Системный и дифференцированный подход
в процессе воспитания обучающихся начальной школы
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит. (Саади)
Начальное образование является одним из наиболее важных, и в то же время, сложных этапов школьной жизни. Ведь с приходом в школу ребенок попадает в своеобразную нормированную среду, в которой обретение навыков учебной деятельности связано с определенным нравственным поведением, регламентирующим взаимоотношения со сверстниками и учителем. Таким образом, с этого момента деятельность ребенка совершается по двум направлениям – учебному и социальному. Все мы без исключения признаем огромную роль школы в формировании личности. Но существуют другие факторы, которые способствуют усилению или уменьшению этой роли.
Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (в большом или малом объеме), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его будущих отношений с миром, другими словами, начинается процесс воспитания. Следовательно, именно родители являются первыми и основными воспитателями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Хочется отметить, что при этом не каждая семья является авторитетной воспитательной средой. В последнее время все чаще встречаются семьи, в которых наблюдается индифферентный стиль воспитания, при котором со стороны родителей наблюдается недостаток внимания по отношению к детям, и они оказываются предоставленными сами себе. Причины гиперопеки могут состоять не только в пренебрежении родителями своими обязанностями, но и в загруженности работой. Такие дети, как правило, проявляют склонность к отклоняющемуся поведению.
Чрезмерно опекаемые дети, каждый шаг которых контролируется с раннего детства, наоборот не имеют возможности проявить самостоятельность. Это приводит к тому, что ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, не умеет бороться с неудачами, подвластен любому внешнему влиянию. Таким образом, гиперопека также оказывает отрицательное влияние на формирование личности.
Искаженная демократизация семейных взаимоотношений, высокая материальная обеспеченность способствуют либерализации воспитания. В таких семьях слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка, детям предоставляется избыток свободы, не существует каких-либо ограничений. В результате дети склонны к непослушанию, агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Нельзя не отметить тот факт, что сегодняшняя реальность говорит о том, что формулировка «трудный подросток» устарела. Ведь теперь трудные дети все чаще встречаются и в младшем школьном возрасте. Выросшие в сложной семейной ситуации, они не мотивированы на учебную деятельность, переменчивы в настроении, агрессивны, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки.
Ведь именно в семье ребенок первоначально должен узнавать о правилах поведения, которые в последствие превратятся у него в нравственные чувства и привычки. Ребенку, не приученному к элементарному труду и дисциплине, не имеющему достаточного кругозора, в школе бывает трудно. Он непоседлив в классе и дома за уроками. Внимание его рассеянно, поступки неожиданны. Проходит много времени, прежде чем он втянется в школьную жизнь, станет организованным и дисциплинированным.
Вывод однозначен: прежде, чем начинать школьное обучение необходимо в первую очередь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок и воспитательные возможности самого детского коллектива.
Принимая во внимание тот факт, что многие родители не владеют педагогическими технологиями воспитания и обучения, возникает необходимость сотрудничества семьи и школы по созданию программы ликвидации минусов и увеличения плюсов в формировании личности ребенка. Важно установить с родителями доверительные отношения, которые помогут взаимодополнить позитивные факторы семейного и школьного воспитания. Педагогу необходимо спланировать работу с родителями по трем основным направлениям: психолого-педагогическому просвещению, вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс и их участию в его управлении. Таким образом, учитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию детей, желание общаться с классным руководителем и достичь усиления воспитательного потенциала.
Что касается работы по формированию классного коллектива, то выстраивать ее необходимо в зависимости от результатов психолого-педагогической диагностики, которая поможет определить индивидуально-личностные особенности детей.
Учитель берет на себя ответственность воспитывать, поэтому вполне оправдано его стремление и тяготение к совершенствованию личностных качеств, развитию эмоционально-волевой сферы, формированию положительной самооценки и внутренней культуры каждого ребенка. Но эффект воспитания будет напрямую зависеть от того, насколько продуманы, целенаправленны средства воздействия на маленькую личность, насколько воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством. Личность учителя, просто присутствие, его отношение к каждому ребенку, любовь к детям и любовь детей к нему – есть важнейший фактор развития и воспитания. Значимый взрослый являет ребенку образ человека и действует очень глубоко на формирование личности. Главное – чтобы во всем, что он делает и как делает, просвечивала бы доброта и любовь ко всему. И все это должно быть, в то же время, совершенно естественно. В этом – ядро успеха.
