Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)
Оценка 4.6

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
rtf
труд
Взрослым
09.04.2018
Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)
Вопросы профессиональной ориентации на сегодняшний день обсуждаются очень широко. Большое количество программ и проектов, реализуемых в школе, направлено на правильный выбор профессии будущими выпускниками. Однако, как показывает практика, существует достаточно большое количество выпускников, которым очень трудно определиться с выбором профессии. И выбор этот зачастую зависит от множества факторов: близость учебного заведения к дому, стоимость обучения, сложность вступительных испытаний, престиж учебного заведения, советы родителей и другие, не связанные непосредственно с интересом к профессии, факторы. Так мы получаем студента, который имеет слабое представление о выбранной им специальности, соответственно, мотивация на обучение и интерес к работе согласно полученной квалификации, у него будут низкими. Для того чтобы, будущий выпускник техникума не забросил диплом на полку, а стал профессионалом своего дела, необходимо вести планомерную работу по профессиональному самоопределению с первых дней студента в учебном заведении. Важными задачами профессионального самоопределения обучающихся являются: - профессиональное просвещение и создание образа будущей профессии; - развитие интересов и склонностей, приближенных к профессиональным; - активизация познавательного интереса к учебным предметам, связанным с будущей профессией; - развитие самосознания и формирование профессионального идеала, образа «Я – специалист»; - определение возможностей продолжения профессионального образования по выбранной специальности; - формирование профессионально значимых качеств. Для решения представленных задач профессионального самоопределения и в целях формирования устойчивого интереса к профессии студентов ГАПОУ СО «КМТ», обучающихся по профессии «Станочник (металлообработка)», были выработаны следующие мероприятия: 1. Насыщение учебного процесса профессиональным контекстом 2. Профессионально-ориентированные экскурсии 3. Участие в конкурсах профессионального мастерства 4. Профессиональная деятельность студентов 5. Исследовательская работа студентов 6. Занятия прикладными видами спорта 7. Индивидуальные и групповые консультации психолога, психологические тренинги
Методразработка.rtf
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Тема «Сопровождение профессионального самоопределения студентов      техникума по профессии Станочник (металлообработка)» «Сопровождение профессионального самоопределения»» Номинация Кених Нина Александровна преподаватель профессиональных дисциплин г. Карпинск, ул. Куйбышева, 54 8(34383)3­24­40, glktehnikum@mail.ru Карпинск 2017 1 СОДЕРЖАНИЕ Введение                                                                      3 1. Насыщение учебного процесса профессиональным контекстом 2. Профессионально­ориентированные экскурсии           3. Участие в конкурсах профессионального мастерства                     6 4. Профессиональная деятельность студентов                               7 5. Исследовательская работа студентов                                      8 6. Занятия прикладными видами спорта                                      8     7. Индивидуальные и групповые консультации психолога     5    6 и социального педагога Список литературы           9   14                                                                                                      2 ВВЕДЕНИЕ Вопросы профессиональной ориентации на сегодняшний день обсуждаются очень широко. Большое количество программ и проектов, реализуемых в школе, направлено на правильный выбор профессии будущими выпускниками. Однако, как показывает   практика,  существует   достаточно  большое   количество   выпускников, которым очень трудно определиться с выбором профессии. И выбор этот зачастую зависит от множества факторов: близость учебного заведения к дому, стоимость обучения,   сложность   вступительных   испытаний,   престиж   учебного   заведения, советы   родителей   и   другие,   не   связанные   непосредственно   с   интересом   к профессии,   факторы.   Так   мы   получаем   студента,   который   имеет   слабое представление   о   выбранной   им   специальности,   соответственно,   мотивация   на обучение и интерес к работе согласно полученной квалификации, у него будут низкими.   Для   того   чтобы,   будущий   выпускник   техникума   не   забросил   диплом   на полку, а стал профессионалом своего дела, необходимо вести планомерную работу по   профессиональному   самоопределению   с   первых   дней   студента   в   учебном заведении.  