Содержание программы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. V класс.

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Содержание программы по развитию слухового восприятия.doc

Содержание программы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

V класс.

 

3 часа в неделю на каждого учащегося.

 

I. Развитие слухового восприятия.

 

Первое полугодие

Восприятие на слух речевого материала:

обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью типа

Не клади в книгу карандаш, ручку можно порвать переплет. В классе холодно, а товарищ открыл окно о чем ты попросишь товарища?

и т. п.;

связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Дом. Квартира. Мебель», «Столовая. Продукты питания. Правила поведения за столом», «Все для всех», и др., а также математической и грамматической терминологии, природоведческого материала.

Восприятие на слух текстов (до 15—17 предложений) и заданий к ним по темам: «Забота о природе», «Города-герои», «Для чего руки нужны».

 

Второе полугодие

Восприятие на слух речевого материала:

обиходно-разговорного характера и связанного с организацией учебной деятельности типа Скажи, что ты говоришь, когда прощаешься с товарищами. Тебе нужно отправить телеграмму, ты не знаешь, где находится почта,что ты спросишь у прохожего? Скажи, пожалуйста, ты сам (-а)  просыпаешься утром  или  тебя  кто-нибудь  будит? и т. п.;

связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Труд детей в школе», «Дружба — нам помощница», «Внешний вид товарища», «День космонавтики», «Спорт», а также математической и грамматической терминологии, природоведческого материала.

Восприятие на слух текстов (до 15—20 предложений) по темам: «Кем быть и кем не быть?»,   «Явления природы»,   «Космонавты» и др.

 

Основные требования к умениям учащихся.

 

Учащиеся к концу V класса должны уметь:

воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов типа Обращаться с книгой надо бережно и аккуратно, потому что над ней трудилось много людей. Анна Михайловна рассказала девочкам, что во время войны у нее погибли муж и два сына, теперь она живет одна. За какое время Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца? Послушай сложное предложение, назови придаточное предложение: «Саша не пришел в школу, потому что он заболел» и т. п.;

воспринимать на слух тексты (до 15—20 и более предложений), сложные по содержанию;

воспринимать на слух весь речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 6 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 3—3,5 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,3—0,5 м (учащиеся с Ш степенью тугоухости); б) с аппаратами на расстоянии не менее 10—12 м (учащиеся с 1 степенью тугоухости), 8—10 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 5—б м (учащиеся с III степенью тугоухости) и на более близком расстоянии голоса товарищей.

Правильное    выделение    синтагм    при    помощи    дыхательных    пауз    в самостоятельной речи.

II. Обучение произношению.

I. Речевое дыхание

Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи..

 

II. Голос.

Соблюдение логического ударения в диалоге.

 

III. Звуки и их сочетания

Закрепление     дифференцированного     произношения     согласных     звуков, родственных по артикуляции:

носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д;

слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;

слитных и смычных: ц—т, ч—т;

глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж.

 

IV.      Слово

Соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс дс (детство, Братск), стн здн (чесно, позно).

 

V.      Фраза

Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы.

Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).

 

Содержание программы по развитию слухового восприятия и

обучению произношению.

VI класс.

3 часа в неделю на каждого учащегося.

 

I. Развитие слухового восприятия.

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов речевого материала:

а) связанного с учебной деятельностью учащихся и обиходно-разговорного характера типа Почему мы^стреба и орла называем хищными птицами? Какая дробь больше: ..Шли...? Проветривайте чаще все помещения. Придумай словосочетание по схеме: какой(-ое)? + что? Какие ты знаешь спортивные игры ?Расскажи основное содержание просмотренного фильма. Ты сам просыпаешься утром или тебя кто-нибудь будит? Зеленые насаждения очищают воздух, береги их. Придумай по два предложения с обращением.  Если неизвестное  число разделить  на  ...   и  к   частному прибавить ..., то получится .... Как выдумаете, чем полезен спорт? Как выражают благодарность? и т. п.;

б) связанного с изучением образовательных предметов по темам: «Родная
природа».          «Школьная    жизнь»,           «Наша       Родина»,    «Праздники»,

«Транспорт», «Как вести себя в общественных местах», «Занимайся спортом» и др.

Восприятие на слух текстов, содержащих до 15—20 предложений.

 

Основные требования к умениям учащихся.

 

Учащиеся к концу VI класса должны уметь:

воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы), произносимый как учителем, так и товарищами на оптимальном расстоянии, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, а также обиходно-разговорного характера, воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты до 15—20 предложений;

слышать с индивидуальными аппаратами ошибки в произношении товарищей (в соблюдении интонации, словесного ударения, в воспроизведении звукового состава слова);

воспринимать "в условиях относительной изоляции от шума весь речевой материал, произносимый учителем, на слух без аппаратов — на расстоянии не менее: 6 м (I степень тугоухости), 3,5 м (II степень тугоухости), 0,3—0,5 м (III степень тугоухости), а со слуховыми индивидуальными аппаратами на расстоянии 10—12 м (I степень тугоухости), 6—10 м (II степень тугоухости), 5—6 м (III степень тугоухости) и на более близком расстоянии — голоса товарищей.

