Состав слова. Урок русского языка. 3 класс
Оценка 4.8

Состав слова. Урок русского языка. 3 класс

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
русский язык
1 кл—4 кл
07.06.2020
Состав слова. Урок русского языка. 3 класс
Урок русского языка в 3 классе. Закрепление. Состав слова.
Русский язык 3кл Состав слова.docx

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Пионерского

 Калининградской области»

 

 

Конспект  

урока

русского  языка

  3  класс

 «Обобщение  знаний

о  составе  слова»

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                      

 

 

 

Подготовила и провела:

                                                            учитель высшей квалификационной категории

                                                                                        

Шварц Ю.Н.

 

 

2019 год

 

 

 

УУД:

Познавательные: 1) Обще учебные  умения, навыки

                                    - слушать;

                                    - наблюдать  над  группами  однокоренных  слов  и  способами

                                      их  образования;

                                    - работать  с  памяткой №5 «Как  разобрать  слово  по  составу»;

                                    - обсуждать  алгоритм  разбора  слова  по  составу;

                                    - планировать  учебные  действия (при  определении  в  слове

                                      значимых  частей);

                                    - анализировать  модели  состава  слова  и  подбирать  слова  по 

                                       этим  моделям;

                                    - различать  однокоренные  слова  и  синонимы,

                                                          однокоренные  слова  и  формы  одного  и  того  же

                                                          слова,

                                                          однокоренные  слова  и  слова  с  омонимичными

                                                          корнями;

                                  2) Логические  действия.

 

Регулятивные:         1) Умение  планировать  свою  деятельность.

                                   2) Умение  оценивать  свою  деятельность.

                                   3)  Взаимоконтроль.

 

Коммуникативные: 1) Умение  сотрудничать : а)  в  парах;

                                                                                 б) в  группах;

                                   2) Умение  входить  в  дискуссию;

                                   3) Умение  принимать  позицию  одноклассников;

                                   4) Умение  отстаивать  свою  точку  зрения.

 

Личностные:             1) Повышение  мотивации;

                                    2) Расширение  кругозора.

                            

 

 

 

 

 

 

 

Цели:          

1)    Совершенствовать  умения  учащихся  выделять  значимые  части  слова,

                                  разбирать  слова   по  составу,

                                  отличать  однокоренные  слова  от  форм  того  же  слова,

                                  от   синонимов  и  омонимов;

                                  а  также:

                                  - грамотно  писать  слова  на  ранее  изученные орфограммы;

                                  - выполнять  разбор  №1;

                                  - выделять  основу  предложения;

                                  - определять  изученные  части  речи;

                                  - умение  находить  в  предложении  словосочетания;

                                  - давать  характеристику  предложения.

 

2)    Развивать:              - грамотную  устную  и  письменную  речь;

                                  - внимание;

                                  - мышление;

                                  - воображение;

                                  - память;

 

3)    Воспитывать:       - любовь  к  языку;

                                  - малой  родине,  природе;

                                  - взаимовыручку,  трудолюбие;

                                  - активность,  дисциплинированность.

 

Методы:                     Проблемный

                                     Частично-поисковый

                                     Исследовательский

                                     Наглядный

 

Форма  обучения:    Групповая

                                     Индивидуальная

 

Тип  урока:                Применение  и  обобщение  полученных  знаний.

 

Форма  урока:           Игра  с  элементами  беседы.

 

        

       Учебные  материалы: 1) учебник  «Русский  язык. 3 класс»

                                                                     (авт. В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий);

                                                2) мульти медийный  проектор;

                                               

                                                3) памятка №5 «Как  разобрать  слово  по  составу»;

                                              

      Ход  урока:

I.Организационный момент.

 

 

1)     Приветствие.

                       Прозвенел  сейчас  звонок

                       Он  позвал  нас  на  …

 

                        Внимание!

                        Проверь  дружок,  готов  ли

                        Ты  начать  урок!

 

                               Ребята.  Сегодня  у  нас  необычный  урок.

                               К  нам  пришли  гости.

                               А  гостей  принято  радовать  и  удивлять.

                               Предлагаю постараться  их  в  этом  не 

                               разочаровать.

                               Давайте  снимем  напряжение,  т.е. улыбнёмся

                               друг другу и пожелаем друг другу удачной 

                                работы.

2)     Итак:

                        Сядем  бесшумно  и  ровно.

3)    И…

                        Подготовим  руки  к  письму

 

 

 

4)    Пишем:            Число.

                          Классная  работа.

