Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку , 9 класс (максимальное количество – 48 баллов). Время выполнения – 1 урок.
Тестовые задания (за каждый правильный ответ 1 б.)
1. Если в предложении два и более придаточных разного типа
присоединяется к одному главному, то это
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Б) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
В) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
Г) Предложение с разными типами связи.
Д) Бессоюзное предложение.
2. Схема предложения.
Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым
дышит иногда записка милой женщины.
А) [ ], ( )
Б) ( ), [ ], ( )
В) [ ], ( ), ( )
Г) [ ], ( ), ( ), ( ).
Д) ( ), [ ].
3. Количество пропущенных знаков препинания.
Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему
долго нельзя.
А)2
Б)5
В)3
Г)4
Д)1
4. Косвенная речь – это
А) Чужая речь, переданная в измененной форме.
Б) Речь двух или нескольких людей.
В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений.
Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.
Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является метафора.
А) Чего она мне нервы мотает?
Б) По дому плавали запахи и крики.
В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый
булыжник.
Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или,
как она называла, «ретруха».
6. Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
Б) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
В) В слове ХЛЕБ последний звук [п].
Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
А) голодала
Б) заплесневеет
В) осложнения
Г) положили
8. Укажите слова, в которых пишется Ь:
А) вскач…
Б) настеж…
В) горюч…
Г) невтерпеж…
9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
А) (полу) ночник
Б) (древне)русский
В) (пол)арбуза
Г) (общественно)политический
10. В каком слове пишется Ъ?
А) помещич.и
Б) фел.етон
В) ин.екция
Г) в.юга
Открытые вопросы (от 0 до 5 б.)
Вопрос 1
Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог (до
4 б.).
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин,
отвар.
Вопрос 2
В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие
современные русские слова по происхождению связаны с ним? (до 5 б.)
Вопрос 3
Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте
свой ответ (до 2 б.)
Вопрос 4
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он
основывается? (до 3 б.)
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Вопрос 5
Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является
произношением старомосковским, а какой – современным (до 3 б.):
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].
Творческие задания (от 0 до 6 б.)
Задание 1
Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково
его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите
примеры (до 2 б.)
Задание 2
Замените предложенные слова фразеологическими синонимами ( до 6 б.).
Много — ….
Обмануть — …
Задание 3
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и
дальнейшее образование новых слов (до 3 б.).
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Задание 4
Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра (до 5 б.).
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.
Задание 5
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки (до 5 б.):
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок,
журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Ответы на тесты
Тестовое задание |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Ответ |
В |
Б |
А |
А |
Б |
Тестовое задание |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
№ 10 |
Ответ |
А |
Г |
А, Б |
В, Г |
В |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на
вопрос 1: Асимметрия,
пломбировать, мещанин, отвар.
Ответ на вопрос 2: валидол,
инвалид, Валерий, валериана, валидный
Ответ на вопрос 3: Столы
в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.
Ответ на вопрос 4: Речь
идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Ответ на вопрос 5:
Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].
Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].
Ответы на творческие задания
Пример
ответа на творческое задание №1:
Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В
притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и
свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и
стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.
Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного
(плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться).
Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».
Пример ответа на творческое задание
№ 1. Выражение употребляется в значении: отделять вредное от полезного, плохое от хорошего.
№2
Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в
бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.
Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д.
Пример
ответа на творческое задание №3
Ночь- ночка
-ночник
-ночной
-ночевать- ночёвка
-заночевать
-переночевать
Пример
ответа на творческое задание №4
Утро на ферме
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В
осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В
мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись
вдоволь, крепким сном спали лягушки.
Пример
ответа на творческое задание №5
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье-
тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в
мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей,
вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.