МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Пионерского
Калининградской области»
|
Подготовила и провела:
учитель высшей квалификационной категории
Шварц Ю.Н.
2019 год
УУД:
Познавательные: 1) Обще учебные умения, навыки
- слушать;
- наблюдать над группами однокоренных слов и способами
их образования;
- работать с памяткой №5 «Как разобрать слово по составу»;
- обсуждать алгоритм разбора слова по составу;
- планировать учебные действия (при определении в слове
значимых частей);
- анализировать модели состава слова и подбирать слова по
этим моделям;
- различать однокоренные слова и синонимы,
однокоренные слова и формы одного и того же
слова,
однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями;
2) Логические действия.
Регулятивные: 1) Умение планировать свою деятельность.
2) Умение оценивать свою деятельность.
3) Взаимоконтроль.
Коммуникативные: 1) Умение сотрудничать : а) в парах;
б) в группах;
2) Умение входить в дискуссию;
3) Умение принимать позицию одноклассников;
4) Умение отстаивать свою точку зрения.
Личностные: 1) Повышение мотивации;
2) Расширение кругозора.
Цели:
1) Совершенствовать умения учащихся выделять значимые части слова,
разбирать слова по составу,
отличать однокоренные слова от форм того же слова,
от синонимов и омонимов;
а также:
- грамотно писать слова на ранее изученные орфограммы;
- выполнять разбор №1;
- выделять основу предложения;
- определять изученные части речи;
- умение находить в предложении словосочетания;
- давать характеристику предложения.
2) Развивать: - грамотную устную и письменную речь;
- внимание;
- мышление;
- воображение;
- память;
3) Воспитывать: - любовь к языку;
- малой родине, природе;
- взаимовыручку, трудолюбие;
- активность, дисциплинированность.
Методы: Проблемный
Частично-поисковый
Исследовательский
Наглядный
Форма обучения: Групповая
Индивидуальная
Тип урока: Применение и обобщение полученных знаний.
Форма урока: Игра с элементами беседы.
Учебные материалы: 1) учебник «Русский язык. 3 класс»
(авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий);
2) мульти медийный проектор;
3) памятка №5 «Как разобрать слово по составу»;
Ход урока:
I.Организационный момент.
|
|
1) Приветствие. Прозвенел сейчас звонок Он позвал нас на …
Внимание! Проверь дружок, готов ли Ты начать урок!
Ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. А гостей принято радовать и удивлять. Предлагаю постараться их в этом не разочаровать. Давайте снимем напряжение, т.е. улыбнёмся друг другу и пожелаем друг другу удачной работы. 2) Итак: Сядем бесшумно и ровно. 3) И… Подготовим руки к письму
4) Пишем: Число. Классная работа. |
Урок
Всё, что нужно под рукой.
|
- А чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? I. Сообщение темы урока (слайд 1 – пустой) - Сегодня для повторения изученного я предлагаю вам всем принять участие в эстафете знаний и это будет конкурс «Шифровальщики».
Чтобы тему урока узнать, Надо запись расшифровать.
ССОЛСОТВААВ
Ваша задача расшифровать слово, записать слово и назвать его. Кто быстрее? 1) Начинаем. 1 буква в зашифрованном слове, это последняя буква из 3-го слога в слове «огород»;
2 буква в зашифрованном слове, это гласная буква из первого слога в слове «поле»;
3 буква в слове, заканчивает слово «гараж»;
4 буква в слове заканчивает 1-й слог в слове «лодка»;
5 буква в слове, не имеет звука в слове «осенью».
- Что это за слово?
(Тот кто расшифровал слово идёт и записывает его на доске, а мы в это время … (Слайд №1) 2) Что вы можете рассказать об этом слове?
3) Давайте обозначим звуки в этом слове.
4) Назовите лексическое значение этого слова.
5) В какое время года больше всего выпадают такие осадки? А какое время года сейчас? (Слайд2)
Подумайте и распределите эти слова в два столбика, Осенний, осень, осенины, осенью, об осени. Выделите в этих словах главную, значимую часть слова. Что вы выделили? Что такое корень слова? Поработаем с формой слова. Что мы здесь можем еще выделить? Что такое окончание? Давайте определим окончания в однокоренных словах. Изменяйте слово и выделяйте окончания.
|
Будем повторять изученное.
