Система динейки
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Работу Выполнила студентка 421 группы: Александрова Светлана Юрьевна
Преподаватель: Орлова Екатерина Алексеевна
Сыктывкар 2019
Система Динейки направлена на использование психофизической тренировки с развитием движений и дыхания.
Психофизическая тренировка, как показали его наблюдения, дает возможность больному и здоровому не только на время изолироваться от чрезмерного нервно-психического напряжения, но и создает необходимые предпосылки для пассивно-активного отдыха с целью уравновешивания нервных процессов, восстановления устойчивости организма к кислородной недостаточности и обновления психической энергии из имеющихся в организме резервов.
Важнейшим звеном в овладении методами психофизической тренировки является умение регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики. Специальные дыхательные упражнения не только повышают устойчивость организма к кислородной недостаточности, но и способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что важно, повышают эффективность идеомоторных актов (образно представляемых движений и состояний).
Психофизическая тренировка поэтапно, по мнению Динейки, ведет к укреплению веры в резервные силы мозга и организма и ощущению их приумножения, к осознанию принципа: врач лечит, а природа исцеляет, восстанавливая утраченные силы с избытком.
В процессе психофизической тренировки можно условно выделить несколько этапов:
1. Ослабление патологической доминанты переключением внимания на регуляцию дыхания и установлением взаимосвязи дыхания с восприятием чувства внутреннего комфорта.
2. Сочетание контролируемого дыхания со сменой напряжения и расслабления мышц до появления приятной истомы и легкости.
3. Торможение болевого синдрома при помощи точечно-пальцевого самомассажа.
4. Сочетание мышечной и умственной релаксации с появлением умиротворения и образно-моторным представлением наступающего физического и психического благополучия.
5. Сочетание специальных дыхательных упражнений и определенных поз со словесным текстом-формулой.
6. Воспитание активного внимания и сосредоточенности и умения изменять настроение на основе "феномена радости" по И.П. Павлову.
7. Приобретение искусства общения с людьми
В этом методе основную роль занимает правильная постановка дыхания. К.Динейка разработал дыхательные движения: для естественного диафрагмального экономного дыхания во время прогулок, восстановления комплекса специальных назначений, звукодвигательных дыханий.
Для прогулки. При ходьбе обычным шагом обращать внимание на активный выдох. В конце выдоха втягивать низ живота. Глубина и полнота вдоха индивидуальна и зависит от многих прочих причин (нагрузка, активный выдох и т.д.). Например, при ходьбе в прогулочном темпе необходимо дышать ритмично: на 4 шага – вдох, на 4 шага – выдох. Ритм дыхания зависит от общего состояния здоровья, возраста, степени тренированности, массы тела, устойчивости к кислородной недостаточности и др. При пешеходных прогулках маршрут увеличивается постепенно или увеличивается время ходьбы. При ходьбе маршрут начинать с 2 км и доводить постепенно до 4-6-8 км (в два-три приема), при ходьбе – беге – ходьбе – до 20 мин.
Условия проведения данного упражнения:
Интенсивность занятий зависит от темпа движения и его продолжительности.
Во всех случаях нагрузка не должна вызывать утомления и одышку (дышится легко, а пульс возвращается к исходному через 4-10 мин).
Во время отдыха дышать глубже.
При дозированных прогулках, отрабатывая ритм дыхания, рекомендуется использовать упражнение: выполнить 4 шага на вдохе, а выдохнуть при беге трусцой на 8 счетов (раз- и, два- и, три- и т.д.).
Занятие проводить лучше на открытом воздухе.
Дыхательные упражнения специального назначения:
Первое упражнение – дыхание успокаивает. В положении сидя провести медленный вдох и мысленно представить наполнение легочных пузырьков свежим воздухом. Задержать дыхание на счет 1,2. Через рот узкой струей медленно выдохнуть и одновременно думать, как этот выдох успокаивает. При выдохе мышцы расслабляются. Упражнение повторить 2-6 раз.
Второе упражнение – дыхание улучшает кровообращение мозга. В положении сидя привести медленный вдох через нос. Задержать дыхание на 2-3сек. и в это время 2-3 раза выпячивать и опускать живот и думать, что движение диафрагмы улучшает венозное кровообращение в брюшной полости. Выдохнуть через рот прерывающейся сильной струей несколько раз. Голову при этом наклонить вниз и назад. Данное упражнение рекомендуется выполнять после умственной работы. Для улучшения сна его лучше сделать после 20-минутной прогулки: ходьба медленная, дышать не напрягаясь (вдох и выдох растягивать). Как только во время движения научились ритмично дышать, после вдоха в положении стоя периодически включать задержку дыхания на 1-2 шага. Считается, что пауза улучшает коронарный кровоток.
Третье упражнение – дыхание улучшает терморегуляцию. В положении сидя расслабить мышцы и в течение 4-7сек. провести медленный выдох. При выдохе одновременно напрягать мышцы рук и ног. Руки опущены вдоль тела, пальцы сжать в кулаки. Задержать дыхание на счет 1,2,3, а затем сделать выдох, одновременно расслабляя мышцы. После чего задержать дыхание на 1-3сек. Рекомендуется повторить несколько раз. Упражнение полезно при зябкости ног и рук. Причем после выполнения упражнения кожные покровы в течение 1-2 мин. растирают сухой щеткой.
Четвертое упражнение – дыхание тонизирует. В положении лежа на спине (в комнате на открытом воздухе), руки вытянуты вдоль туловища, провести медленный вдох на счет 1-7. В то же время, опираясь на голову и стопы, поднимать таз. В конце вдоха лечь на спину, задержать дыхание на счет 1,2,3 и одновременно 3 раза слегка выпятить и опустить живот. Сделать продолжительный выдох на счет 1-7, затем задержать дыхание на счет 1-3, если приятно.
В зависимости от навыка упражнение можно повторить 1-4 раза. В конце вдоха мысленно произнести: «Нервные центры действуют согласовано».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.