ГБОУ «Болгарская школа-интернат для детей с ОВЗ»
«Слово, что чудо-чудное»
Внеклассное занятие
Пиманова Наталья Анатольевна
5 класс дети с ОВЗ
Тема: «Слово, что чудо-чудное»
Цель: ознакомить воспитанников со словарями, рассмотреть их виды, научится ими пользоваться.
Задачи:
1 Образовательные: получение новых знаний о словах, формирование картины мира при работе со словарем.
2 Воспитательные: воспитание активности, аккуратности при работе со словарем, умение работать в сотрудничестве друг с другом.
3 Развивающие: самореализация воспитанников при работе со словарем, умение добывать и обрабатывать информацию, обогащение словарного запаса воспитанников, развитие их речи.
Планируемые результаты:
1. Предметные: уметь различать словари, знать расположение слов в словарях
2. Метапредметные: Развитие способностей сравнению, анализу полученной информации, формулировке цели и задач, которые необходимо достичь в конце урока.
3. Личностные: развитие самостоятельности, трудолюбия, добросовестности, формирование познавательного интереса к родному языку.
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Базовые учебные действия |
|||
Познавательные |
Коммуни кативные |
Регулятивные |
|||
Орг момент , 1 минута |
|||||
Приветствие, эмоциональный настрой: улыбнитесь друг другу и скажите –Здравствуй! Настроение у всех хорошее, и готовы к началу занятия. |
Приветствие |
Осознанное построение речевого высказывания |
Умение слышать способность к сотрудничеству |
Самоконтроль |
|
Актуализация, 7 мин |
|
|
|
|
|
Чтение рассказа В.Берестова «Сила слова» Выяснить значение слова ПУТНИК-тот кто совершает далекий путь пешком. Работа со словарем. Как понимаете выражение «слова на ветер бросал» Слово –самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, те не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а сними литература и наука. Слова, можно сказать самая древняя «вещь» на свете. Тысячу лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы. Слова действительно «прочнее бронзы и древних пирамид», как говорил в своих стихах римский поэт Гораций, почти 2000 лет тому назад .Разве это неудивительно! |
Слушают, объясняют значение слова. Находят и читают значение слова в словаре. |
Умение извлекать информацию из представленного материала, развитие познавательного интереса. |
Отстаивать свою точку зрения |
Видеть результаты своей деятельности |
|
Мотивация, 3 мин |
|
|
|
|
|
Предлагает представить ситуацию: необходимо убедить друга в том, что слово- великая сила. Для этого воспользоваться высказываниями. 1 Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. С.Я.Маршак 2 Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г.Паустовский 3 Слово дано для того, чтобы свои понятия сообщать другому. |
Слушают и отвечают, выбирают высказывания, зачитывают. |
|
|
Умение выражать свои мысли |
|
Сообщение темы и цели занятия, 2 мин |
|
|
|
|
|
Открывает тему занятия: «Слово, что чудо- чудное». Мы будем говорить о словах, работать со словарем, узнаем значение некоторых слов, |
Озвучивают тему, формируют цель |
Высказывать предположения |
Составление плана и последова тельности действий |
Самостоятельно определять тему и цель учебной деятельности |
|
Работа по теме, 20 мин |
|
|
|
|
|
Из слов учеными-языковедами составляются особые книги, называемые СЛОВАРЯМИ. Слова и статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке, обычно в них объясняются, толкуются значения слов, даются произносительные сведения о слове, а также дан пример употребления слова. Словари называют нашими помощниками и друзьями, потому что они расширяют наш кругозор, наши знания, повышают языковую культуру. Со словарями работают ученые, писатели, журналисты, студенты. Демонстрация словарей : словарь С.И.Ожегова, словарь современного русского литературного языка, фразеологический словарь, этимологический словарь русского языка. Загадки, со словами отгадками практическая работа со словарем. Физминутка: «Мы идем по кругу» построится в два круга- внешний и внутренний. Внешний круг большой, внутренний состоит из 3-4 человек. Ребята составляющие большой круг стоят на месте, малый круг идет по кругу, приговаривая: «Мы по кругу идем и с собою несем…сладкое». В ответ на это игроки большого круга должны быстро назвать что то сладкое, например сахар. Тот, кто первым назвал нужный предмет, переходит во внутренний круг и игра продолжается. Игроки малого круга произносят разные варианты- «с собою берем мягкое, кислое, твердое, жидкое» и тд. Постепенно все игроки переходят в малый круг . Работа с пословицей: «Нет худа без добра». -Какие слова непонятны? -Как понимаете смысл пословицы? Инсценировка. |
Внимательно слушают. Выполняют задания, задают вопросы |
Развитие логического мышления, умение работать со словарями, слушать, дополнять. |
Планирование учебного сотрудничества и взаимодействия с воспитателем и сверстниками |
Управление поведением, уметь самостоятельно осознавать конечный результат |
|
Закрепление, 5 мин |
|
|
|
|
|
Задание на обогащение словаря. АМО «Ромашка» на доске лепестки со словами, дети выходят по очереди, берут лепесток со словом, узнают его значение заглянув в толковый словарь: Активный, Родина, Чувство, Образ, Доброта, Дом, Красота, Сердце, Друг, Мир, Счастье, Радость, Улыбка. А теперь немного пофантазируем и представим, что слово превратилось в .. Магнит. Оно может притягивать, присоединять другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову-магниту… Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому.
|
Выполняют задания |
Построение логического рассуждения |
Управлять поведением партнера, умение выражать мысли |
Самостоятельно контролировать свое время, анализировать свою работу |
|
Подведение итогов, рефлексия, 2 мин |
|
|
|
|
|
Маленький отрывок из стихотворения «Душа слова»калмыцкого поэта Давида Кугультинова, вдумайся в эти слова: Оттенков множество в себе тая, Звучание не больше, чем одежда… У каждого из слов душа своя, На душу говорящего похожа.
|
|
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Уметь полно и точно выражать свои мысли |
Анализировать достижение целей
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.