Силлабус Биология
Оценка 4.8

Силлабус Биология

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
9 кл—11 кл +1
26.09.2022
Силлабус Биология
Силлабус биология
силлабус Фаёзова М готовые.docx

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Инженерно – педагогический колледж

 Джаббор Расуловского района

 

 

 

     

логотип
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СИЛЛАБУС

(рабочая учебная программа)

по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

для студентов 3-го курса, группы 302 по специальности

«Русский язык и литература»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мехробод-2022год

 

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Инженерно – педагогический колледж

 Джаббор Расуловского района

 

 

 

     

 

 «Утверждаю»

        заместитель директора

   по учебной работе

_____Тогаймуродов Ф.

«____»________2022 г.

 

 

СИЛЛАБУС

(рабочая учебная программа)

по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

для студентов 3-го курса, группы 302 по специальности

«Русский язык и литература»

 

 

Форма обучения: дневное

Курс 3

Семестр 2

Количество кредитов 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Силлабус (рабочая учебная программа) составлена на основании Государственного образовательного стандарта среднего и высшего профессионального образования Республики Таджикистан, Постановление Правительства Республики Таджикистан от 01.10.2016 г. № 418 постановление коллегии Министерство образования и науки Республики Таджикистан утверждена от 31.07.2019 г. за № 9/4.     

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры информационных-технологий и математика-гуманитарных наук протокол № ____ от «____» __________ 2022 г.

Зав. кафедрой_____________________ Мирзобобоев М.

 

   Утверждено на учебно-методическом совета инженерно-экономического факультета протокол № ________ от «____» ___________ 2022 г.

Декан факультета _______________________ Каххоров Х.

 

Главный специалист по мониторингу и управлению качество образования протокол № ____ от «____» _________ 2022 г. _____________Мирзонаимзода Ф.

 

 

 

Сведения об учителе: Фаёзова Махзуна Каюмовна, преподаватель ИПК.

Кафедра: информационных-технологий и математика-гуманитарных наук.

Адрес: Мехробод улица Рудаки № 80.

 Кафедра: информационных-технологий и математика-гуманитарных наук, здание-3; этаж-1; аудитория 29, телефон: 92-851-09-06

 

 

 

Содержание

1

Цель и задачи предмета

5

2

Методология обучаемого предмета

5

3

Ответственность студента и требования 

5

4

Виды контроля и критерии оценок

6

5

Обеспеченность предмета учебно-методической литературой и необходимым оборудованием

9

6

Название тем и распределение часов

10

7

Краткое содержание темы занятий

14

8

8.1

8.2

Тестовые вопросы для рубежного контроля

Тестовые вопросы для рубежного контроля № 1

Тестовые вопросы для рубежного контроля № 2

21

21

25

9

Наименование тем самостоятельной работы студента

30

10

Наименование тем практических занятий, тема реферата и курсовой работы

31

11

Пояснение к курсовой работе

31

12

Пояснение к реферату

32

13

Экзаменационные тестовые вопросы

32

14

Пояснение к самостоятельное работе

 

15

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Возрастная анатомия и физиология”

Язык преподавания

 

Форма итогового  контроля

Преподователь:

Количество кредитов

Русский, таджикский

 

2 семестр экзамен

 

1.Фаёзова М.-Лексия

 

2

Лексия

практическиеские

 

СРСП

Вид курса

 

 

 

Год и семестр обучения

 

2.Фаёзова М.-практические, СРСП.

 

12

 

12

Текуший

 

2 семестр для 3 курса

Время и место проведения занятий

Дни и недели

Время

Место

Вид занятия

понеделник

8:00-14:00

Здание 3, 1 этаж ауд.29

Лексия СРСП практические

Вторник

8:00-14:00

Здание 3, 1 этаж ауд.29

Лексия СРСП практические

Среда

8:00-14:00

Здание 3, 1 этаж ауд.29

Лексия СРСП практические

Четверг

8:00-14:00

Здание 3, 1 этаж ауд.29

Лексия СРСП практические

Пятница  

8:00-14:00

Здание 3, 1 этаж ауд.29

Лексия СРСП практические

Суббота

 

Здание 3, 1 этаж ауд.29

Лексия СРСП практические

 

1.Цель и задачи предмета

   Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой. Анатомия стремится не только, описывать факты, но и обобщать их, стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен, каковы закономерности строения и развития организма, его органов и систем.Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека,и эволюционной морфологии, кроме сравнительной но исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1 .Изучает развитие человеческого рода в процессе эволюции животных- филогенез.Анатомия являющейся описательной наукой, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей его среды.

 

2.              Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества-антропогенез. Для этого используются, кроме сравнительной и эволционной морфологии, преимущественно данные антропологии науки о человеке. Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

Рассматривается процесс развития индивида-онтогенез в течение всей его жизни: утробной, эмбриональной и внеутробной, постэмбриональной или постнатальной от рождения до момента смерти.

2. Методы анатомического исследования.

   Современная анатомия располагает большим набором различных методов исследования строения человеческого тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший, но не потерявший своего значения метод препарирование, науке применяется при изучение внешного строения и топографии крупных образований.Многие вопросы анатомии решаются в эксперименты сыграли и продолжают играть большую роль в познании строения и функции как отдельных органов, так и организма в целом.

Ответственность студента и требования

Рабочая программа «силлабус» должен состоять из 5 экземпляров по каждому предмету: 1 копия для учителя, 2 копия для студента, 3 копия для кафедры, 4 копия для учебной части, 5 копия для библиотеки. Электронный вариант силлабуса сдаётся в библиотеку колледжа.

Требования к студентам:

Усвоение языка, по сравнению с другими учебными предметами требует ежедневной подготовки. Наскоком его не возьмёшь: необходимо постоянная, целенаправленная и кропотливая работа. Нужно серьёзно подходить к выполнению как устных, так и письменных заданий, предложенных 6 для самостоятельного выполнения дома.

Дополнительные требования к студентам:

Студент обязан:

1)    соблюдать правила внутреннего распорядка;

2)    приходить вовремя на занятия, готовить занятия по силлабусу, приходить в форме, иметь учебные принадлежности;

3)    быть тщательно выбритым;

4)    участвовать на всех занятиях и промежуточных экзаменах;

5)    не пользоваться приборами и оборудованиями, находящимися в аудитории, без разрешения преподавателя или ответственного лица;

6)    бережно относиться к имуществу, имеющемуся в аудитории, и бережно использовать его;

7)    вовремя выполнять домашние задания.

Студенту запрещается:

- Опаздывать на занятия!

-Использование мобильных телефонов на территории колледжа!

-Находиться на территории колледжа, в учебном корпусе без галстука;

Виды контроля и критерии оценок

   В процессе усвоения предмета студент оценивается преподавателем 3 раза: 2 раза - рубежный контроль;

1 раз - итоговый экзамен;

По этим результатам суммируется два рейтинга.

Результаты итогового экзамена оцениваются в 100 баллов. Проходной бал - 51. При подведении результатов итогового экзамена учитывается посещаемость студента. Если посещаемость занятий составляет 90 -100%, то к проходному баллу добавляются поощрительные баллы.

 

Время проведение рубежного контроля и итоговые экзамены

Тип студенческой деятельности

Количество баллов

Неделя 6

Активное участие на занятиях

до 10

Активное участие студента на практических и теоретических занятиях.

до 15

Своевременное выполнение домашних заданий и защита самостоятельной работы (реферат, творческая работа, практические занятия и контрольная работа).

до 25

Рубежный контроль №1

до 50

Общие баллы рубежного контроля № 1

до 100

Неделя 12

Активное участие на занятиях

до 10

Активное участие  студента на практических и теоретических занятиях.

до 15

Своевременное выполнение домашних заданий и защита самостоятельной работы (реферат, творческая работа, практическое занятие и контрольная работа).

до 25

Рубежный контроль №2

до 50

Общие баллы рубежного контроля № 2

до 100

Неделя 17, 18

Итоговый экзамен

до 100

 

Баллы 1,2 рейтингов и итогового экзамена суммируются, и отметка по дисциплине выставляется в буквенном виде.

Если студент пропустил 25% занятий, то его итоговая отметка автоматически будет Р. Это значит, что студент должен заново пройти эту дисциплину.

На промежуточном экзамене проверяются знания и умения студента по 8 последним темам и, соблюдая правила рейтинговой системы выставления оценок анализируются результаты, ответов и высот

          Таблица №1

          Критерии оценок для студента

За посещаемость и активное участие на занятиях -10 баллов.

Во время обучения если предмет составляет 2 кредита за 8 недель составляет 24 часа.

10 (бал за активное участие): 24 (количество часов) = 0,42 бала за активное участие на каждом уроке.

Активное участие студента на практических и теоретических занятиях до -15 баллов за каждый лекционный, практический и лабораторный часы и СРС, если в учебной программе имеется 4 самостоятельных работ по предмету.

15 (бал за СРС) : 4 (СРС) = 3,75 бал

Своевременное выполнение, домашних заданий и защита самостоятельной работы (реферат, творческая работа, практическое занятие и контрольная работа) до 25 баллов.

