Сказка-быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок». Урок по ФГОС

  • Документация
  • docx
  • 25.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Любое живое существо, будь то человек или растение, должны бороться за жизнь, имеют право на жизнь. Каждый, кто родился, имеет свое предназначение на Земле, живет не зря, живет для счастья других.
Иконка файла материала ур .по фгос на конкурс..docx

Коновальчик Наталья Владимировна

Тема: сказка-быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цель урока: дать понятие «сказка-быль», чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.

Задачи урока через планируемые результаты:

Предметные:

-дать новые знания учащимся о творчестве А.П.Платонова, учить понимать замысел произведения;

-развивать умение рассуждать, выразительно читать.

Личностные:

- способствовать формированию нравственных качеств, таких как доброта, сочувствие, сострадание;

-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формировать умение адекватно оценивать свою работу;

-формировать умения положительного отношения к учебному труду.

Метапредметные:

1)      Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы.

2)      Коммуникативные: развивать умение связно излагать свои мысли, продолжить  учить грамотно отвечать на уроке, слушать и слышать.

3)      Познавательные: добывать новые знания, развивать умение работать с информацией на уроке, сравнивать, наблюдать, делать выводы, развивать речевые умения и творческие способности детей.

Оборудование урока:  мультимедийный проектор, компьютер, портрет А.П.Платонова, карточки, листы с текстом , живые цветы.

 

 

 

 

Ход урока

 

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап мотивации(самоопределения )к учебной деятельности. (1 мин.)

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»),  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

 

Захожу в класс с цветами.

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Мы сегодня не одни, гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей.

-Садитесь, тихонько.

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.( 2 мин.)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней

потребности к построению нового способа действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы сегодня с вами проведём урок литературного чтения , хочу, чтобы вы думали, размышляли, высказывали своё мнение , стали моими помощниками.

 

- На урок я пришла с цветами, и это не просто так, как вы думаете о чём пойдёт речь?

 

-Давайте посмотрим на них, все ли цветы вы знаете?

 

-Да, названия этого цветка мы не знаем, значит давайте подумаем , о каком цветке пойдёт речь на уроке?

 

-Верно.

 

 

 

 

 

- о цветах.

 

 

 

- роза, гвоздика, хризантема, лилия, ромашка, тюльпан, неизвестный цветок.

 

- о неизвестном цветке.

 

3.Этап выявления места и причины затруднения.(2 мин.)

Цель: помощь в осознании того, в  чём именно  состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Как вы знаете, эпиграф отражает идею урока, то главное, к чему мы должны будем придти , прочитав это произведение, так вот к сегодняшнему уроку эпиграфом я взяла слова римского писателя –Горация:

                    « Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».   

-Как понимаете эти строки? Объясните.              

- в жизни всё достаётся тяжким трудом.

- чтобы у тебя что-то было, надо трудиться и прикладывать много усилий.

 4.Этап построения проекта выхода из затруднения.(4 мин.)

Цель:  постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа и средств их реализации.

-Знаете, ребята, что совершать открытия- увлекательное занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звёзд, различных законов природы, новых видов растений и много другого. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека ничего не осталось.

-Интересно, а в вашей жизни случались открытия, пусть маленькие, но очень важные именно для вас?

-Поделитесь с нами.

 

 

- Я очень рада, что вы оказались внимательными и любознательными, ведь именно такие люди могут открыть , что- то очень важное и для себя, и для окружающих.

-Вот об этом и написал сказку-быль Андрей Платонов «Неизвестный цветок».

 

-ответы детей.

5.Этап реализации построения проекта.(2 мин.)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять .

-Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству

А. Платонова. Вообще творчество этого автора изучается в старших классах, но я хочу , чтобы вы немного о нём узнали :

-Судьба у писателя была трагическая.

-Детство прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника.

-Автор имел много специальностей.

-Семья была бедной, Андрей работал с  тринадцати лет.

-В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова.

 

-Если вас заинтересовала биография этого человека и вы хотите побольше узнать о нём, то где вы сможете найти эту информацию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в справочнике, в книге, в интернете.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(25 мин.)

Цель:  усвоение учащимися нового способа действия.

- А теперь мы познакомимся со сказкой этого писателя.

 

-Ребята, после того как произведение прочитали, подумайте правильно ли вы предположили о чём произведение ?

 

-Что можете сказать по поводу прочитанного?

 

 

-А что вам больше всего понравилось?

 

 

 

-Что показалось необычным ?

 

 

-Ребята, у вас на столах лежат карточки со словами, смысл которых вам может быть непонятен, обращайтесь к ним по мере необходимости.

