Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Оценка 4.6

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русский язык
9 кл—11 кл
23.01.2021
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Презентация содержит материал для повторения темы предыдущего урока, новый материал, тестовые задания для закрепления нового материала
Изъяснительные придаточные.pptx

Девиз урока: «Навстречу прекрасному!»

Девиз урока: «Навстречу прекрасному!»

Девиз урока: «Навстречу прекрасному!»

Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…
Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это- удел юных и настойчивых…
Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите!
К.Г.Паустовский

Подчинительный союз Союзное слово 1

Подчинительный союз Союзное слово 1

Подчинительный союз

Союзное слово

1. Не являются членами предложения

1. Являются членами придаточного предложения

2. Часто союз можно изъять из придаточн. Предложения или заменить другим союзом.

2. Союзное слово нельзя изъять из придаточ.
предложения.

3. На союз не может падать логическое ударение.

3. На союзное слово падает логическое ударение.

4. После союза нельзя поставить частицы же, именно.

4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно.

5. Союз нельзя заменить местоимением или наречием.

5. Союзное слово можно заменить местоимением или наречием.

Укажите предложение, части которого связаны союзным словом: 1)

Укажите предложение, части которого связаны союзным словом: 1)

Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В. Распутин)
2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (В. Распутин)
3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник. (М. Алексеев)
4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. (Г. Троепольский)
 

3

Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом: 1)

Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом: 1)

Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Прошло несколько минут, пока бечевка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. (А.Гайдар)
2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка.
3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. (А. Бахвалов)
4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (В. Распутин)

Среди предложений 3 – 14 найдите сложное предложение с придаточным определительным

Среди предложений 3 – 14 найдите сложное предложение с придаточным определительным

Среди предложений 3 – 14 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись. - (6)Греетесь, живодёры! – глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо. - (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас… - (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата. (11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.

Сравните предложения Я вспомнил историю, что была мне рассказана давно

Сравните предложения Я вспомнил историю, что была мне рассказана давно

Сравните предложения

Я вспомнил историю, что была мне рассказана давно.

Я пообещал ему, что обязательно зайду в гости.

сложные

союзные

СПП

Придаточное – после главного

С придаточным Определительным
С придаточным изъяснительным

Что – союзное слово
Что - союз

Придаточные изъяснительные «Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово

Придаточные изъяснительные «Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово

Придаточные изъяснительные

«Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины, и тайны бытия, и многовековая пыль Вечности…»
Д.С.Лихачёв

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные Отвечают на вопросы

Придаточные изъяснительные Отвечают на вопросы

Придаточные изъяснительные

Отвечают на вопросы

Относятся к


чем прикрепляются

ПАДЕЖНЫЕ

словам речи, мысли, чувства
(чаще глаголы, существительные и прилагательные)

Союзами: что, как, будто, чтобы и т.д.
Союзными словами: кто, какой, где, куда, сколько и т.д.
Частица ЛИ в значении союза

Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными

Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными

Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
3. Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
4. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…
(А.Пушкин)
5. Они подошли к месту, где когда-то гулял вихрь бури.

Как определить вид придаточного?

Как определить вид придаточного?

Как определить вид придаточного?
Задать от главной части вопрос.
Определить, от какой части речи зависит.
Выяснить средство связи.
Установить смысловую связь между частями.
Сделать вывод.

Меня до сих пор волнует как соб…рает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бр…дет среди туманов

Меня до сих пор волнует как соб…рает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бр…дет среди туманов

Меня до сих пор волнует как соб…рает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бр…дет среди туманов. Люблю найти лесной р…дничок и гл…деть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья соб…рают на свои шапки росу.

Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных

Меня до сих пор волнует, как собирает рассвет еще темные росы и, сладко вздыхая, бредет среди туманов

Меня до сих пор волнует, как собирает рассвет еще темные росы и, сладко вздыхая, бредет среди туманов

Меня до сих пор волнует, как собирает рассвет еще темные росы и, сладко вздыхая, бредет среди туманов. Люблю найти лесной родничок и глядеть, как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю, когда грибы, обнявшись как братья, собирают на свои шапки росу.

Проверка:
Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных

В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце

В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце

В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце. 2. Трех сосен которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет. 3. На месте где они когда-то росли посажены молодые сосенки. 4.Мы спросили когда нам прийти снова. 5. Известно что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)

РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ,
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРИДАТОЧНЫХ

Солнце еще не успело подняться и в саду было холодно

Солнце еще не успело подняться и в саду было холодно

6. Солнце еще не успело подняться и в саду было холодно. 7. В росистых лугах течет речонка что мне так мила. 8. В том месте где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами. 9. Мы расположились на отдых у того дерева что растет у самой воды. 10. Какой измерить мерой тот путь что ты прошла?

РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ,
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРИДАТОЧНЫХ

Спасибо за внимание Самообразование – основа успешной работы каждого человека

Спасибо за внимание Самообразование – основа успешной работы каждого человека

Спасибо
за внимание

Самообразование – основа
успешной работы каждого человека

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021