В период обучения студентом на каждом рубежном контроле сдается самостоятельная работа, реферат, контрольная работа. Если в учебной программе отведено 4-самостоятельных работ для КМРО.

       25 (балов для самостоятельной работы) :

       4 (самостоятельная работа) = 6,25 бал

Рубежный контроль = 50 баллов

Состав промежуточного тестирования состоит из 50 вопросов (включая вопросы теоретического, практического и тестового характера). Для завершения промежуточного этапа тестирования каждый вопросник проводится аналогично.

1.1 (бал за каждый вопрос теста) * 50 (вопросы теста) = 50 бал 2-ой промежуточный рубежный контроль подобен на 1-й промежуточный рубежный контроль.

Структура итоговых результатов экзамена состоит из 100 вопросов, включая вопросы теории, практики и тестирования.

1.1 ( бал за каждый вопрос теста) * 100 (вопросы теста) = 100 баллов Итоговые баллы студента определяются по следующей формуле:

Р1 + Р2

И б = . 2          0,5 + Иэ • 0, 5

вотИб - итоговый бал студента Р1

-рубежный контроль №1 Р2

- рубежный контроль №2 Иэ

- итоговый бал экзамена

   Оценки итоговых балов усвоения предмета обозначается алфавитными буквами и цифрами по нижеследующей таблице

1. Обеспеченность предмета учебно-методической литературой и необходимым оборудованием

Таблица №2

                  Распределение рейтинговых баллов по видам контроля:

Алфавитное

обозначение баллов  

Цифровое обозначение баллов

Баллы

Способы оценивания в традиционной системе

А

4,0

95≤ A≤100

Отлично

А-

3,67

90≤ A-<95

B+

3,33

85≤B+<9

0

Хорошо

B

3,0

80≤B<85

B-

2,67

75≤B-<80

C+

2,33

70≤C+<7

5

Удовлетворительно

C

2,0

65≤C<70

C-

1,67

60≤C-<65

D+

1,33

55≤D+<6

0

D

1,0

50≤D<55

Fx

0

45≤Fx<50

Неудовлетворительно  

F

0

0≤ F<45

 

 

 

 

 

Основная литература

1.

М. Г. При веса Анатомия человека. М «Медицина» 1985

2.

А.М.Цузмер. О. Л. Петришина «Человек и его здоровье» М. 1992

3.

Безруких М.М. и другие «Возрастная физиология» М 2002

4.

Гальперин С.И. «Анатомия и физиология человека ».М . 1969

5

Назарова Е.Н, Жилов Ю.Д. «Возрастная анатомия и физиология» 2008

6.

Белицкая В.И «Школьная гигиена » М 1983

7.

Матюшонок М.Т. «Анатомия, физиология и гигиена детей младжего школьного возраста» Ташкент 1980.

8.

Кассан А.А. «Анатомия человека » М . 2013

9.

Иван Гайворонский «Нормальная анатомия человека.» М 2013

 

б. Название тем и распределение часов.

1

Лекция.1. Жизненные свойства клетки. Внутренняя среда организма.

1

1,2,3

1

СРСГТ !.Ткани и органы. Системы органов.

1

 

1

Лекция 2.Организм- единое целое.

1

 

1

Практические 1 Организм и среда.

1

3,5,7

 

Всего за неделя

4

 

2

Лекция 3 Общий план строения нервной системы.

1

5,9,1 1

2

СРСП 2 Рефлекторный принцип работы нервной системы.

1

1,8

2

Лекция 4.Головной мозг. Большой полушария головного мозга.

1

4,3

2

Практические 2 Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

1

 

 

Всего за неделя

4

 

3

Лекция 53начение опорно-двигательной системы . Строение и рост костей.

1

6

3

СРСП 3. Скелет человека. Первая помошь при повреждениях скелета.

1

3,4

3

Лекция 6 Мышцы и их функции. Работа мышц.

1

 

3

Практические 3 . Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

1

 

 

Всего за неделя

4

 

4

Лекция 7 Состав и функции крови. 11лазма крови.

1

 

4

СРСП 4. Эритроциты. 11ереливание крови.

1

 

4

Лекция 8 Лейкоциты. Иммунитет.

1

1

4

Практические4. Движение крови в организме. Органы кровообращения.

1

1

 

Всего за неделя

4

 

5

Лекция 9 Работа сердца. Движение крови по сосудам. Лимф обращение.

1

 

5

СРСП 5. Предупреждение сердечно- сосудистых заболеваний.

 1   

3

5

Лекция 10 Органы дыхания.

 1

5

5

Практические 5. Газообмен в легких и тканях.

1

 

 

Всего за неделя

4

 

6

Лекция 11 Регуляция дыхания. Оказание первой помощи при остановке дыхания.

 1

 

6

СРСП 6. Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1

1

6

Лекция 12 Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

1

 

6

Практические 6. Пищеварение в желудке.

1

3

 

Всего за неделя

4

 

 

Рубежный контроль № 1

 

 

7

Лекция 13 Изменение питательных веществ в кишечнике.

1

 

7

СРСП 7. Предупреждение желудочное кишечных заболеваний.

1

 

7

Лекция 14 Обмен органических веществ.

1

3

7

Практические 7 Обмен неорганических веществ. Регуляция обмена веществ.

1

 

 

Всего за неделя

4

 

8

Лекция 15 Витамины.

1

 

8

СРСП 8. Энергетический обмен. Гигиена питания.

1

 

8

Лекция 16 Строение и функции кожи.

1

5

8

Практические 8. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах.

1

 

 

Всего за неделя

4

 

9

Лекция 17 Органы чувств и их значение.

1

6

9

СРСП 9 Строение органа зрения.

1

2

9

Лекция 18 Функции органа зрения.

1

3

9

Практические 9 .Предупреждение нарушений зрения.

1

1

 

Всего за неделя

4

 

10

Лекция 19 Органа слуха.

1

2

10

СРСП ЮПредупреждение нарушений слуха.

1

6

10

Лекция 20 Органы равновесия, мышечного чувства и осязания.

1

1

10

Практические 10 Взаимозаменяемость органов чувств.

1

5

 

Всего за неделя

4

 

11

Лекция 21 Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

6

11

СРСП 11 Эмоции.

1

1

11

Лекция 22 Память. Сон и бодрствование.

1

8

11

Практические 11. Предупреждение нарушений сна.

1

5

 

Всего за неделя

4

 

12

Лекция 23 Основы физиологии труда.

1

3

12

СРСП 12 Краткая характеристика основных форм труда.

1

5

12

Лекция 24 Деятельность человека в необычных условиях.

1

1

12

Практические 12. Здоровье человека и способы его сохранения.

1

1

 

Всего за неделя

4

 

 

Рубежный контроль № 2

 

 

 

Всего:

48

 

 

7.Краткое содержание темы занятие

Лекция 1. Жизненные свойства клетки. Внутренняя среда организма.

Основное жизненное свойство клетки - обмен веществ.

Из межклеточного вещества в клетки постоянно поступают питательные вещества и кислород и выделяются продукты распада. Вещества , поступившие в клетку , участвуют в процессах биосинтеза. Биосинтез - это образование белков, жиров, углеводов и их соединений из более простых веществ. В процессе биосинтеза образуются вещества, свойственные определенным клеткам организма .

 

СРСП 1. Ткани и органы. Системы органов.

Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют тканью. В организме человека выделяют 4 основные группы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Орган-часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций.

Лекция 2 Организм - единое целое.

     В организме клетки, ткани , органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами: гуморальным с помощью химических веществ через жидкие среды организма и с помощью нервной системы.

СРСП 2. Организм и среда

      Великий русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен ». Между организмом и внешней средой постоянно происходит обмен веществ. Из внешней среды организм получает кислород и питательные вещества. За счет этих веществ строятся новые клетки, функционируют органы и совершается работа, например мышечная. Одновременно с этим во внешнюю среду выделяются вредные продукты распада, избыток веществ и тепла.

Лекция 3 Общий план строения нервной системы.

       Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма. Она

обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организма с внешней средой. Деятельность нервной системы лежит в основе чувств, обучения, памяти, речи и мышления психических процессов, с помощью которых человек не только познает окружающую среду, но и может активно ее изменять.

 

СРСП 3 Рефлекторный принцип работы нервной системы.

   Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую и

контролируемую центральной нервной системой, называет рефлексом. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга состоит из пяти частей: рецептора, чувствительного пути , участка центральной нервной системы, двигательного пути и рабочего органа.

Лекция 4.Головной мозг. Большой полушария головного мозга.

Головной мозг расположен в полости черепа. Он включает отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария. В головном мозге, как и в спинном, имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящим пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся центральная нервная система функционирует как единое целое.

СРСП 4 Нарушения деятельности нервной системы и их п реду п реждение.

Заболевания мозга и нервной системы, как и заболевания других систем органов, могут быть обусловлены наследственными факторами и факторами внешней среды. Наследственные нарушения работы мозга связаны с недостаточным синтезом в организме некоторых веществ, например ферментов. Серьезной причиной заболевания мозга, особенно у детей раннего возраста, служат бактериальные инфекции. Они могут вызывать общий паралич или воспаление оболочек мозга.