 

 

Урок

 

 

Всё,  что  нужно  под  рукой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       -  А  чем  же  мы  будем  заниматься  сегодня на уроке?

I. Сообщение темы урока     (слайд 1 – пустой)

      -  Сегодня  для  повторения  изученного  я  предлагаю  вам  всем  принять  участие  в  эстафете  знаний  и  это  будет  конкурс  «Шифровальщики».

 

    Чтобы тему урока узнать,

    Надо запись расшифровать.

   

ССОЛСОТВААВ   

 

                  Ваша  задача  расшифровать  слово,  записать  слово  и  назвать  его.

            Кто  быстрее?

1)    Начинаем.

1 буква  в  зашифрованном  слове,  это  последняя буква  из  3-го  слога  в  слове  «огород»;

 

2 буква  в  зашифрованном  слове,  это  гласная  буква  из первого  слога  в  слове  «поле»;

 

3 буква  в  слове,  заканчивает  слово  «гараж»;

 

4 буква  в  слове  заканчивает  1-й  слог  в  слове  «лодка»;

 

5 буква  в  слове, не имеет звука  в  слове  «осенью».

 

- Что  это  за  слово?

 

(Тот  кто  расшифровал  слово  идёт  и  записывает его  на  доске,  а  мы  в  это  время  …

                                                    (Слайд №1)

2)    Что  вы  можете  рассказать  об  этом  слове?

 

 

 

 

 

 

 

3)    Давайте  обозначим  звуки  в  этом  слове.

           

4)    Назовите  лексическое  значение  этого  слова.

 

 

 

5)    В  какое  время  года  больше  всего  выпадают  такие  осадки?

А  какое  время  года  сейчас?                (Слайд2)

 

 

Подумайте и распределите эти слова в два столбика,

Осенний, осень, осенины, осенью, об осени.

Выделите в этих словах главную, значимую часть слова. Что вы выделили?

Что такое корень слова?

Поработаем с формой слова. Что мы здесь можем еще выделить?

Что такое окончание?

Давайте определим окончания в однокоренных словах.

Изменяйте слово и выделяйте окончания.

 

Будем  повторять  изученное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Д»

 

 

«о»

 

«ж»

 

 

«д»

 

«ь»

 

«Дождь»

 

 

 

 

 

Обозначает  предмет, сущ., отвечает  на  вопрос что?; неодуш.; нариц.; употреблено  в  ед.числе,  м.р.

 

[дошт’]

 

Атмосферные  осадки  в  виде  капель  воды.

 

 

Осенью.

 

Осень.

 

 

 

 

Корень

 

Ответы детей

 

Окончание

Ответы детей

 

II. Самоопределение  к  деятельности.

 

 

           Задачи  урока:

           усовершенствовать  знания  о  составе  слова,

           научиться  выполнять  разбор  слова  по  составу,

           соотносить  слова  со  схемами.

                    

Ответы  детей.

 

 

III. Продолжение  работы  по  теме  урока.

 

Когда падают  осенние  листья)

1)    -Какое  явление происходит  в  природе  осенью?

(Запишите  его).

- Что  вы  можете  сказать  про  это  слово?

- Докажите.

 

     – Назовите  осенние  листья  одним  словом.

- Что  вы  скажите  про  это  слово?

- Докажите.

 

СЛАЙД

а) Нужно  восстановить  порядок  в  деформированном  предложении,  при  необходимости  заменяя  у  слов  окончание.

 На  скорость.

я, осень,  школа, в, иду

 

                 

                   б) -  Давайте  запишем  его. Выделим главные члены предложения, определим части речи, составим характеристику предложения.

 

 

 

Листопад.

 

Сложное.

Называют  корни.

 

 

Разноцветные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют  предложение.

 

Слайд

Мы с вами посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

 (Корень, ствол, ветки, листья)          (Слайд  )

-  А какая часть самая главная? ( Корень)

-А дерево мы посадим  необычное  – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова.

У нашего будущего дерева корень   -уч- .Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

- Почему вас так называют? (т.к. учимся)

- Как называют того человека, который учит? (учитель)

 

-Запишите эти слова. Выделите корень.

 

2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.

 

 

-  Какие это слова?   (Однокоренные)

- Почему их так называют? (У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению).

-  Что такое корень? .      ( на доске карточки + схема)

 

(Корень – это общая часть однокоренных слов).  (Слайд 11)

 - Вот какое красивое дерево выросло.

