Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в форме ОГЭ
Оценка 4.8

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в форме ОГЭ

Оценка 4.8
docx
11.10.2022
Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в форме ОГЭ
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих обучающихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.
Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в форме ОГЭ.docx

 «Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в форме ОГЭ»

Изменения в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях в образовательной деятельности важным направлением по развитию познавательной самостоятельности выпускников. Введение ЕГЭ и ОГЭ, который год вызывает повышенное беспокойство выпускников, их родителей и учителей.

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих обучающихся. Подготовка к  выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько  мы грамотно построим его, зависит наш результат.

 Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и  взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к ОГЭ в нашей школе  сложилась определенная система подготовки обучающихся к итоговой аттестации, учитывающая все аспекты этой работы.

Для успешной сдачи основного государственного экзамена обучающимся 9 классов необходима мотивация. Зачастую ребята не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много учеников со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классе бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают консультации. И эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи основного государственного экзамена.

Рассмотрим основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при подготовке к экзамену по математике, хотя решения некоторых их них просты:

 1)  Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ, ОГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки.  Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются;

2) непредсказуемость содержания заданий;

3) насыщенность программы по математике новым материалом в 9, 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, так что готовимся к экзамену в большом объеме приходится во внеурочное время, что приводит к перегрузке обучающихся;

4) демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством образования и науки для тренировки обучающихся, имеют расхождения с реальными вариантами ЕГЭ, ОГЭ.

Но решение только тестов - это самая большая ошибка. Учитель математики должен обращать внимание на тесты, но это не заменит твердых базовых знаний по предмету. Натаскивание на тесты, это тренировки вашей интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, которые имеют хорошие базовые знания, обязательно удачно сдадут экзамен.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ:

Первый принцип - тематический. Разумно строить подготовку, соблюдая правило - от простых заданий до заданий раздела С. Развитие логического мышления обучающихся с помощью различных типов задач с нарастающей сложностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип - это логично. В шутливой манере он говорит: "нормальные герои всегда идут в обход". Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные "хитрости" и "правдоподобные рассуждения" для ответа наиболее простым и понятным способом.

Третий принцип - обучение. Переход к комплексным тестам разумен, начиная со 2-го полугодия, когда у обучающегося накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении к задачам любой сложности.

Четвертый принцип - это индивидуальный. Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности самодиагностики дает положительный результат.

Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует жесткое ограничение по времени. Занятия по подготовке к сдаче теста необходимо попробовать запустить в ускоренном режиме с сильным упором на управление временем. Этот режим очень труден на первых парах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ОГЭ намного спокойнее и более собранными.

Шестой принцип - контроль. Непрерывный мониторинг, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся - залог успешной сдачи экзамена.

Исходя из данных принципов и строю подготовку обучающихся к ОГЭ считая необходимым:

ü систематически отрабатывать вычислительные навыки;

ü развивать у обучающихся навыки самоконтроля;

ü развивать умения проверять ответ на правдоподобие;

ü отрабатывать умение проводить доказательные рассуждения при решении задач;

ü развивать умения находить свои ошибки и искать ошибки в решениях своих одноклассниках.

Система подготовки к успешной сдаче ОГЭ, на мой взгляд, должна включать в себя:

1.      Развитие устных вычислительных навыков учащихся

Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить обучающихся выполнять некоторые преобразования устно. Кроме того, совершенно не обязательно, в рамках выполнения тестовой первой части, подробного описания решения заданий. При решении некоторых геометрических задач, также возможно, на мой взгляд, не полное решение, а описание хода решения задания с пояснениями. Таким образом, можно отработать большее количество заданий разного типа.

 Для достижения беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения отводить 5-7 минут для проведения устных упражнений, предусмотренных программой каждого класса.

2.      Работа с родителями          

Для родителей девятиклассников в сентябре проводилось родительское собрание, на котором родители получили информацию об организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе, о структуре экзамена, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания.

На каждом родительском собрании до родителей доводятся текущие результаты подготовки к экзамену по каждому ученику. Результаты представляются в сводной сравнительной таблице с указанием даты, количества заданий, количество выполненных заданий по каждому модулю, критериев и отметок. Родительские собрания проводим 1 раза в четверть. Со многими родителями совместно с детьми приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.

3. Использование дифференцированного подхода при подготовке к ОГЭ.

Для работы по подготовке к ОГЭ всех обучающихся мысленно разделил на 2 группы, и перед каждой поставил свои задачи.

1 группа обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

2 группа обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями из 2 части

Это позволяет более эффективно проводить индивидуальную работу с обучающими по ликвидации пробелов в их знаниях. Для каждой группы определены принципы организации подготовки к ОГЭ.

Первая группа. Отрабатываем  базовые математические навыки. И стараюсь вселить уверенность в них, что нижний рубеж им по силам.

Вторая группа. Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами в которых ученик более успешен, отработать темы, дающие возможность решения наиболее сложных заданий из второй части.  Обучающиеся второй группы играют роль «консультантов».      

4.      Составление справочников

Составление справочников для подготовки к экзамену  можно начинать с конца 7-го класса. Это может быть общая тетрадь (формат А4), в которую обучающиеся заносят необходимый теоретический и практический материал, выделяя темы и разделы. К концу седьмого класса уже изучен некоторый алгебраический и геометрический материал, который выносится на экзамен. Работа со справочником продолжается до конца 9 класса.

5. Особое  внимание  геометрии

При проведении пробных экзаменов, обычно обнаруживается  много работ, в которых практически масса неудовлетворительных отметок именно по геометрии. Для устранения такого важного пробела, на дополнительных занятиях и консультациях можно использовать карточки «Я знаю геометрию», с подборкой заданий из открытого банка.