 

I. Обучение произношению.

Закрепление всех умений, полученных учащимися в ! - V классах по основным разделам: I. Речевое дыхание; II. Голос; III. Звуки и их сочетания; IV. Слово;   V. Фраза.

Содержание программы по развитию слухового восприятия и

обучению произношению.

VII КЛАСС
3 часа в неделю на каждого учащегося.

 

I. Развитие слухового восприятия.

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них
речевого материала:

а) связанного с учебной деятельностью учащихся и обиходно-
разговорного характера типа: Разбери слово по составу. Как изменяются
существительные?        Назови     меры        времени.               Скажи,   как     ты

заботишься о заболевших   друзьях   и   родных.    Как надо относиться   к хлебу и почему? Какое значение имеют растения в жизни людей? На сколько число ... больше числа ...? Слова автора, кавычки. История рассказывает о мужестве русского народа. Назови прославленного полководца Отечественной войны 1812 года. Как ты считаешь, ты любишь своих  товарищей?  и т. п.;

б)      связанного      с      изучением      общеобразовательных             дисциплин

по темам:   «Родная природа»,   «Труд людей»,   «Береги маму».

Восприятие на слух текстов (до 20 предложений) по тем же темам.

 

Основные требования к умениям учащихся.

 

Учащиеся к концу VII класса должны уметь:

воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью учащихся и с изучением общеобразовательных предметов, а также тексты с голоса учителя в условиях относительной изоляции от шума на расстоянии не менее: 6,5 м без индивидуальных слуховых аппаратов и 10—12 м с индивидуальными слуховы­ми аппаратами (I степень тугоухости), 3,5—3,8 м без аппаратов и 8—10 м с аппаратами (II степень тугоухости), 0,3—0,5 м без аппаратов и 6—6,5 м с аппаратами (III степень тугоухости);

воспринимать на слух речевой материал, произнесенный учителем, а также учащимися класса на одинаковом расстоянии;

воспринимать речевой материал (слова, словосочетания, фразы и тексты) с грампластинок или магнитной пленки.

 

I.Обучение произношению.

Закрепление умений, приобретенных   учащимися по всем разделам: I. Речевое дыхание; II. Голос; III. Звуки и их сочетания; IV. Слово; V. Фраза.

Особое внимание обратить на произношение смешиваемых согласных: дифференциация носовых и ротовых звуков, свистящих, шипящих, аффрикатов, звонких и глухих, слитных и щелевых, слитных и смычных.

Закрепление навыка воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи.

Содержание программы по развитию слухового восприятия и

обучению произношению.

VIII КЛАСС,

2 часа в неделю на учащегося.

 

I. Развитие слухового восприятия.

Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевого материала, связанного с учебной деятельностью учащихся: В каком климатическом поясе мы живем? Приведи пример лучевой симметрии. Союз служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, и т. п.

Восприятие на слух фраз обиходно-разговорного характера.

Восприятие на слух текстов по темам: «Родной язык», «Любимая профессия», «Из жизни замечательных людей» и т. д.

Восприятие на слух речевого материала, произносимого разными дикторами (учителем, товарищами) на одинаковом расстоянии.

Восприятие на слух (с индивидуальными аппаратами) речевой информации с магнитной пленки или грампластинки.

Слухо-зрительное восприятие речевого материала учебной программы и популярных  детских и молодежных передач по телевидению.

 

Основные требования к умениям учащихся.

 

Учащиеся к концу VIII класса должны уметь:

воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами речевой материал независимо от того, какой диктор его произносит, на одинаковом расстоянии: не менее 12 м (I степень тугоухости), 9—10 м (II степень тугоухости), 6,5—7 м (III степень тугоухости) — в условиях относительной изоляции от шума;

воспринимать на слух без аппарата речь учителя и товарищей разговорной громкости на одинаковом расстоянии не менее: 7 м (I степень тугоухости), 4 м (II степень тугоухости),   0,4—0,5 м (III степень тугоухости);

воспринимать шепотную речь (I, II степень тугоухости) на оптимальном расстоянии;

воспринимать слухо-зрительно с индивидуальными аппаратами основной речевой материал популярных детских и молодежных передач, а также изучаемого программного материала по учебной программе телевидения.

 

I.Обучение произношению.

Закрепление и совершенствование умений, приобретенных учащимися в 1-V классах по всем разделам: I. Речевое дыхание; II. Голос; III. Звуки и их сочетания; IV. Слово; V. Фраза.