 

 -Перед нами сегодня интересное произведение: сказка-быль. Подберите все возможные ассоциации и однокоренные слова к словам сказка и быль.

 

-Что даёт нам сочетание этих слов?

 

 

 

-Что реального?

 

-Что сказочного?

 

 

-О чём и о ком рассказывается в произведении?

 

 

 

 

-Что рассказано об этих героях?

 

 

 

 

 

 

- Итак, начало сказки.

- Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок.

 

 

-  Проделаем такую же работу со вторым абзацем.

 

 

-Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте.

 

-  Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок.

 

-  В чём убеждает нас автор?

 

 

 

 

- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?

 

 

 

- Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?

 

-  Считает ли цветок себя звездой?

 

 

 

 

-А   сейчас  мы   прочитаем   эпизод   встречи   цветка   с   Дашей.  Этот  отрывок  будет  прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.

 

- Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?

 

 

 

 

- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?

 

 

 

 

 

 

 

-  Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?

 

 

 

 

 

-  Как земля отблагодарила ребят?

 

 

 

 

- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте.

 

 

-В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были?  Какова идея сказки?  Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения.

 

 

 

-«Неизвестный цветок» А Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.

 

 

- Какое слово настойчиво повторяет автор ?

 

 

-Где на ваш взгляд кульминационный момент жизни цветка?

 

 

 

- И не просто выживает цветок, а становится сильным , красивым, непохожим на других. Можно сказать, что это маленький цветок- труженик.

Вывод: в жизни у человека не всё легко и просто, и у вас будут встречаться трудности, преодолевая их человек становится сильнее, надо быть готовым к любым сложным ситуациям.

 

 

-Да, это произведение о маленьком неизвестном цветке, который много трудился, чтобы засветиться и стать похожим на звезду.

 

-Произведение очень интересное, учит нас быть внимательными ко всему ,что нас окружает.

 

- Больше всего понравилось, что дети не остались равнодушными,  а помогли Даше и обработали пустырь.

 

- Необычно, то ,что цветок в этом произведении как живое существо.

 

 

 

 

 

 

-(сказка- сказочный; быль- былина, былое, было.

сказка – волшебство, чудеса; быль- реальность, правда.)

 

-сочетание показывает то, что в произведении сказочное переплетается с реальным.

 

-повествование о Даше и детях.

 

-цветок- как живое существо.

 

 

- о цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.

 

 

- Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду.

Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь и они удобрили землю.)

 

 

-«Жил на свете маленький цветок».

 

 

 

 

 

-«Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти».

 

-  (3-6 абзацы читает заранее подготовленный ученик)

 

 

 

- «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок появился случайно, нечаянно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.

 

 

-(«В середине лета цветок  …   и уносил его запах с собою» - 7 абзац.)

 

 

- Чтобы   жить   и   не   умереть,  нужно   много   трудиться.   И    труды    будут       вознаграждены.

 

 

- Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.

 

 

 

- Светился.

 

 

-Нет, таким  его  видит  автор,  таким, напоминающим  светящуюся  звезду,  он  кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.

 

 

 

 

 

 

- Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.

 

 

-Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.

 

 

-Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде».

 

 

- На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.

                                                                                    

 

 

(Конец сказки: 2 последних абзаца).   

 

 

 

 

-А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.

 

 

 

 

 

 

 

- жизнь

 

 

-1 уч.- где идёт описание цветка

-2 уч. - разговор с Дашей, именно здесь мы слышим ,что цветок живёт, ему трудно.

 

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(4 мин.)

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

- А сейчас я бы хотела предложить вам небольшую, но интересную работу. Вы попробуете сложить букет цветов и с их помощью описать характер близкого вам человека- вашей мамы.

-Например, чтобы выразить характер моей мамы, я бы вложила в букет…

 

-Кто хочет попробовать? 

 

 -О чём текст, который мы сегодня читали?

 

 

 

 

 

-Давайте ещё раз прочитаем наш  эпиграф.

 

 

-Подходят ли слова этого эпиграфа к нашему уроку ?

                  

  

-Ребята вы были сегодня молодцы, пришло время вас оценить

-

-

                                                   

2-3 ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.

 

 

- « Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».

 

-Да, подходят, т.к.  А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть.

 

8.Этап включения в систему знаний и повторения.(5 мин.)

Цель: включение нового способа действий в систему знаний.

- Подводя итог нашему разговору, возьмите лепесток  и напишите, как откликнулась ваша душа на это произведение, вам поможет план.

-Послушайте, что получилось у меня:

Я прочитала сказку-быль  А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

Цветку трудно пришлось. Но благодаря своему трудолюбию, терпению, стремлению к жизни, благодаря помощи человека, он выжил и смог подарить свою красоту людям, смог дать жизнь более сильному и прекрасному растению.

