«Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»
Оценка 5

«Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»

Оценка 5
docx
08.10.2023
«Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»
Приложение 3.2.1.docx

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Кулом

 

Приложение 3.2.1

 

 

Методическая разработка

урока по предмету

 Литературное чтение

 

                                                                                «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

 Кочанова Валентина Борисовна

 

 

 

 

 

с. Усть-Кулом 2021г

 

 

 

                                               Пояснительная записка

 

Урок обучения грамоте, 1 класс   

Учитель:  Кочанова Валентина Борисовна

Тема урока: «Звуки [ м ], [ м` ]. Буквы М,м.

 Цели:

Обучающие:

Познакомить со звуками [м ], [м ` ]; развивать фонетико-фонематическое восприятие , артикуляционное понимание звука; научить печатать буквы М,м, читать слоги и слова с этими буквами.

Развивающие:

Развитие навыков самоконтроля и самоанализа, понятийного мышления, зрительного восприятия, памяти, образного мышления, аналитико-синтетических умений и навыков; учить четкой последовательности звукобуквенного анализа дальнейшей обработкой понимания предложения и его признаков; формирование произвольного внимания;

Воспитательные:

Воспитывать культуру речи, усидчивость, аккуратность и трудолюбие, любовь к Родине, культуру поведения и общения друг с другом; поощрять взаимопомощь, умение радоваться не только за свой успех, но и за успех одноклассников.

Личностные УУД:

 Анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят взаимоотношения с их учетом

Познавательные УУД:

 общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – анализируют пословицы

Коммуникативные УУД:

 строят понятные для окружающих высказывания

Регулятивные УУД:

 удерживают цель деятельности до получения ее результата

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи:

Создать положительный эмоциональный настрой на совместную работу;

Актуализировать ранее полученные знания;

Формировать умения анализировать звуковой состав слов, вычленять из слов нужный звук и давать ему характеристику;

Учить применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Образовательные ресурсы:

ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику.

 Карточки синего и зеленого цвета.

Презентация 

 

                                                                                Технологическая карта урока.

Предмет, класс

 Литературное  чтение  , 1класс.(Обучение грамоте ,чтение)

Учитель

       Кочанова Валентина Борисовна

Тема урока,

№ урока по теме

«Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»

№22(букварный период)

Цель урока

 

Создать условия для развития умений работать с текстом, ребусами, составлять рассказ по иллюстрации

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- учить звуковому и сравнительному анализу слов

- способствовать формированию навыков сознательного, выразительного, правильного  чтения

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать,

   делать выводы

- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, навыки самостоятельной работы и 

  работы в парах

 

Воспитывать  навыки  самостоятельной  работы, умения работать в паре.

- воспитание  дружелюбия, ответственности, любви и уважения к матери.

 

 

Актуальность и вид использования на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет и др.)

ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику.

Образовательные ресурсы Интернет (адреса сайтов)

 

 

 

 

Этапы  урока

Деятельность учителя

                                                                                 Деятельность обучающихся

                    Познавательные

                            Коммуникативные

             Регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1 этап урока. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- Что такое? Что случилось?

- Почему звенит звонок? (Слайд 2)

- Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно работать на уроке, чтобы показать все наши знания и умения?

 

- Руки полочкой на стол,

  Начинаем разговор!

Включение в учебный процесс.

 

 

                                                                                                     2 этап урока   Актуализация знаний.

- Ребята, нам пришла телеграмма (Слайд 3)

       

                          Я девчушка озорная, шебутная, деловая

С розовыми щёчками, в розовом платочке.

К Мишке в гости приходить

И его повеселить я люблю, но вот задача

Стало скучно нам на даче.

И решили мы вчера вас спроведать, детвора!

Едем вас мы посмотреть

     Ваши: Маша и Медведь.              

    

- Итак, к нам сегодня придут гости. Это Маша и Миша, из  всеми нами любимого мультика.

- Ребята, давайте приготовим для наших гостей подарки. Соберём для них грибы. В корзинку для Маши будем складывать грибы с буквами, а в корзинку для Миши  грибы со звуками.

- Ребята, почему в Мишиной корзине грибов получилось больше, чем в Машиной?

 

Приведите примеры таких букв.

- А чем вообще, буквы отличаются от звуков? (Слайд 4)

Высказывают предположения.

Выделяют существенную информацию из текста

Взаимодействуют с учителем во время опроса

Слушают собеседника

 

Контролируют правильность ответов обучающихся

 

 

Умение слушать,дополнять,уточнять

 

                                                              3 этап. Сообщение    темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.

