"Система работы по подготовке и проведению ВПР по русскому языку"
Оценка 4.6

"Система работы по подготовке и проведению ВПР по русскому языку"

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
11.05.2023
"Система работы по подготовке и проведению ВПР по русскому языку"
Доклад, включает упражнения из опыта работы
Доклад на МО района.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 8»

ПРЕДГОРНОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357390, Ставропольский край, Предгорный район, ст. Суворовская, ул. Карла Маркса, 312а Тел./факс (87961)2-88-20 E-mail: school8kmv@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

Доклад на РМО

 

 

 

«Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель

русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №8

Т.Д.Черемнякова

 

 

 

 

март 2023 года

Для успешного обучения нужно

не принуждение, а возбуждение интереса.

Л.Н.Толстой

 

  Жизнь показывает, что успех в школе не гарантирует успешности в жизни. Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания.

Журналист А. Привалов с иронией пишет: «В школе нужно не столько вдалбли­вать орфографию, сколько учить детей пользоваться языком: го­ворить, понимать, писать, общаться. Как пишется трудное слово, можно в словаре посмотреть, но нет столь же простого способа вы­разить свою мысль – или даже иметь свою мысль, если тебя этому не обучали».

  Как подготовить ребенка к ВПР?

 Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно - так пишут на всех официальных сайтах и во всех официальных документа. Действительно, специальная подготовка не требуется, требуется только каждодневная отработка того, что уже изучено.

Девиз моей работы: «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Бенджамин Франклин)

 Я считаю, что, начиная с 5 класса, нужно научить работать обучающихся с критериями оценки заданий. Для этого на примере демонстрационного задания необходимо разобрать подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценивания, учащиеся будут представлять, как выполнить то или иное задание.

 Думаю, что все со мной согласятся, что ребенок должен САМ проверять себя и САМ выставлять себе баллы. Например, ребенок решил задание, а вы просто начали править красной пастой, ставить баллы. В таком случае ученик никогда не поймет и не прочувствует глупость ошибок, которые он совершил, не обратит внимания на эти слабые места, и они для него останутся за кадром.

 А когда он САМ проверит и САМ увидит, из-за какой ерунды он потерял баллы, то внутренняя обида и эмоции не дадут ему об этом забыть, и в следующий раз он не допустит таких ошибок. Именно в тот момент, когда ребенок сам себе ставит ноль баллов, и приходит понимание обидной глупой ошибки. Поэтому я прорабатываю демоверсию в классе, каждый выполняет работу, а затем по критериям каждый проверяет.

  Познакомились с демоверсией ВПР,  разобрали два варианта. Один вариант дети разбирали в классе, а другой дома. Это было сделано для того, чтобы они увидели всю работу(изучили), выделили задания, которые для них оказались самыми сложными, задали вопросы и теперь на этой работе каждый отрабатывает свои недочеты. Дети увидели, на каких заданиях они потеряли баллы, что для них осталось сложным.

 Работа на уроке строится так, что ряд упражнений и дополнительных заданий  направлены на отработку заданий ВПР:

 Опытные  учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Если раньше мы начнём подготовку к ВПР, то она  не будет стрессом для учеников, потому что они не будут её бояться. Без сомнения, у каждого  учителя есть свои пути, позволяющие совершать восхождение с обучающимися  по образовательной лестнице.  Каждый учитель применяет педагогические технологии, отвечающие требованиям ФГОС. У каждого учителя есть свои методы, приемы, формы  работы, позволяющие подготовить учащихся к ВПР. Поэтому остановлюсь на некоторых аспектах подготовки своих обучающихся к ВПР.

  Каждый урок начинаю с эпиграфа

К уроку по лексике. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Толстой

 Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли. Богатство языка - это богатство мыслей. М.Исаковский

 К  уроку по теме "У старевшие и новые слова" 

Так же, как из года в год меняют леса свои листья - старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. (Гораций)

 К уроку по теме "Многозначные слова" 

Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать. (Из былины об Илье Муромце) 

К уроку по фонетике 

Слово - одежда всех фактов. а звук - одежда слова. (М.Горький) 

К уроку по морфологии

 Имя существительное - хлеб языка. (Л. Успенский)

К уроку обращения,

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный голос твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.

 После записи проводим анализ изобразительно-выразительных средств, поработаем с орфограммами и пунктограммами.

Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка.

 Мы с ребятами создаем орфоэпические словари пятиклассника на основе слов в рамках, из упражнений, из рабочих текстов. В качестве нетрадиционных заданий составляем мнемонические рифмовки «запоминалки»– это специально составленные поэтические тексты (двустишия, четверостишия)


Любопытные вблизи?

Закрывайте жалюзи!

Не влезаешь в шорты?

Виноваты торты!

Холостяк свои носки

Постирает мастерски.

В бухгалтерии аврал:

Завершается квартал

 

От костра поднявшись быстро,

На лету погасла искра.

Тот из нас счастливее,

В ком душа красивее.

Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите договор.


Ежеурочно:

1.провожу синтаксические, фонетические, орфографические, морфемные, словообразовательные «пятиминутки», в которые входят все виды разборов необходимых для выполнения ВПР.

2. работа с текстовой информацией.

  Работа с предложением - это один из любимых мною и детьми методов. Предлагаю ребятам составить предложение и записать его. Отрабатываем речевые и грамматические ошибки.

 Далее найти грамматическую основу, выделить члены предложения, определить части речи, указать те, которых нет, выписать все словосочетания, определив главное слово и задать вопрос к зависимому. Умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении. Выполнить ряд языковых разборов и фонетический анализ. Такая работа занимает 5- 7 минут, но при этом отрабатывается 4-5 заданий из проверочной работы.

 лингвистическое лото

Лото «Антонимы», «Синонимы». Ведущий называет по очереди слова, которые ребята должны записать в свою тетрадь. Условие: записываются антонимы (синонимы)  При проверке учащиеся обращают внимание на то, что каждая пара слов является словами одной и той же частью речи.

 Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаю специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне  слова».

   Работая с текстами параграфа, упражнений, с дополнительным  материалом как на уроках русского языка, так и на уроках литературы всегда обращаю внимание детей на правильное прочтение задания к упражнению, на выделение ключевого слова. Дети часто не дочитывают вопрос и поэтому допускают недочеты или грубые ошибки.

Создание собственных текстов, сказок рассказов. Дети с удовольствием сочиняют.

 Эффективной формой работы считаю комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития ассоциативно образного и логического типов мышления. Тексты русских писателей, публицистов – это уникальный материал, имеющий большое воспитательное значение, способствующий становлению морально-нравственной личности.
 Комплексная работа с текстом на уроках русского языка создает условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей, позволяет работать над техникой чтения обучающихся, повышать технику письма у учащихся. Всё это важно для успешной подготовки к ВПР, а впоследствии к ОГЭ, ЕГЭ. Эффективно и задание найти в тексте ключевые слова, позволяющие определить тему и основную мысль.

  Особое внимание уделяется работе по составлению плана текста. Ребята должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста, самостоятельно составлять план к тексту. Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

  Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в школе.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса

Для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса

Работа на уроке строится так, что ряд упражнений и дополнительных заданий направлены на отработку заданий

Работа на уроке строится так, что ряд упражнений и дополнительных заданий направлены на отработку заданий

Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка

Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка

Работая с текстами параграфа , упражнений, с дополнительным материалом как на уроках русского языка, так и на уроках литературы всегда обращаю внимание детей на правильное…

Работая с текстами параграфа , упражнений, с дополнительным материалом как на уроках русского языка, так и на уроках литературы всегда обращаю внимание детей на правильное…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023