Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым
В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и алтарь.
Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи ("полати", или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками.
До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около 3000 кв м фресковой росписи.
Здесь изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно "небесной иерархии", которая отвечала иерархии феодального общества.
Все сохраненные мозаики Софии Киевской - это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.
В зените центрального купола, в медальоне диаметром 4,1 м, видим монументальное изображение полуфигуры Христа-Вседержителя.
Христос - в пурпурном хитоне* и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.
Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора София Киевская,— четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка). На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями се-вастийских мучеников. На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение": слева — архангел Гавриил, справа — дева Мария.
Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь ХРАМА СОФИИ КИЕВСКОЙ.
Взгляд входящегося в собор приковывает величественная монументальная фигура молящеся богоматери – ОРАНТА (премудрость божия), размещенная в своде алтаря.
Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.
«Оранта»
София Киевская
В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты - богоматери, которая молится.
Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее - около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями.
На ней - синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок.
Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.
Под Орантой - многофигурная композиция "Евхаристия"- символическая сцена причащения апостолов.
В центре - престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них 2 рраза изображена фигура Христа.
Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон.
Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос - в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.
«Евхарстия» –символическая сцена причащения апостолов, раскрывающая главный догмат христианского вероучения. К этой сцене тяготеют по смыслу фрески религиозного характера на стенах центрального нефа, трансепта и на хорах.
Изображения всех трех ярусов главного алтаря тесно взаимосвязаны.
Здесь читается единый композиционный и колористический замысел.
Белые омофоры на плечах святителей соответствуют светлым одеяниям апостолов в "Евхаристии", синий цвет одежды богоматери перекликается с такого же цвета плащом Христа и фоном орнамента над фигурами святителей.
Звучание синих и белых тонов в апсиде усилено малиновым цветом престола в центре сцены "Евхаристия".
Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской.
Сцены и персонажи, набранные мозаикой,— это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения.
Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески, т. е. расписаны водяными красками по сырой штукатурке.
На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились "Распятие", "Сошествие Христа во ад", "Явление Христа женам-мироносицам", а также сцена "Сошествие святого духа", замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.
Евангельские сюжеты представлены и на хорах Софии Киевской:
"Чудо в Кане Галилейской",
"Чудо умножения хлебов",
"Тайная вечеря»
Здесь же написаны композиции, связываемые теологами с евангельскими легендами:
"Встреча Авраамом трех странников",
"Гостеприимство Авраама",
"Жертвоприношение Авраама",
"Три отрока в пещи огненной».
"Встреча Авраамом трех странников":
Интересный цикл фресок Софии Киевской, композиционно близких к древним миниатюрам, сохранился в боковых алтарях и нефах собора София Киевская.
Здесь сцены из "житий святых" написаны в хронологической последовательности в каждом ярусе.
Сюжеты трактованы жизненно и правдиво: живые, выразительные лица, свободные позы, полные динамики жесты.
Скорбно лиричный образ Анны ("Моление Анны"),
встреча юных женщин ("Целование Марии и Елизаветы"), трогательная фигура маленькой Марии ("Введение во храм") — все это, как и другие сцены, передано глубоко эмоционально.
На стенах, крещатых столбах и арках собора Святой Софии Киевской изображены многочисленные фигуры и полуфигуры святых. Древние мастера создали целую галерею впечатляющих образов. Акцентируя внимание на чертах лица, художники убедительно воплощают суровость и величие, благородство и аскетизм, фанатизм и юношескую мягкость изображаемых персонажей.
Северный придел Софии Киевской посвящен святому Георгию — духовному патрону Ярослава Мудрого (Георгий — христианское имя князя).
Фрески южного придела рассказывают о подвигах архангела Михаила, считавшегося покровителем княжеской дружины и Киева. В этом сказывается прямая связь между живописью религиозного содержания и светскими изображениями, которые занимают видное место в росписях храма.
Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря.
Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века.
Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.
Портрет семьи Ярослава Мудрого:
1. Реконструкция В. Лазарева:
слева от Христа - княгиня Ирина с дочками,
справа - Ярослав Мудрый с сынами
2. Реконструкция С. Высоцкого:
слева от Христа - князь Володимир и Ярослав с сынами,
справа - княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочками
3. Реконструкция А. Поппе:
слева от Христа - Ярослав с сынами и дочкой;
справа - княгиня Ирина с дочками
Уникальный ансамбль фресок Софии Киевской светского содержания сохранился на стенах и столбах двух лестничных башен Софиевского собора —
княжеского хода на "полати" (хоры).
Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и т. п.
Большое место занимает композиция "Ипподром" в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.
Среди росписей в Софии Киевской часто встречаются изображения животных (гепард, лев, медведь, верблюд, осел, вепрь, собака, заяц), птиц и разнообразных фантастических зверей.
Большой интерес представляют фигуры скоморохов: музыкант со смычковым инструментом, сидящий на придорожном камне, флейтисты, музыканты, играющие на гуслях и лютне.
В южной башне сохранилось единственное известное в древнерусском искусстве изображение воздушного органа. Отчетливо видна установка с трубами, органист, ударяющий руками по клавишам, и два скомороха, которые, стоя на мехах, нагнетают воздух в органные трубы.
Фрески в башнях Софийского собора — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта.
Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.
Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек.
Реже встречаются геометрические орнаментальные построения.
Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской.
Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне.
Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов.
При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий - 21, зеленый - 34, красно-розовый - 19, золотой - 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты.
Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов. Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов.
Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики - около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее 4 - 6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.
Возле каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Имена мозаистов неизвестны. Однако художественные особенности отдельных изображений и способы укладки смальты дают возможность определить состав бригады мастеров в количестве восьми человек (не считая подмастерьев).
Мозаики и фрески собора Святой Софии Киевской — выдающийся памятник средневекового монументального искусства.
Наряду с прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.