Словообразующая функция ударения. Конспект урока
Оценка 4.9

Словообразующая функция ударения. Конспект урока

Оценка 4.9
docx
математика
29.02.2020
Словообразующая функция ударения. Конспект урока
otkrytyy_urok.docx

                        Государственное бюджетное образовательное учреждение

                            города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №12»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку

Тема. Словообразующая  функция ударения.   Разноместность и подвижность.

               Класс 2-б

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Подготовила учитель начальных классов

                                                                                               Курдюмова-Левицкая Г.Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

 

Урок 33.

Тема.   УДАРЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

СЛОВООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УДАРЕНИЯ.

Цель урока. •    систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;  сформировать   представление   о   смыслоразличительной   роли ударения     в     словах;     дать     представление     о     словесном эмоциональном ударении;   формировать  потребность  и умение орфоэпически правильно произносить слова.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.

Личностные УУД: Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации.

Предметные(общеучебные компетенции): Используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Логически анализируют информацию, делают выводы.

Коммуникативные УУД: Определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Характеристика деятельности учащихся:

Определяют ударение в слове. наблюдают за ролью словесного ударения. различают ударные и безударные слоги. наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова.

Понятие: орфоэпический словарь.

Словарь: капуста.

 

Русский язык – один из мировых языков. Слова – «строительный материал» языка.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

-     Здравствуйте, ребята!

-     Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

ü Внимательно смотрите  и увидите!

ü Внимательно слушайте и услышите!

ü Думайте и всё обязательно получится!


II. Актуализация знаний и постановка цели урока

-     Послушайте стихотворение, скажите о чем оно?


Я скачу, скачу, скачу,

И ударю, где хочу!

В речи многое я значу,

 

            Облегчаю вам задачу:

            Слово трудное понять,

            Его верно применять. (ударение)


 

-     Сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты русского ударения.

-     Предлагаю организовать исследования, отправившись в саванну и найти ответ на вопрос одного из обитателей саванн - НОСОРОГА.

Вопрос мой прост и краток,-

Промолвил носорог,

Что лучше - сорок пяток

Или пяток сорок?

-     Какая проблема возникла у носорога?

-     Определим цель нашего исследования.  ( Определять в словах ударение, наблюдать за ударением, раскрывать тайны ударения)

 

Самое толстокожее млекопитающее – это носорог. Это крупные животные, до 4 метров в длину и почти 2 метров в высоту.

Есть носороги с одним и с двумя рогами. Главное оружие носорога – его рог, который находится на носу и на лбу. Рог вырастает в длину до 1 метра.

В зоопарках носороги чувствуют себя хорошо, доживают обычно до 40-50 лет.

Интересно, что у носорогов очень плохое зрение, они близоруки, а вот слух и нюх у них очень хорошо развиты.

 

-     Слух, как у носорога нам сегодня очень пригодится. А его рог по форме очень напоминает... ударение.

 

III.Изучение нового материала

1. Акустическая разминка

Игра на словесное интонирование«Позови друзей Носорога».

-     Предлагаю позвать друзей Носорога. (Показываю картинки: жираф, зебра, крокодил).

-     Позови друга, поставь ударение в словах.

-     Как называется этот приём? (Ударение)

-     Что такое ударение?(Выделение голосом одного из слогов в слове, акустическое форсирование (акцент) части звуковой цепочки слова)

-     Какие буквы есть в русском языке?(Гласные, согласные и буквы не обозначающие звуков)

-     На какие звуки может падать ударение в словах?(На гласные)

-     Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?(Ударный или подударный)

-     Чем отличается ударный слогот безударного?(Тянется дольше, произносится громче)

2.Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения

Соотнесите слогоударные схемы слов с картинкой.

                                 (жираф)                                                      (зебра)

 

 


                                  (крокодил)

- Чем различаются схемы слов? (Количеством слогов, местом ударения)

- На какие по счету слоги падает ударение в словах?

Вывод:

УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ РАЗНОМЕСТНОЕ. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.

3. Словарная работа.

Работа над словарным словом капуста: разгадывание загадки о капусте, выяснение значения и происхождения слова

-     Чем кормят носорога в зоопарке?

-     Разгадайте загадку и узнаете любимое блюдо носорога.

        


Поздним летом в огород

Собирается народ .

Зрел всё лето урожай !

Что собрали ? Отгадай !

…Здесь весною было пусто.

Летом выросла… (капуста)


 


*Белый южный носорог Теодор живший в Калининградском зоопарке, любимец публики, дожил до 45лет и считался старожилом, очень любил капусту.

 

*Слово капуста произошло от слова капут, которое в латинском языке означало «голова». Действительно, кочан капусты похож на голову.

-     Запишем слово КАПУСТА, выделим ударение, подчеркнём гласную в первом безударном слоге.

-     Подберём однокоренные слова к слову капуста.