 

Лекция 5 Значение опорно-двигательной системы . Строение и рост костей.

Кости скелета человека образованы костной тканью разновидностью соединительной ткани. Костная ткань снабжена нервами и кровеносными сосудами. Клетки ее имеют отростки. Межклеточное вещество составляет 2:3 костной ткани. Оно твердое и плотное, по своим свойствам напоминает камень. Костные клетки и их отростки окружены мельчайшими канальцами, заполненными межклеточной жидкостью. Через межклеточную жидкость канальцев происходит питание и дыхание костных клеток.

СРСП 5. Скелет человека. Первая помощь при повреждениях скелета.

Скелет взрослого человека состоит примерно из 220 костей, которые соединены между собой. Некоторые соединения костей совершенно неподвижны, например соединения костей черепа, другие подвижны или полу подвижны.При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутренного кровоизлияния.

 

Лекция 6 Мышцы и их функции. Работа мышц.

Для осуществления различных движений в организме человеке, как и у всех позвоночных животных, имеются 3 вида мышечной ткани: скелетная, сердечная и гладкая . Каждому виду ткани свойствен свой тип видоизмененных клеток мышечных волокон. Мышцы - сгибатели и разгибатели сустава могут одновременно находится в расслабленном

состоянии. Так, мышцы свободно висящий вдоль тела руки находится в состоянии расслабления. При удержании гири или гантели в горизонтально вытянутой руке наблюдается одновременное сокращения мышц - сгибателей и разгибателей сустава.

Практические 3 . Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рЬст и развитие мышц происходят между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой, как у взрослого человека. По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными. Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание.

Лекция 7 Состав и функции крови. Плазма крови.

Кровь - одно из жидких внутренних сред организма. Кровь движется по замкнутой система кровеносных сосудов и выполняет транспортную функцию. Она приносит к клеткам всех органов питательные вещества и кислород и переносит к органом выделения продукты жизнедеятельности.

С участием крови осуществляется гуморальная регуляция функции организма биологически активными веществами. Кровь обеспечивает защитные реакции организма от инфекций. Кровь это один из видов соединительной ткани организма . Основную ее часть составляет жидкое межклеточное вещество плазма .

СРСП 4. Эритроциты. Переливание крови.

Основная функция эритроцитов заключается в переносе кислорода от органов дыхания совсем клеткам тела. Вместе с тем эритроциты принимают участие и в удалении из тканей углекислого газа . В состав эритроцитов входит белковое вещество гемоглобин , от которого зависит красный цвет крови. Поэтому эритроциты еще называют красными клетками крови. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой-глобина и железосодержащей- гема . В легких гемоглобин способен легко присоединять кислород. Соединение гемоглобина с кислородом, имеет ярко-красный цвет.

 

Лекция 8 Лейкоциты. Иммунитет.

   Существует несколько видов лейкоцитов, отличающихся по строению и функциям.

Они бесцветны, и поэтому их называют белыми клетками крови. Все они имеют ядра. В 1

мм крови содержится 6-8 тыс. лейкоцитов. Лейкоциты способны активно передвигаться. Лейкоциты играют важную роль в защите организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных для организма клеток и тканей. Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц был открыт известным русским биологом И.И. Мечниковым и назван фагоцитозом, а клетки «пожиратели» фагоцитами.

Практические 4. Движение крови в организме. Органы кровообращения.

   Система органов кровообращения человека представлена сердцем и кровеносными сосудами. Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая ее непрерывное движение. При остановке сердца наступает смерть, потому что прекращается доставка тканям кислорода и питательных веществ, а также освобождение тканей от продуктов распада. Движение крови по сосудам называют кровообращением.

Лекция 9 Работа сердца. Движение крови по сосудам. Лимф обращение.

   Сокращения сердца ритмичны. В состоянии относительного покоя сердце сокращается примерно 70-75 раз в 1 минут. В организме все время происходит перераспределение крови: через одни органы ее протекает больше, а через другие меньше, в зависимости от потребности в кислороде и питательных веществах. Лимфатическая система способствует оттоку лишней жидкости из тканей. Во всех тканях имеются слепозаканчивающиеся мельчайшие лимфатические капилляры.

СРСП 5. Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний.

   Главные причины заболеваний сердца связаны со снижением физической активности, избыточным питанием, курением, употреблением алкоголя, чрезмерными психическими нагрузками. Особенно вредно действует на сердечно сосудистую систему алкоголь и яды табака. Алкоголь отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны и другие структуры клеток. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка.

Лекция 10 Органы дыхания.

   Человек дышит, поглощая из внешней среды кислород и выделяя в нее углекислый газ. Каждой клетки в ткани любого органа необходима энергия. Ее источник в организме- непрерывный распад и окисление органических соединений. Так как в процессах окисления участвует кислород, клетки нуждаются в постоянном его притоке.

В результате окисления любых органических веществ образуются углекислый газ и вода, которые удаляются из организма.

Практические 5. Газообмен в легких и тканях.

   Вдох и выдох ритмически сменяют друг друга, обеспечивая прохождение воздуха через легкие, их вентиляцию. Смена вдоха и выдоха регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге. В дыхательном центре ритмически возникают импульсы, которые по нервам передаются межреберным мышцам и диафрагме, вызывая их сокращение.

Лекция 11 Регуляция дыхания. Оказание первой помощи при остановке дыхания.

   В зависимости от состояния организма частота и глубина дыхания рефлекторно меняются. Дуги дыхательных рефлексов проходят через дыхательный центр. Рассмотрим такие рефлексы, как чихание и кашель. Искусственное дыхание применяется при оказании первой помощи утопленникам, при поражении электрическим током, молнией, отравлении угарным газом и других несчастных случаях.

СРСП 6. Болезни органовдыхания и их предупреждение.

   Грипп вызывается вирусами. Они микроскопически малы и не имеют клеточного строения. Во время чихания и кашля больных людей миллионы невидимых глазу капелек, таящих в себе инфекцию, попадают в воздух. Если они проникают в дыхательные органы здорового человека, он может заразиться гриппом.

Лекция 12 Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

   Питание- необходимое условия для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма. В ротовой полости пища опробуется, измельчается, перетирается и смачивается слюной. Механическая обработка пищи происходит участием зубов и языка. У взрослых людей по 32 зуба.

Практические 6. Пищеварение в желудке.

   Из пищевода пища попадает в желудок. Емкость желудка взрослого человека приблизительно 1,5 л. Многочисленные железы слизистой желудка выделяют в его полость желудочный сок. Желудочный сок человека- бесцветная жидкость, содержащая ферменты, слизь и небольшое количество соляной кислоты. Слизь предохраняет стенки желудка от механических повреждений.

Лекция 13 Изменение питательных веществ в кишечнике.

   Полужидкая пищевая кашица из желудка отдельными порциями переходит в следующий отдел пищеварительного канала кишечник. В тонком кишечнике продолжается дальнейшее расщепление пищевых веществ на более простые и всасывание их в кровь и лимфу. Тонкий кишечник имеет длину 3- 3,5 м. Начальный отдел его двенадцатиперстная кишка.

 

СРСП 7. Предупреждение желудочное кишечных заболеваний.

   Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению. При отравлении необходимо быстро удалить из желудка пищу. Для этого пострадавшему необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и вызвать рвоту, раздражая корень языка или заднюю стенку глотки чайной ложкой или другим удобным предметом.

Лекция 14 Обмен органических веществ.

   Между организмом и окружающей его средой непрерывно происходит обмен веществами и энергией. Обмен веществ с внешней средой начинается с поступления в организм воды и пищевых продуктов. В пищеварительном канале часть веществ расщепляется до более простых, они переходят во внутреннюю среду организма- в кровь и лимфу.

Практические 7. Обмен неорганических веществ. Регуляция обмена веществ.

   Вода составляет около 2/3 массы тела человека. В цитоплазме и ядре клеток воды значительно больше, чем других веществ. Многочисленные химические превращение веществ в клетках идут только в водных растворах. Очень много воды содержится в крови, лимфе, пищеварительных соках.

Лекция 15 Витамины.

   Витамины - биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Отсутствие или недостаток витаминов вызывает серьезные заболевания.

Ничтожно малое их количество оказывает сильное действие на обмен веществ. Витамины участвует в образовании ферментов.

СРСП 8. Энергетический обмен. Гигиена питания.

   Для различных процессов жизнедеятельности организма необходима энергия- около 2500 ккал в сутки. Источник ее- энергия, заключенная в химических связях молекул органических веществ, получаемых с пищей. Организм человека подчиняется закону сохранения энергии: энергия не возникает и не исчезает, она только видоизменяется.

Лекция 16 Строение и функции кожи.

   Кожа- наружный покров тела. Ее площадь составляет около 2 м2. Кожа предохраняет от механических повреждений все ткани и органы, препятствует проникновению внутрь организма посторонних веществ, болезнетворных микробов. В коже образуется витамин О, препятствующий развитию рахита у детей.

Практические 8. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах.

   Одно из важных условий здоровья человека- чистая кожа. Слущивающиеся клетки эпидермиса грязной кожи склеиваются кожным салом, закупоривают протоки сальных и потовых желез.

