Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом
Оценка 4.9

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Оценка 4.9
Научные работы
docx
биология
5 кл—11 кл
07.08.2019
Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом
Развитие умений смыслового чтения при обучении биологии у школьников 5-6 классов должно быть направлено на формирование у них навыков работы с текстом, овладение приёмами поиска, преобразования и оценивания информации. Развитие данных умений требует от учителя биологии создания новой образовательной среды и использования различных методических приемов.
Развитие смыслового чтения на уроках биологии.docx
Калашникова М.Г., учитель  МБОУ «Таборская ООШ»                                                                                с. Таборы, Оханского р­на.  Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом  Аннотация. Развитие умений смыслового чтения при обучении биологии у школьников 5­6 классов должно быть направлено на формирование у них навыков работы с текстом, овладение приёмами поиска, преобразования и оценивания   информации.   Развитие   данных   умений   требует   от   учителя биологии создания новой образовательной среды и использования различных методических приемов.               Ключевые   слова:  биология,   ФГОС,   читательская   грамотность, смысловое чтение, приемы работы с текстом, формирование универсальных учебных действий (УУД) Главной   отличительной   чертой   современного   мира   являются   высокие   темпы обновления   научных   знаний,   технологий   и   технических   систем,   применяемых   не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. В настоящее время является   актуальным   формирование   у   подрастающего   поколения   тех   умений   и навыков,   которые   способствуют   процессу   социализации   личности   и   успешного применения   технических   инноваций   в   жизни.   Сегодня   считается   актуальным формирование умений работать с различными источниками информации, развитие навыков самообразования и коммуникации.  Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   основного   общего образования   включают   в   метапредметные   результаты   освоения   основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».  Каждый   школьный   предмет   должен   реализовать   возможности   для формирования и развития этого навыка, в том числе биология. В   условиях   современной   модернизации   образования   одной   из   главных дидактических проблем обучения (независимо от преподаваемого предмета) в свете реализации ФГОС основного общего образования становится формирование умений смыслового чтения. Познавательные УУД включают в себя общеучебные действия, составной   частью   которых   является   смысловое   чтение.   На   ступени   ООО установлены   планируемые   результаты   освоения   4   междисциплинарных   учебных программ, в том числе программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», направленной на достижение метапредметных результатов и включающей следующие направления работы с текстом:  Поиск информации и понимание прочитанного;  Преобразование и интерпретация информации;  Оценка информации [4]. В   научно­методической   литературе   «стратегии   смыслового   чтения» понимаются как различные  комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия  графически оформленной текстовой  информации  и  ее  переработки  в личностно­смысловые установки в соответствии с коммуникативно­познавательной задачей.  Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к   все   участники   умение   эффективно   ее   переработать, информации, образовательного процесса, и учителя биологии и ученики, особо нуждаются в развитии   тех   качеств,   которые   казались   естественными   и   не   требующими специального   внимания.   Именно   сейчас   умение   быстро   обучаться   и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков смыслового чтения могут стать залогом успеха каждого учителя. Современному учителю биологии необходимо формировать у учащихся читательскую грамотность ­ «способность человека   понимать   и   использовать   письменные   тексты,   размышлять   о   них   и заниматься   чтением   для   того,   чтобы   достигать   своих   целей,   расширять   свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (Ковалева Г.С.) [2] Психологами   установлено,   что   полноценное  чтение  –   это   сложный   и многогранный   процесс,   предполагающий   решение   таких   познавательных   и коммуникационных   задач,   как   понимание,   поиск   конкретной   информации,   интерпретации, самоконтроль,   широкого   контекста,   восстановление комментирование текста и др. [1]. Проблема   развития   навыка  смыслового   понимания   текста  может претендовать  на роль одной из ключевых в методике обучения, в том числе, биологии,   центральной   проблемой   совершенствования   ученика,   развития   его  учить   понимать,   анализировать, личности.   Задача   учителя   биологии   ­ истолковывать   текст  в   знакомой   учащимся   и   незнакомой   познавательных ситуациях – остается все еще актуальной. С.