«Солнце дарит нам тепло и свет»
Цель: систематизировать знания детей о Солнечной системе.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» - помочь понять о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «Световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.
Образовательная область «Речевое развитие» - способствовать развитию умения мыслить, рассуждать, доказывать.
Образовательная область «Физическое развитие» - способствовать развитию мелкой моторики рук.
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие» - развивать
коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе;
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» - обеспечить развитие умения работать с трафаретами.
Предварительная работа: наблюдение за солнцем. Чтение стихов «Вечер» А. Стариков; «Солнце» Ф. Тютчев; «Солнышко» С. Маршак; «Будем как Солнце» К. Бальмонт, сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце»; энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной. Заучивание песен. Рассматривание картин; отгадывание загадок.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель.
У меня для вас, ребятки,
Приготовлена загадка.
Что на небе расцветает
И теплом всех согревает? (Солнце)
Беседа.
Воспитатель. На что похоже Солнце? (Огненный шар.)
Солнце — самая близкая к Земле звезда. Солнце — главный осветитель. Оно горит над Землей как гигантская лампочка.
- Что было бы, если б не было Солнца? (Было бы темно.) Правильно. Не будь Солнца, все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре бы угасла.
- Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло? (Проведем опыт.)
Опытно – экспериментальная деятельность.
Воспитатель. Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. (Дети выполняют задание)
- Что вы обнаружили? (Все предметы нагреваются, когда на них падает свет). Солнце — это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Хотите в этом убедиться? (Да)
Воспитатель. Нарисуйте на бумаге по трафарету большой круг и вырежьте его. Проведите по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырежьте ее. На что похожа спираль? (На змею.)
- С помощью иголки проденьте сквозь ее голову нитку. Подвесьте змею над лампочкой. Что наблюдаете? (Змея вертится)
- Почему змейка вертится? (Поднимающий теплый воздух заставляет змейку вертеться.)
Воспитатель. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз.
- Как вы думаете, какая температура на поверхности Солнца? (Большая.)
На поверхности Солнца температура шесть тысяч градусов. При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура еще больше.
- Как вы думаете, все ли предметы Солнце нагревает одинаково? (Да)
Воспитатель. Давайте проверим. Возьмите разные материалы и расположите их под лампочкой (расстояние от поверхности стола до лампы 12—15 см).
На основании лампы висит знак «Осторожно пользоваться!». Детям предлагаются белые и черные лоскутки ткани, темные и светлые камешки, песок. Проверяем на ощупь степень нагревания.
Воспитатель. Какие материалы нагреваются сильнее? (Темные материалы).
Вывод: темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.
Физкультминутка «Солнышко».
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши, улыбаться)
Воспитатель. Почему люди Солнце называют «Солнышко»? (Ответы детей).
Солнце – великий труженик – работает круглые сутки. Солнце всходит по утрам и заходит по вечерам. Солнце – это ближайшая к нам звезда. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, поэтому идет смена дня и ночи. Поэтому днем нам тепло и светло.
Рефлексия. С неба смотрит Солнце миллионы лет,
Льет на Землю Солнце и тепло и свет.
- Что вы узнали о свете и тепле? Как работает Солнце, вы нарисуете дома и принесете мне. Мы устроим выставку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.