Я поняла, что любое живое существо, будь то человек или растение, должны бороться за жизнь, имеют право на жизнь. Каждый, кто родился, имеет свое предназначение на Земле, живет не зря, живет для счастья других.

 

 

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.(2 мин.)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

-Подойдите ко мне.

-Волновалась ли у вас сегодня душа?

-Пытались ли раскрыть свою душу?

-Положите ручку на свое сердечко. Говорят, там душа человека.

-Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.

-Своё домашнее задание вы выберете сами.

-Спасибо за работу, урок окончен.

 

 

Карточка.

 

Томиться-мучиться, испытывать тягость от чего-либо.

 

Тучная земля- плодородная земля.

 

Превозмогать-пересиливать, например- боль.

 

Глодать- грызть, тщательно объедать.

 

Мерцающий- слабо светящийся колеблющимся светом.

 

Благоухание- аромат, приятный запах.

 

Томиться-мучиться, испытывать тягость от чего-либо.

 

Тучная земля- плодородная земля.

 

Превозмогать-пересиливать, например- боль.

 

Глодать- грызть, тщательно объедать.

 

Мерцающий- слабо светящийся колеблющимся светом.

 

Благоухание- аромат, приятный запах.

 

Томиться-мучиться, испытывать тягость от чего-либо.

 

Тучная земля- плодородная земля.

 

Превозмогать-пересиливать, например- боль.

 

Глодать- грызть, тщательно объедать.

 

Мерцающий- слабо светящийся колеблющимся светом.

 

Благоухание- аромат, приятный запах.

 

Томиться-мучиться, испытывать тягость от чего-либо.

 

Тучная земля- плодородная земля.

 

Превозмогать-пересиливать, например- боль.

 

Глодать- грызть, тщательно объедать.

 

Мерцающий- слабо светящийся колеблющимся светом.

 

Благоухание- аромат, приятный запах.

 

 

 

План творческого задания.

 

 

1.       С каким произведением ты сегодня познакомился (лась)? Название, автор.

 

2.       Что можешь сказать о цветке, охарактеризуй его.

 

3.       Что понял(а) из произведения, главная мысль.

 

1.       С каким произведением ты сегодня познакомился (лась)? Название, автор.

 

2.       Что можешь сказать о цветке, охарактеризуй его.

 

3.       Что понял(а) из произведения, главная мысль.

 

1.       С каким произведением ты сегодня познакомился (лась)? Название, автор.

 

2.       Что можешь сказать о цветке, охарактеризуй его.

 

3.       Что понял(а) из произведения, главная мысль.

 

1.       С каким произведением ты сегодня познакомился (лась)? Название, автор.

 

2.       Что можешь сказать о цветке, охарактеризуй его.

 

3.       Что понял(а) из произведения, главная мысль.

 

 

Карточка с домашним заданием.

 

 

 1 группа- взять отрывок из сказки, который больше понравился, нарисовать иллюстрацию к нему и уметь его выразительно читать.

2 группа- выучить понравившийся отрывок наизусть

3 группа- на вырезанные цветы из бумаги, на лепестках написать те слова , с помощью которых ,как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых достучалась до их сердец.          

 

 

 1 группа- взять отрывок из сказки, который больше понравился, нарисовать иллюстрацию к нему и уметь его выразительно читать.

2 группа- выучить понравившийся отрывок наизусть

3 группа- на вырезанные цветы из бумаги, на лепестках написать те слова , с помощью которых ,как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых достучалась до их сердец.          

 

 

 1 группа- взять отрывок из сказки, который больше понравился, нарисовать иллюстрацию к нему и уметь его выразительно читать.

2 группа- выучить понравившийся отрывок наизусть

3 группа- на вырезанные цветы из бумаги, на лепестках написать те слова , с помощью которых ,как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых достучалась до их сердец.          

 

 

 1 группа- взять отрывок из сказки, который больше понравился, нарисовать иллюстрацию к нему и уметь его выразительно читать.

2 группа- выучить понравившийся отрывок наизусть

3 группа- на вырезанные цветы из бумаги, на лепестках написать те слова , с помощью которых ,как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых достучалась до их сердец.          

 

                                                        

 

 "Неизвестный цветок" Андрей Платонов

 

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.

Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть. "Может, это цветок скучает там по своей матери, как я", - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его: - Отчего ты такой? - Не знаю, - ответил цветок. - А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

- А как тебя зовут? - спросила Даша.

- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре. - Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку. На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала: - Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину. Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его. Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.


 

Скачано с www.znanio.ru