ТЕМА урока: «Жизненные уроки героя» (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Эпиграф. Сколько лет прошло! Сколько событий
минуло! А я все не могу забыть
бабушкиного пряника – того дивного коня
с розовой гривой.
В.Астафьев
Цель: Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.
Задачи: 1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя.
2. Развивать читательскую культуру.
3. Развивать творческие способности, воображение учащихся.
4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову.
5. Отрабатывать монологическую речь.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом, устное рисование, проецирование ситуации
Ход урока.
1)- Приветствие. Орг. момент.
- Постановка цели и задач урока.
а) Разобраться в прочитанном.
в) Понять, почему те события остались незабываемы.
в) Какие жизненные уроки извлек герой?
шукшин.docx
Планконспект урока по литературе в 6 классе
Тема: Образ героячудика в творчестве В.М. Шукшина.
(на примере рассказа "Критики")
Цели: дать понятие о шукшинском герое "чудике";
раскрыть особенности мироощущения чудиков;
объяснить название произведения;
развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи; подвести к
размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, воспитывать
чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.
Тип урока: Комбинированный урок
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока, повторим и вспомним, о
чём мы говорили на предыдущем уроке литературы.
Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами записаны ключевые слова
1929 Алтайский ВГИК Режиссёрсценарист Писатель Актёр 1974
Край
Учитель: Скажите, как они связаны между собой? (Учащиеся: все они о Шукшине, представляют
собой жизненный путь писателя).
Действительно, это даты, факты связаны с личностью Шукшина. Посмотрите, как ни печально
осознавать, но жизнь каждого человека можно уложить в две даты… Но во многом от человека
зависит, как прожить жизнь, какой избрать жизненный путь. Учитель: Ещё раз обратите внимание на хронолинию, скажите, в чём исключительность личности
Шукшина? (Учащиеся: Пройдя нелёгкий путь и прожив не такую долгую жизнь, он сумел проявить
себя во многих областях, своим трудом, талантом добился многого…)
Учитель: Покинув маленькое село Сростки, он отправляется на заработки и сначала работает
слесарем на заводе в Калуге, затем служит матросом на Балтийском флоте, после приезжает в
Москву и поступает во ВГИК. Проделав непростой путь, он становится режиссёром.
Назовите фильмы, создателем которым является Шукшин? («Печкилавочки», «Странные люди»,
«Калина красная»)
Одновременно с кинематографией он занимается и писательской деятельностью
Какие рассказы Шукшина вы знаете? ( Учащиеся: «Чудик», «Срезал», «Критики», «Микроскоп»)
Как актёр снимаете в нескольких фильмах, назовите их? «Два Фёдора», «Калина красная»
Вернёмся к Шукшинуписателю.
Послушайте, что сам Шукшин говорил о своих произведениях: «Не критикуйте мои рассказы,
которые короче воробьиного носа, они ведь о душе и добре.
И, продолжая данное высказывание, как завет, звучат слова Шукшина « Нам бы про душу не
забыть,
Нам бы немножко добрее быть»
Они и будут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.
(учащиеся оформляют запись в тетради).
Как вы думаете, почему для эпиграфа я взяла именно эти слова? (Шукшин предлагает нам
задуматься над поступками, которые мы совершаем по отношению к близким людям, порой
они могут быть жестокими, могут их ранить. Нужно помнить о душе, не быть черствыми.)
Какова основная тема рассказов Шукшина? (Странный человек, отличающийся от всех, часто из
деревни)
Кто главные герои рассказов Шукшина? (Чудики)
Кто такие чудики? Так называл своих героев сам писатель. Почему?
Чудики люди,… (прослушав выступление одного из учащихся, ребята должны записать
определение в тетрадь)
Ученик: Шукшин ввел в литературу новый тип героев "чудиков", вызывающих неприятие
окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными
представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную
индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои Шукшина задумываются
о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в
человеке? Шукшинский чудик ищет ответа на вечные вопросы, зачастую остается не понят
окружающими, они относятся к нему враждебно.
Дома вам было предложено заполнить схему:
«Жизнь героев-чудиков», используя ключевые глаголы
(Переживают, отличаются от других, хотят изменить мир, верят, ошибаются, борются за
правду)
Можем ли мы сказать, что героичудики объединяют рассказы Шукшина? То есть рассказы
объединены общей темой, героями, ситуациями, в которые они попадают. Да, безусловно.
Как называется группа произведений одного автора, объединённых общей темой?
Цикл круг, группа произведений одного автора на общую или близкую тематику. (записывают
определение в тетр.)
Сегодня на уроке мы продолжим рассматривать галерею образов шукшинских чудиков и
поработаем с рассказом «Критики».
Запишите, пожалуйста, тему урока: Образ героячудика в творчестве В.М.Шукшина.
(на примере рассказа "Критики")
Попытайтесь сформулировать цели урока, чем будем заниматься? что должны
проанализировать и чему научиться?
Цели: (озвучивают учащиеся) прийти к выводу, как важно уважать своих близких
Уважать их мнение
уметь слышать чужую точку зрения, считаться с ней не обижать словом и делом своих родных, даже если их мнение противоречит вашему.