(Капуста - капустный, капустница, капустник (в трёх значениях)

КАПУСТНЫЙ (лист, прилагательное), КАПУСТНИЦА (бабочка, гусеница которой поедает капусту), КАПУСТНИК  местн. - Огород, поле, засаженные капустой. КАПУСТНИК - Шутливо-пародийные сценки на злободневные темы.КАПУСТНИК - Пирог с капустой.)



4. Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения в омонимичных словах.

 

Упр. 104 с. 69 - по заданию.

Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл.

 

-     Почему слова, которые написаны одинаково имеют разный смысл?(произносятся по-разному, ударение определяет лексическое значение вИлок- вилОк)

-     От чего зависит смысл слова? (от ударения)

-     Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах? (смысловую)

 

-     Почему носорог не может выяснить что лучше: Сорок пяток или пяток сорок?

(Не знает, что ударение определяет лексическое значение слов.)

-     Перестановка ударения с одного слога на другой меняет смысл (значение) слова.

 


– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

Вывод:

УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ  ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.

 

5. Разгадка третьего секрета. Подвижность русского ударения

 

Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите;

Но если замысел у вас в уме готов,

Вам нужные слова придут на первый зов.

 

(на доске)

Зебры  ж . вут  ст . дами. Они  питаются  тр . вой.

- Прочитайте предложение. Поставьте ударение в словах.

- Какие буквы пропущены в записи? (Безударные гласные, гласные в устойчивых сочетаниях с шипящими)

- Как определить букву для записи слов?(Подобрать проверочное слово)

- Выпишем слова с пропущенными буквами в паре с проверочным словом и определим, какая гласная пропущена в корнях слов.

(на доске)            живут - жил

       стадами - стадо

       травой-травы

- Выделим корень.

- Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах.

- Что изменилось в словах? (Ударение )

- Что осталось без изменений? (Гласная в корне)

- Прочитаем сведениярубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 70).

 

- Запишем предложение, вставляя пропущенные безударные гласные.

 

- Когда ударение может переходить с одного слога на другой? (При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных)

Вывод:

ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.

1) Разноместное.

2) Определяет лексическое значение слов.

3) Подвижное.

 
 


4.Культура речи. Орфоэпические нормы.

- Повторим секреты русского ударения. Оно...

 

 

- Русский язык очень ярок, богат и разнообразен. Зачастую, в разговорной речи люди делают ошибки на постановку ударения при произношении. Исправить это или уточнить правильное произношение помогает орфоэпический словарь.

Существуют определённые нормы произношения:

неправильно говорить звоIнит, а правильно — звониIт.

 

- Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:

свёкла          щавель           торты

 
(на доске)

 

Чуткому уху больно слышать грубые ошибки речи, которые и составляют наше великое сокровище — родную русскую речь.

Изящество и блеск речи - признак грамотного, приятного в общении человека.

 

Знакомство с «Орфоэпическим словарём» в учебнике (с. 134). Проверка правильности произношения слов по «Орфографическому словарю».

IV. Рефлексия

-

-Выберите  слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение, обозначьте в них ударение.

 Вышел Ваня из ворОт.

Потешается народ:

У рубашки низ отпорот

И оторван в драке вОрот.

 

Купив жене кольцо в подарок,

Купив жене кольцо в подарок,

Сэр Генри возвращался в зАмок.

Ворота он открыть не смог:

 Дворецкий поменял замОк.

 

Лечили кошке оба Уха:

Боялись, что лишится слуха.

У кока лёгкая рука:

Из щук отличная ухА!

 

-     Выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.

Работа в группах

– Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор.


1 ряд     

Ухо - это орган слуха.

В зале звучал орган.

 

2 ряд      

Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.

3 ряд     

Учить уроки просто мука.
На пол сыплется мука.


 

 

 

IV. Итог урока.

-     Какие секреты мы открывали на уроке?

-     Как использовать это свойство подвижности ударения? (При написании слов с безударной гласной)

-     Гдеможно проверить правильность постановки ударения?(В орфоэпическом словаре)

 

Человеческая речь была бы совершенной, если бы могла передавать мысль с такой же точностью, как зеркало отражает световые лучи.

П. С. Пороховщиков

 

Домашнее задание

(с. 70 упр. 105,)


 

Государственное бюджетное образовательное учреждение города

Государственное бюджетное образовательное учреждение города

Урок 33. Тема. УДАРЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 33. Тема. УДАРЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Облегчаю вам задачу:

Облегчаю вам задачу:

Словарная работа. Работа над словарным словом капуста: разгадывание загадки о капусте, выяснение значения и происхождения слова -

Словарная работа. Работа над словарным словом капуста: разгадывание загадки о капусте, выяснение значения и происхождения слова -

Зебры ж . вут ст . дами.

Зебры ж . вут ст . дами.

IV . Рефлексия - -Выберите слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение, обозначьте в них ударение

IV . Рефлексия - -Выберите слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение, обозначьте в них ударение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020