- Но у него осталось три пустых ветви. Вы сами придумайте еще три однокоренных слова и запишите их. (Учительница, ученица, ученический, учёный, учительская).

 

 

 

СЛАЙД Ромашка

- Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. Запишите на листке 3 любых слова. Двигайтесь по классу, обменивайтесь своими словами, тех слов, которых нет в вашем списке - записывайте.

(Проверьте по слайду)  3.Разучить, выучить, обучить, доучить, проучить, изучить, поучить, научить,  подучить.

 

-  Что такое приставка? Для чего она служит (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).      (Слайд 14)

- Какие еще приставки вы знаете? Попробуйте составить с ними и с корнем   –уч- новые слова. Со всеми ли приставками можно составить слова? Запишите, выделите приставку и корень. (проучить, заучить, приучить).

 

Перед нами слова. Мостик через реку сломался. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите.

 

 Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.

 

- Вот и мостик!  (Слайд  )

- Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

 

( Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов). (Слайд   )

- Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы.

 

 

Помни: при разборе слова   (таблица «Разбор слова по составу»)

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

 

- Как называется такой разбор?       ( Разбор слова по составу).

- Найдите памятку в учебнике  на стр. 142  и прочитайте. А теперь проверим, чему вы научились.

 

 

VI. Рефлексия.

1)     Работа  по  учебнику.

В  учебнике  стр. 98 упр.187

Как  будите  готовы,  нужно  поднять  руку.

 

2)    Самопроверка. (Слайд №    )

3)    Самооценка.      (Слайд  №   )

 

 -  Что  необходимо  сделать,  прежде  чем  мы  закончим  урок?

(самостоятельно)

 

 

 

Самопроверка.

Самооценка.

 

Подвести  итог  нашей  работы.

VII. Подведение  итогов.

 

                          

                      Вы  играли,  трудились,  писали.

                      А  всё  ли  у  вас  получилось?

 

                     -  Какие  задачи  вы  поставили  в  начале  урока?

 

                     -  Достигли  ли  вы  поставленной  цели?

                        Оцените  свои  знания.

  Давайте ка  проверим.

                      -  Эта  значимая  часть  слова  над  словами  родственными  держит  власть…

                      - Перед  корнем  есть …

                      - Как  со  словом  пишется  она?

                      - Где  суффиксу  найдём  мы  все  местечко?

                      - Чем  похожи  приставка  и  суффикс?

 

                

                      - Эти  части  слова  назовём  мы  все…

 

 

                      - А  часть  слова,  которая  изменяется,  как  называется?

                      -  Чему  конкретно  научился  каждый  из  вас?

                                                                                  (Слайд № 18 )

 

 

                     - Что  осталось  непонятным?

                     - А  кому  какое  задание  было  трудно  выполнять?

                     -  Кто  доволен  своей  работой?

 

                     - Всем  спасибо  за  работу!

                     - Все  молодцы!

                       Оценки.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корень

Приставка

Слитно

После  корня

Служат  для  образования  новых  слов.

Основой.

 

 

 

Окончание

 

 

 

 

Я  знаю…

Я  научился…

 

Ответы  детей

VIII. Домашнее  задание.  

 

1)    Повторить  изученные  правила

2)    В  учебнике  с.      упр.   

 

 

А  теперь  звенит  звонок!

Собирай  портфель  дружок.  (Слайд  №19)

 

 


 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г

УУД: Познавательные: 1) Обще учебные умения, навыки - слушать; - наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования; - работать с памяткой №5 «Как…

УУД: Познавательные: 1) Обще учебные умения, навыки - слушать; - наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования; - работать с памяткой №5 «Как…

Цели: 1) Совершенствовать умения учащихся выделять значимые части слова, разбирать слова по составу, отличать однокоренные слова от форм того же слова, от синонимов и омонимов;…

Цели: 1) Совершенствовать умения учащихся выделять значимые части слова, разбирать слова по составу, отличать однокоренные слова от форм того же слова, от синонимов и омонимов;…

Учебные материалы : 1) учебник «Русский язык

Учебные материалы : 1) учебник «Русский язык

Кто быстрее? 1) Начинаем

Кто быстрее? 1) Начинаем

Давайте определим окончания в однокоренных словах

Давайте определим окончания в однокоренных словах

Запишите эти слова. Выделите корень

Запишите эти слова. Выделите корень

Помни: при разборе слова (таблица «Разбор слова по составу»)

Помни: при разборе слова (таблица «Разбор слова по составу»)

Что осталось непонятным? -

Что осталось непонятным? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2020