Важными   задачами   профессионального   самоопределения   обучающихся являются:  ­ профессиональное просвещение и создание образа будущей профессии;   ­ развитие интересов и склонностей, приближенных к профессиональным;  ­ активизация познавательного интереса к учебным предметам, связанным с будущей профессией;  ­ развитие самосознания и формирование профессионального идеала, образа «Я – специалист»;  3 ­ определение возможностей продолжения профессионального образования по выбранной специальности;  ­ формирование профессионально значимых качеств. Для решения представленных задач профессионального самоопределения и в целях формирования устойчивого интереса к профессии студентов ГАПОУ СО «КМТ»,   обучающихся   по   профессии   «Станочник   (металлообработка)»,   были выработаны следующие мероприятия: 1. Насыщение учебного процесса профессиональным контекстом 2. Профессионально­ориентированные экскурсии 3. Участие в конкурсах профессионального мастерства 4. Профессиональная деятельность студентов 5. Исследовательская работа студентов 6. Занятия прикладными видами спорта 7. Индивидуальные и групповые консультации психолога, психологические тренинги 4 1. Насыщение учебного процесса профессиональным контекстом Основу образовательного процесса составляют уроки, учебные практики и самостоятельная работа студентов. Для насыщения всех видов учебных занятий профессиональным контекстом, кроме мобилизации преподавателей, создаются и поддерживаются   в   учебном   заведении   благоприятные   условия,   объективно способствующие   профессиональному   самоопределению   студентов.   К   таким условиям относятся:  налаживание   целью   насыщения общеобразовательных   предметов   примерами   из   сферы   будущей   межпредметных   связей   с   профессиональной деятельности обучающихся. создание   комплектов   наглядных   пособий,  презентаций,  видеофильмов   для профессиональной общеобразовательных, общетехнических и профессиональных дисциплин. ориентации студентов при         изучении включение   материалов   профориентационной   направленности   в   учебные занятия по всем предметам и профессиональным модулям;  проведение   обзора   периодической   печати   и   интернет   сайтов   по специальности при проведении занятий;  проведение как можно больше практических занятий и учебных практик в условиях максимально приближенных к реальным (по содержанию задач, по технологии их выполнения, по материальному обеспечению);  приглашение на занятия производственников с беседами о профессии;  проведение на каждом курсе тематических классных часов по  проблемам профессионального самоопределения обучающихся;  отражение в СМИ и на сайте техникума положительных результатов учебной и производственной работы студентов. 5 Для приобретения навыков профессионального самоопределения студентам необходимо выполнять практические и самостоятельные работы. Примерная тематика практических и самостоятельных работ: 1.   Поиск   в   заданном   регионе   предприятий   для   работы   по   профессии «Станочник (металлообработка)» 2. Поиск в заданном регионе вакансий для трудоустройства по профессии (интернет). 3. Составление резюме для трудоустройства по профессии. 4. Составление проекта личного профессионального пути. 5. Составление потребительского профиля профессии, должности. 6. Составление рефератов, презентаций, кратких сообщений. 2.Профессионально­ориентированные экскурсии Экскурсии   студенческих   групп   как   средство   профессионального самоопределения   обучающихся   широко   практикуются   в   нашем   техникуме.   В среднем, каждая учебная группа в течение учебного года совершает 3­4 экскурсии. Большая   часть   экскурсий   является   составной   частью   учебных   практик.   Ниже приводятся примерные темы экскурсий:    экскурсии   на   предприятия   с   возможностью   выполнения   студентами элементов работы по профессии; экскурсии в ВУЗы с посещением лекций; экскурсии в салоны компаний, торгующих специальным оборудованием. 3. Участие в конкурсах профессионального мастерства Конкурс   профессионального   мастерства   Станочников   (металлообработка), проходит в нашем учебном заведении на протяжении многих лет, является важным 6 средством профориентационной работы. В состав конкурса мы включили кроме соревнований   по   решению   профессиональных   задач   научно­практическую конференцию,   общение   студентов   с   выпускниками,   успешно   работающими   по   с специальности,   организаций­работодателей,   со   специалистами   из представителями   кафедр   ВУЗов   соответствующего   профиля,   со   специалистами коммерческих фирм распространяющих современные приборы и технологии. Мы сумели   создать   на   конкурсе   атмосферу   общения   профессионально заинтересованных   людей   и   заметили,   что   эта   атмосфера   притягивает   наших студентов. Предусматриваются   следующие   мероприятия   профориентационной направленности связанные с конкурсом профессионального мастерства:  информация в студенческих группах о конкурсе с показом видеоматериалов с   прошлых   конкурсов   и   привлечение   студентов   принять   участие   в соревнованиях;  формирование   и   подготовка   из   числа   студентов   и   сотрудников   отряда волонтёров, обеспечивающих проведение конкурса;  участие в соревнованиях конкурса;  участие в научно­практической конференции;  личное общение студентов со специалистами, прибывшими на конкурс. 