«Д»
«о»
«ж»
«д»
«ь»
«Дождь»
Обозначает предмет, сущ., отвечает на вопрос что?; неодуш.; нариц.; употреблено в ед.числе, м.р.
[дошт’]
Атмосферные осадки в виде капель воды.
Осенью.
Осень.
Корень
Ответы детей
Окончание Ответы детей
|
II. Самоопределение к деятельности. |
|
Задачи урока: усовершенствовать знания о составе слова, научиться выполнять разбор слова по составу, соотносить слова со схемами.
|
Ответы детей.
|
III. Продолжение работы по теме урока.
Когда падают осенние листья) 1) -Какое явление происходит в природе осенью? (Запишите его). - Что вы можете сказать про это слово? - Докажите.
– Назовите осенние листья одним словом. - Что вы скажите про это слово? - Докажите.
СЛАЙД а) Нужно восстановить порядок в деформированном предложении, при необходимости заменяя у слов окончание. На скорость. я, осень, школа, в, иду
б) - Давайте запишем его. Выделим главные члены предложения, определим части речи, составим характеристику предложения. |
Листопад.
Сложное. Называют корни.
Разноцветные.
Составляют предложение.
|
Слайд Мы с вами посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева. (Корень, ствол, ветки, листья) (Слайд ) - А какая часть самая главная? ( Корень) -А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы: - Как с помощью этого корня называют вас? (ученики) - Почему вас так называют? (т.к. учимся) - Как называют того человека, который учит? (учитель)
-Запишите эти слова. Выделите корень.
2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.
- Какие это слова? (Однокоренные) - Почему их так называют? (У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению). - Что такое корень? . ( на доске карточки + схема)
(Корень – это общая часть однокоренных слов). (Слайд 11) - Вот какое красивое дерево выросло. - Но у него осталось три пустых ветви. Вы сами придумайте еще три однокоренных слова и запишите их. (Учительница, ученица, ученический, учёный, учительская).
|
|
СЛАЙД Ромашка - Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. Запишите на листке 3 любых слова. Двигайтесь по классу, обменивайтесь своими словами, тех слов, которых нет в вашем списке - записывайте. (Проверьте по слайду) 3.Разучить, выучить, обучить, доучить, проучить, изучить, поучить, научить, подучить.
- Что такое приставка? Для чего она служит (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). (Слайд 14) - Какие еще приставки вы знаете? Попробуйте составить с ними и с корнем –уч- новые слова. Со всеми ли приставками можно составить слова? Запишите, выделите приставку и корень. (проучить, заучить, приучить). |
|
Перед нами слова. Мостик через реку сломался. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите.
Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.
- Вот и мостик! (Слайд ) - Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?
( Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов). (Слайд ) - Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы.
|
|
Помни: при разборе слова (таблица «Разбор слова по составу») Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.
- Как называется такой разбор? ( Разбор слова по составу). - Найдите памятку в учебнике на стр. 142 и прочитайте. А теперь проверим, чему вы научились.
|
|
VI. Рефлексия. 1) Работа по учебнику. В учебнике стр. 98 упр.187 Как будите готовы, нужно поднять руку.
2) Самопроверка. (Слайд № ) 3) Самооценка. (Слайд № )
- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? |
(самостоятельно)
Самопроверка. Самооценка.
Подвести итог нашей работы. |
VII. Подведение итогов. |
|
Вы играли, трудились, писали. А всё ли у вас получилось?
- Какие задачи вы поставили в начале урока?
- Достигли ли вы поставленной цели? Оцените свои знания. Давайте ка проверим. - Эта значимая часть слова над словами родственными держит власть… - Перед корнем есть … - Как со словом пишется она? - Где суффиксу найдём мы все местечко? - Чем похожи приставка и суффикс?
- Эти части слова назовём мы все…
- А часть слова, которая изменяется, как называется? - Чему конкретно научился каждый из вас? (Слайд № 18 )
- Что осталось непонятным? - А кому какое задание было трудно выполнять? - Кто доволен своей работой?
- Всем спасибо за работу! - Все молодцы! Оценки.
|
Корень Приставка Слитно После корня Служат для образования новых слов. Основой.
Окончание
Я знаю… Я научился…
Ответы детей |
VIII. Домашнее задание. |
|
1) Повторить изученные правила 2) В учебнике с. упр. |
|
А теперь звенит звонок! Собирай портфель дружок. (Слайд №19) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.