Планируя воспитательную работу, педагогу необходимо учитывать важные условия, обеспечивающие качество воспитательно – образовательного процесса:
- Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей.
- Опора на положительное в личности ребенка.
- Доверие к ребенку.
- Выявление мотивов поведения.
- Дифференцированный подход.
В соответствии с этими условиями учитель должен выстроить комплексную систему воспитательной работы на весь период обучения детей в начальной школе. При таком условии эта работа будет планомерной, последовательной и результативной.
Хочется еще раз отметить, что воспитание младшего школьника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Неопытный малыш стремительно входит в контакт с социальной жизнью, но не знает ее законов. Воспитательная работа строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода – ортодоксальности (подражательности). Зная эту природную склонность, важно не навредить, а сохранить индивидуальность ребенка. Тем более, что перед ним открывается проблема изменения социального статуса – превращения дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих проходит болезненно.
Но, зная возрастные особенности детей 6 – 7 лет, невозможно не отметить природную особенность маленькой личности. В ребенке психологически создаются предпосылки для устойчивого самовоспитания. Процесс познания себя и окружающего мира все чаще протекает взаимосвязано, хотя для этого необходима педагогическая помощь. Формирование самостоятельности – обеспечивает самоуправление своим поведением, развитие нравственных чувств.
В. А. Сухомлинский писал: «Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с желаниями других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином».
Нравственные чувства формируются у ребенка в процессе взаимоотношений их со взрослыми и со сверстниками. При этом важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстникам, стремление выручить товарища, оказать помощь. Важнейшим условием успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценностные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь, чувство уверенности в себе, в своих силах.
К тому же, опорой младшего школьника в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и пока еще столь близкая ему. Но природа должна выступать как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает, и будет проживать. Воспитывая бережное отношение к природе, закладываются основы будущего, осознанного ценностного отношения к жизни в целом.
Русская природа трогает и волнует многих из нас. Ребенок же не может самостоятельно увидеть и постичь эту красоту, нужно помочь ему в этом. А понять ее детям помогут слова учителя, согретые собственными ощущениями радости, восхищения от общения с природой. Важно суметь связать воедино процесс восприятия красоты природы, ее отображения в искусстве с литературным творчеством самих детей (написание сказок). Поэтому в первом классе воспитательную деятельность необходимо строить по нравственно-эстетическому направлению, включающему основные мини-программы: «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и природа», «Я и мое «я».
Учитывая при составлении плана работы красные дни календаря, времена года, реализуется возможность очертить тематические периоды. Поэтому выбранное направление – доминирующее, но государственные и народные праздники, школьные традиции сохраняют свою значимость в общем годовом планировании.
Воспитание – тяжкий труд. К тому же, как и в обучении, в воспитании нельзя рассчитывать на быстрые результаты, на безоговорочную правильность выбранных методов. А переход на более высокую ступень воспитательной деятельности, предполагает прочную основу и необходимый для этого багаж знаний, психологическую готовность детей к работе по новому направлению.
Повторная диагностика, в конце учебного года, уже предоставляет результат планомерной и систематической воспитательной направленности со стороны классного руководителя. Наблюдаются такие фактические изменения, как упорядоченность жизнедеятельности класса, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.
Духовные и душевные качества, определяющие поведение, необходимы человеку в обществе, кроме того от них зависит результат всего учебно-воспитательного процесса. И во втором классе стержневым должно быть духовно-нравственное воспитание. Его направленность заключается в коррекции, закреплении, и в то же время, углублении, расширении знаний и поведенческих новообразований. Добавились общественно – значимые темы: «Я и здоровье», «Я и знания», «Я и культура», «Я и труд».
По истечении двух лет становятся заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Любовь к родной природе, любовь к ближнему – вернейшие признаки любви к Родине.
Третьей ступенью, на которую поднимаются третьеклассники, является патриотическое воспитание. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к Родине. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениях в 1-2 классах определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.
Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира. На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий связанных с культурой, экологией, природой родного края, развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа патриотического воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с удивительной природой и богатым животным миром. А проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев, организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, эстафет способствуют активной социализации, заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность.
