Словарные слова в рифмовках
Оценка 4.8

Словарные слова в рифмовках

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
pdf
русский язык
1 кл—4 кл
07.08.2019
Словарные слова в рифмовках
Есть много нетрадиционных способов научить ребенка писать грамотно. Один из них – так называемое «орфографическое» чтение. Слово при чтении разбивается на слоги, ударный слог выделяется голосом (при этом должен найти его и подчеркнуть) – то есть фактически слово произносится так, как пишется.Чем хорош этот метод? Тем, что он задействует зрительную, слуховую и моторную память. Рифмовки «Словарные слова» учат детей с помощью орфографического чтения грамотно писать слова с непроверяемыми написаниями.
Словарные слова в рифмовках.pdf

Словарные слова в рифмовках

 

 

1. Автор       дидактического

 

материала

Кислова Людмила Борисовна, учитель

 

начальных классов МКОУ «Средняя школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово

2. Предмет

Русский язык

3. Класс

1-4 класс

4. Название материала

Словарные слова в рифмовках

5. Вид ресурса

Дидактический материал

6. Название       темы       или

раздела учебного курса

Правописание слов с непроверяемыми написаниями

7. Цель, задачи авторского

материала

Цель: развитие орфографического навыка. Задачи: способствовать повышению интереса к предмету; помочь учителям начальных классов при подготовке к урокам.

8. Необходимое

          оборудование                и

материалы для занятия

Листы с рифмовками, распечатанные для каждого ученика, презентации к рифмовкам: Ссылка на презентации: https://cloud.mail.ru/public/3yrC/wHLW8L7D

 

 

Описание использования пособия

 

Есть много нетрадиционных способов научить ребенка писать грамотно. Один из них – так называемое «орфографическое» чтение. Слово при чтении разбивается на слоги, ударный слог выделяется голосом (при этом должен найти его и подчеркнуть) – то есть фактически слово произносится так, как пишется. Чем хорош этот метод? Тем, что он задействует зрительную, слуховую и моторную память.

Среди педагогов существует устоявшееся мнение, что определяющей в формировании навыка грамотного письма является визуальная память, т.е. память глаза. Именно поэтому часто говорят, что те, кто много читают, пишут более грамотно, чем те, кто читают мало: у них запечатлеваются в памяти образы верно написанных слов.

Безусловно, данное явление имеет место быть. Визуальная память (особенно для визуалов) - вещь хорошая. А если ее подкрепить еще памятью руки (заставить ребенка переписывать тексты), то результат не заставит себя ждать. Механическое списывание текстов до сих пор популярно в среде целого ряда педагогов. Но являются ли именно эти виды памяти (руки и глаза) определяющими в изучаемом нами механизме? Обратимся к науке.

 

В результате проведенных исследований видный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется в первую очередь работой речедвигательного      аппарата: записывая      текст,      человек      как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая этого. Попросите любого школьника написать под диктовку текст, зажав кончик языка между зубами (то есть, затруднив артикуляцию), и вы обнаружите в его письме немало искажений и ошибок. Пусть затем напишет тот же текст обычным образом.

Результат будет намного лучше.

 

Проговаривают слова при письме все – и дети, и взрослые. Младшие школьники – вслух, средние – шѐпотом, старшие – про себя. С помощью приборов ученые зафиксировали артикуляционные напряжения мышц даже у самых `продвинутых` старшеклассников. У взрослых, имевших большую практику письма, проговаривание становится мысленным, однако все равно неизменно присутствует.

 

Таким образом, формула грамотного письма на русском языке `по Лурии` выглядит так: проговаривание=написанию

 

Другими словами: что человек при письме проговорил, то и написал. Проговорил, как в устной речи: `у ниво збижала малако`, – так и написал, с кучей ошибок. Четко проговорил слова, как они пишутся: `у него сбежало молоко` - написал правильно.

 

Из этой формулы логически вытекает важное следствие: `Для формирования навыка правописания не обязательно слова писать, вместо этого их достаточно орфографически проговаривать`.

 

Рифмовки «Словарные слова» учат детей с помощью орфографического чтения грамотно писать слова с непроверяемыми написаниями.

