Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Конспект урока по русскому языку
Тема. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность.
Класс 2-б
Подготовила учитель начальных классов
Курдюмова-Левицкая Г.Д
Севастополь
Урок 33.
Тема. УДАРЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ).
СЛОВООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УДАРЕНИЯ.
Цель урока. • систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных; сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; дать представление о словесном эмоциональном ударении; формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
Личностные УУД: Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации.
Предметные(общеучебные компетенции): Используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Логически анализируют информацию, делают выводы.
Коммуникативные УУД: Определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Характеристика деятельности учащихся:
Определяют ударение в слове. наблюдают за ролью словесного ударения. различают ударные и безударные слоги. наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова.
Понятие: орфоэпический словарь.
Словарь: капуста.
Русский язык – один из мировых языков. Слова – «строительный материал» языка.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
ü Внимательно смотрите и увидите!
ü Внимательно слушайте и услышите!
ü Думайте и всё обязательно получится!
II. Актуализация знаний и постановка цели урока
- Послушайте стихотворение, скажите о чем оно?
Я скачу, скачу, скачу,
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять,
Его верно применять. (ударение)
- Сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты русского ударения.
- Предлагаю организовать исследования, отправившись в саванну и найти ответ на вопрос одного из обитателей саванн - НОСОРОГА.
Вопрос мой прост и краток,-
Промолвил носорог,
Что лучше - сорок пяток
Или пяток сорок?
- Какая проблема возникла у носорога?
- Определим цель нашего исследования. ( Определять в словах ударение, наблюдать за ударением, раскрывать тайны ударения)
Самое толстокожее млекопитающее – это носорог. Это крупные животные, до 4 метров в длину и почти 2 метров в высоту.
Есть носороги с одним и с двумя рогами. Главное оружие носорога – его рог, который находится на носу и на лбу. Рог вырастает в длину до 1 метра.
В зоопарках носороги чувствуют себя хорошо, доживают обычно до 40-50 лет.
Интересно, что у носорогов очень плохое зрение, они близоруки, а вот слух и нюх у них очень хорошо развиты.
- Слух, как у носорога нам сегодня очень пригодится. А его рог по форме очень напоминает... ударение.
III.Изучение нового материала
1. Акустическая разминка
Игра на словесное интонирование«Позови друзей Носорога».
- Предлагаю позвать друзей Носорога. (Показываю картинки: жираф, зебра, крокодил).
- Позови друга, поставь ударение в словах.
- Как называется этот приём? (Ударение)
- Что такое ударение?(Выделение голосом одного из слогов в слове, акустическое форсирование (акцент) части звуковой цепочки слова)
- Какие буквы есть в русском языке?(Гласные, согласные и буквы не обозначающие звуков)
- На какие звуки может падать ударение в словах?(На гласные)
- Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?(Ударный или подударный)
- Чем отличается ударный слогот безударного?(Тянется дольше, произносится громче)
2.Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения
Соотнесите слогоударные схемы слов с картинкой.
(жираф) (зебра)
(крокодил)
- Чем различаются схемы слов? (Количеством слогов, местом ударения)
- На какие по счету слоги падает ударение в словах?
Вывод:
УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ РАЗНОМЕСТНОЕ. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.
3. Словарная работа.
Работа над словарным словом капуста: разгадывание загадки о капусте, выяснение значения и происхождения слова
- Чем кормят носорога в зоопарке?
- Разгадайте загадку и узнаете любимое блюдо носорога.
Поздним летом в огород
Собирается народ .
Зрел всё лето урожай !
Что собрали ? Отгадай !
…Здесь весною было пусто.
Летом выросла… (капуста)
*Белый южный носорог Теодор живший в Калининградском зоопарке, любимец публики, дожил до 45лет и считался старожилом, очень любил капусту.
*Слово капуста произошло от слова капут, которое в латинском языке означало «голова». Действительно, кочан капусты похож на голову.
- Запишем слово КАПУСТА, выделим ударение, подчеркнём гласную в первом безударном слоге.
- Подберём однокоренные слова к слову капуста.
