Россия – родина моя
Сопоставительная работа
со стихотворением М.И.Цветаевой «На кортике своём…»
Цель – диагностика предметных результатов обучающихся по стихотворению М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»
Инструкция по выполнению работы
Дорогой друг!
Тебе предстоит провести сопоставительную работу по произведению «Генералам двенадцатого года».
Ответ является элементом классной работы. Объем письменного ответа –1-1, 5 страницы, это примерно 70-100 слов.
Помни, каждая часть работы должна соответствовать теме; для аргументации обязательно нужно привлекать текст на уровне анализа важных для раскрытия темы фрагментов, образов, микротем, деталей; высказывание должно быть логичным и соответствовать нормам речи.
В чём своеобразие отношения поэта ХХ века к историческим событиям прошлого? Как раскрывается тема патриотизма в каждом из этих произведений? Какие мотивы объединяют эти два произведения?
Искренне желаем тебе вдохновенного, творческого труда!
Материаллы для работы
В своем стихотворении она описывает бойцов, что полегли на поле боя, защищая родной край от французов, а сама работа построена в виде обращения к людям, что погибли на полях сражений, сражаясь за Родину. Так в начале произведения Цветаева описывает общую картину: людей в шинелях, что напоминали паруса, с глазами, как те бриллианты, что по воле случая должны были стать на защиту Родины. При этом не каждый герой имел высокое звание, но верша свои подвиги, все они заслуживают называться генералами. Еще недавно юнцы танцевали на балах, и их шпоры звенели о паркет, а теперь с не меньшим рвением они ведут борьбу с врагом не щадя своей жизни. Тут же поэтесса называет солдат царями балов и царями бранного поля. Читая работу автора, мы видим в образе героев людей, которые могли втроем встать против сотни. А солдаты, хоть и были юны, но все они любили сабли острие, и мужественно сражались переходя в небытие. Стихотворение прекрасное, мелодичное и поучительное. Оно учит нас героизму, патриотизму и призвано увековечить подвиги наших офицеров. Стихотворение «На кортике своем» с произведением, упомянутым ранее, объединяет тема патриотизма. В этих произведениях он предстает одинаковым и разным одновременно.
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения диагностической работы
по разделу «Россия-родина моя»
1.Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Родная литература (русская)» в соответствии с содержанием раздела «Россия-родина моя».
2. Наименование диагностической работы
Сопоставительная работа
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для 9 класса по литературе определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом. Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Письменный ответ проверяет читательскую, литературоведческую и коммуникативную компетенции обучающихся: степень сформированности умения характеризовать социокультурные особенности эпохи создания литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям, в том числе сравнительную; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять роль изобразительно-выразительных средств; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
4. Структура КИМ
Письменный ответ по произведениям соответствует содержательному разделу «Нравственный выбор человека».
Письменный ответ является частью классной работы. Ориентировочное время выполнения работы – 30 минут. Рекомендуемый объем сочинения –70-100 слов, но не менее 120 слов.
5. Критерии оценивания сочинения
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие |
|
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта многосторонне, авторская позиция не искажена. |
3 |
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена. |
2 |
Письменный ответ написан на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена. |
1 |
Тема не раскрыта. При получении 0 баллов по данному критерию работа дальше не проверяется и оценивается 0 баллов |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
|
Для аргументации суждений текст привлекается не менее 2 раз на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют. |
3 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют. |
2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки. |
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки. |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия. |
|
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют . |
2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий |
1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий. |
0 |
4. Композиционная цельность и логичность |
|
Письменный ответ характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. |
3 |
Письменный ответ характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения; но допущены одна-две логические ошибки. |
2 |
В письменном ответе прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения И/ИЛИ допущены три-четыре логические ошибки. |
1 |
В письменном ответе не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла, И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок. |
0 |
5. Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок |
2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки |
1 |
Допущены пять или более речевых ошибок. |
0 |
Итого |
13 |
6. Таблица перевода первичного балла в отметку
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
0 – 4 |
5-7 |
8-10 |
11-13 |
При оценивании письменногом ответета учитель может оценить и правописную грамотность ученика, при этом при выставлении отметки необходимо руководствоваться Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. М., «Просвещение», 1992, с. 36-42.
В этом случае оценки за письменный ответ по родной русской литературе выставляются в журнал следующим образом: за содержание – в предмет «Родная русская литература», за грамотность – в предмет «Русский язык».
7. Критерии оценивания сочинения в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
«5» |
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» |
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» |
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания
1. Если объем письменного ответа в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
2. На оценку письменного ответа распространяются положения об однотипных, негрубых и повторяющихся ошибках.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.