2
Родительское собрание №2
Тема: « Театр для моей семьи».
Форма: театрализованная постановка.
Цель:
* способствовать сплочению семьи, сближения ребёнка и родителей через стремление к взаимопониманию, взаимодоверию;
*развитие творческих способностей;
* содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.
Примерное содержание собрания:
Этапы |
|
Ответственные |
Подготовительный |
Выбор произведения. Распределение ролей. Репетиции. Подготовка костюмов, атрибутов. |
Учитель. Учащиеся. Родители класса |
Основная часть |
Просмотр мини-спектаклей.
|
Дети. Родители |
Заключительный |
Награждение за самые лучшие постановки. Рефлексия. |
Родители. Учитель. Дети |
Приложение 3
Родительское собрание №3
Тема: « Письмо ребёнку».
Форма: Беседа. Индивидуальная работа
Цель:
* способствовать сплочению семьи, сближения ребёнка и родителей через стремление к взаимопониманию, взаимодоверию;
*помощь в осознании родителями своих личностных возможностей в деле воспитания ребёнка;
* содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.
Примерное содержание собрания:
Этапы |
|
Ответственные |
Подготовительный |
Красивые и яркие конверты, бумага, ручки и цветные карандаши |
Учитель |
Основная часть |
Беседа |
Учитель |
Написание «добрых писем» |
Родители. |
|
Изготовление подарков-поделок с пожеланиями. |
Дети. Учитель |
|
Заключительный |
Новогодний праздник. Вручение подарков и «писем добра» |
Родители. Дети |
Чаепитие |
Родители. Дети |
Приложение 4
Родительское собрание №4
Тема: « Читающая мама».
Форма: Беседа.
Цель:
* способствовать сплочению семьи, сближения ребёнка и родителей через стремление к взаимопониманию, взаимодоверию;
* объяснить почему надо любить книги;
*воспитывать бережное отношение к книге;
* содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.
Примерное содержание собрания:
Этапы |
|
Ответственные |
Подготовительный |
Выбор произведения. |
Учитель, родители класса. |
Основная часть |
Представление мамы |
Учитель |
Чтение выбранного произведения. Обсуждение после текста. |
Родители. Дети. |
|
Заключительный |
Конкурс рисунков по произведению |
Родители. Учитель. |
Рефлексия |
Родители. Дети. Учитель |
Приложение 5
Родительское собрание №5
Тема: « Семейные традиции».
Форма: Мастер класс.
Цель:
* способствовать сплочению семьи, сближения ребёнка и родителей через стремление к взаимопониманию, взаимодоверию;
* помочь осознать значимость семьи и семейных традиций;
* содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.
Примерное содержание собрания:
Этапы |
|
Ответственные |
Подготовительный |
Выбор семей для представления своих семейных традиций. |
Учитель, родители класса. Учащиеся. |
Основная часть |
Представление семьи |
Учитель |
Защита традиций своей семьи в любой форме |
Родители. Дети. |
|
Заключительный |
Награждение. Рефлексия. |
Родители. Учитель. Дети |
Чаепитие. |
Родители. Дети |
Приложение 6
Родительское собрание №6
Тема: « Мы в будущем».
Форма: Тренинг-игра.
Цель:
* способствовать сплочению семьи, сближения ребёнка и родителей через стремление к взаимопониманию, взаимодоверию;
* привлечения внимания к значимости детской игры, ее роль в жизни ребёнка;
* содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.
Примерное содержание собрания:
Этапы |
|
Ответственные |
Подготовительный |
Подготовка оборудования: мозаика, кирпичики ЛЕГО, Лего-конструктор «Моя первая история». |
Учитель |
Основная часть |
Объяснение маршрута игры, по типу «Вертушка» |
Учитель |
Игра-тренинг «Вертушка»: 1.«Мозайка» - составьте из мозайки герб своей семьи. 2.«Стройка» - постройте из кирпичиков лего дом своей мечты. 3.«Семейный выходной» - из деталей конструктора постройте сюжет, рассказывающий о вашем необыкновенном выходном.
|
Родители. Дети. |
|
Заключительный |
Защита своих работ |
Дети. Родители |
Награждение. Рефлексия. |
Родители. Дети. Учитель |
Список литературы
1. Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе-Вып.3-2-е изд., СТЕРЕОТИП.-Волгоград: Уччитель.2008.-232с.
2. Максимова Т.Н. Классные часы: 1 класс. –М.: ВАКО, 2011.-272с.-
( Учебный год).
3. Персидская И.В. Тематические классные часы и мероприятия.1-4 классы.-Волгоград: Учитель2011.-312с.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.