- Маша и Миша тоже пришли к нам не с пустыми руками, они принесли подарки. (Слайд 5)

- Какие подарки?

- Подарки получат все, кто будет активно работать на уроке. За каждый правильный ответ я буду давать бочонок мёда. В конце урока посчитаем, кто же соберёт большее количество мёда, кто был самым активным.

- А какой третий подарок?

-  Узнаем, когда отгадаем  загадки

Вкусный он и очень сладкий

Быть здоровым помогает

Его пчелы собирают…(Мёд)

Вот и лето пролетело,

А глядишь, в садах поспело:

Груши, яблоки, калина,

Черноплодка и …малина

- Давайте медленно произнесём [м’от] - [мал’ина].  Какие звуки слышите в начале этих слов? Первые звуки в этих словах [м’] и [м].  

 

- У нас очень большой план на урок, давайте начнём его выполнять!

 

-Прежде чем начать работу немножко   отдохнём.

Физкультминутка

 

 

Определяют тему и учебную задачу.

 

Планируют действия в соответствии с поставленной задачей

Слушают учителя.

Прогнозируют ответ на проблемный вопрос.

Принимают и сохраняют учебную задачу

                                                               4 этап .Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации.

- Вот «буквенный домик» и все буквы, которые мы с вами уже выучили. Сегодня у них появится новая соседка, буква «М». Что нужно сделать, чтобы узнать в какую квартиру и на какой этаж поселить букву «М»? 

 

- Давайте вспомним, какая звук  стоял в начале слова «малина».

 

- Давайте попробуем его пропеть. Получается песенка?

- А что мешает?

-  Какие звуки не поются и при их произношении есть преграда?

 - Какой вывод можно сделать?   

- Теперь закроем ушки ладонями и произнесём звук [м].

- Хорошо ли его слышно? (Да). Значит звук [м] – звонкий.

 

- А теперь определим, какие звуки  слышите  в словах МАША и МИША.

 

- Какой звук слышим после звука [м] в слове МАША?

- Что звук [а] делает с впередистоящим согласным?

- Какой вывод делаем?

 

- Определите количество слогов в слове МИША.

- Какой гласный звук есть в первом слоге?

- Что делает звук  [и] с впередистоящим согласным?

-  Какой делаем вывод?

- Какой вывод можно сделать?

 

- Кто может обобщить проделанную работу и сделать вывод по характеристике звука «М» (Слайд7)

- Теперь, зная характеристику звука «М», сможем заселить её в   домики

Эти звуки при письме мы будем показывать буквой Мм. - Ребята, Миша и Маша  подарили нам  новую букву «М».  

 (Слайд 6)

 .

- Ребята, а где ещё все буквы стоят в определённом порядке и никогда не меняются местами? (В алфавите  слайд 8)

 

- Найдите букву «М» в алфавите. Определите её соседей справа  и слева . Запомните местонахождение буквы «М» в алфавите.

 

- Посмотрите, я нашла вот такие буквы «М». ( Слайд 9)

- Они все разные, почему?

 

- Где мы можем повстречать печатные буквы?

 

-Где будем пользоваться письменными буквами?

 

-В каких случаях будем писать и читать заглавную букву?

 

-Теперь мы сможем читать слова, как с печатной буквой «М», так и с письменной!

 

 

 

Структурирование знаний

Взаимодействуют с учителем во время опроса.

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Готовность слушать  собеседника и  вести  разговор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  5 этап.   Первичное     закрепление

- Маша и Миша, когда шли к нам в гости нашли вот такие фигуры и не знают, что сними   делать. Поможем им, ребята?

-  Зная характеристику буквы «М» и звуков, которые она обозначает, мы без труда сможем составлять слого -звуковые схемы с этими звуками!

Поработайте парами, выполните, пожалуйста, слогозвуковую схему слов «МИША» и «МАША»

Проверка по ответу на экране

- Молодцы, вы хорошо поработали самостоятельно…

- Поработали, можно отдохнуть.

Физкультминутка «Прогулка»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, снова сели

         И за парту все присели!                  

 

- Ребята, перед тем, как идти на прогулку, Маша нашла у себя в кармане записку.

(Слайд 12)

- Записка без подписи, поэтому Маша не знает от кого она.

 - Давайте поможем Маше.                                        

 

«Милая Машенька, ты уезжаешь в гости к ребятам.

Пожалуйста, будь осторожна в дороге, не потеряйся.

Не забывай надевать шапочку и варежки.

Я тебя очень люблю.

Твоя  . а . а

 

- Ребята, как вы думаете, кто мог написать Маше такую нежную, заботливую записку?