Поскольку сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать набором таких характеристик, как социокультурная компетентность, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, а также профессиональная направленность, то указанные качества необходимо формировать уже в начальной школе. Поэтому в четвертом классе необходимо начинать профориентационную деятельность, представленную ролевыми и дидактическими играми, общественно-полезным трудом, экскурсиями на предприятия, где работают родители школьников, встречами с представителями разных профессий и т. д. В результате этой работы дети получают общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании самых распространенных профессий. У ребят формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к будущей профессии. Кроме того, у школьников формируется мотивация и интерес к трудовой и учебной деятельности, воспитывается старательность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда. А учитывая тот факт, что одновременно с работой по данным направлениям учителем обеспечивается развитие самоуправления в детском коллективе, то у детей формируется социально ценная направленность выполняемых поручений, ответственность за их выполнение, проявляется самостоятельность и творчество в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса считается выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста обучающихся, уровня их подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов реализовывается сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений обучающихся разрабатываются и апробируются системы разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, задачи и диктанты по предмету, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы.
Критерием успешной работы служит качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения.
Так как все учащиеся неодинаково развиваются, в классах появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому целесообразным является организация уровневой дифференциации на некоторых этапах урока. В основном это прослеживается при закреплении и контроле ЗУН. С этой целью можно мысленно объединить учащихся в несколько временных типологических групп, и строить учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.
В связи с этим в процессе обучения стоят две главные задачи. Одна – выделение в классе временных типологических групп; другая – разработка и применение приёмов обучения и контроля ЗУН, отвечающих особенностям каждой группы.
Кроме этого можно различать обучающихся в зависимости от наличия или отсутствия у них познавательного интереса.
Обучающиеся, у которых отсутствует познавательный интерес к предмету или часто пропускающие с небольшим багажом знаний относятся к типологической группе – отстающие. Для таких учащихся рекомендовано проводить индивидуально-групповые занятия, вовлекая их во внеклассные мероприятия и открытые уроки, давая тем самым почувствовать себя уверенней.
Вторая задача, т.е. разработка и применение приёмов дифференцированного обучения, решается наиболее успешно при использовании индивидуальной и коллективной форм организации учебной деятельности. Один из способов дифференциации проверки ЗУН – сложность заданий. О сложности заданий можно судить по ряду показателей. Например, творческие или проблемные задания объективно сложнее для учащихся, чем репродуктивные. Также имеет значение число звеньев в ходе рассуждения от условия до ответа: чем это число больше, тем задание объективно сложнее. Для учащихся отстающей группы задания должны быть достаточно просты по выполнению и их содержание необходимо готовить с учётом обязательного минимума (стандарта) содержания образования по предмету.
Имеет значение также широта переноса знаний и умений; наиболее сложными, с этой точки зрения, считаются задания, выполняя которые учащиеся пользуются не только знаниями по одному предмету, но и учебным материалом из других дисциплин (т.е. межпредметные связи).
Показатели сложности заданий:
1. Проблемность задания (творческие или проблемные задания сложнее, чем репродуктивные);
2. Расстояние от условия и вопроса до ответа (по числу звеньев в цепи рассуждения – чем оно больше, тем задание сложнее);
3. По числу причин или следствий, которые надо установить (чем больше причин или следствий надо найти, тем задание сложнее);
4. По количеству используемых источников (чем больше источников, тем задание сложнее).
Представляется возможным применять другой способ – дифференциацию помощи со стороны учителя при выполнении одного и того же задания. Этот способ дифференциации означает, что слабые школьники получают более подробную инструкцию по сравнению с более сильными. Учащиеся сильной группы выполняют задание без всякой помощи со стороны учителя. Они сами отбирают источники знаний и определяют логику выполнения задания. Средняя группа пользуется типовым планом характеристики. Для слабой группы заготавливаются карточки с вопросами в соответствии с логикой эвристической беседы, жёстко направляющей всё рассуждение от первого этапа до последнего.
Следующий способ дифференциации – учёт интересов школьников. Он проявляется, например, в том, что я поручаю отдельным учащимся подготовить небольшие сообщения на основе дополнительной литературы, составить кроссворд или викторину, придумать комментарий к фильму или продолжение сценария фильма и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.