 

Схема работы с рифмовками

 

Берѐм для работы по 2 строчки, на каждом уроке прибавляем ещѐ 2.

 

1)Учитель орфографически читает рифмовку, дети хлопают в ладоши в том случае, если услышат незнакомое для себя слово. Необходимо заранее подготовить материал по объяснению значений тех слов, которые могут вызвать затруднение.

 

2)Дети читают орфографически, учитель внимательно слушает, чтобы проговаривание было правильным.

 

3)             Работа с презентацией. На одном слайде – картинки с изображением слов одной строчки рифмовки. Дети проговаривают слова, пользуясь только картинками.

 

4)             Слайд показывается в течение нескольких секунд, затем закрывается, и дети на память орфографически проговаривают данные слова.

 

5)Без рифмовок и картинок - учитель называет два слова из строчки, а дети проговаривают следующие два.

 

6) Выполнение заданий со словами каждой строчки или группы строчек:

 

-составить и записать предложение;

 

-найти лишнее слово;

 

-   из слов двух данных строчек составить и записать рассказ;

 

-   найти и выписать слова с определенным грамматическим признаком или на определенную тему:

 

Задания к рифмовке «Словарные слова» (1-2 класс)

 

-   выписать двусложные слова;

 

-   выписать трѐхсложные слова;

 

-   выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;

 

-   выписать слова, в которых количество букв и звуков одинаково;

 

-   выписать слова с ударением на втором слоге;

 

-   выписать слова с ударением на последнем слоге;

 

-   выписать слова, в которых нет мягких согласных;

 

-   выписать слова, в которых все согласные звонкие;

 

-   выписать слова, которых все согласные глухие;

 

-   выписать одушевлѐнные существительные;

 

-   выписать неодушевлѐнные существительные;

 

-   выписать существительные мужского рода;

-   выписать существительные женского рода;

 

-   выписать слова на тему «Животные»;

 

-   выписать слова на тему «Растения»;

 

-   выписать слова на тему «Школа».

 

Задания к рифмовке «Словарные слова» (3 класс)

 

-   выписать слова, в которых букв больше, чем звуков;

 

-   выписать слова, в которых нет мягких согласных;

 

-   выписать существительные мужского рода;

 

-   выписать существительные женского рода;

 

-   выписать существительные первого склонения;

 

-   выписать существительные второго склонения;

 

-   выписать слова с нулевым окончанием;

 

-   выписать слова на тему «Транспорт»;

 

-   выписать слова на тему «Природа»;

 

-   выписать слова на тему «Еда»;

 

-   выписать слова на тему «Математика».

 

Задания к рифмовке «Словарные слова» (4 класс)

 

-   выписать существительные первого склонения;

 

-   выписать существительные второго склонения;

 

-   выписать числительные;

 

-   выписать наречия;

 

-   выписать слова, состоящие только из корня;

 

-   выписать слова, к которым подойдѐт слово «чистый»;

 

-   выписать слова, к которым подойдѐт слово «новая»;

 

-   выписать слова на тему «Спорт»;

 

-   выписать слова на тему «Литература»;

 

-   выписать слова на тему «Искусство».

-   составить цепочку из данных слов.

 

7) Работа с напечатанными данными словами с пропущенными буквами;

 

8)Письменный диктант данных слов – по 1 слову в произвольном порядке, а также по целой строчке.

 

9) Самодиктант словарных слов.

 

Словарные слова (1-2 класс)

Ворона, сорока, петух, воробей, корова, собака, медведь, соловей, дежурный, тетрадь, карандаш, ученик, язык, телефон, телевизор, дневник, квартира, компьютер, ребята, отец, капуста, картофель, морковь, огурец, пальто, понедельник, четверг, магазин, обед, хорошо, молоко, апельсин, родина, улица, город, суббота, комната, ягода, завтрак, работа, погода, сирень, воскресенье, мороз, осина, берѐза, деревня, овѐс, ракета, малина, победа, картина, яблоня, ужин, одежда, машина, лисица, горох, огород, помидор, арбуз, молоток, газета, топор, герой, сапоги, автобус, пенал, однажды, Россия, заяц, вокзал.