Чаще всего обмораживается кожа открытых частей тела. Вначале кожа бледнеет, потом она теряет чувствительность, затем мертвеет.

Лекция 17 Органы чувств и их значение.

   На человека постоянно действует непрерывный поток внешних раздражителей и разнообразная информация о процессах внутри и вне организма. Принять эту информацию и правильно отреагировать на большое число происходящих вокруг событий позволяют человеку органы чувств: глаз, ухо, язык, нос и др.

СРСП 9 Строение органа зрения.

   Среди раздражителей внешней среды для человека особенно большое значение имеют зрительные. Большая часть наших сведений о внешнем мире связана со зрением. Благодаря зрению мы различаем окружающие нас предметы, движение живых и неживых тел, графические и цветовые сигналы .

Лекция 18 Функции органа зрения.

   Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далеком расстоянии. Это связано со свойством хрусталика изменять кривизну и становиться более выпуклым. Часто встречаются нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость.

Практические 9 .Предупреждение нарушений зрения.

   Небрежность и неумение пользоваться приборами домашнего обихода могут привести к тяжелым бытовым травмам глаз. Неосторожное забивание гвоздей, резание проволоки, колка дров также могут стать причиной травмы глаз. Так как ранящие предметы обычно загрязнены, травма может осложниться инфекционным заболеванием с угрозой частичной или полной потери зрения.

Лекция 19 Орган слуха.

   С помощью слуха возможно общение между людьми в их трудовой и общественной деятельности. Со слухом связано и обучение речи. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, что происходит в окружающей среде.

СРСП ЮПредупреждение нарушений слуха.

   Ослабление или потеря слуха могут быть связаны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, а также с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий.

Лекция 20 Органы равновесия, мышечного чувства и осязания.

   Положение тела в пространстве, линейное и угловое ускорение воспринимаются рецепторами мешочков и полукружных каналов внутреннего уха, образующих вестибулярный аппарат. Даже с закрытыми глазами человек чувствует, в каком состоянии находится его тело: стоит он или сидит, согнута его рука или она поднята вверх.

 

 

Практические 10 Взаимозаменяемость органов чувств.

   Организм человека способен компенсировать повреждения одних органов

чувств за счет других. При потере зрения повышается острота слуха, обостряются обоняние и осязание. Особенно удивительна приспособленность организма человека к внешней среде при одновременном повреждении нескольких органов чувств.

Лекция 21 Особенности высшей нервной деятельности человека.

   В самом начале нашего столетия И.П. Павлов и В.М. Бехтерев установили, что закономерности образования условных рефлексов и торможения в основных чертах одинаковы у животных и человека. В то же время И.П. Павлов не раз указывал, что все явления высшей нервной деятельности не укладываются только в понятие условного рефлекса.

СРСП 11 Эмоции.

   Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Лекция 22 Память. Сон и бодрствование.

   Память- это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта. Треть жизни человек проводит во сне. Сон необходим человеку, так же как вода и еда.

Практические 11. Предупреждение нарушений сна.

   Достаточный сон жизненно необходим для укрепления организма. Он восстанавливает прежде всего деятельность мышц. Нарушения сна встречаются довольно часто. Причиной бессонницы может быть уменьшение двигательной активности и отсутствие физического утомления .

Лекция 23 Основы физиологии труда.

   Физические и психические возможности человека огромны. Они позволяют каждому овладеть одной или несколькими профессиями,

основанными на сложных и многообразных формах как умственного , так и физического труда. Психический компонент определяется участием в трудовой деятельности органов чувств, памяти, мышления и эмоций, волевых усилий.

СРСП 12 Краткая характеристика основных форм труда.

   К таким формам труда относятся многочисленные профессии во всех отраслях производства. Примером может служить любая работа, выполняемая двумя руками. Многие виды механизированного труда однообразны, что снижает активность центральной нервной системы и повышает утомляемость организма. Работоспособность человека падает.

 

Лекция 24 Деятельность человека в необычных условиях.

   Приспособление организма к природным, климатическим условиям среды называется акклиматизацией. При акклиматизации человек лучше себя чувствует в новых условиях. Припособление человека к новым производственным и бытовым условиям называется адаптацией.

При этом повышается точность и количество выполняемых трудовых операций, что связано с улучшением регуляции процессов, протекающих в организме.

Практические 12. Здоровье человека и способы его сохранения.

   Здоровье- одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека - научиться его сохранять, разумно и бережливо расходовать. Человечество издавна живет, руководствуясь древним изречением: “В здоровом теле- здоровый дух”. Но ведь существует и другой афоризм: “Здоровое тело- продукт здорового рассудка”.

 

Рубежный контроль №1

8.1Тестовые вопросы для рубежного контроля №1

1. Человека описывают в следующем положении тела:

a)     Лёжа на спине.

b)    С левой стороны.

c)     В положении стоя, лицом к исследователю.

d)    С правой стороны, стоя.

2. Сагиттальная плоскость делит тело человека на:

a)     Правую и левую половины.

a)     Верхнюю и нижнюю части.

b)    Переднюю и заднюю части.

c)     Грудь и живот.

3. Латинский термин “Superspatialize” означает:

a)     Верхний.

a)     Нижний.

b)    Поверхностный.

c)     Правый.  

4. Метод изучения анатомии человека путём распила замороженных трупов разработал и применил:

a)     Леонардо да Винчи.

b)    Клавдий Гален.

c)     Андрей Везалий.

d)    Н.И. Пирогов.

 

 

5. Кости скелета развиваются из:

     а) Эктодермы.

a)     Мезодермы.

b)    Энтодермы.

c)     Хориона.

6. В костях взрослого человека органические вещества составляют:

a)     12%

b)    63%

c)     3.90%

d)    33%

7. Зрелая костная клетка это:

a)     Остеобласт.

b)    Остеоцит.

c)     Остеон.

d)    Остеклит.

8. Соотношение парных и непарных костей скелета близко к:

a)     1.1/1.

b)    2.2/1.

c)     1/3.

d)    4.5/1.

9. Тело трубчатой кости представлено:

a)     Плотной субстанцией.

b)    Губчатой субстанцией.

c)     Плотной и губчатой в соотношении 1/1.

d)    Плотной и губчатой в соотношении 1/2.

10. К воздухоносным костям относятся:

a)     Сошник.

b)    Нёбная кость.

c)     Лобная кость.

d)    Затылочная кость.

11. Полное созревание скелета завершается:

a)     На 7-8 году жизни.

b)    На 21-24 году жизни.

c)     На 33-35 году жизни.

d)    После 50 лет.

12. Отверстия в поперечных отростках имеются:

a)     У поясничных позвонков.

b)    У крестцовых позвонков.

c)     У шейных позвонков.

d)    У грудных позвонков.

13. Особенностью остистых отростков грудных позвонков является

a)     Наличие суставов между ними.

b)    Косое (сверху вниз) направление.

c)     Косое (снизу вверх) направление.

d)    Раздвоение конца отростка.

14. Собственное название имеют позвонки:

a)     Грудного отдела.

b)    Крестцового отдела.

c)     Шейного отдела.

d)    Копчикового отдела.

15. Сустав между плечевой костью и лопаткой:

a)     Блоковый.

b)    Эллипсоидный.

c)     Седловидный.

d)    Шаровидный.

16. Бороздка ребра находится:

a)     На верхнем крае.

b)    На боковой поверхности.

c)     В области шейки.

d)    На нижнем крае.

17.  К истинным рёбрам относятся:

a)     1.8-12.

b)    1 - 10.

c)     1 -7.

d)    11 - 12.

18. Грудина относится к:

a)     Трубчатым костям.

b)    Сесамовидным костям.

c)     Смешанным костям.

d)    Губчатым костям.

19. К костям пояса верхней конечности относится.

a)     Лопатка.

b)    Верхние рёбра.

c)     Плечевая кость.

d)    Грудина.

 

 

 

20. Венечная ямка находится:

a)     На головке плечевой кости.

b)    На теле плечевой кости.

c)     На дистальном эпифизе спереди.

d)    На дистальном эпифизе сзади.

21. В состав скелета запястья входит:

a)     1.2 кости.

b)    4 кости.

c)     3.7 костей.

d)    8 костей.

22. Две фаланги имеются в:

a)     1.5-м пальце.

b)    2-4-м пальцах.

c)     1-м пальце.

d)    3-м пальце.

23. В состав скелета пояса нижних конечностей входит:

a)     Седалищная кость.

b)    Бедренная кость.

c)     Надколенник.

d)    Поясничные позвонки.

24. Угол соединения нижних ветвей лобковых костей (под лобковый угол):

a)     Больше у мужчин, чем у женщин.

b)    Одинаков у мужчин и женщин.

c)     Равен 10-15 градусам.

d)    Больше у женщин, чем у мужчин.

25. Тазобедренный сустав относится к:

a)     Седловидным.

b)    Плоским.

c)     Шаровидным.

d)    Конусовидным.

26. Медиальная лодыжка это:

a)     Углубление на большом вертеле бедренной кости.

b)    Отросток бедренной кости.

c)     Ямка на пяточной кости.

d)    Отросток большеберцовой кости.

