УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 34
СОЧИНЕНИЕ
на тему:
Эхо войны в судьбе фронтовички Серафимы в повести В. Сукачева «Военная»
п. Солнечный
2005 год
Название работы: Эхо войны в судьбе фронтовички Серафимы в повести В. Сукачева «Военная»
Выполнил: Артеменко Артем – учащийся группы РГО-22
Рецензент: Потапова Ирина Сергеевна – преподаватель литературы и русского языка ПУ-34
Краткая аннотация:
Автор творческой работы постарался высказать свою точку зрения на повесть В. Сукачева «Военная», раскрыть образ главной героини – Серафимы с ее сложной и неповторимой судьбой.
В работе приводятся примеры из жизни автора, его высказывания о людях, подобных главной героине.
Весь материал сочинения способствует формированию патриотического воспитания.
Адрес: Профессиональное училище № 34
ул. Ленина, 11
Эхо войны в судьбе фронтовички Серафимы
в повести В. Сукачева «Военная»
А говорили: все проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны жива в народе
И бродит, как в березе сок.
А. Селезнев
Из многих имен писателей-дальневосточников, рассказывающих о Великой Отечественной войне, меня привлекло имя Вячеслава Сукачева. Раньше я ничего не слышал о нем, но, прочитав повесть «Военная», с удивлением понял, что хочу узнать об этом писателе как можно больше: просмотрел множество газет, воспользовался Интернетом – и вот: передо мной творческий портрет талантливого писателя, автора множества произведений о нашем крае, о судьбе народа, о Великой Отечественной войне.
Третьего июля этого года Вячеслав Сукачев отметил свое шестидесятилетие. Весом его послужной список творческой карьеры – от корреспондента районной газеты до главного редактора журнала «Дальний Восток». Вячеслав Сукачев – писатель активный, действующий, в столе его лежат четыре новые рукописи, две из них – романы, около ста рассказов. Как бы хотелось поскорее познакомиться с ними! Но пока я нахожусь под впечатлением только что прочитанной мною повести «Военная». Она была написана сравнительно давно, в тысяча девятьсот семьдесят пятом году, через тридцать лет после Победы. Сам автор, не зная войны, сумел неторопливо и подробно рассказать о судьбе цельной, строгой к себе и людям, русской женщины-фронтовички.
Я бы, пожалуй, назвал эту повесть «драмой с трагическим сердцем».
Главная героиня – Серафима с семнадцати лет едет на строительство Комсомольска, так как молодость, природная доброта и трудолюбие толкают ее вперед на поиски деятельности, которая может приносить пользу «тому обществу, в котором она выросла и воспиталась».
Серафима, как и большинство русских женщин, обладает рядом положительных качеств, которые позволят ей расточать свою любовь буквально всем людям, получая в ответ только страдания.
Вот и в этом случае она выходит замуж за человека, которого вовсе не любит, но который упорно добивался ее внимания: за Матвея.
Но на этом судьба не перестает преподносить ей сюрпризы: ее муж Матвей – трус и не хочет идти на фронт. Серафима же видит в войне угрозу не только своей Родине, но и своим семейным ценностям.
Однако, именно на войне, когда смерть собирает богатый урожай и каждый миг может стать последним, тем сильнее человек хочет жить, а в душе просыпаются как самые низменные, так и возвышенные чувства любви. Тут фронтовичка встречает свою первую настоящую любовь – Владимира Михайловича Пухова. Именно во Владимире она находит родственную, чуткую и храбрую душу. Однако, Пухов погибает, оставив в сердце и памяти Серафимы неизгладимый след. Искренне жаль героиню.
Возвращаясь с фронта, Серафима хочет увидеть свою дочь, объяснить ей, почему в столь раннем возрасте она вынуждена была оставить ее на попечение отца.
Но дочь Ольга уже воспитывается другой женщиной и не узнает свою истинную мать. Серафима с горечью понимает, что между ней и дочерью образовалась пропасть. Чтобы не причинять боль и страдания своему самому родному, близкому существу – ребенку, Серафима юбовь владимира ть последним, тем сильнее человек хочет жить, а в душе просыпаются решает пожертвовать своим счастьем и уступить дочь другой женщине.
