Презентация создана для расширения представлений учащихся об образах-символах в искусстве как приложение к уроку «Символы в жизни и искусстве» раздела «Искусство как универсальный способ общения» учебника Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8 класс».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Усвоение понятий: знак, символ, символ-образ.
- Применение учащимися опорных понятий: музей, сонет, натюрморт, миф.
- Поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения, структурирование знаний, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации,свободная ориентация и восприятие текстов художественного и публицистического стилей; умение передавать содержание текста);
- Определение познавательной цели, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качеств уровня усвоения, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, волевая саморегуляция;
- Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
- Распознавание и характеристика символики в живописи;
- Раскрытие своего понимания художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов;
- Рассуждение о значении искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.
цветы.pptx
Символы в искусстве: Цветы
Рембрандт ван Рейн.
Флора
«На
лепестка
х цветов
написано
посланье
…»
СИМВОЛЫ В
ИСКУССТВЕ
Символы в искусстве: Цветы
Сандро
Боттичелли.
Алтарь Барди.
1485
Силу
воздействия
живописных
образов
на религиозные
чувства
верующих
прекрасно
понимали отцы
церкви.
Роза и лилия
одними
из первых стали
пользоваться
особым
Символы в искусстве: Цветы
Лилия — любимица
древних властителей
и императоров.
С расцветом
христианства
ее белоснежным
лепесткам было доверено
символизировать
непорочность Девы
Марии. Цветок стал
практически неизменной
деталью сцен
Благовещенья
в европейском
изобразительном
искусстве.
Символы в искусстве: Цветы
Альбрехт Дюрер. Праздник четок (Праздник
розовых венков). 1506
Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена
внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво
повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе
белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой
объединение в вере всех христиан.
Символы в искусстве: Цветы
Ирис:
белый
символизирует
чистоту,
синий —
материнскую
скорбь.
Символы в искусстве: Цветы
Цветы в
стеклянной вазе,
распятие и череп
Изображение цветов
в религиозных
сюжетах позволяло
навеки запечатлеть
красоту мудрости
и щедрости самого
Творца, напоминая
и о бренности земной
жизни.
Эта христианская идея
отражена в картине
Яна Давидса де Хема.
Цветок в натюрморте
напоминает о
скоротечности жизни.
Символы в искусстве: Цветы
Включенный
в букет хлебны
й
колос символизи
рует не только
хлеб Причастия,
но и Воскресение,
поскольку
человек, подобно
зерну, возрождае
тся к новой жизни
после погребения
в землю.
Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе
Символы в искусстве: Цветы
В композиции картины Яна Давидса
де Хема «Букет цветов в стеклянной
вазе» очевидно доминирование алого
мака и белой гвоздики.
Внимательному зрителю мак напоминал
о скоротечности живой
красоты, а скрытые в нем семена —
о смерти и забвении.
Белая гвоздика символизировала
чистую и ясную христианскую жизнь.
Символы в искусстве: Цветы
На протяжении XVI столетия
светская символика в искусстве
постепенно отвоевывала все
больше прав. Так, красная
гвоздика — в христианском
искусстве символ любви
и страдания, ассоциирующийся
с кровью, пролитой Христом, уже
все чаще в портрете XV—XVI вв.,
особенно
в парном, сопровождает
влюбленных и служит указанием
на обручение. Цветок стал
общепринятым, и по сей день
сохранившим свое значение
атрибутом доблести
и отваги, революции, причем, не
только Октябрьской, но, прежде
всего, Французской.
Ян ван Эйк. Мужской
портрет. 1435
Символы в искусстве: Цветы
Младший. Портрет
купца Георга Гиссе.
1532
Отто Дикс. Автопортрет
Символы в искусстве: Цветы
Леонардо да Винчи. Мадонна с
гвоздикой. 1478
Символы в искусстве: Цветы
Альбрехт Дюрер.
Автопортрет с остролистом (Автопортрет
с чертополохом). 1493
В случае многозначности
символа принимается
во внимание
значение, соответствующее
общему духу картины.
Например, чертополох
в Германии указывал
на помолвку. Этот намек
и усматривали раньше
исследователи известного
автопортрета Альбрехта Дюрера
с чертополохом. Однако надпись
в верхней части картины — «мои
дела определяются
сверху» (стар. нем.), — указывает
на еще одну символику
растения — Страсти Христовы.
Так художник выразил
преданность Богу, подчеркнув
свою мысль чертополохом в руке.
Символы в искусстве: Цветы
В миниатюрах календарей
франко-фламандских
часовников XV в.
(в позднейших циклах картин
на тему «Месяцы»
и «Времена года») цветы —
признанные атрибуты апреля
и весны.
Один из самых изысканных
образов возрождающейся
природы запечатлен
в миниатюре «Апрель»
(«Роскошный часослов
герцога Беррийского»)
братьев Лимбургов:
дамы в изящных придворных
платьях собирают цветы
на яркой зелени луга.
