Задание 12 - одно из самых сложных заданий для учащихся 9 класса, поэтому темам, связанным с выполнением его следуте уделить наибольшее внимание. Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода.
На уроке использовались игровые технологии, компьютерные технологии (проектор).
Виды работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.Презентация к конспекту элективного занятия в 9 классе по русскому языку по подготовке учащихся к выполнению 12 задания ОГЭ
«Я не знаю языка
лучше, чем у
Лермонтова. Я бы
так сделал :
взял его рассказ
и разбирал бы,
как разбирают в
школах, - по
предложениям,
по частям
предложения…
Так бы и учился
Типы предложений
Простые
Сложные
Сложносочиненные
Бессоюзные
Сложноподчиненные
Виды
Виды сложных предложений
Сложносочиненные
Бессоюзные
Сложноподчиненные
(от греческого
μ
μ
ео
τὰ νη ονικά
запоминания), мнемот хника
оо
Мнем ника
—
искусство
—
совокупность специальных приёмов и способов,
облегчающих запоминание нужной информации и
увеличивающих
объём памяти путём
Замена
образования ассоциаций(связей).
абстрактных объектов и фактов на понятия и
представления, имеющие визуальные, аудиальное
связывание
или кинестетическое представление,
объектов с уже имеющейся информацией в
памяти различных
упрощения
запоминания.
типов
для
Виды сложных предложений
Сложносочиненные
Бессоюзные
Сложноподчиненные
Он сам бы и не подумал, (1) что их
имена складываются в одно слово. За
разговорами они вернулись на ту
поляну, (2) где встретились, (3) и
уселись под берёзой. Обычно Костя не
находил тем
с
девчонками,(4) но Ника не походила
на его жеманных одноклассниц.
разговора
для
Сложные
Сложные
предложения с
предложения с
подчинительной
подчинительной
и
и
сочинительной
сочинительной
Цель:
научиться находить сложные
предложения в тексте
различать сочинительную и
подчинительную связь в
сложном предложении.
Он сам бы и не подумал, (1) что их
имена складываются в одно слово. За
разговорами они вернулись на ту
поляну, (2) где встретились, (3) и
уселись под берёзой. Обычно Костя не
находил тем
с
девчонками,(4) но Ника не походила
на его жеманных одноклассниц.
разговора
для
В приведённых ниже
предложениях из прочитанного
текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между
частями сложного предложения,
связанными сочинительной
связью.
Он сам бы и не подумал, (1) что их
имена складываются в одно слово. За
разговорами они вернулись на ту
поляну, (2) где встретились, (3) и
уселись под берёзой. Обычно Костя не
находил тем
с
девчонками,(4) но Ника не походила
на его жеманных одноклассниц.
разговора
для
Почему запятая (3) перед союзом И
не относится к «цифре,
обозначающей запятую между
частями сложного предложения,
связанными сочинительной
связью»
За разговорами они вернулись на ту
поляну, (2) где встретились, (3) и
уселись под берёзой. Обычно Костя
не находил тем для разговора с
девчонками,(4) но Ника не походила
на его жеманных одноклассниц.
В приведённых ниже
предложениях из прочитанного
текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между
частями сложного предложения,
связанными подчинительной
связью.
Он сам бы и не подумал, (1) что их
имена складываются в одно слово. За
разговорами они вернулись на ту
поляну, (2) где встретились, (3) и
уселись под берёзой. Обычно Костя не
находил тем
с
девчонками,(4) но Ника не походила
на его жеманных одноклассниц.
разговора
для
спускаясь,
повернул
пробирался
Луна начала одеваться тучами, (1) и
на море поднялся туман. (2) Едва сквозь
него светился фонарь на корме ближнего
корабля, у берега сверкала пена валунов,
ежеминутно грозящих его потопить. Я, с
трудом
по
крутизне и вот вижу, (3) как слепой
приостановился,
низом
направо. Он шёл так близко от воды, (4)
что казалось, сейчас волна его схватит и
унесет; (5) но, видно, это была не первая
его прогулка, судя по уверенности,(6) с
какой он ступал с камня на камень и
избегал рытвин. Наконец он остановился,
(7) будто прислушиваясь к чему-то,
присел на землю и положил возле себя
В приведённых ниже
предложениях из прочитанного
текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между
частями сложного предложения,
связанными сочинительной
связью.