4. Профессиональная деятельность студентов Обеспечение   возможностей   для   оплачиваемой   профессиональной деятельности студентов в процессе обучения является одним из ведущих средств обеспечения   перехода   студента   из   позиции   «обучающегося»   (потребителя, иждивенца) в позицию «работника». В практику обучения студентов внедряется производительный оплачиваемый труд с целью: 7  более   эффективного   обучения   студентов   на   основе   моральной   и материальной заинтересованности  в результатах труда;  первоначального знакомства студентов с производственными условиями. При составлении настоящего раздела предусматривается:  формирование из числа студентов временных рабочих групп для создания учебных наглядных пособий, видеофильмов, тренажёров, учебных полигонов по данной  профессии;  оплачиваемая  работа   студентов  в  качестве   учеников  на  производственной практике; включение   студентов   во   временные   трудовые   коллективы,   занимающиеся  выполнением договорных работ, связанных с их будущей профессией;  оказание шефской помощи организациям ­ социальным партнёрам техникума, в выполнении работ, связанных с будущей профессией студентов; выпуск стенгазет к профессиональным праздникам;   подготовка статей в студенческую газету и на сайт техникума;  проведение конференции по результатам производственной практики. 5. Исследовательская работа студентов Выполнение   студентами   творческой   работы   в   рамках   приобретаемой профессии  (техническое   творчество,  научно­исследовательская   работа,  создание учебных   пособий)   является   важным   средством   профессионального самоопределения обучающихся. Ежегодно мы планируем: 1. Проведение исторических чтений 2. Проведение научно­практической конференции.   6. Занятия прикладными видами спорта 8 Занятия   видами   спорта,   имеющими   отношение   к   выбранной   профессии, погружают   обучающегося   в   мир   практических   дел   и   достижений,   расширяют кругозор и способствуют приобретению молодым человеком «бытового» опыта, которого так часто не хватает в настоящее время молодым специалистам. Занятия   организуются   и   оформляются   в   виде   секции   или   клуба   с привлечением   как   можно   большего   количества   студентов   разных   курсов. Профессия   «Станочник   (металлообработка)»  сочетает   элементы   умственного   и физического   труда,   движения   здесь   разнообразные,  динамичные   при   умеренных физических   нагрузках.   Подходят   –   футбол,   волейбол,   бег,   катание   на   лыжах, плавание. В занятия включены теоретическая часть, тренировки и соревнования.  7. Индивидуальные и групповые консультации психолога и социального педагога Создание благоприятных условий для успешного личностного, социального и профессионального   развития   студентов   в   процессе   учебно­производственной деятельности, развитие способности к выстраиванию профессиональной карьеры, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса. Диагностика адаптации студентов ( тест А. Антоновского «Адаптивность») Анкетирование «Адаптивность обучающихся в техникуме» Анкетирование студентов «Мотивы поступления в техникум» (Е.П. Ильин). Выявить уровень и тип адаптации студентов к новой социокультурной среде. Формирование   групп   первокурсников   с   трудностями   адаптации   с   целью дальнейшей коррекции. Основные направления взаимодействия с социальным педагогом: 9 1. Социальная помощь и сопровождение студентов из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.   Своевременное   оказание   помощи   студентам,   оказавшимся   в   трудной жизненной ситуации. 3. Профилактика противоправного поведения студентов. 4. Профилактика табакокурения, употребления студентами психоактивных веществ. 5.   Оказание   помощи   в   адаптации   студентов   к   условиям   обучения   в техникуме. Первичное   собеседование проходит   в   начале   сентября:   знакомство   со студентами,   проведение   бесед,   выяснение   мотивов   выбора   учебного   заведения, психологический настрой. Знакомство   с   личным   делом   студента начинается   с   изучения документации, выясняется социальный статус, биография и т.д. Особое внимание уделяется характеристикам с места учебы и проживания. Консультация   со   специалистами,   работавшими   с   воспитанником   до поступления   в   техникум. Целью   консультация   является   выяснение психологических   особенностей   ребёнка,   восприимчивость   к   педагогическому воздействию, наличие или отсутствие склонности к девиантному поведению. Контроль за определением студента на место проживания по прибытию в техникум. При необходимости — помощь в заселении. Индивидуальная беседа. С первых  дней обучения постараться установить психологический   контакт.   