Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для того, чтобы успешно осуществить этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо решить следующие задачи: Определить общую композицию текста (вступление - основная часть -заключение); Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а так же ход развития каждой отдельной мысли; Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста; Определить детализирующую информацию; Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком дословно.
Иконка файла материала Смысловое чтение.pptx
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА» Перова Г.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Родники
ПЛАН – это результат анализа текста и показатель степени понимания прочитанного Для того, чтобы успешно осуществить этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо решить следующие задачи:  Определить общую композицию текста (вступление - основная часть -заключение);  Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а так же ход развития каждой отдельной мысли;  Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста;  Определить детализирующую информацию;  Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком дословно.
Вопросный план Составление вопросного плана - это один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит текста, смысловую выделяет пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом. группировку опорные
Вопросный план Памятка для учащегося:  внимательно прочитать текст;  выделить главные мысли текста;  проверить, как они соотносятся между собой;  сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);  определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;  сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;  прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
Вопросный план При оценке Вопросного плана необходимо учитывать:  Все пункты плана составлены в виде вопросов (каждое новое предложение начинается с вопросительного слова и заканчивается вопросительным знаком).  Совокупность пунктов плана охватывает основное содержание текста (план представляет собой главные вопросы по тексту, соответствующие подтемам текста).  Все пункты плана соответствуют последовательности изложения текста.
Тезисный план При оценке Тезисного плана необходимо учитывать:  Структура плана формально и графически выдержана: имеется вступление, основная часть, заключение.  Количество подпунктов плана соответствует количеству абзацев в тексте.  Каждый пункт плана записывается в отдельной строке одним двусоставным повествовательным предложением (3-7 слов).  Во всех пунктах плана отражена ключевая (существенная) информация.
Номинативный план При оценке Номинативного плана необходимо учитывать:  Формулировки пунктов плана представляют собой названия микротем (существительное в Им.п. + зависимые слова), опорные слова.  План включает все микротемы текста.  В каждом пункте плана заключено главное содержание соответствующей части текста (микротекста).
Тайна А ты знаешь, откуда у тебя ямочка над верхней губой? Это когда еще ты не родился, к тебе пришел Ангел. Он подарил тебе очень важную тайну и, приложив палец к верхней губе, сказал: Т- С-С! Никому не рассказывай!  Что это за тайна? Это твоя душа! У каждого из нас есть своя тайна.
Так просто Однажды в тоннель попытался въехать большой грузовик. К сожалению, он оказался слишком высоким и застрял, упёршись в свод в самом начале въезда в тоннель, перегородив тем самым движение. А не хватило всего чуть-чуть — несколько сантиметров. Скоро к месту происшествия съехались всевозможные дорожные службы, которые около часа пытались как-то помочь ситуации: делали попытки и вытянуть назад, и протолкнуть вперед — ничего не помогало.  А в это время мимо проезжала на машине семья. Заинтересовавшись большим количеством людей в спецодежде и просто зевак, они решили поподробнее разузнать причину происходящего. Разобравшись в ситуации, их маленький сын подошел к стоящим в замешательстве рабочим и сказал им:  -Может быть, вы чуть-чуть спустите колёса. Проблема была решена.
Список литературы: 1.http://www.ouro.ru/iro/news/ 2.Основная школа. Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
ЦИТАТА ДНЯ Вот список того, что в жизни важно: — Во-первых, — закопать сокровища, это я уже сделала, пойдём дальше; — Прыгать по лужам; — Забивать гвозди, чтобы они не гнулись; — Делать лучше бумажные самолётики; — Перерисовать Джаконду; — Сделать ужин из одного только шоколада; — Подниматься по эскалатору, который идёт вниз; — Поцеловать принца… Благодарю за внимание! Большая Маленькая Я Перова Г.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Родники Электронный адрес : perovagv @ yandex.ru