27. Надколенник относится к:

a)     Плоским костям.

b)    Смешанным костям.

c)     Сесамовидным костям.

d)    Трубчатым костям.

28. К костям лицевого черепа относится:

a)     Нёбная кость.

b)    Лобная кость.

c)     Теменная кость.

d)    Клиновидная кость.

29. Роднички черепа полностью зарастают:

a)     К 1-му месяцу жизни.

b)    К 6-му месяцу.

c)     К 12-му месяцу.

d)    К третьему году.

30. Глабелла находится:

a)     На затылочной кости.

b)    На теменной кости.

c)     На скуловой кости.

d)    На лобной кости.

 

 

ТЕСТЫ МНОГООТВЕТНЫЕ

1. Из данного перечня выберите свойства нервной ткани:

1)    Сократимость

2)    Возбудимость

3)    Проводимость

4)    Выраженная способность к митотическому делению

2. Что характерно для корь головного мозга человека:

1)    Образовано серым веществом

2)    Обеспечивает процессы мышления и сознания

3)    Покрыта бороздами и извилинами

4)    Регулирует деятельность желез внутренней секреции

3. Какие вещества обеспечивают гуморальную регуляцию в организме человека?

1)    Гемоглобин

2)    Адреналин

3)    Тироксин

4)    Инсулин

4. Составляющие части нейрона 

1)    аксон 

2)    дендрит 

3)    тело нейрона 

4)     нерв 

5. Какова нормальное количество частот сердечных сокращений  

1)    55-65 

2)    75-85 

3)    35-45

4)    95-100

6. Сколько фазы включает работа сердца 

1)    предсердие 

2)    перикард 

3)    систола 

4)    диастола 

7. Основные составляющие крови 

1)    остеоцит 

2)    эритроцит 

3)    лейкоцит 

4)    перикард 

8. Человека описывают в следующим положении тела:

1)    лёжа на стене 

2)    с левой стороны

3)    в положении стоя 

4)    лицом к исследователю 

 

ТЕСТЫ СООТНЕСТИ:

1.Система органов человека


a)         Дыхательная

b)        Эндокринная

c)         Пищеварительная

d)        Кровеносная

 

1.         Надпочечники и эпифиз

2.         Спинной мозг и нервные сплетения

3.         Язык и прямая кишка

4.         Трахея и бронхи


                                                                5.  Вены и капилляры

2.Соотнести


               Орган

a)                 Головной мозг

b)                Желудок

c)                 Яичник

d)                Трахея

    Система органов человека

1.                 Кровеносная

2.                 Нервная система

3.                 Пищеварительная

4.                 Дыхательная


                                                                              5.        Половая

 

 

 

 

3.Соотнести


Наука


a)     Анатомия

b)    Гигиена

c)     Физиология

d)    Эмбриология

 

 

Объект изучения

1.     Функции систем органов

2.     Зародышевое развитие организма

3.     Строение организма и органов

4.     Способы сохранения здоровья

5.     Законы наследственности


 

Рубежный контроль №2

2.Тестовые вопросы для рубежного контроля № 2

1.  Мышечная оболочка тонкой и толстой кишки различается:

a)     Количеством мышечных слоёв.

b)    Особенностями строения продольного слоя мышц.

c)     Размерами мышечных клеток.

d)    Нет различий.

2.  Мезоперитонеально расположены:

a)        Желудок.

b)       Подвздошная кишка.

c)        Двенадцатиперстная кишка.

d)       Поперечная ободочная кишка.

3.               Проток желчного пузыря открывается в:

a)          Двенадцатиперстную кишку.

b)         Желудок.

c)          В правый печеночный проток.

d)         В общий печеночный проток.

4. Островки Лангерганса расположены в:

a)        Печени.

b)       Стенке желудка.

c)        Поджелудочной железе.

d)       Малом сальнике.

5. Полость брюшины мужчины и женщины отличаются тем, что:

a)   У мужчин герметична, у женщин - нет.

b)  У женщин в полости больше серозной жидкости.

c)   У мужчин объём меньше, сем у женщин.

d)  Нет различий.

 

 

6. Лимфатические бляшки (Пейеровы) имеются в:

a)   Пищеводе.

b)  Желудке.

c)   Сигмовидной кишке.

d)  Тощей кишке.

7. Илеоцекальный клапан находится между:

a)     Пищеводом и желудком.

b)    Двенадцатиперстной и тощей кишкой.

c)     Подвздошной и толстой кишкой.

d)    Сигмовидной и ободочной кишкой.

   8. Глиссонова капсула покрывает:

a)       Поджелудочную железу.

b)      Пищевод.

c)       Желудок.

d)      Печень.

9. В полости носа выделяют:

a)       Пещеристую часть.

b)      Раковинную часть.

c)       Обонятельную часть.

d)      Чихательную часть.

10. Средний носовой ход расположен:

a)         По обе стороны носовой перегородки.

b)         Между нижней и средней носовыми раковинами.

c)         В области преддверия полости носа.

d)         Между верхней и нижней носовыми раковинами.

11. Верхнечелюстная пазуха (Гайморова) открывается:

a)       В верхний носовой ход.

b)      В нижний носовой ход.

c)       В средний носовой ход.

d)      В лобную пазуху.

12. Лобная пазуха открывается:

a)       В верхний носовой ход.

b)      В средний носовой ход.

c)       В пазуху клиновидной кости.

d)      У основания носовой перегородки.

13.      Из эластической хрящевой ткани состоит:

a)     1 .Перстневидный хрящ.

b)    Щитовидный хрящ.

c)     Надгортанник.

d)    4.Черпаловидный хрящ.

14.      Скелет трахеи состоит из:

a)     10 - 15 хрящевых полуколец.

b)    16 - 20 хрящевых колец.

c)     16 - 20 хрящевых пластинок.

d)    16-20 хрящевых полуколец.

15.      Правый главный бронх делится на:

a)       Две ветви.

b)      Три ветви.

c)       Семь ветвей.

d)      Более 10 ветвей.

16. Ворота лёгких находятся:

a)      На диафрагмальной поверхности.

b)     На медиальной поверхности.

c)      В области верхушки лёгкого.

d)     На боковой поверхности спереди.

17. Сердечная вырезка расположена:

a)     В верхней части переднего края левого легкого.

b)    В нижней части переднего края левого легкого.

c)     На медиальной поверхности правого лёгкого.

d)    В области верхушки правого лёгкого.

18.    Левая и правая плевральные полости:

a)       Полностью изолированы.

b)      Сообщаются между собой во время вдоха.

c)       Сообщаются между собой во время выдоха.

d)      Сообщаются с помощью трахеи.

19.    Мерцательный эпителий отсутствует:

a)   В трахее.

b)  В альвеолах.

c)   В гортани.

d)  В полости носа.

20. Почки расположены:

a)     На уровне средних грудных позвонков.

b)    На уровне 8 грудного - 1 поясничного позвонков.

c)     На уровне 12 грудного - 1-2 поясничных позвонков.

d)    Справа и слева от крестца.

 

 

21. Правая и левая почки:

a)     Расположены на одном уровне.

b)    Правая ниже левой.

c)     Левая ниже правой.

d)    Нет достоверных сведений.

22. Почка окружена:

a)  Слоем мышц со всех сторон.

b) Жировой капсулой.

c)  Брюшиной.

d) Серозной жидкостью.

23. В почечную лоханку открываются:

a)        Извитые канальцы нефрона.

b)       Собирательные трубочки.

c)        Малые чашечки.

d)       Большие чашечки.

24. Длина мочеточника взрослого человека около:

a)        10-15см.

b)       16-20см.

c)        25-30см.

d)       50-60см.

25. Моча движется по мочеточнику благодаря:

a)        Сокращению мышц мочеточника.

b)       Сокращению стенок лоханки.

c)        Силе тяжести.

d)       Давлению брюшного пресса.

26.    В вершинах мочепузырного треугольника расположены:

a)        Отверстия мочеточников и лоханки.

b)       Наружные отверстия мочеиспускательного канала.

c)        Внутреннее отверстие мочеиспускательного канала и         лоханки.

d)       Отверстия мочеточников и внутреннее отверстие уретры.

27.    Длина мочеиспускательного канала у женщин:

a)        0,5-1 см.

b)       -2см.

c)        3-6см.

d)       8-10см.

28.    В мужской мочеиспускательный канал открываются:

a)        Протоки семенных пузырьков.

b)       Семявыбрасывающие протоки.

c)        Мочеточники.

d)       Протоки придатка яичка.

29.    Яички в процессе эмбриогенеза закладываются:

a)        В мошонке.

b)       В паховом канале.

c)        В брюшной полости.

d)       В пещеристых телах полового члена.

30.    Яичко состоит из:

a)        1-2 долек.

b)       10-15 долек.

c)        более 1000 долек.

d)       100-300 долек.

