Цель урока
Для закрепление знаний о сущности конфликта, развития навыка анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирования умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия студентам необходимо выполнить практические задания.
Порядок выполнения задания
Для решения задач необходимо самостоятельно проработать литературу по разделу «Теоретические основы конфликтологии».
Задания выполняются индивидуально.
Задача 1
Вы недавно назначены менеджером по кадрам.
Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо.
Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют.
Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Правильный ответ
Подойти к курящим, представится, узнать их имена и должности, сказать, что в мои должности входит слежение за соблюдением порядка в рабочее время за работниками, оценивать их ценность для фирмы, что они произвели не самое хорошее впечатление на меня и во избежание дальнейших конфликтов лучше будет, чтобы они были на своих рабочих местах, а не в курилке.
И если они еще будут замечены в нарушениях дисциплины мне придется действовать уже другими методами, а не разговорами.
Сказать, что надеюсь, что мы поняли друг друга и в будущем будем разговаривать только на приятные темы.
Задача 2
Вы – начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ.
Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном.
Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Правильный ответ
Поздороваться, поинтересоваться, кого она ждет в аэропорту.
Сказать, что немедленно жду ее на работе, что она ценный сотрудник и если она завтра выйдет на работу и будет старательно работать, то ее поведение закончится этим выговором.
Если же нет, то придется искать другого сотрудника.
Объяснение: в обычной ситуации следовало бы применить более жестокие меры, вплоть до увольнения, но поскольку срываются сроки работ сотрудница нужна коллективу.
Задача 3
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Правильный ответ
Причина конфликта – одна сотрудница делает слишком много ошибок из-за которых страдает вторая сотрудница, которой приходится их исправлять.
Личностно-функциональная конфликтная ситуация.
Задача 4
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя.
Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности.
Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
Правильный ответ
Взвесить, ценен ли принятый сотрудник, если ценен, поговорить с заместителем, что его не устраивает в его подчиненном.
Постараться урегулировать отношения заместителя с новым работникам, сказать получше присмотреться к нему еще некоторое время.
Послать работника на курсы повышения специализации, если нужно. Если работник не очень ценен позвать его себе, указать на недостатки и не профессиональность, указанные в записке заместителя.
Дать срок влиться в коллектив и исправить свои ошибки. Если не справится – уволить.
Задача 5
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.
Задача №1
В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен разрешать возникающие конфликты? Например:
- вести работу, не обращая внимания на споры и конфликты;
- попытаться привлечь на свою сторону тех, кто противится нововведениям;
- поручить общественным и административным органам разрешать возникающие разногласия.
Задание:
1. Обоснуйте свой выбор.
2. Какие стратегии разрешения конфликтов Вам известны?
3. Как можно предотвратить конфликты в организации?
Задача №2
Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему отделением и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя.
Задание:
1. Определите, к какому типу конфликтов соответствует данный инцидент.
2. Проанализируйте и оцените действия участников инцидента при условии:
а) если это объективный инцидент;
б) если это субъективный инцидент.
3. Какие пути управления конфликтом Вы предлагаете?
Задача № 3
Старшая мед. сестра Анна в категоричной форме поручает молодой мед. сестре Нине заменить заболевшую Светлану на воскресном дежурстве. Но у Нины другие планы на выходные, связанные с решением личных проблем. Старшая мед. сестра настаивает.
Задание:
Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.
Задача №4
Главный врач и заведующая отделением решили открыть коммерческие палаты для укрепления материально-технической базы больницы.
Чтобы увеличить прибыль, главный врач предлагает вложить деньги в закупку дорогостоящего оборудования, которое позволит улучшить эффективность лечебного процесса.
А заведующая отделением считает, что средства надо тратить на капитальный ремонт коммерческих палат и на услуги квалифицированного врачебного и сестринского персонала.
Задание:
Дайте характеристику конфликта, предложите стратегию его разрешения.
Тактика поведения в конфликте
Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет».
Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов.
С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.
Тест «Избегающий конфликта»
Всегда проигрываете в конфликте Да Нет
2. Считаете, что конфликта надо избегать Да Нет
3. Выражаете свое мнение извиняющимся тоном Да Нет
4. Считаете, что проиграете, если выразите несогласие Да Нет
5. Удивляетесь, почему другие его не понимают Да Нет
6. Говорите о конфликте на стороне оппонента Да Нет
7. Воспринимаете конфликт весьма эмоционально Да Нет
8. Считаете, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций
9. Чувствуете, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт
10. Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта
Оценка результатов
8—10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности;
4-7баллов — средне выраженная тенденция к конфликтному поведению;
1-3 балла — тенденция не выражена.
Тест «Действующий напролом»
Часто подтасовываете факты Да Нет
2. Действуете напролом Да Нет
3. Ищете слабое место в позиции оппонента Да Нет
4. Считаете, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет
5. Используете тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет
6. Считаете себя знатоком Да Нет
7. Нападаете на человека, а не на проблему Да Нет
8. Используете тактику маскировки (голосом, манерами и т. п.)
9. Считаете, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет
10. Отказываетесь от дискуссии, если она идет не в соответствии с вашим замыслом
Оценка результатов
8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом;
4-7баллов — показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом;
1—3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.