Символы в искусстве: Цветы
Довольно неожиданно выглядит «Автопортрет
с подсолнухом» Антониса ван Дейка!
Подсолнух был только-только завезен
испанцами в Европу из Перу (1569 г.), и еще
столетие его выращивали в садах как
диковинку. Заметив, что подсолнух
поворачивается вслед за небесным
светилом, его стали считать символом
солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также
верности.
Изображение растения на автопортрете
придворного живописца — свидетельство
непоколебимой преданности мастера своему
покровителю, английскому королю Карлу I.
Символы в искусстве: Цветы
Антонис ван Дейк.
Автопортрет с
подсолнухом. 1632
Символы в искусстве: Цветы
Белла Ахмадулина. Сад
(1980 г.)
Я вышла в сад, но глушь и роскошь
живут не здесь, в слове: «сад».
Оно красою роз возросших
питает слух, и нюх, и взгляд.
Просторней слово, чем окрестность:
в нем хорошо и вольно, в нем
сиротство саженцев окрепших
усыновляет чернозем. (…)
Ты плодороднее, чем почва,
ты кормишь корни чуждых крон,
ты — дуб, дупло, Дубровский, почта
сердец и слов: любовь и кровь. (…)
Символы в искусстве: Цветы
Появление и распространение «несерьезной»
цветочной живописи в Европе было результатом
интенсивного развития садоводства.
Растительный мир, окружавший
художников, с середины XVI века начал
изменяться.
Художники обратили особое внимание
Символы в искусстве: Цветы
«Портреты» цветов заказывались и владельцами
садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические,
и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные
хозяином. Садоводы, занимавшиеся разведением
и выведением редких видов, заказывали рисованные
каталоги для презентации покупателям посадочного
материала. Особую актуальность такие каталоги приобрели
в период пресловутой тюльпаномании.
Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во 2-ой
половине 30-х годов XVII в. достигла поистине степени
безумства - за луковицу тюльпана редкой новой
окраски закладывали дом.
Тюльпаны можно увидеть практически в каждом
букете, написанном в первые сорок лет XVII столетия.
Больше всего сохранилось альбомов именно с этими
цветами.
Одна из таких книг — «Тюльпановая книга» Якоба
Маррела (1642) — содержит лист с ценами на тюльпаны
в 1635—1637 гг., в самый разгар тюльпаномании.
Символы в искусстве: Цветы
Первые станковые натюрморты
появились в 1600-е гг.
в творчестве Якоба де Гейна,
Руланта Саверея, Яна
Брейгеля, Амброзиуса
Босхарта, и представляли
собой искусные композиции
из разнообразных цветов
в изысканной вазе.
Такие букеты кажутся
написанными с натуры, однако
присмотритесь: они
составлены
из растений, цветущих
в разные сезоны. Живописцы
выполняли тщательные
рисунки акварелью и гуашью,
рисуя цветы с натуры, и затем
использовали эти наброски
в различных работах.
Ян Давидс де Хем.
Натюрморт
Символы в искусстве: Цветы
Ян Брейгель Младший
Символы в искусстве: Цветы
Ян Брейгель
Младший.
Пять чувств: Слух
Ян Брейгель
Младший. Пять
чувств: Зрение
Символы в искусстве: Цветы
И, конечно, рассматривая изысканные
букеты, знатоки с любопытством читали
цветочные «письма». Уж они-то
знали, что орхидеи затаили ревность,
подозрительность, и обман.
Ирис уже перестал напоминать о скорби
Божьей матери и начал воспевать Весну
и возрождение.
Лаванда символизирует деревенскую
жизнь, крестьянство, и в то же время
- желание, потерю невинности.
А вот тюльпаны, памятуя о своем бурном
коммерческом прошлом, преобразились
в символ богатства, процветания, торговли.
Символы в искусстве: Цветы
Одуванчик
из символа
младенца
Христа (на тондо
Рафаэля
изображен слева
у края плаща
Иосифа)
трансформировал
ся в трогательное
напоминание
о детстве, тоске
по прошлому.
Символы в искусстве: Цветы
Орест
Адамович
Кипренский.
Бедная Лиза
Символика
активно
использовалась
в искусстве
до второй
половины XIX
века.
«Говорящий
гербарий»
можно увидеть
на полотнах
Ореста
Кипренского.
«Бедная Лиза»
нежными
Символы в искусстве: Цветы
Балерина Екатерина Телешова в образе Зелии — героини
балета «Приключение на охоте» демонстрирует идеализированный
букетик полевых цветов - намек на простодушие театрального образа.
Цыганка прижимает ветку мирта — атрибут Афродиты. Однако,
у мирта есть еще одно значение — символ язычника, обращенного
в христианство. Это объясняет присутствие детали на портрете
цыганки (как известно, ромы принимают религию страны, где они
проживают).