ТЕСТЫ МНОГООТВЕТНЫЕ

1.     К дыхательной системе органов относятся:

a)     капилляры

b)    язык 

c)     трахея 

d)    бронхи 

2.     К пищеварительной системе органов относятся:

a)     трахея   

b)    капилляры

c)     язык 

d)    прямая кишка 

3.     К кровеносной системе органов относится 

a)     надпочечники и эпифиз

b)    язык и прямая кишка

c)     вены

d)    капилляры 

4.     К нервной системе органов относятся:

a)     желудок 

b)    яичник 

c)     головной мозг 

d)    спинной мозг 

5.     Объект изучения науки анатомии 

a)     функции систем органов 

b)    законы наследственности 

c)     строение организма 

d)    строения органов

 

6.     Объект изучения науки генетики 

a)     зародышевое развитие организма 

b)    функции систем органов 

c)     законы наследственности 

d)    гены 

7.     Сколько видов иммунитета человека существует 

a)     заражается от посторонних людей 

b)    ничего не приобретает 

c)     врожденный  

d)    приобретенной 

8.     Сколько фазы включает работа сердца 

a)     предсердие 

b)    перикард 

c)     систола 

d)    диастола

ТЕСТЫ СООТНЕСТИ

 

1. Соотнести 


a)     ядро                                                        

b)    митохондрия                  

c)     мембрана

d)    лизосома

 

 

1.   он имеет свойства переваривания  

2.   обеспечивает клетку энергией безопасность  

3.   обеспечивает   между клетками 

4.   переход генов от поколения в поколение 


                                                           5. синтез белка 

 

2. Соотнести                                               


a)     гепатит                

b)    кариес

c)     грипп

d)    сахарный диабет

 

1.     разрушения зубной ткани   

2.     простуда, насморк       

3.     желтоват есть цвета кожи и глаз 

4.     боль в животе 


                                                                        5. повышение дозы глюкозы в крове 

3. Соотнести


a)     эритроситы

b)    лейкоциты

c)     тромбоциты 

d)    гемоглобин

 

1.     кровяные пластинки

2.     прозрачные клетки  

3.     белок кровы связана железам 

4.     клетки красный крови 

5.     жидкий часть крови 


 

 

 

9.      Наименование темы самостоятельной работы студента:

Наименование тем

литература

Имя и фамилия преподавания

1

Организм-единое целое

1,2,3 10, 11

Фаёзова М

2

Общий план строения нервной-системы

1,2,3, 4,5,8,9,

Фаёзова М

3

Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждение.

 

1,2,3, 4,5,8,9, 10, 11

Фаёзова М

4

Строение и рост костей.

1,2,3, 4,5,8,9,

Фаёзова М

5

Первая помощь при повреждениях скелета.

4, 5, 8,9, Шва 11

Фаёзова М

6

Мышцы и их функции.

1,2,3 10, 11

Фаёзова М

 

7

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

1,2,3, 4,5, 8,9,

Фаёзова М

8

Состав и функции крови.

1,2,3, 4,5,8,9,10,11

Фаёзова М

9

Движение крови в организме.

 

1,2,3, 10,11

Фаёзова М

10

Органы кровообращения.

1,2,3, 4, 5, 8,9, 10,11

Фаёзова М

11

Регуляция дыхания.

 

1,2,3, 4,5,8,9,

Фаёзова М

12

Органы пищеварения.

1,2,3, 4,5, 8,9, 10, 11

Фаёзова М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Наименование тем практических занятий, темы рефератов и курсовых работ.

 

 

 

1

Обмен веществ и энергии.

1,2,3, 4,5,8,9, ва 11

Фаёзова М

 

2

Строение и функции кожи.

1,2,3, 4,5, 8,9, 10, 11

Фаёзова М

3

Органы чувств и их значение.

1,2,3, 4,5, 8,9, 10, 11

Фаёзова М

4

Деятельность человека в необычных условиях.

1,2,3, 4,5,8,9, 10, 11

Фаёзова М

5

 Анатомия как наука

1,2,3, 4,5,8,9, 10, 11

Фаёзова М

6

Газообмен в легких и тканях

1,2,3, 4,5, 8,9, 10, 11

Фаёзова М

 

7

Состав функции крови. Плазма крови

1,2,3, 4,5, 8,9, 10, 11

Фаёзова М

8

Предупреждение нарушений зрения.

1,2,3, 4,5,8,9, 10, 11

Фаёзова М

9

Пищеварения в желудке

1,2,3, 4,5,8,9, 10, 11

Фаёзова М

10

Движение крови в организме. Органы кровообращения.

1,2,3, 4,5,8,9, ва 11

Фаёзова М

11

Предупреждение нарушений сна.

1,2,3, 4,5, 8,9, 10, 11

Фаёзова М

 

12

Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. 

1,2,3, 4,5, 8,9, 10, 11

Фаёзова М

13

Краткая характеристика основных форм труда.

1,2,3, 4,5,8,9, 10, 11

Фаёзова М

14

Организм и среда.

1,2,3, 4,5,8,9, 10, 11

Фаёзова М

 

11.  Пояснение к курсовой работе

Курсовая работа является заключительной частью изучаемого предмета по закреплению и усвоению теоретических знаний. Курсовая работа выполняется на компьютере с использованием специальных программ МФО.

Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки.

Ø  Титульный лист;

Ø  Задания на курсовую работу;

Ø  Аннотация;

Ø  Введение;

Ø  Основная часть;

Ø  Заключение (выводы и рекомендации);

Ø  Список использованных источников;

Ø  Приложения (по необходимости);

12.  Пояснение к реферату:

       Титульный лист;

       Оглавление;

       Названия глав реферата выделяются;

       Объём (без учёта титульного листа, оглавления, списка литературы и приложений) не менее 10-12 стр. печатного текста;             Шрифт: 12-14, Times New Roman, обычный, межстрочный  интервал 1,5-2;

       Страницы реферата должны быть пронумерованы;

       Текст печатается на одной стороне страницы;

       Каждый новый раздел начинается с новой страницы;

       Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят; 

Цель выполнения реферата:

       показать как осмыслена тема;

       проверка знаний по изучаемому курсу;

       Задачи реферата:

       изучении информации, имеющиеся в литературе или в ресурсах интернета по изучаемой теме, проблеме;

       сбор и обобщение материала;

       составление плана реферата;

       написание реферата;

       оформление реферата;  

 

                        13.Экзаменационные тестовые вопросы:

1. Мышечная оболочка тонкой и толстой кишки различается:

a)     Количеством мышечных слоёв.

b)    Особенностями строения продольного слоя мышц.

c)     Размерами мышечных клеток.

d)    Нет различий.

2.Мезоперитонеально расположены:

a)     Желудок.

b)    Подвздошная кишка.

c)     Двенадцатиперстная кишка.

d)    Поперечная ободочная кишка.

3. Проток желчного пузыря открывается в:

a)     Двенадцатиперстную кишку.

b)    Желудок.

c)     В правый печеночный проток.

d)    В общий печеночный проток.

 

 

 

4. Островки Лангерганса расположены в:

a)     Печени.

b)    Стенке желудка.

c)     Поджелудочной железе.

d)    Малом сальнике.

5. Полость брюшины мужчины и женщины отличаются тем, что:

a)     У мужчин герметична, у женщин - нет.

b)    У женщин в полости больше серозной жидкости.

c)     У мужчин объём меньше, сем у женщин.

d)    Нет различий.

6. Лимфатические бляшки (Пещеровы) имеются в:

a)     Пищеводе.

b)    Желудке.

c)     Сигмовидной кишке.

d)    Тощей кишке.

7. Илеоцекальный клапан находится между:

a)     Пищеводом и желудком.

b)    Двенадцатиперстной и тощей кишкой.

c)     Подвздошной и толстой кишкой.

d)    Сигмовидной и ободочной кишкой.

8. Глиссонова капсула покрывает:

a)     Поджелудочную железу.

b)    Пищевод.

c)     Желудок.

d)    Печень.

9. В полости носа выделяют:

a)     Пещеристую часть.

b)    Раковинную часть.

c)     Обонятельную часть.

d)    Чихательную часть.

10.Средний носовой ход расположен:

a)     По обе стороны носовой перегородки.

b)    Между нижней и средней носовыми раковинами.

c)     В области преддверия полости носа.

d)    Между верхней и нижней носовыми раковинами.

11. Верхнечелюстная пазуха (Гайморова) открывается:

a)     В верхний носовой ход.

b)    В нижний носовой ход.

c)     В средний носовой ход.

d)    В лобную пазуху.

12. Лобная пазуха открывается:

a)     В верхний носовой ход.

b)    В средний носовой ход.

c)     В пазуху клиновидной кости.

d)    У основания носовой перегородки.

13. Из эластической хрящевой ткани состоит:

a)     Перстневидный хрящ.

b)    Щитовидный хрящ.

c)     Надгортанник.

d)    Черпаловидный хрящ.

14. Скелет трахеи состоит из:

a)     10 - 15 хрящевых полуколец.

b)    16 - 20 хрящевых колец.

c)     16 - 20 хрящевых пластинок.

d)    16-20 хрящевых полуколец.

15. Правый главный бронх делится на:

a)     Две ветви.

b)    Три ветви.

c)     Семь ветвей.

d)    Более 10 ветвей.

16. Ворота лёгких находятся:

a)     На диафрагмальной поверхности.

b)    На медиальной поверхности.

c)     В области верхушки лёгкого.

d)    На боковой поверхности спереди.