(Капуста - капустный, капустница, капустник (в трёх значениях)
КАПУСТНЫЙ (лист, прилагательное), КАПУСТНИЦА (бабочка, гусеница которой поедает капусту), КАПУСТНИК местн. - Огород, поле, засаженные капустой. КАПУСТНИК - Шутливо-пародийные сценки на злободневные темы.КАПУСТНИК - Пирог с капустой.)
4. Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения в омонимичных словах.
Упр. 104 с. 69 - по заданию.
Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл.
- Почему слова, которые написаны одинаково имеют разный смысл?(произносятся по-разному, ударение определяет лексическое значение вИлок- вилОк)
- От чего зависит смысл слова? (от ударения)
- Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах? (смысловую)
- Почему носорог не может выяснить что лучше: Сорок пяток или пяток сорок?
(Не знает, что ударение определяет лексическое значение слов.)
- Перестановка ударения с одного слога на другой меняет смысл (значение) слова.
– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?
Вывод:
УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.
5. Разгадка третьего секрета. Подвижность русского ударения
Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!
Пока неясно вам, что вы сказать хотите,
Простых и точных слов напрасно не ищите;
Но если замысел у вас в уме готов,
Вам нужные слова придут на первый зов.
(на доске)
Зебры ж . вут ст . дами. Они питаются тр . вой.
- Прочитайте предложение. Поставьте ударение в словах.
- Какие буквы пропущены в записи? (Безударные гласные, гласные в устойчивых сочетаниях с шипящими)
- Как определить букву для записи слов?(Подобрать проверочное слово)
- Выпишем слова с пропущенными буквами в паре с проверочным словом и определим, какая гласная пропущена в корнях слов.
(на доске) живут - жил
стадами - стадо
травой-травы
- Выделим корень.
- Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах.
- Что изменилось в словах? (Ударение )
- Что осталось без изменений? (Гласная в корне)
- Прочитаем сведениярубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 70).
- Запишем предложение, вставляя пропущенные безударные гласные.
- Когда ударение может переходить с одного слога на другой? (При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных)
Вывод:
ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.
|
4.Культура речи. Орфоэпические нормы.
- Повторим секреты русского ударения. Оно...
- Русский язык очень ярок, богат и разнообразен. Зачастую, в разговорной речи люди делают ошибки на постановку ударения при произношении. Исправить это или уточнить правильное произношение помогает орфоэпический словарь.
Существуют определённые нормы произношения:
неправильно говорить звоIнит, а правильно — звониIт.
- Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:
|
Чуткому уху больно слышать грубые ошибки речи, которые и составляют наше великое сокровище — родную русскую речь.
Изящество и блеск речи - признак грамотного, приятного в общении человека.
Знакомство с «Орфоэпическим словарём» в учебнике (с. 134). Проверка правильности произношения слов по «Орфографическому словарю».
IV. Рефлексия
-
-Выберите слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение, обозначьте в них ударение.
Вышел Ваня из ворОт.
Потешается народ:
У рубашки низ отпорот
И оторван в драке вОрот.
Купив жене кольцо в подарок,
Купив жене кольцо в подарок,
Сэр Генри возвращался в зАмок.
Ворота он открыть не смог:
Дворецкий поменял замОк.
Лечили кошке оба Уха:
Боялись, что лишится слуха.
У кока лёгкая рука:
Из щук отличная ухА!
- Выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.
Работа в группах
– Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор.
1 ряд
Ухо - это орган слуха.
В зале звучал орган.
2 ряд
Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.
3 ряд
Учить уроки просто мука.
На пол сыплется мука.
IV. Итог урока.
- Какие секреты мы открывали на уроке?
- Как использовать это свойство подвижности ударения? (При написании слов с безударной гласной)
- Гдеможно проверить правильность постановки ударения?(В орфоэпическом словаре)
Человеческая речь была бы совершенной, если бы могла передавать мысль с такой же точностью, как зеркало отражает световые лучи.
П. С. Пороховщиков
Домашнее задание
(с. 70 упр. 105,)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.