В. Суматохин выделяет следующие виды чтения: − ознакомительное  – направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; − изучающее  –   предполагает   извлечение   полной   и   точной   информации   с последующей интерпретацией содержания текста; − поисковое   (просмотровое)  –   направлено   на   нахождение   конкретной информации, нужного факта; − рефлексивное (вдумчивое)  – размышление о содержании прочитанного, осмысление   своих   и   чужих   интеллектуальных   действий,   эмоционального состояния [5,6]. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения, ознакомительного или поискового, тем, что при смысловом чтении происходят процессы постижения   т.е. читающим   учеником   ценностно­смыслового   содержания   текста, осуществляется процесс интерпретации, процесс наделения смыслом. Структура   смыслового   понимания,   помогающая   пробиваться   к   смыслам текста,   остается   недостаточно   изученной.   В   силу   этого   выпускники   школы приучаются   воспринимать   только   то,   что   в   тексте   лежит   на   поверхности,   и полагают   это   единственно   возможным   актом   чтения.   Вместе   с   тем   интерес   к проблеме   нарастает,   растет   и   частота   использования   понятия   смыслового понимания в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических   подходов.   В   отечественной   психологии   понятие   смыслового понимания   восходит   к   понятию   личностного   смысла.   Интерес   к   проблеме смыслового понимания вызван тем, что ее решение позволяет преодолеть угасание потребности во вдумчивом, не поверхностном чтении. Это становится возможным благодаря   тому,   что   смысловое   понимание   исключает   позицию   ученика   как потребителя   готового   текста.   Оно   является   фактором   взаимодействия, открывающего доступ к смыслам текста и тем самым приводящего в движение ценностно­смысловую   сферу   личности.   Развитие   способности   к   построению смыслов при чтении соотносится с воспитанием осмысленного отношения к миру в целом.  Для   того   чтобы   совершенствовать   обучение   грамотности   чтения,   прежде всего   необходимо   согласиться   с   широким   пониманием   этого   понятия,   то   есть понять важность использования прочитанного в различных жизненных ситуациях. Необходимо  расширить диапазон текстов и заданий  к ним на уроках биологии. Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы   и   пр.,   давались   не   только   в   качестве   иллюстраций   к   вербально описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям и требовали лишь осмысления их формы. Не менее значимым представляется  введение подобных текстов   в   познавательные   задачи,  при   решении   которых   необходимы интерпретация текста, отклик на него, рефлексия и оценка. Основные   умения   смыслового   чтения,   развитие   которых   должно обеспечиваться в преподавании биологии:  – умение осмысливать цели чтения; – умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; – умение извлекать необходимую информацию из текстов; – умение определять основную и второстепенную информацию; – умение   свободно   ориентироваться   и   воспринимать   тексты   научного, публицистического и официально­делового стилей; – умение   понимать   и   адекватно   оценивать   языковые   средства   массовой информации. Перед   учителем   биологии   сегодня   ставятся   задачи,   в   ходе   которых необходимо   решение   очень   важных   проблем:   как   организовать   познавательную деятельность   учащихся   на   основе   смыслового   чтения;   как   привить   интерес   к чтению; как научить их грамотно и осмысленно работать с текстом. Предстоит работа,   для   осуществления   которой   необходимо   понимать,   что  грамотное   –   в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем [3]. Среди методических приемов по организации смыслового чтения на уроках биологии мы выделяем следующие: 1. Кластер  –   педагогический   метод,   который   развивает   вариантность мышления,   способность   устанавливать   всесторонние   связи   и   отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Пример. Биология 5 класс тема «Вещества клетки» Техническое задание обучающимся: 1. Прочитайте   текст  учебника . §6 стр.26­27( Пономарева И.Н. Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 128 с. )  2. Составьте кластер по теме «Вещества клетки». 2. Инсерт – это интерактивная система записи для эффективного чтения и  размышления. Прием способствует развитию аналитического мышления,  является средством отслеживания понимания материала. Во время чтения  текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже  знал; «+» – новое;  «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Пример. Урок в 5 классе по теме «Царство Растения. Внешнее строение и  общая характеристика растений». Организуя работу учащихся на этапе интеллектуально­преобразовательной  деятельности, на котором предполагается закрепление изученного материала,  учитель предлагает текст «Царство Растения» учебника . §1 стр.6­10( Пономарева И.Н. Биология 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных  организаций/ И.Н. Пономарева, В.С.  Кучменко, О.А. Корнилова; под ред. И.Н.  Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 189 с. )  .   