17. Сердечная вырезка расположена:

a)     В верхней части переднего края левого легкого.

b)    В нижней части переднего края левого легкого.

c)     На медиальной поверхности правого лёгкого.

d)    В области верхушки правого лёгкого.

18. Левая и правая плевральные полости:

a)     Полностью изолированы.

b)    Сообщаются между собой во время вдоха.

c)     Сообщаются между собой во время выдоха.

d)    Сообщаются с помощью трахеи.

 

 

 

19. Мерцательный эпителий отсутствует:

a)     В трахее.

b)    В альвеолах.

c)     В гортани.

d)    В полости носа.

20. Почки расположены:

a)     На уровне средних грудных позвонков.

b)    На уровне 8 грудного - 1 поясничного позвонков.

c)     На уровне 12 грудного - 1-2 поясничных позвонков.

d)    Справа и слева от крестца.

21. Правая и левая почки:

a)     Расположены на одном уровне.

b)    Правая ниже левой.

c)     Левая ниже правой.

d)    Нет достоверных сведений.

22. Почка окружена:

a)     Слоем мышц со всех сторон.

b)    Жировой капсулой.

c)     Брюшиной.

d)    Серозной жидкостью.

23. В почечную лоханку открываются:

a)     Извитые канальцы нефрона.

b)    Собирательные трубочки.

c)     Малые чашечки.

d)    Большие чашечки.

24. Длина мочеточника взрослого человека около:

a)     10-15см.

b)    16-20см.

c)     25-30см.

d)    50-60см.

25. Моча движется по мочеточнику благодаря:

a)     Сокращению мышц мочеточника.

b)    Сокращению стенок лоханки.

c)     Силе тяжести.

d)    Давлению брюшного пресса.

26. В вершинах мочепузырного треугольника расположены:

a)     Отверстия мочеточников и лоханки.

b)    Наружные отверстия мочеиспускательного канала.

c)     Внутреннее отверстие мочеиспускательного канала и лоханки.

d)    Отверстия мочеточников и внутреннее отверстие уретры.

27. Длина мочеиспускательного канала у женщин:  

a)     0,5-1 см.

b)    -2см.

c)     3-6см.

d)    8-10см.

28. В мужской мочеиспускательный канал открываются:

a)     Протоки семенных пузырьков.

b)    Семявыбрасывающие протоки.

c)     Мочеточники.

d)    Протоки придатка яичка.

29. Яички в процессе эмбриогенеза закладываются:

a)     В мошонке.

b)    В паховом канале.

c)     В брюшной полости.

d)    В пещеристых телах полового члена.

30. Яичко состоит из:

a)     1-2 долек.

b)    10-15 долек.

c)     более 1000 долек.

d)    100-300 долек.

31. Бульбоуретральные (Куперовы) железы расположены:

a)     Над предстательной железой.

b)    В толще пещеристых тел.

c)     В толще мочеполовой диафрагмы.

d)    По обе стороны мочевого пузыря.

32. Самая короткая часть мужской уретры это:

a)     Пузырная.

b)    Предстательная.

c)     Губчатая.

d)    Перепончатая.

33. К внутренним женским половым органам относится.  

a)     Влагалищная часть шейки матки.

b)    Малые половые губы.

c)     Клитор.

d)    Железы преддверия (Бартолиниевы).

 

 

 

 

34. Яичник:

a)     Имеет брыжейку.

b)    Лежит интраперитонеально.

c)     Покрыт жировой капсулой.

d)    Покрыт фиброзной капсулой.

35. В стенке матки отсутствует:

a)     Эндометрий.

b)    Миометрий.

c)     Склерометрий.

d)    Периметрий.

36. В маточной трубе отсутствует:

a)     Шейка.

b)    Перешеек.

c)     Воронка.

d)    Ампула.

37. В состав стенки камер сердца НЕ входит.

a)     Эндокард.

b)    Перикард.

c)     Миокард.

d)    Эпикард.

38. Овальное отверстие (ямка) в сердце расположено:  

a)     Между левым и правым желудочками.

b)    Между левым предсердием и левым желудочком.

c)     Между правым и левым предсердиями.

d)    Между левым предсердием и правым желудочком.

39. Толщина стенок предсердий:

a)     Одинакова.

b)    Слева толще.

c)     Справа толще.

d)    Нет сведений.

40. В правое предсердие открывается:

a)     Верхняя полая вена.

b)    Средняя полая вена.

c)     Яремная вена.

d)    Легочная вена.

41. В левое предсердие открываются:

a)     Легочные артерии.

b)    Легочные вены.

c)     Коронарные артерии.

d)    Сонные артерии.

42. Атриовентрикулярные клапаны:

a)     Устроены одинаково слева и справа.

b)    Слева 3 створки, справа 2 створки.

c)     Справа 3 створки, слева 2 створки.

d)    Справа отсутствуют сухожильные хорды (нити).

43. Во время систолы предсердий:

a)     Открыты все клапаны.

b)    Открыты атриовентрикулярные, закрыты полулунные.

c)     Открыт правый полулунный, закрыт левый полулунный.

d)    Закрыты атриовентрикулярные клапаны.

44. Миокард предсердий и желудочков:

a)     Составляют единое целое.

b)    Разобщены.

c)     Имеют разное строение миоцитов.

d)    Слева миокард предсердий переходит в миокард желудочков.

45. Проводящая система сердца это:

a)     Система сердечных артерий.

b)    Система сердечных капилляров.

c)     Система клапанов сердца.

d)    Система, обеспечивающая автоматию сердца.

46. Пучок Гиса это:

a)     Часть проводящей системы.

b)    Часть мышечных волокон в правом желудочке.

c)     Часть мышечных волокон в левом предсердии.

d)    Часть сухожильных нитей в левом сердце.

47. Венечные артерии начинаются от:

a)     Дуги аорты.

b)    Грудной аорты.

c)     Подключичной артерии.

d)    Луковицы аорты.

48. Венечные вены открываются в:

a)     Верхнюю полую вену.

b)    Нижнюю полую вену.

c)     Правое предсердие.

d)    Яремную вену.

 

 

 

49. Стенка артерии включает в себя:

a)     Внутреннюю оболочку (эндотелий).

b)    Среднюю оболочку (рыхлая соединительная ткань).

c)     Наружную оболочку (мышечная ткань).

d)    Промежуточную оболочку (эпителий).

50. Артериолы это:

a)     Артерии, образующие мостики между сосудами.

b)    Артерии диаметром около 1см.

c)     Артерии, лишенные адвентиции.

d)    Артерии диаметром до 0,1 см

51. Человека описывают в следующем положении тела:

a)     Лёжа на спине.

b)    С левой стороны.

c)     В положении стоя, лицом к исследователю.

d)    С правой стороны, стоя.

52. Сагиттальная плоскость делит тело человека на:

a)     Правую и левую половины.

b)    Верхнюю и нижнюю части.

c)     Переднюю и заднюю части.

d)    Грудь и живот.

53. Латинский термин “Superspatialize” означает:

a)     Верхний.

b)    Нижний.

c)     Поверхностный.

d)    Правый.

54. Метод изучения анатомии человека путём распила замороженных трупов разработал и применил:

a)     Леонардо да Винчи.

b)    Клавдий Гален.

c)     Андрей Везалий.

d)    Н.И. Пирогов.

55. Кости скелета развиваются из:

a)     Эктодермы.

b)    Мезодермы.

c)     Энтодермы.

d)    Хориона.

56. В костях взрослого человека органические вещества составляют:

a)     12%

b)    63%

c)     3.90%

d)    33%

57. Зрелая костная клетка это:

a)     Остеобласт.

b)    Остеоцит.

c)     Остеон.

d)    Остеолит.

58. Соотношение парных и непарных костей скелета близко к:

a)     1.1/1.

b)    2.2/1.

c)     1/3.

d)    4.5/1.

59. Тело трубчатой кости представлено:

a)     Плотной субстанцией.

b)    Губчатой субстанцией.

c)     Плотной и губчатой в соотношении 1/1.

d)    Плотной и губчатой в соотношении 1/2.

60. К воздухоносным костям относятся:

a)     Сошник.

b)    Нёбная кость.

c)     Лобная кость.

d)    Затылочная кость.           