6.      Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ

•        консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

•         консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);

•        индивидуальные консультации.

7.      Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.

       На уроках хорошо прорешивать и разбирать задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.

8.      Использование в домашних заданиях материалов КИМов и учебного пособия «ОГЭ» под ред. Ященко И.В.

      С конца 8 класса  в домашнее задание можно  включать номера из открытого банка заданий КИМов.Те задания, которые вызвают затруднения, необходимо разбирать на доске.

9.      Повторения теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий.

   В работе можно использовать свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

•        Интернет-сообщество учителей;

•        Сеть творческих учителей;

•        Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

10. Систематическая работа по заполнению бланков.

С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д

Начиная с 8 класса завожу на 8-9 классы специальный журнал подготовки к ОГЭ, в котором отражаются консультации, результаты решения вариантов ОГЭ и пробных экзаменов.

Таблица 1

ФИ

уч-ся

дата

Тема консультации

Результат

Время консультации

Отметка

Роспись учащегося

Роспись родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Ф.И.

Вариант

Вариант

Вып. верно

Ошибки

Коррекция

Вып. верно

Ошибки

Коррекция

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся решают различные варианты, проверяют их, а результаты вносят как в мой журнал, так и в индивидуальные карты отслеживания результативности подготовки обучающегося, что позволяет в течение года видеть динамику каждого обучающегося, как саму обучающемуся, так и их родителям.

Таблица 3

Диагностическая карта подготовленности к ОГЭ обучающегося (-ейся) 9 класса

МБОУ СОШ ______________________________

 

Дата

Вариант

I часть

II часть

Балл

Оценка

Роспись

Модуль «Алгебра»

Модуль «Геометрия»

Модуль «Алгебра»

Модуль «Геометрия»

1.                    

2.                    

3.                    

4.                    

5.                    

6.                    

7.                    

8.                    

9.                    

10.                

11.                

12.                

13.                

14.                

15.                

16.                

17.                

18.                

19.                

20.                

21.                

22.                

23.                

24.                

25.                

26.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке обучающихся к сдаче экзамена особое внимание уделяю следующим мероприятиям:

1) Методическая подготовка учителя к ОГЭ. Знакомлюсь с нормативными документами по проведению ОГЭ через ИМЦ  и администрацию школы,  посещаю спецкурсы по подготовке к ОГЭ. Повышаю свой уровень профессиональной грамотности..

2) Создание банка тестовых заданий.  В банк входят: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.

3) Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к ОГЭ:

- входное диагностирование обучающихся 9 класса за курс 8 класса,

- тематическое тестирование по основным разделам курса,

- контрольные зачеты по алгебре и геометрии в конце 9 класса,

- пробные ОГЭ, полностью соответствующие правилам проведения ОГЭ.

4) Организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к ОГЭ. Даю рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты и др. Активно использую  в подготовке и отслеживании результативности подготовки на сайте  СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ

https://math-oge.sdamgia.ru/user_stat?user=2808644&is_self=0

Таким образом, обучающийся решает на нем варианты ОГЭ, а ко мне приходят дата прохождение теста и его результаты.

5) Психологическая подготовка обучающихся к ОГЭ. Совместно с психологом  провожу занятия «Как готовиться к экзаменам»,  «Как справиться с тревогой». На занятиях  обсуждаю вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной  тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на  Интернет-ресурсы по подготовке к ОГЭ.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата.

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и создание реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги. На родительских собраниях даются рекомендации по организации повседневной работы учащихся, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, раздаю советы и рекомендации в виде листовки.

В заключении хочется отметить, что экзамен не должен быть "головной болью" только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на единый государственный экзамен или нет.  В противном случае, проблемы ОГЭ остаются проблемами отдельных учителей, что делает невозможным решение перспективных задач школы. Например, существенную помощь в подготовке к ОГЭ по математике может обеспечить учителя химии, отработав методы и способы решения задач на смеси, сплавы.

Сложно подготовить обучающихся к сдаче экзамена. Это большой труд. Но не надо бояться. Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете подготовить их к ОГЭ по математике. Однако каждый выпускник должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Пойа: "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Система подготовки обучающихся к

Система подготовки обучающихся к

Министерством образования и науки для тренировки обучающихся, имеют расхождения с реальными вариантами

Министерством образования и науки для тренировки обучающихся, имеют расхождения с реальными вариантами

Четвертый принцип - это индивидуальный

Четвертый принцип - это индивидуальный

Таким образом, можно отработать большее количество заданий разного типа

Таким образом, можно отработать большее количество заданий разного типа

Первая группа. Отрабатываем базовые математические навыки

Первая группа. Отрабатываем базовые математические навыки

С конца 8 класса в домашнее задание можно включать номера из открытого банка заданий

С конца 8 класса в домашнее задание можно включать номера из открытого банка заданий

Обучающиеся решают различные варианты, проверяют их, а результаты вносят как в мой журнал, так и в индивидуальные карты отслеживания результативности подготовки обучающегося, что позволяет в…

Обучающиеся решают различные варианты, проверяют их, а результаты вносят как в мой журнал, так и в индивидуальные карты отслеживания результативности подготовки обучающегося, что позволяет в…

Активно использую в подготовке и отслеживании результативности подготовки на сайте

Активно использую в подготовке и отслеживании результативности подготовки на сайте

Сложно подготовить обучающихся к сдаче экзамена

Сложно подготовить обучающихся к сдаче экзамена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2022