спускаясь,
повернул
пробирался
Луна начала одеваться тучами, (1) и
на море поднялся туман. (2) Едва сквозь
него светился фонарь на корме ближнего
корабля, у берега сверкала пена валунов,
ежеминутно грозящих его потопить. Я, с
трудом
по
крутизне и вот вижу, (3) как слепой
приостановился,
низом
направо. Он шёл так близко от воды, (4)
что казалось, сейчас волна его схватит и
унесет; (5) но, видно, это была не первая
его прогулка, судя по уверенности,(6) с
какой он ступал с камня на камень и
избегал рытвин. Наконец он остановился,
(7) будто прислушиваясь к чему-то,
присел на землю и положил возле себя
В приведённых ниже
предложениях из прочитанного
текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между
частями сложного предложения,
связанными подчинительной
связью.
спускаясь,
повернул
пробирался
Луна начала одеваться тучами, (1) и
на море поднялся туман. (2) Едва сквозь
него светился фонарь на корме ближнего
корабля, у берега сверкала пена валунов,
ежеминутно грозящих его потопить. Я, с
трудом
по
крутизне и вот вижу, (3) как слепой
приостановился,
низом
направо. Он шёл так близко от воды, (4)
что казалось, сейчас волна его схватит и
унесет; (5) но, видно, это была не первая
его прогулка, судя по уверенности,(6) с
какой он ступал с камня на камень и
избегал рытвин. Наконец он остановился,
(7) будто прислушиваясь к чему-то,
присел на землю и положил возле себя
Взаимопровекра
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
0
6 1,
2
4 3 6 3 8 2,
5
1,
5
1,
5
1
1
1
2
1 4,
5
Запомним все сочинительные
союзы: и да (= и) да и
тоже также причём
притом или (иль) либо
то есть а именно ни —
ни то — то не то — не
то то ли — то ли а но да
(= но) зато однако же
только
Алгоритм выполнения задания
1. В поисках запятой, разделяющей части ССП,
ориентируйтесь в первую очередь на
сочинительные
союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят
не
между простыми предложениями, а после первого
слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго
предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).
2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать
не только простые предложения в составе ССП, но и
однородные члены. Запятая между однородными членами не
имеет никакого отношения к ССП.
3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание,
сколько цифр вас просят указать - одну или несколько.
Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может
быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас
просят указать всего одну запятую, стоящую между частями
ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна
запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание
Средства связи частей СПП
Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
Относительные местоимения
Местоимённые наречия
Что Как Когда Чтобы Пока Будто
Словно Если Раз Едва Лишь Точно
Оттого что Как будто Потому что
Оттого что Так как С тех пор как
В связи с тем что Лишь только С
тем чтобы Ввиду того чтобы
Вследствие того что Что Кто
Какой Который Каков Чей Сколько
Где Как Когда Куда Откуда
1. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ
может стоять предлог или другое слово.
Например: Зрители, перед которыми
выступали
артисты, аплодировали стоя.
2. Не путайте придаточное предложение с
вводным предложением, указывающим на источник
сообщения. Например: Завтра, как предсказывали
синоптики, будет дождь.
3. Помните, что придаточное может находиться не
только после главного, а также то, что в
предложении может быть несколько придаточных.
Указываем все запятые, которые отделяют
придаточные от главного или выделяют их.
4. Если придаточное стоит перед главным, тогда
подчинительный союз или союзное слово находится
в начале предложения, а после запятой,
разделяющей главное и придаточное, этого союза
нет, но номер запятой нужно указать. (Союз … ), 1
Домашнее задание
Домашнее задание
Домашнее задание
Домашнее задание
–на выбор:
–на выбор:
–на выбор:
–на выбор:
1.Перелистайте роман М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего
времени», найдите 3 предложения с
различными видами связи,
приготовьте карточку с заданиями
по типу ОГЭ
готовые предложения к заданию
12. Создайте 2-3 карточки по
2. Придумайте узелок на память по
изучению союзов – это могут быть
рисунки, стихотворения, символы.
3. Найдите в сети интернет уже