Идеология программы «Наши 30 «Я» опирается на следующие концептуальные положения:
- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,
- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.
система воспитательной работы.doc
Система воспитательной работы
Программа «Наши 30 «Я» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время,
когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование
личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера.
Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного
творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Стержень воспитательной программы «Наши 30 «Я»
это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности,
совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с
детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих
детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых
образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники
погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же
самими.
Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых
талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип
воспитания успехом.
Идеология программы «Наши 30 «Я» опирается на следующие концептуальные положения:
механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного
порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,
успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно
ценностной ориентации,
активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и
достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают
позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору
в пользу личностного роста.
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и
организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами
выступают:
совместное планирование творческого дела,
ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,
распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Коллективные творческие дела – это прежде всего, полнокровная жизнь педагога и учащихся. И
чем богаче, целеустремленнее, организованнее жизнь, тем эффективнее воспитательный процесс.
Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о друзьях. Стадии КТД
Предварительная работа
•
•
•
•
с какой целью?
что лучше сделать?
кто может помочь?
кому быть организатором?
Коллективное планирование
какое дело проведем?
•
•
•
•
•
где его провести?
как лучше провести?
кто будет ответственным?
кто будет ведущим?
Подготовка дела
•
•
•
как развивать положительные качества детей?
как преодолеть отрицательные качества?
как включить всех в активный творческий поиск?
Проведение дела
•
•
•
как увлечь личным примером?
как создать перспективу успеха?
как выходить из затруднительного положения?
Подведение итогов
•
•
•
как научить коллективно подводить итоги работы?
как анализировать и оценивать проделанную работу?
как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности
классного руководителя, прогноз воспитательной ситуации в классе и поэтому составляет основу
моей работы как классного руководителя.
Планирование – это процесс моделирования воспитательной деятельности на определенный
период времени, когда необходимо представить мысленно модель своей работы: содержательную,
организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов
планирования:
Принципы моделирования воспитательного процесса:
Принцип системности
Принцип конкретности Принцип оптимальности
Принцип диалога
Принцип индивидуальности
Принцип научности
Принцип непрерывности
Поэтому план работы состоит из следующих разделов:
1. анализ воспитательной работы за прошлый год
2. цели и задачи воспитательной деятельности
3. основные направления и дела классного сообщества
4. индивидуальная работа с учащимися
5. работа с родителями
6. изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
ПВР на год составляю в соответствии с графиком проведения предметных декад, ключевыми
создание благоприятного нравственно психологического климата,
делами школы и с учетом особенностей психологического и социального развития ребят.
Цель:
межличностных отношений.
Задачи:
здоровых
создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка;
•
• формирование образа «успешного человека»;
•
•
•
•
изучение потребностей, интересов, склонностей, личностных качеств учащихся;
определение уровня сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и
межличностных отношений;
способствование повышению роли ученического самоуправления в планировании,
организации и анализе жизнедеятельности;
поддержка творческой и познавательной активности учащихся, вовлечение их в активную
деятельность, развивающую личность.
Коллективное планирование жизнедеятельности класса, в котором участвуют классный
руководитель, весь коллектив учащихся класса и родители, является следующим этапом
воспитательной работы.
Варианты совместного планирования самые разнообразные – анкетирование, аукцион идей и
предложений, практикум. Заключительным этапом в совместной деятельности является уточнение,
корректирование и оформление плана воспитательной работы.
Известный педагог Газман О.С. (21.01.1936 – 30.08.1996, КПН) считал, что механизм
воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по
укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более продуктивной работы по поддержке
процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги
предложили разрабатывать целевые программы.
Работа ведётся по следующим направлениям:
«Учение»
I.
Цель работы: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно,
мыслить рационально и эффективно, проявить свои интеллектуальные умения в окружающей
среде.
Задачи:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону
развития;
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности:
Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для
организации коррекционной работы;
Сотрудничество с учителямипредметниками по изучению индивидуальных возможностей
интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
Интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного
труда;
Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на
интеллектуальное развитие учащихся;
Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных
умений учащихся;
Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития
интеллектуальных возможностей учащихся.
«Здоровье»
II.
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приемов для
демонстрации учащимся значимости их физического и психологического здоровья, для
будущего самоутверждения.