Сообщение   правила   поведения   в   техникуме,   права   и обязанности детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выяснение психологического настроя воспитанника на обучение. 10 Посещения   студента   на   дому совместно   с   групповым   руководителем, педагогом­психологом. Проводится регулярно. По результатам составляется акт обследования   жилищных   условий.   При   необходимости   оказывается   помощь   в решении бытовых вопросов. Проведение психологического обследования ребёнка педагогом­психологом с последующей консультацией в первые недели обучения и по необходимости в течение всех лет обучения. Консультации   для   педагогов, работающих   со   студентом.   Проводятся регулярно в течение всего курса обучения. Обсуждается стиль взаимодействия с воспитанником, особенности его реакции на воспитательные воздействия. Важной   частью   работы   являются еженедельные   беседы   с воспитанниками. Контроль   поведения, успеваемости и посещаемости. Совместное решение возникающих вопросов. Как   психологического   состояния, правило, ранее воспитанники не имели опыта самостоятельного ведения личного бюджета.   Поэтому   особое   внимание   уделяется   обучению   рациональному распределению   денежных   средств.   Большое   внимание   обращается   на   вопросы обучения, выполнение домашних заданий и взаимодействие с педагогами.  11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Все   вышеперечисленные   и   многие   другие   мероприятия   направлены   на формирование   профессиональной   ориентации   студентов,   развитие   и   укрепление интереса   к   выбранной   профессии,   воспитание   профессионально   значимых, социальных   и   личностных   качеств.   В   процессе   профориентационных   бесед   с группой студентов, обучающихся по профессии «Станочник (металлообработка)» в начале и в конце обучения задавались следующие вопросы:  Вопрос   1.   Можете   ли   Вы   считать,   что   достаточно   хорошо   понимаете содержание своей будущей профессии?   1. Да, я уверен в правильности своего выбора и хорошо представляю свою будущую профессиональную деятельность.   2. Я представляю свою будущую работу только в общих чертах.   3.   У   меня   очень   смутное   представление   о   выбранной   профессии,   но   я надеюсь, что оно прояснится в начале практической деятельности.   4. Да, поэтому я сомневаюсь в правильности выбора мною профессии.  5. Я еще об этом не задумывался.   6. Другое  Вопрос 2.  Если бы Вам снова пришлось выбирать специальность и техникум, куда бы Вы поступили?   1. В КМТ на ту же профессию.   2. В КМТ на другую профессию или специальность.  3. В другой техникум на ту же профессию.  4. В другой техникум на другую профессию или специальность.  5. Другое 12 По результатам опроса была подготовлена таблица распределения ответов. Ответы Вопрос 1. Можете ли Вы считать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей  профессии?   1. Да, я уверен в правильности своего выбора и хорошо представляю свою будущую профессиональную  деятельность. 2. Я представляю свою будущую работу только в  общих чертах. 3. У меня очень смутное представление о выбранной  профессии, но я надеюсь, что оно прояснится в начале  практической деятельности. 4. Да, поэтому я сомневаюсь в правильности выбора  мною специальности и будущей профессии.  5. Я еще об этом не задумывался. 6. Другое Количество ответов  В начале обучения В конце обучения 2 15 4 1 3 0 8 12 2 1 0 2 Вопрос 2.  Если бы Вам снова пришлось выбирать  специальность и техникум, куда бы Вы поступили? В начале обучения В конце обучения 1. В КМТ на ту же профессию.   2. В КМТ на другую профессию или специальность. 3. В другой техникум на ту же профессию. 4. В другой техникум на другую специальность или  профессию.   5. Другое 5 8 4 8 0 16 2 1 2 4 13 По результатам опроса можно сделать вывод, что мероприятия, проводимые в рамках профессионального самоопределения, дают положительные результаты в развитии   устойчивого   интереса   к   профессии   и   формировании   образа   «Я­ специалист».  14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Концепция   организационно­педагогического провождения профессионального   самоопределения   обучающихся   в   условиях непрерывности   образования   /   В.И.   Блинов,   И.С.   Сергеев   [и   др.]   –   М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2014 – 38 с.    2. Павлова   Л.А.   Мотивация   обучающихся   как   условие   совершенствования качества профильного обучения.// Среднее профессиональное образование. 2010. №1. 3. Фролова С.Л. Преемственность в профессиональном воспитании колледжа и вуза // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №7. 15

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов техникума по профессии Станочник (металлообработка)

Сопровождение профессионального самоопределения студентов  техникума по профессии Станочник (металлообработка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018