Основное время отводится разделам: IV. Слово - закрепление правил орфоэпии; V. Фраза - совершенствование интонационной окрашенности речи.

 

Содержание программы но развитию слухового восприятия и обучению произношению.

 IX КЛАСС.

2 часа в неделю на каждого учащегося.

 

Восприятие на слух с индивидуальными аппаратами и без них речевого материала, связанного с учебной деятельностью учащихся, с голоса учителя и •товарищей, а также с магнитной пленки.

Восприятие диалогической и монологической речи с магнитной пленки и грампластинок.

Восприятие информации (соответствующей развитию учащихся) по телевидению, радио.

Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, а также связанного с учебной деятельностью учащихся по телефону.

Восприятие на слух сложных текстов.

 

Основные требования к умениям учащихся

 

К концу IX класса учащиеся должны уметь:

воспринимать на слух весь программный речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, относящийся к учебной деятельности учащихся, и тексты в естественном звучании на все увеличивающемся расстоянии:

а)  с   индивидуальными   слуховыми   аппаратами — более    12   м   (I степень
тугоухости),    более  Юм    (И степень тугоухости),      7—8 м    (III степень
тугоухости);

б)  без индивидуальных слуховых аппаратов — 7,5 м (I степень тугоухости),
более 4 м (II степень тугоухости), 0,5 м (III степень тугоухости);

воспринимать по телефону фразы обиходно-разговорного характера.

 

II. Обучение произношению.

Дальнейшее совершенствование произносительных навыков на основе слухо-зрительного восприятия образца речи учителя и подражания ему. Основное место отводится разделам: IV. Слово - правила орфоэпии; V. Фраза - членение фразы на смысловые синтагмы.   Интонационная окраска при помощи модуляции голоса.

 

Содержание программы по развитию слухового восприятия и обучению

произношению.

X КЛАСС.

2 часа в неделю на каждого учащегося.

 

I. Развитие слухового восприятия.

Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них программного речевого материала (текстов, фраз, словосочетаний, слов) в разных условиях (в помещении, изолированном от посторонних шумов; в условиях, приближающихся к естественным), с голоса и с магнитной пленки, грампластинки.

Восприятие на слух информации по телевидению, радио, телефону (диалогической и монологической речи).

 

Основные требования к умениям учащихся

 

К концу X класса учащиеся должны уметь:

воспринимать  на  слух  весь  программный  речевой    материал  в разных

условиях на расстоянии 8 м без индивидуальных слуховых аппаратов и 12—13
м с аппаратами (
I степень тугоухости);

более 4 м без аппаратов и не менее 11 м с аппаратами (II степень тугоухости); 0,5—0,6 м без аппаратов и 8—9 м с аппаратами (III степень тугоухости);

воспринимать на слух речевой материал популярных радиопередач;

воспринимать на слух диалогическую и монологическую речь по телефону.

 

II.      Обучение произношению.

Попутная коррекция произношения на занятиях по слуховому восприятию, 4-5 минут рекомендуется отводить автоматизации произношения на речевом материале, подобранном по фонетическому принципу (например: автоматизация свистящих звуков). При необходимости можно 1 час отводить для занятий по развитию слухового восприятия, а 1 -час выделять для индивидуальной работы над произношением.

Основное место отводится работе над разделом V. Фраза-интонационная окрашенность самостоятельной устной речи.

 

Содержание программы по развитию слухового восприятия и

обучению произношению.

XI-XII классы.

2 часа в неделю на каждого учащегося.

 

I.  Развитие слухового восприятия.

Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без аппаратов речевой информации по телефону, телевизору и радио, с грампластинки, магнитной пленки.

Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами речевого материала обиходно-разговорного характера, а также связанного с учебной деятельностью учащихся, в любых условиях, близких к естественным, с голоса учителя, товарищей на все увеличивающемся расстоянии.

 

Основные требования к умениям учащихся

 

К концу XI-XII классов учащиеся должны уметь:

свободно воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами и без них любой речевой материал обиходно-разговорного характера, а также связанный с учебной деятельностью учащихся в разных условиях на расстоянии: 8.5 м без индивидуальных слуховых аппаратов и 13—14 м с аппаратами (1 степень тугоухости); более 4 м без аппаратов и 12 м с аппаратами (II степень тугоухости), более 0,5—0,6 м без аппаратов и 9—10 м с аппаратами (III степень тугоухости);

свободно воспринимать на слух информацию, заключающуюся в основных радио- и телепередачах, передаваемую по телефону, а также с магнитной пленки и грампластинок.

 

II. Обучение  произношению.

Попутная коррекция произношения учащихся на материале занятия по
слуховому         восприятию: если           есть        необходимость,       проводятся

индивидуальные   занятия   по   произношению   (в   основном   с   обучающимися, имеющими  тяжелую степень   тугоухости).