Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русский язык
8 кл
26.03.2017
Для того, чтобы успешно осуществить этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо решить следующие задачи:
Определить общую композицию текста (вступление - основная часть -заключение);
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а так же ход развития каждой отдельной мысли;
Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста;
Определить детализирующую информацию;
Лаконично сформулировать основную информацию,
не перенося на письмо все целиком дословно.
Смысловое чтение.pptx
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
«СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА»
Перова Г.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 г. Родники
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
ПЛАН – это результат анализа текста и
показатель степени понимания прочитанного
Для того, чтобы успешно осуществить этот вид работы, в
каждом конкретном случае необходимо решить следующие
задачи:
Определить общую композицию текста (вступление -
основная часть -заключение);
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять
систему изложения автором информации в целом, а так
же ход развития каждой отдельной мысли;
Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые
вехи, на которые «нанизано» все содержание текста;
Определить детализирующую информацию;
Лаконично сформулировать основную информацию,
не перенося на письмо все целиком дословно.
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Вопросный план
Составление вопросного плана -
это один из эффективных приёмов
работы с текстом, направленный на
формирование умения выделять
логическую и последовательную
структуру текста.
В ходе работы ученик проводит
текста,
смысловую
выделяет
пункты,
расчленяет текст на смысловые
части и озаглавливает каждую
часть ключевым вопросом.
группировку
опорные
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Вопросный план
Памятка для учащегося:
внимательно прочитать текст;
выделить главные мысли текста;
проверить, как они соотносятся между
собой;
сгруппировать текст вокруг главной мысли
(разделить его на смысловые части);
определить количество пунктов плана по
количеству главных мыслей;
сформулировать каждую главную мысль в
виде вопроса и записать как пункты плана;
прочитать текст ещё раз, проверить, не
пропущено ли что-то важное.
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Вопросный план
При оценке Вопросного плана необходимо учитывать:
Все пункты плана составлены в виде вопросов
(каждое новое предложение начинается с
вопросительного слова и заканчивается
вопросительным знаком).
Совокупность пунктов плана охватывает основное
содержание текста (план представляет собой главные
вопросы по тексту, соответствующие подтемам
текста).
Все пункты плана соответствуют последовательности
изложения текста.
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Тезисный план
При оценке Тезисного плана необходимо
учитывать:
Структура плана формально и графически
выдержана: имеется вступление, основная часть,
заключение.
Количество подпунктов плана соответствует
количеству абзацев в тексте.
Каждый пункт плана записывается в отдельной
строке одним двусоставным повествовательным
предложением (3-7 слов).
Во всех пунктах плана отражена ключевая
(существенная) информация.
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Номинативный план
При оценке Номинативного плана
необходимо учитывать:
Формулировки пунктов плана
представляют собой названия
микротем (существительное в Им.п.
+ зависимые слова), опорные слова.
План включает все микротемы текста.
В каждом пункте плана заключено
главное содержание
соответствующей части текста
(микротекста).
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Тайна
А ты знаешь, откуда у тебя
ямочка над верхней губой? Это
когда еще ты не родился, к тебе
пришел Ангел. Он подарил тебе
очень важную тайну и, приложив
палец к верхней губе, сказал: Т-
С-С! Никому не рассказывай!
Что это за тайна? Это твоя душа!
У каждого из нас есть своя тайна.
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Так просто
Однажды в тоннель попытался въехать большой грузовик.
К сожалению, он оказался слишком высоким и застрял, упёршись
в свод в самом начале въезда в тоннель, перегородив тем самым
движение. А не хватило всего чуть-чуть — несколько
сантиметров. Скоро к месту происшествия съехались
всевозможные дорожные службы, которые около часа пытались
как-то помочь ситуации: делали попытки и вытянуть назад, и
протолкнуть вперед — ничего не помогало.
А в это время мимо проезжала на машине семья.
Заинтересовавшись большим количеством людей в спецодежде и
просто зевак, они решили поподробнее разузнать причину
происходящего. Разобравшись в ситуации, их маленький сын
подошел к стоящим в замешательстве рабочим и сказал им:
-Может быть, вы чуть-чуть спустите колёса.
Проблема была решена.
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Список литературы:
1.http://www.ouro.ru/iro/news/
2.Основная школа.
Междисциплинарная
программа «Стратегии
смыслового чтения и работы
с текстом»
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
ЦИТАТА ДНЯ
Вот список того, что в жизни важно:
— Во-первых, — закопать сокровища,
это я уже сделала, пойдём дальше;
— Прыгать по лужам;
— Забивать гвозди, чтобы они не гнулись;
— Делать лучше бумажные самолётики;
— Перерисовать Джаконду;
— Сделать ужин из одного только
шоколада;
— Подниматься по эскалатору, который
идёт вниз;
— Поцеловать принца…
Благодарю за внимание!
Большая Маленькая Я
Перова Г.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Родники
Электронный адрес : perovagv @ yandex.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.