Поражаешься поступку матери, аналогичному спору двух женщин перед царем Соломоном, когда одна готова пожертвовать жизнью ребенка, а другая – своим счастьем ради его жизни, но, как мы знаем, справедливость тогда восторжествовала. Серафима же остается ни с чем. Чем глубже вчитываешься в повесть, тем больше удивляешься характеру Серафимы: откуда у нее берутся силы для того, чтобы жить…
Единственной отдушиной в ее исковерканной, разорванной в клочья судьбе после войны стало общение со своими старыми фронтовыми друзьями. Я думаю, это скорее всего из-за того, что фронтовики, пройдя весь свой нелегкий путь плечом к плечу, деля каждый день свое ложе со смертью и опасностью – сплочаются очень сильно, потому их дружба гораздо крепче родственных уз. Они как бы образуют обособленный от других людей и скрепленный кровью мирок. Вот и приезд Никиты Боголюбова как бы вернул Серафиму в прошлое, в военное прошлое, отозвался эхом в ее судьбе.
«Всех перекрутила война, всех переломала, здоровых и калек, и сегодня еще тешится, тридцать лет прошло, а ей все мало».
Читая произведение, я видел прежде всего в Серафиме одновременно стойкую, сильную, но при всем при этом по-женски слабую натуру. Ведь героиня столько испытала: изнасилование ее Рыбочкиным, смерть Владимира Пухова, «потеря» дочери; но она все же не перестает вести свою тихую и размеренную жизнь, хотя часто срывается и плачет от незаслуженного бабьего горя.
Я думаю, что семейную жизнь Серафимы разрушила не столько война, сколько безразличие, эгоизм и черствость той среды, в которой она выросла. Как правило, человек, много испытавший и переживший, в конце концов, устает, старается понять смысл жизни, тихо, мирно, доживая свой век, найдя свою вторую половину, как, например, Иван Рубцов.
Итак, прочитана последняя страница повести, и я сделал для себя вывод: нет, эта повесть не только о войне, а еще и о том, что возвышенная любовь, пришедшая впервые любовь, никогда не забывается. «Ты вот однажды так на меня взглянул, что я и умирая вспомню, и всю жизнь помнить тебя буду за один взгляд этот…»
Для меня Серафима – это идеал женщины со своей материнской любовью, милосердием к окружающим, и, конечно, стойкостью.
Символичен финал повести: голоса людей смолкают, и открывается простор для голоса природы. Он вечен.
«Еще долго стояло тепло над Амуром, и светло-желтые листья медленно кружились над землей, укрывая ее многоцветным покрывалом, мягко и ласково шуршащим под ногами…»
Однако, эхо войны еще долго будет тревожить и без того беспокойный сон Серафимы.
Закончить свое сочинение я хотел бы словами автора, Вячеслава Сукачева, сказанными им в одной из критических статей, о людях, подобных Серафиме:
«Нет, далеко не безоблачной была у них жизнь, хватало в ней всякого – доброго и дурного, радостного и грустного, но неизбежным оставалось одно: выстояв в той войне – выстояли в этой жизни. Ах, как мало осталось у нас таких людей, ах как недостает нам их в расхристанной современной жизни…»
Рецензия
Сочинение учащегося ПУ-34 группы РГО-22, Артеменко Артема на тему «Эхо войны в судьбе фронтовички Серафимы в повести В. Сукачева «Военная» соответствует выбранной теме.
Учащийся показал хорошее знание повести В. Сукачева «Военная».
Удачно подобранная композиция сочинения, четко сформированная мысль, логически правильное и последовательное изложение материала показали, что эта работа выделяется своей самостоятельностью, точностью, яркостью выражения мыслей, впечатлений, чувств.
Интересны суждения о судьбе героини, фронтовички Серафимы, в которой учащийся видит идеал женщины – матери с ее милосердием к окружающим, стойкостью и терпением.
Было интересно проследить, как проявляется личность учащегося в оценке литературного произведения (определения основной идеи, что эта повесть не только о войне, но и о незабываемой любви).
Заканчивает свое сочинение учащийся высказыванием В. Сукачева о выстоявших в той войне людях, и как их не хватает в нашей современной жизни, тем самым подчеркивая и свое отношение к событиям тех далеких военных лет.
В работе чувствуется сформированная гражданская позиция по патриотическому направлению.
Творческий поиск, точная и эмоциональная речь показали, что учащийся органично использовал свой творческий арсенал и заслуживает отличной оценки.
Преподаватель
литературы и русского языка И.С.Потапова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.