 

 

ТЕСТЫ МНОГООТВЕТНЫЕ

1. Составляющие части нейрона 

a)     аксон 

b)    дендрит 

c)     тело нейрона 

d)    нерв 

2. Какова нормальное количество частот сердечных сокращений  

a)     55-65 

b)    75-85 

c)     35-45

d)    95-100

3. Сколько фазы включает работа сердца 

a)     предсердие 

b)    перикард 

c)     систола 

d)    диастола 

4. Основные составляющие крови 

a)     остеоцит 

b)    эритроцит 

c)     лейкоцит 

d)    перикард 

5. Человека описывают в следующим положении тела:

a)     лёжа на стене 

b)    с левой стороны

c)     в положении стоя 

d)    лицом к исследователю 

6. Сагиттальная   плоскость делит тело человека на:

a)     верхнюю и нижнюю части 

b)    переднюю и заднюю части 

c)     правую половины 

d)    левую половины 

7. Сколько   камеры у сердце:

a)     перикард

b)    пульс 

c)     две правые 

d)    две левое 

8. Органоиды  клетки:

a)     белок 

b)    углевод 

c)     мембрана 

d)    цитоплазма 

9. Укажите ткани 

a)     клетка 

b)    митохондрия   

c)     нервный

d)    костный 

10. К дыхательной системе органов относятся:

a)     капилляры

b)    язык 

c)     трахея 

d)    бронхи 

11. К пищеварительной системе органов относятся:

a)     трахея   

b)    капилляры

c)     язык 

d)    прямая кишка 

12. К кровеносной системе органов относится:

a)     надпочечники и эпифиз

b)    язык и прямая кишка

c)     вены

d)    капилляры 

13. К нервной системе органов относятся:

a)     желудок 

b)    яичник 

c)     головной мозг 

d)    спинной мозг 

14. Объект изучения науки анатомии:

a)     функции систем органов 

b)    законы наследственности 

c)     строение организма 

d)    строения органов 

15.сколько видов иммунитета человека существует 

a)     заражается от посторонних людей 

b)    ничего не приобретает 

c)     врожденный  

d)    приобретенной 

 

СООТНЕСТИ:

1.Система органов человека


a)     Дыхательная

b)    Эндокринная

c)     Пищеварительная

d)    Кровеносная

 

1.     Надпочечники и эпифиз

2.     Спинной мозг и нервные сплетения

3.     Язык и прямая кишка

4.     Трахея и бронхи


                                                                     5.  Вены и капилляры

 

2.Соотнести


               Орган

a)     Головной мозг

b)    Желудок

c)     Яичник

d)    Трахея

    Система органов человека

1.     Кровеносная

2.     Нервная система

3.     Пищеварительная

4.     Дыхательная


                                                                          5.  Половая

 

 

 

3.Соотнести


Наука

a)     Анатомия

b)    Гигиена

c)     Физиология

d)    Эмбриология

 

Объект изучения

1.     Функции систем органов

2.     Зародышевое развитие организма

3.     Строение организма и органов

4.     Способы сохранения здоровья   


                                                                            5.   Законы наследственности

 

4. Соотнести 


e)     ядро                                                        

f)      митохондрия                  

g)    мембрана

h)    лизосома

 

 

5.   он имеет свойства переваривания  

6.   обеспечивает клетку энергией безопасность  

7.   обеспечивает   между клетками 

8.   переход генов от поколения в поколение 


                                                           5. синтез белка 

 

5. Соотнести                                               


e)     гепатит                

f)      кариес

g)    грипп

h)    сахарный диабет

 

5.     разрушения зубной ткани   

6.     простуда, насморк       

7.     желтоват есть цвета кожи и глаз 

8.     боль в животе 


                                                                        5. повышение дозы глюкозы в крове 

 

6. Соотнести


e)     эритроситы

f)      лейкоциты

g)    тромбоциты 

h)    гемоглобин

 

6.     кровяные пластинки

7.     прозрачные клетки  

8.     белок кровы связана железам 

9.     клетки красный крови 

10. жидкий часть крови 


 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Государственное образовательное учреждение

Инженерно – педагогический колледж

 Джаббор Расуловского района

 

 

 

Самостоятелная работа

 

На тему:

 

 

 

ПО ПРЕДМЕТУ                                                                              «_____________»

 

 

 

 

 

Выполнил (а)                                                                                студентка 3-курса

____________-группа

___________________

 

 

Преподаватель:                                                                        __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мехробод-2022 г.

 Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Государственное образовательное учреждение

Инженерно – педагогический колледж

 Джаббор Расуловского района

 

 

Реферат

 

 

На тему:

 

 

 

ПО ПРЕДМЕТУ                                                                              «_____________»

 

 

 

 

 

Выполнил (а)                                                                                студентка 3-курса

____________-группа

___________________

 

 

Преподаватель:                                                                        __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мехробод-2022 г.  


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Утверждено на заседании кафедры информационных-технологий и математика-гуманитарных наук протокол № ____ от «____» __________ 2022 г

Утверждено на заседании кафедры информационных-технологий и математика-гуманитарных наук протокол № ____ от «____» __________ 2022 г

Возрастная анатомия и физиология”

Возрастная анатомия и физиология”

Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества-антропогенез

Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества-антропогенез

Студенту запрещается: - Опаздывать на занятия! -Использование мобильных телефонов на территории колледжа! -Находиться на территории колледжа, в учебном корпусе без галстука;

Студенту запрещается: - Опаздывать на занятия! -Использование мобильных телефонов на территории колледжа! -Находиться на территории колледжа, в учебном корпусе без галстука;

Баллы 1,2 рейтингов и итогового экзамена суммируются, и отметка по дисциплине выставляется в буквенном виде

Баллы 1,2 рейтингов и итогового экзамена суммируются, и отметка по дисциплине выставляется в буквенном виде

Структура итоговых результатов экзамена состоит из 100 вопросов, включая вопросы теории, практики и тестирования

Структура итоговых результатов экзамена состоит из 100 вопросов, включая вопросы теории, практики и тестирования

Основная литература 1

Основная литература 1

Всего за неделя 4 6

Всего за неделя 4 6

Краткое содержание темы занятие

Краткое содержание темы занятие

СРСП 3 Рефлекторный принцип работы нервной системы

СРСП 3 Рефлекторный принцип работы нервной системы

Лекция 6 Мышцы и их функции. Работа мышц

Лекция 6 Мышцы и их функции. Работа мышц

Лекция 8 Лейкоциты. Иммунитет.

Лекция 8 Лейкоциты. Иммунитет.

В результате окисления любых органических веществ образуются углекислый газ и вода, которые удаляются из организма

В результате окисления любых органических веществ образуются углекислый газ и вода, которые удаляются из организма

СРСП 7. Предупреждение желудочное кишечных заболеваний

СРСП 7. Предупреждение желудочное кишечных заболеваний

Чаще всего обмораживается кожа открытых частей тела

Чаще всего обмораживается кожа открытых частей тела

Практические 10 Взаимозаменяемость органов чувств

Практические 10 Взаимозаменяемость органов чувств

Лекция 24 Деятельность человека в необычных условиях

Лекция 24 Деятельность человека в необычных условиях

Кости скелета развиваются из: а)

Кости скелета развиваются из: а)

У грудных позвонков. 13. Особенностью остистых отростков грудных позвонков является a)

У грудных позвонков. 13. Особенностью остистых отростков грудных позвонков является a)

Венечная ямка находится: a)

Венечная ямка находится: a)

Трубчатым костям. 28. К костям лицевого черепа относится: a)

Трубчатым костям. 28. К костям лицевого черепа относится: a)

Какова нормальное количество частот сердечных сокращений 1) 55-65 2) 75-85 3) 35-45 4) 95-100 6

Какова нормальное количество частот сердечных сокращений 1) 55-65 2) 75-85 3) 35-45 4) 95-100 6

Соотнести Наука a)

Соотнести Наука a)

Лимфатические бляшки (Пейеровы) имеются в: a)

Лимфатические бляшки (Пейеровы) имеются в: a)

Надгортанник. b) 4.Черпаловидный хрящ

Надгортанник. b) 4.Черпаловидный хрящ

Правая и левая почки: a)

Правая и левая почки: a)

Мочеточники. b) Протоки придатка яичка

Мочеточники. b) Протоки придатка яичка

Объект изучения науки генетики a) зародышевое развитие организма b) функции систем органов c) законы наследственности d) гены 2

Объект изучения науки генетики a) зародышевое развитие организма b) функции систем органов c) законы наследственности d) гены 2

Наименование темы самостоятельной работы студента : №

Наименование темы самостоятельной работы студента : №

Наименование тем практических занятий, темы рефератов и курсовых работ

Наименование тем практических занятий, темы рефератов и курсовых работ

Пояснение к реферату: •

Пояснение к реферату: •

Островки Лангерганса расположены в: a)

Островки Лангерганса расположены в: a)

В лобную пазуху. 12. Лобная пазуха открывается: a)

В лобную пазуху. 12. Лобная пазуха открывается: a)

Мерцательный эпителий отсутствует: a)

Мерцательный эпителий отсутствует: a)

Длина мочеиспускательного канала у женщин: a) 0,5-1 см

Длина мочеиспускательного канала у женщин: a) 0,5-1 см

Яичник: a) Имеет брыжейку

Яичник: a) Имеет брыжейку

Сонные артерии. 42. Атриовентрикулярные клапаны: a)

Сонные артерии. 42. Атриовентрикулярные клапаны: a)

Стенка артерии включает в себя: a)

Стенка артерии включает в себя: a)

Зрелая костная клетка это: a)

Зрелая костная клетка это: a)

Основные составляющие крови a) остеоцит b) эритроцит c) лейкоцит d) перикард 5

Основные составляющие крови a) остеоцит b) эритроцит c) лейкоцит d) перикард 5

К кровеносной системе органов относится: a) надпочечники и эпифиз b) язык и прямая кишка c) вены d) капилляры 13

К кровеносной системе органов относится: a) надпочечники и эпифиз b) язык и прямая кишка c) вены d) капилляры 13

Соотнести Наука a)

Соотнести Наука a)

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2022