О.А. Кипренский.
Портрет танцовщицы
Телешовой
О.А. Кипренский. Цыганка
с веткой мирта
Символы в искусстве: Цветы
Орест Адамович
Кипренский. Портрет
Екатерины Сергеевны
Авдулиной. 1823
На портрете Е.
Авдулиной
отчетливо видна
одиноко стоящая
в стакане с водой
веточка гиацинта.
Его белый цвет —
символ
нравственной
чистоты, но в то же
время, и смерти:
осыпающиеся
лепестки — уже
Символы в искусстве: Цветы
Цветы, учитывая, заложенную в них
природой идею роста
и плодородия, издревле связывали
с женским обаянием, красотой,
притягательностью.
«ГДЕ ВЕСЕЛО, ТУДА
ЛЕТИ, ИЗ ЛУЧШИХ РОЗ
БОГИНЕ ФЛОРЕ ВЕНОК
СПЛЕТИ…» (РУБЕН
ДАРИО)
Символы в искусстве: Цветы
Тамара Лемпицка.
Весна. 1930
Тамара Лемпицка.
Натюрморт с
портретом Арлетт
Символы в искусстве: Цветы
Тамара де Лемпицка считала каллы
самыми женственными цветами
и постоянно включала их в свои
натюрморты.
В картинах Джорджии О’Киф критики
практически единодушно усмотрели
эротические намёки.
А известный фотограф Альфред Стиглиц
считал работы О’Киф
манифестацией «вечной женственности».
У древних италийцев
с приходом весны над
миром властвовала
юная богиня
распускающихся
цветов — Флора.
Ренессанс воскресил
наследие
античности, и цветы
окружили
жизнерадостных
Венеру и Флору.
Богини участвуют
в картинах
с аллегориями
месяцев и времен
года, чувств
и стихий, олицетворя
Сандро
Боттичелли.
Весна (Примавера).
1485
Символы в искусстве: Цветы
К XIX веку символика изображенных предметов
в живописи утратила свое глубокое значение.
Цветочные штрихи могут показаться всего лишь
красочными акцентами живописного полотна. Тем
не менее, в викторианскую эпоху развился свой
специфический язык цветов.
Символизм, отражённый на картине Данте Габриэля
Россетти «Вероника Веронезе» включает
освобождённую из клетки
птицу, ромашки в птичьей клетке — запертую
энергию, примулы — символ юности, нарциссы
— отражение мыслей.
«ЛАДОНЬ ТВОЯ РОСОЙ ОКРОПЛЕНА,
РАСКРЫЛСЯ ПАЛЬЦЕВ РОЗОВЫЙ
БУТОН» (ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ
РОССЕТТИ)
Символы в искусстве: Цветы
Данте Габриэль Россетти. Вероника Веронезе. 1872
Символы в искусстве: Цветы
Фиалки — символ
скромности и верности.
Так, на портрете своей
жены Эммы Хилл, Форд
Мэдокс Браун вкладывает
в руки своей
возлюбленной,
разрушенной
алкоголизмом, букет
из увядших цветов.
Он писал: «Теперь, когда
она лежит в постели
разбитая лихорадкой, она
выглядит прекрасной
и молодой, как когда-то».
Символы в искусстве: Цветы
Переполнено символикой и полотно Данте Габриэля
Идею картины раскрывает сонет «Телесная
Россетти «Леди Лилит».
прелесть».
Роскошный цветок мака в черной вазе
символизирует не только воображение и вечный
сон, но также наслаждение и неизбежность смерти.
Спокон веков она
мужей влекла,
Улавливая души и тела
В силки страстей, как
в наши времена.
Ей любы мак и томных
роз цветы;
Кого, Лилит, не зачару
ешь ты,
Твой поцелуй и сонных
грез настой.
Символы в искусстве: Цветы
Значение первоц
вета
изменяется
в зависимости
от окраски, но в кар
тине Эдвина
Лонгсден
Лонга «Дочери
нашей
империи.
Англия:
первоцвета» (1
887) желтый
Символы в искусстве: Цветы
Картина Джона Эверетта Милле «Офелия» известна
благодаря детализированному изображению растительности
реки и на речных берегах.
Когда художник рисовал обреченную Офелию
Шекспира, в пышной сцене смерти он изобразил все цветы
в соответствии с оригиналом текста и ботанической
точностью.
В каждом из растений закодирован определенный
смысл: лютики означают неблагодарность, плакучая
ива, склонившаяся над девушкой, — знак отвергнутой
любви, крапива обозначает боль,
цветы маргариток около правой руки символизируют
невинность. Розы традиционно говорят о любви
и красоте, кроме того, один из героев трагедии называет
Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует
скромность и верность, также как и растущие
на берегу незабудки; алый и похожий на мак адонис,
плавающий около правой руки, символизирует горе.
Символы в искусстве: Цветы
Джон Эверетт Милле.
Офелия. 1852
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.