Задачи:
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
здоровья нации; Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
Виды деятельности:
Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими
учреждениями поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся
класса.
Сотрудничество с родителями учащихся и учителями предметниками.
Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и
психического состояния учащихся и возможностей коррекции здоровья учащихся.
Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести
просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и
защиты своего здоровья.
Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физической
культуры и спортом.
III.
«Нравственность»
Цель работы в этом направлении – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
Виды деятельности:
Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных
жизненных ситуациях;
Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных
и слабых сторон;
Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением
выжить в трудных жизненных ситуациях;
Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа,
умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
IV.
«Общение» Цель работы – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей,
опыта поколений.
Задачи:
Формировать у учащихся культуру общения в системе «учительученик», «ученик
ученик», «взрослыйребенок»;
Знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений.
Виды деятельности:
Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение
проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
Изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в
человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;
Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью
организации активных форм деятельности;
Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;
Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких
форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
«Досуг»
V.
Цель работы – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных
ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности;
Задачи:
Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во
внеурочной деятельности;
Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом
возрастных особенностей учащихся;
Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной
деятельности;
Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций, клубов, обществ;
Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в
досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к
чужим достижениям;
Использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных
особенностей учащихся. «Гражданин»
VI.
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах
как регулятора поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством,
требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других
людей;
Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального
саморазвития и самосовершенствования;
Виды деятельности:
Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся
ответственного отношения к ним;
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование
умений и навыков правового поведения;
Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
Формирование способностей руководствоваться в ситуациях нравственноправового
выбора мотивами долга, совести, справедливости.
«Семья»
VII.
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию
развитой личности.
Задачи:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
Организация психологопедагогического просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно
воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей,
использование активных форм просветительской деятельности;
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление
конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учительученик
родитель».
Виды деятельности: Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную
индивидуальную и групповую работу с родителями;
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения
психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семей,
влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
План воспитательной работы с классом я строю согласно теории О.С.Газмана
Направление
Месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Индивидуальная работа с учащимися
В своей работе классного руководителя я использую для определения индивидуальности
учащихся типологии, предлагаемые профессором С.Д.Поляковым.
I. классификация строится на основании склонностей учеников к развитию в той или иной
личностной сфере:
1. школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;
2. школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;
3. Воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;
4. воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.
II. Классификация направлена на установление взаимосвязи между формами деятельности и
общения учащегося, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности – с другой.
Называются такие формы, как:
1. склонность к индивидуальной деятельности
2. склонность к совместной деятельности, групповой, коллективной деятельности
3. приоритетность межличностного общения
4. акцентирование на групповом общении
5. склонность к ситуациям публичности – действиям, выступлениям перед «массой» III. Классификация рассматривает индивидуальность с точки зрения решения специфических
воспитательных задач при различных отношениях школьников к себе, своим проблемам,
возможностям их решения:
1. школьники, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях
2. воспитанники, которым необходима поддержка в их стремлении чтото понять и изменить
себя
3. школьники, которым требуется активное участие педагога в их отношениях с собой, такое,
как формирование, создание нового понимания себя и активное подталкивание к
соответствующей самореализации
4. воспитанники, которым нужно жесткое руководство их действиям и энергичное
стимулирование их обращенности на себя.
Существует большое количество форм и способов индивидуальной работы с учащимися:
психологопедагогической диагностики, изучение медицинского и психологического обследования,
составление индивидуальных характеристик воспитанников, ведение листков личностных
достижений, создание ситуации успеха и выбора, индивидуальные консультации и беседы.
•
•
•
•
•
•
Отслеживание личностного развития учащихся
изучение индивидуальных особенностей учащихся.
установление межличностных контактов с каждым ребенком.
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности
класса, в отношениях с учителями, в выполнении норм и правил поведения.
взаимодействие с родителями, администрацией, психологом с целью проектирования
индивидуальной работы с учащимися.
содействия по самопознанию, самоопределению и саморазвитию.
диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет
личностных достижений.
Отслеживание ведется с помощью карт воспитанности. Карты воспитанности – это документ,
где перечислены качества личности, оцениваемые по 5 бальной шкале. По результатам можно
судить об изменениях в личностном развитии учащихся в тот или иной возрастной период.