- Конечно же, это МАМА!!! Каких букв не хватает в подписи? (букв «М»).

 

- Буква «М» вообще очень важная буква, она встречается в очень важных и дорогих нам словах: Мир, Москва… Но самое главное слово в жизни каждого человека – это, конечно же слово «МАМА» Почему?

- Так же, как Машина мама, заботятся о вас и ваши мамы, любят вас, переживают за вас.

- Скажите, что нужно делать, чтобы не огорчать свою маму? ( быть послушным, хорошо учиться, быть  заботливым, добрым, внимательным)

 

- Совсем скоро  в нашей стране будет отмечаться замечательный праздник «ДЕНЬ МАТЕРИ». Мы будем поздравлять наших мам, сделаем для них подарки, пригласим на концерт, чтобы наши мамочки стали ещё капельку счастливее от нашего внимания.

 - Закройте глазки, вспомните каждый свою маму, улыбнитесь. На душе стало тепло.

- Продолжим работу, чтобы порадовать своих мамочек новыми знаниями.   

- Пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой. В этом нам снова помогут Миша и Маша. (Слайд 13)                             

              «Машенька, иди сюда, почитать пришла пора

У меня есть буква «М», буковка – согласная.

Чтобы слог с ней получился, ты подставь к ней гласную».

Подставляем букву «А»

Прочитала Маша – МА

А теперь и букву «О»

Прочитала Маша – МО

Подбежала буква «И»

Прочитала Маша – МИ

Придвигаем букву «Е»

Прочитала Маша – МЕ

Мы приставим букву «У»

Прочитала Маша – МУ

И последний гласный «Ы»

Прочитала Маша  - МЫ.

 

 - Молодцы, помогли Маше прочитать слоги.

- А где мы с вами можем найти слоги и слова с буквой «М»?                - Прежде чем начать читать, давайте отдохнём.

    Пальчиковая гимнастика:

Из сумки книгу вынимаю

(сложенные ладошки держат перед собой)

И с интересом открываю

(раскрывают ладошки)

Листаю яркие страницы

 (показывают, как перелистывают страницы)

Скорей читать бы научиться.

 (следят пальчиком)

Работа в учебнике стр. 85.

 - Найдите наши слоги в правом нижнем углу, прочитайте их самостоятельно, хором, по цепочке.

- Давайте прочитаем слова (по цепочке).

 - Почему слово Москва написано с заглавной буквы?

- Каким словом можно заменить словосочетание город  Москва? (Столица)

- Что такое столица? (Главный город страны).

- Ребята, если мы не знаем значения какого-то слова, где можно получить информацию о  нём?

 

 

 

 

Выполняют действия

 

 

Умение   проводить анализ

Работают в парах, оценивают действия партнёра

Осуществляют работу в парах

Оценивают работу в парах.

Оценивают правильность выполнения действий

                                                                                                                           6  этап . Закрепление

- Ребята, у меня в руках карточки трёх цветов. В них задания разной сложности.

 

- Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете выбрать  карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам нужно  определить какой звук обозначает буква «М» в каждом слове. Если твёрдый, то это слово вы обводите синим карандашом, а если мягкий, то зелёным.

- Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам нужно просто определить, в каком слове есть звук [м]. И обвести эти слова в кружок простым карандашом.

- Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «М» и зачеркните её. 

Проверка            

- Я рада, что большинство из вас правильно оценили свои действия на уроке и уровень своих знаний.

 

Способность и умение производить простые логические действия

 

Умение  обяснять свой выбор

 

Оценивают правильность выполнения действий

                                                                                           7 этап. . Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итоги урока.

- Давайте ещё раз вернёмся к плану нашего урока и посмотрим, все ли его пункты мы выполнили     

- Ребята, сегодня у буквы «М» День рождения! Давайте похлопаем ей!      

 

-Давайте, посмотрим, кто же на уроке был самым активным. Сосчитайте свои бочонки. У вас на партах лежат смайлики, выберите подходящий вашему настроению после урока. (Слайд 20)

- Как здорово! Столько улыбок! Значит, на уроке было интересно!!!

Завтра на уроке мы продолжим работать с буквой «М». Узнаем ещё много нового  про столицу нашей Родины. А чтобы урок прошёл интереснее, пожалуйста, дома поищите интересную информацию о Москве. Где можете найти такую информацию?

         

- Спасибо за урок!

 

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы, обобщения. Анализируют мыслительные операции.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Строить речевые высказывания в устной форме.

