Структура проведения «Мастер-класса»
Презентация педагогического опыта: интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Представление системы уроков: Имитационная игра со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы с учащимися
Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности
Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС
Основная идея - учение рассматривается как сотрудничество, совместная деятельность
Основной результат – развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Принципы системно-деятельностного подхода
Система «учитель-ученик» эффективно работает тогда, когда открытие нового знания происходит через последовательность чётко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут учащихся к проблеме урока.
Необходимо использовать различные источники информации и организовать сотрудничество на разных уровнях (индивидуальная, групповая, парная работа)
Формирование умения работать в команде, давать оценку деятельности, быть способным осуществлять рефлексию
Современный урок - Активные формы обучения
Методы: проблемный, поисковый, дискуссионный, коммуникативный, проектный, исследовательский, решение практических задач, коллективная творческая деятельность
Формы представления результатов Проектной деятельности: макеты, схемы, план-карты, презентации, реконструкции событий, рассказы, стихи, рисунки - включают все виды деятельности
ролевые и деловые игры
урок №1: знакомимся с личностью Автора
Цель – развитие речи, подготовка к устной части огэ (задания № 1-2: чтение и пересказ текста).
Работа в парах – взаимооценивание на «3», «4», «5».
Делим статью учебника на 2 части и самостоятельно читаем свою половину - готовимся к Подробному изложению в жанре очерка о жизни и творческой задаче писателя.
Приглашаем «на сцену» самых успешных для «ВИЗИТНОЙ Карточки автора»: финалисты готовят резюме-рефлексию.
Урок № 2: знание сюжета произведения
Цель – развитие речи, подготовка к устной части огэ (задания № 1-2: чтение и пересказ основного содержания текста).
Работа в парах – взаимооценивание на «3», «4», «5».
Сжатое изложение краткого содержания (из различных источников): проверяем знание фактического материала - место и время действия, основные герои и события.
Финалистов Приглашаем «на сцену» для эвристической беседы с целью определить основные проблемы и идею произведения.
Урок № 3: осмысление прочитанного
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают.
Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности: умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения.
Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.
Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера.
Приём
«Ромашка Блума»
1. Простые вопросы
«тонкие» вопросы.
вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Вопрос следует начать со слова «назови, …»
Назови, где происходят описанные события? (в Москве белокаменной)
Назови, когда правил царь иван грозный? (16 век)
2. Уточняющие вопросы
Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".
Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Вопрос следует начать со слова – объясни…
Вы сказали, что купца калашникова схоронили в «чистом поле промеж трёх дорог». - Объясните, что повлияло на выбор места захоронения?
3. Интерпретационные вопросы
Объясняющие вопросы
Обычно начинаются со слова "Почему?"
направлены на установление причинно-следственных связей
в ответе должен присутствовать элемент самостоятельности.
Почему царь иван грозный казнил купца калашникова, но помиловал его семью?
4. Творческие вопросы
Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза.
"Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?«
Вопрос следует начать со слова – придумай….
Придумайте, что изменилось бы, если бы опричник кирибеевич честно признался царю, что полюбил не свободную девушку, а чужую жену?
5. Практические вопросы
Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
"Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Вопрос следует начать со слова – предположи….
ПРЕДпоЛОЖИте, как бы вы - на месте царя ивана грозного – рассудили смертельный исход поединка?
6. Оценочные вопросы
Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
"Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
Вопрос следует начать со слова – поделись…
Поделитесь, как вы относитесь к поступку опричника кирибеевича?
Поделитесь, чем купец калашников заслужил народную славу?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.