Все указанные в карте воспитанности качества личности – это программа их воспитанности. Если
то или иное качество достаточно сформировано, то обращается внимание на другие. Карта
воспитанности дополняется учащимися (в форме игры «Кто я? Какой я?»), учителями,
родителями. Это позволяет видеть, как изменяется ребенок, в какой области развивается быстрее,
где отстает. Подсчитав общее число учащихся, имеющие те или иные признаки воспитанности,
педагог можно объективно оценить, каковы результаты его собственной работы, точно наметить задачи и содержание воспитательной работы с классом и каждым конкретным учеником.
Определяется задание родителям и ребенку: что делать, на что обратить внимание.
Информацию о себе самом воспитанник получает путем самонаблюдения, сравнения себя с
другими, анализа результатов собственной деятельности. О характере самоизучения можно судить
по результатам самоотчетности, самохарактеристики учащихся.
Изучение уровня воспитанности учащихся и познание ими себя – необходимое условие
эффективного воспитания, перехода воспитания в самовоспитание.
Проведение сравнительных анализов уровней воспитанности, участие учащихся в различных
мероприятиях, побед в олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях показывает
эффективность этой работы.
В своей работе я использую положительный опыт, лучшие традиции прошлых лет в области
воспитания, а также опыт современных исследователей образовательных проблем Л.И.Третьякова,
О.С.Газмана, материалы журналов «Классный руководитель», «Воспитание школьников».
Работа с родителями
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного
руководителя с родителями, поэтому в своей работе использую следующие направления:
1. изучение семей учащихся
2. педагогическое просвещение родителей
3. обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе
4. педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса
5. индивидуальная работа с родителями
6. информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития
учащихся.
Изучение семей учащихся – позволяет лучше узнать детей и их родителей, ознакомиться с
домашними условиями развития личности ребенка. Использую такие формы работы как посещение
семей, анкетирование, сочинения о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»
Педагогическое просвещение родителей – планируется в соответствии с возрастными
особенностями детей, конкретными проблемами.
Обеспечение участия в подготовке и проведении коллективных дел в классе – осуществляю с
помощью включения их в совместное планирование воспитательной работы в классе; праздники,
вечера, концерты; поездки, походы, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом
оформлении классной кабинета.
Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса – выборы
родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности. Индивидуальная работа с родителями – посещение семей учащихся, индивидуальные беседы
с родителями.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития
учащихся – осуществляется с помощью тематических и итоговых родительских собраний,
индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составление таблиц результатов их
учебной деятельности.
Реализация программы воспитанности
Взаимодействие учителей, работающих в классе и учащихся
Взаимопонимание и сотрудничество
Развитие качеств личности
Коллективное планирование, проведение дел, оценка
Формирование ведущих качеств личности
Диагностика
Выполнение целевых программ развития личности
Системность воспитательной работы с 5 по 11 класс
Формирование положительной Яконцепции
Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности
Отношение ответственной зависимости
Профориентационная диагностика
Учет активности ребят
Самоуправление в классе. Добровольность участия детей на основе интереса.
Творческая деятельность каждого
Общение, здоровье.
Организация разнообразных видов деятельности.
Занятия в свободное время. Использование возможностей среды.
Реализация программы воспитанности через систему часов общения, общественно полезную
деятельность.
Формы работы
•
•
•
•
•
интеллектуальные игры
устные журналы
конкурсы чтецов
предметные недели
викторины, турниры •
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
предметные олимпиады
творческие конкурсы: рисунков, плакатов, поделок
выставки поделок
трудовые атаки, десанты, рейды
праздники здоровья и спорта
дни здоровья,
спортивные соревнования
спортивные викторины
уроки мужества
организация встреч с ветеранами
торжественные линейки памяти
• Дни воинской славы
тематические вечера
•
Успешный человек
Доволен собственными достижениями (в учебе, творчестве, укреплении здоровья).
Верит в будущее
Любит своих родителей.
Гордится страной, в которой живет
Уважительно относится к учителям.
Увлечен серьезным делом (занимается творчеством).
Дружелюбно настроен по отношению к товарищам по учебе
Имеет развитое чувство справедливости
Не совершает безответственных поступков.
Заботится о своем здоровье и здоровье близких.
Уважает собственные чувства и чувства других людей.
Уверен в себе.
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Система воспитательной работы в классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.