Оценивают работу с помощью светофора

Умение проводить самооценку результатов своей учебной деятельности

 Самоанализ урока

Свой урок я строила в соответствии с требованиями программы обучения 1 класса по ФГОС и возрастными особенностями обучающихся. На уроке были использованы все необходимые учебные пособия и дополнительные материалы. К ним можно отнести учебник «Азбука»,   наглядный материал, раздаточный материал, электронную презентацию.

Грамотно выбраны методы мотивации учащихся на протяжении всего урока. В стихотворной форме прошел организационный момент и мотивация учащихся. Ребята с первой минуты включились в учебную деятельность. На данном этапе формировались умения выражать свои эмоции, договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

При актуализации знаний обучающиеся называли изученные буквы, давали им характеристику. На этом этапе формировались познавательные и коммуникативные УУД, а также умения: делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме.

Дети сами сформулировали учебную задачу. Они выделили новые звуки из слов, сравнили их, дали им характеристику.

Осуществлялся оптимальный объем и целевое разнообразие приемов обучения. Участие в обсуждении, составление схем слов по картинкам, ответы на проблемные вопросы, моделирование букв, формулировка выводов, организация фронтальной работы позволила учащимся самостоятельно получить новые знания. На этом этапе прошло формирование умений называть звуки из которых состоит слово, не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слова на слоги, ставить ударение, самостоятельно формулировать познавательные цели, анализировать объекты с целью выделения признаков, характеризующих данные звуки.

При организации усвоения новых знаний и способов деятельности использовались разные виды чтения – жужжащее, хоровое, индивидуальное .Формирование умений: осмысленно правильно читать целыми словами, составлять предложения.

Рефлексия прошла в форме беседы. Учащиеся отвечали на итоговые вопросы урока, оценивали свою работу на уроке с помощью светофора. Формирование умений: выделять и осознавать качество и уровень усвоенного материала.

Урок достиг своих целей.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с

Пояснительная записка Урок обучения грамоте, 1 класс

Пояснительная записка Урок обучения грамоте, 1 класс

ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику

ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику

ИКТ (универсальные, ОЭР на CD -

ИКТ (универсальные, ОЭР на CD -

Слайд 2) - Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно работать на уроке, чтобы показать все наши знания и умения? -

Слайд 2) - Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно работать на уроке, чтобы показать все наши знания и умения? -

И его повеселить я люблю, но вот задача

И его повеселить я люблю, но вот задача

Ребята, почему в Мишиной корзине грибов получилось больше, чем в

Ребята, почему в Мишиной корзине грибов получилось больше, чем в

А какой третий подарок? -

А какой третий подарок? -

Прежде чем начать работу немножко отдохнём

Прежде чем начать работу немножко отдохнём

Давайте попробуем его пропеть.

Давайте попробуем его пропеть.

МАША? - Что звук [а] делает с впередистоящим согласным? -

МАША? - Что звук [а] делает с впередистоящим согласным? -

М» (Слайд7) - Теперь, зная характеристику звука «М», сможем заселить её в домики

М» (Слайд7) - Теперь, зная характеристику звука «М», сможем заселить её в домики

Посмотрите, я нашла вот такие буквы «М»

Посмотрите, я нашла вот такие буквы «М»

М», так и с письменной!

М», так и с письменной!

Маша и Миша, когда шли к нам в гости нашли вот такие фигуры и не знают, что сними делать

Маша и Миша, когда шли к нам в гости нашли вот такие фигуры и не знают, что сними делать

Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик!

Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик!

Давайте поможем Маше. «Милая

Давайте поможем Маше. «Милая

Буква «М» вообще очень важная буква, она встречается в очень важных и дорогих нам словах:

Буква «М» вообще очень важная буква, она встречается в очень важных и дорогих нам словах:

Закройте глазки, вспомните каждый свою маму, улыбнитесь

Закройте глазки, вспомните каждый свою маму, улыбнитесь

Подбежала буква «И» Прочитала

Подбежала буква «И» Прочитала

Листаю яркие страницы (показывают, как перелистывают страницы)

Листаю яркие страницы (показывают, как перелистывают страницы)

Выполняют действия Умение проводить анализ

Выполняют действия Умение проводить анализ

6 этап . Закрепление

6 этап . Закрепление

Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «М» и зачеркните её

Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «М» и зачеркните её

Давайте ещё раз вернёмся к плану нашего урока и посмотрим, все ли его пункты мы выполнили -

Давайте ещё раз вернёмся к плану нашего урока и посмотрим, все ли его пункты мы выполнили -

Дети сами сформулировали учебную задачу

Дети сами сформулировали учебную задачу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023