Учащимся   необходимо   прочитать   текст,   и   поставить   на   полях специальные пометки. «v» – это я знаю; «+» – новая информация; «­» – информация, противоречащая моим знаниям; «?» – хотел бы узнать об этом побольше. 3. Заполнение таблицы «З­Х­У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).  Один   из   способов   графической   организации   и   логико­смыслового   материала. структурирования   1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе   заполняют   первый   и   второй   столбики   «Знаю»,   «Хочу   узнать». 2   шаг:  По   ходу   знакомства   с   текстом   или   же   в   процессе   обсуждения «Узнали». прочитанного, заполняют учащиеся       графу   3   шаг:   Подведение   итогов,   сопоставление   содержания   граф. У школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания   таблицы   каждым   учеником.   Стадия   осмысления   заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация. Дополнительно можно предложить ученикам еще 2 графы:  ­ источники информации, ­  что осталось не раскрыто. 4. «Fishbone» (фишбон, рыба) ­ это модель постановки и решения проблемы, которая   позволяет   описать   и   попытаться   решить   целый   круг   проблем   (поле  В   голове   этого   скелета   они   обозначают   ту   проблему,   которая проблем). рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних   «отростках»   ученики   отмечают   причины   возникновения   изучаемой проблемы (это можно сделать до прочтения текста в результате актуализации своих знаний   и   опыта).   Напротив   верхних   «отростков»   есть   нижние   «косточки»,   на которых   учащиеся   по   ходу   чтения   выписывают   факты,   подтверждающие существование   сформулированных   ими   причин,   или   возможные   пути   решения проблемы.  Пример. Урок в 5 классе по теме «Нужны все на свете».  Постановка проблемы: какое царство самое главное? Учащиеся высказывают  докажите свои   предположения.   Задания   группам:   используя   текст   учебника, важность   представителей   царства   Бактерий   (Растений,   Животных,   Грибов)     в природе. Задание: прочитайте сказку Б. В.Заходера «Сказка про всех на свете»  (просмотрите мультфильм) и приведите аргументы. Данное задание может  выполнятся как в классе, так и дома. 5. «Тонкие» и «толстые вопросы»Прием "Тонкие и толстые вопросы"  может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова ­ это вопросы  до изучения темы, на стадии осмысления ­ способ активной фиксации вопросов по  ходу чтения, слушания, при размышлении ­ демонстрация понимания пройденного. Пример. Урок в 5 классе по теме «Минеральное питание растений и значение воды» учебника   .   §6   стр.26­27(   Пономарева   И.Н.   Биология   5   класс:   учебник   для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 189 с. )  Работа   с   текстом   учебника.   Класс   делится   на   группы.   Одна   группа   готовит «толстые» вопросы, другая – «тонкие». Вопросы задаются по очереди.                                      «Толстые» и «тонкие» вопросы Таблица 1 Толстые Дайте объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...?  Предположите, что будет,  если...? Что, если...?  Тонкие Кто…? Что…?  Когда…? Могли…? Согласны ли Вы...? Верно ли...? Было ли...? Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются такие универсальные учебные действия, как:  Коммуникативные   –   умение   формулировать   свою   позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.   Познавательные – умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.   Личностные – в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.  Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму).  При   организации   смыслового   чтения   при   обучении   биологии  важно учитывать,   что   современные   ученики   значительно   изменились:   они   обладают системно­смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость  формирования, развития смыслового восприятия  и переработки текстовой информации на всех этапах обучения чтению.  Литература 1 Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. ­ М.: «Педагогика», 1989. ­ С. 328 – 346. 2 Мишакова В. Н. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии: методическое пособие /В. Н. Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО – 2013. ­105  с. (ФГОС второго поколения) 3 Мишакова   В.Н.   Современный   урок   биологии:   проектирование   и   анализ. Методическое пособие. ­ Оренбург: ГБУ РЦРО, 2013. 4 Примерная   основная   общеобразовательная   программа   образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения) 5 Суматохин,   С.В.   Чтение   и   понимание   содержания   текста   при   обучении биологии / Биология в школе. – 2012. – №6 – С. 54­60. 6 Суматохин, С.В. Виды чтения при обучении биологии / Биология в школе. – 2012. – №7 – С. 15­23. 7 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. 8 Формирование   универсальных   учебных   действий   в   основной   школе:   от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.С. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом

Смысловое чтение при обучении биологии: методические приемы организации работы с текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2019