 

 

Словарные слова (3 класс)

Тарелка, кастрюля, дорога, аптека, директор, аквариум, библиотека, песок, килограмм, чемодан, эскалатор, аллея, болото, солдат, экскаватор.

пловец, километр, бассейн, микрофон, троллейбус, трамвай, полотенце, балкон, реклама, кровать, миллион, капитан, термометр, валенки, лагерь, банан, салат, майонез, винегрет, викторина, лестница, пятница, жѐлтый, рябина, учитель, волшебник, сентябрь, октябрь, конверт, орфограмма, ноябрь, декабрь, литература, мужчина, лимон, сахар, карман, макароны, вагон, чѐрный, чеснок, миллиметр, билет, ссора, костѐр, заповедник, привет, автомобиль, абрикос, календарь, иней, перчатка, месяц, февраль, велосипед, пассажир, целлофан, комбинезон, виноград, барабан, кросс, математика, остров, батон, матч, сантиметр, колонна, газон, минута, секунда, салют, муравей, растение, скатерть, кетчуп, хоккей.

 

 

Словарные слова (4 класс)

Сегодня, сейчас, телеграмма, беседка, колодец, гербарий, калитка, таблетка, равнина, рюкзак, земляника, секрет, автограф, долина, фойе, кабинет, медаль, коллектив, ветеран, президент, жюри, до свидания, корреспондент, цитата, легенда, пингвин, дирижѐр, хозяин, забор, колея, коридор, фамилия, финиш, шестнадцать, баллон, экскурсия, север, солома, картон, пожалуйста, запад, ладонь, аккуратно, шоссе, электричество, свитер, приятно, забава, орнамент, искусство, пейзаж, квартал, кенгуру, сарафан, экипаж, двенадцать, одиннадцать, слева, футбол, кроссворд, горизонт, баскетбол, волейбол, карикатура, колено, парик, варежки, центнер, жонглѐр, озорник, Отчизна, профессия, здравствуй, восток, железо, богатство, сверкать, мотылѐк, костюм, путешествие, цирк, командир, застѐжка, мольберт, акварель, сувенир, пролог, эпилог, монитор, каталог, юный, партнѐр, диалог, монолог,

мимоза, фонтан, галерея, катушка, проект, конституция, справа, макушка, процент, биография, вдруг, изложение, абзац, аппетит, аромат, сочинение.

Словарные слова в рифмовках 1

Словарные слова в рифмовках 1

Именно поэтому часто говорят, что те, кто много читают, пишут более грамотно, чем те, кто читают мало: у них запечатлеваются в памяти образы верно написанных…

Именно поэтому часто говорят, что те, кто много читают, пишут более грамотно, чем те, кто читают мало: у них запечатлеваются в памяти образы верно написанных…

Рифмовки «Словарные слова» учат детей с помощью орфографического чтения грамотно писать слова с непроверяемыми написаниями

Рифмовки «Словарные слова» учат детей с помощью орфографического чтения грамотно писать слова с непроверяемыми написаниями

Животные»; - выписать слова на тему «Растения»; - выписать слова на тему «Школа»

Животные»; - выписать слова на тему «Растения»; - выписать слова на тему «Школа»

Транспорт»; - выписать слова на тему «Природа»; - выписать слова на тему «Еда»; - выписать слова на тему «Математика»

Транспорт»; - выписать слова на тему «Природа»; - выписать слова на тему «Еда»; - выписать слова на тему «Математика»

Работа с напечатанными данными словами с пропущенными буквами; 8)Письменный диктант данных слов – по 1 слову в произвольном порядке, а также по целой строчке

Работа с напечатанными данными словами с пропущенными буквами; 8)Письменный диктант данных слов – по 1 слову в произвольном порядке, а также по целой строчке

Словарные слова (4 класс)

Словарные слова (4 класс)

О тчизна, пр о фе сси я, здра вст вуй, в о сток, ж е лезо, б о гатство, св е ркать, м о тылѐк,…

О тчизна, пр о фе сси я, здра вст вуй, в о сток, ж е лезо, б о гатство, св е ркать, м о тылѐк,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2019