Обратимся к названию. Скажите, кого мы называем критиками? (звучат варианты)
Какое определение предлагает нам толковый словарь? (зачитываем значение)
Критики (критик), а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого
нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к.
Музыкальный к. Театральный к. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
Кто в нашем рассказе явл. критиками (Дед и Петька)
Что они критикуют?
Каким вы представляете себе деда? Обратимся к его образу. Чтобы охарактеризовать
персонажа, нам необходимо вспомнить, какие пункты у нас включает описание персонажа, что
нам важно знать о нем, как о человеке. .
Прочитаем с самого начала. Что вы можете отметить: Какую особенность речи героев?
(Учащиеся: герои выражают мысли открыто и прямо, используя лексику разговорную, даже
стилистич. Сниженную, например: ухайдакали, дурак, дрянь, чуял и др.
Для чего это делает автор?
Перед вами лежат таблицы, которые мы будем заполнять, используя комментированное чтение и
чтение по ролям.
Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное положение, возраст.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия, круг интересов, склонностей и привычек.
4. Отношения к окружающим; взаимоотношения с ними;
5. Особенности внутренних переживаний.
6. Поступки, которые совершает
7. Речевая характеристика.
6. Авторское отношение к персонажу.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
ДЕД ПЕТЬКА РОДИТЕЛИ ПЕТЬКИ,
РОДСТВЕННИКИ (дядя и тётя) Итак, мы выяснили, что деда и внука объединяло одно: они любили ходить в кино и
обсуждать его после просмотра)
Расскажите, как вёл себя дед в кинотеатре?
В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?
( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)
Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?
( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за
правду.)
С чем ещё был не согласен дед? ( Главное, пишут "Комедия".
Комедия!.. По зубам за такую комедию надавать).
Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?
(Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все посвоему. В них не было той
непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез.
Для деда кино вторая реальность, достоверность.),
Рассмотрим произведение с точки зрения композиции. Напомните мне, что это такое?
Перечислите элементы композиции. ( пролог, экспозиция, завязка действия, развитие
действия, кульминация, развязка, эпилог).
Что является завязкой рассказа? (Тот момент, когда начинается конфликт. Спор деда с
городскими жителями, дядей и тётей Петьки, которые приехали погостить).
Чтение данного эпизода по ролям.
Почему так повел себя дед?
(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому
дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало,
поэтому он напился. )
Как поступают взрослые с вашей точки зрения по отношению к деду? Муж тети?
(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается.
Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт.
Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта) Сначала отец, пытаясь
угодить «дорогому гостю», одновременно старается избежать конфликта, но неудачно. Дед
понимает реплики своего сына как сомнения в собственной компетенции в плотницком деле.
Как поступает тетя?
(Тоже ведет себя снисходительно к деду. Не хочет знать правду жизни, привлекает ее
ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.) Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда
разговаривали с ним?
(Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)
Смеются, сказал он Петьке.
Кто?
Вон... Дед кивнул в сторону горницы. Ничего, говорят, ты не
понимаешь, старый хрен. А они понимают!
Не обращай внимания, посоветовал Петька.
Дед присел к столу, помолчал. Потом опять заговорил.
Ты, говорят, дурак, из ума выжил...
Что, так и сказали'
А?
Так и сказали на тебя дурак?
Усмехаются сидят. Они шибко много понимают! Дед постепенно
"заводился", как выражался Петька.
Не обращай внимания, опять посоветовал Петька.
Приехали... Грамотеи! Дед встал, покопался у себя в сундуке, взял
деньги и ушел.
Пришел через час пьяный.
Что произошло далее? Расскажите, что мы называем кульминацией? Где она в тексте?
(ответы учся, краткий пересказ эпизода)
Дед разбивает телевизор, родители вызывают милиционера, который составляет протокол на деда
и его увозят в вытрезвитель.
Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в
подушку?
(Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)
Как вы относитесь к поступку родителей Петьки?
Мы проанализировали образы героев рассказа.
Что объединяло деда и Петьку какой графический знак можно поставить в конце таблицы?
(объединяющую фигурную скобку)
Кто противостоит Деду и Петьке? Как поступают взрослые с вашей точки зрения по отношению к
деду?
Почему вы пришли к такому выводу?
Возвращаясь к теме нашего урока: можно ли назвать главного героя «чудиком»? Почему?
Да. Этот герой не похож на остальных, его не понимают, он нелеп и смешон для окружающих,
но у него есть чувство собственного достоинства, своё мнение, своя правда. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут,
пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.
Встречались ли вам такие люди в жизни? Как вы к ним относились?(23 варианта ответов учащихся)
Почему чудики так интересовали писателя? Как Шукшин относился к своим героям?
«Есть люди, говорил Шукшин, в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их
зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то ,
что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой,
отдельно они не живут. Они украшают жизнь , ибо с их появлением , где бы ни были , изгоняется
скука».
Какие чувства пробудил в вас рассказ? О чём он? Чему учит?
Он учит «про душу не забыть и немножко добрее быть…»
Домашнее задание: закончить заполнение таблицы «характеристика героев», написать продолжение
рассказа. Предположите, как бы дальше могли развиваться события рассказа?
Шукшин
Шукшин
Шукшин
Шукшин
Шукшин
Шукшин
Шукшин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.