Тема урока: Состав (структура) населения
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.
Задачи урока:
1. Выявить географические закономерности полового, возрастного, этнолингвистическом и религиозном составе населения, работая в группах.
2. Развивать умения самостоятельно находить и анализировать информацию по теме. Используя атлас, счётчик населения, учебник, статистический материал.
3. Совершенствовать умения работы в группах.
4. Формировать навыки публичного выступления.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
· использование приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
· осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира в области структуры и состава населения.
Метапредметные:
· формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся через работу с различными источниками информации;
· умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства для их реализации и применения на практике, оценивание достигнутых результатов;
· умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;
· умение взаимодействовать в группе с выполнением различных ролей;
· формирование навыков публичного выступления при презентации результатов работы.
Предметные:
· формирование умений объяснять значение основных понятий по теме:половозрастной, этнолингвистический и религиозный состав населения;
· умение аргументировать доказательства влияния этнического или религиозного состава населения на особенности социально-экономической жизни стран;
· овладение основами картографической грамотности при работе с картографическими источниками;
· выявление причинно-следственных связей, умение делать аналитические выводы.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
- включение учащегося в деятельность на личностно-значимом уровне;
- осознание ответственности за коллективное дело, развитие мотивации.
Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- осуществление поиска и анализа необходимой информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей её решения.
Коммуникативные УУД:
- планирование способов взаимодействия в группе;
- идентификация проблемы, поиск возможных способов разрешения конфликта;
- умение точно выражать свои мысли, оценивать действия партнёра.
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе то, что уже известно и усвоено учащимися;
- составление плана и последовательности действий;
- сравнение полученного результата с заданным эталоном;
- внесение дополнений и корректив в случае в случае расхождения результатов с эталоном;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
МТО
1. Программа курса «География. 10-11 классы. Базовый уровень.» (авторы А.П. Кузнецов, Э. В. Ким). – М.: Дрофа, 2013.
2. География. 10-11 классы: Учебник. Базовый уровень/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение. 2020.
3. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского/ автор-составитель О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2015.
4. География. Атлас 10-11классы. Базовый уровень. АО «Издательство «Просвещение» 2019.
5. Презентация к уроку «Состав (структура) населения».
Ход урока
Перед началом урока, ученики при входе в кабинет берут из коробки жетоны с номерами групп. После этого они должны рассредоточиться по группам, в соответствии с номерами на столах.
I. Мотивация на тему
Учитель: Ребята посмотрите на слайд, на нём приведён эпиграф к нашему уроку: «Население Земли – калейдоскоп особенностей» (слайд 1)
Какие мысли у вас есть по этому высказыванию?
Ученики: делают предположения о высказывании и его смысле.
II. Актуализация и пробное учебное действие
Прием: Сопоставление понятий с определениями (вариант на доску и вариант такой же раздать по группам – на А 4 в форме таблицы):
Понятия |
Определения
|
1) Демография |
|
2) Депопуляция |
|
3) Естественный прирост |
|
4) Тип воспроизводства |
|
5) Демографический взрыв |
|
6) Демографический кризис |
|
7) Демографическая политика |
|
(выходит 1-2 человека для ответа у доски, 2 минуты)
Пробное учебное действие
Учитель: у вас на столе лежат листы с вопросами (анкета), на которые постарайтесь дать ответы в течение 2 минуты. Ответьте так, как считаете правильным.
АНКЕТА
1. Ваш возраст.
2. Пол.
3. Ваша возрастная группа.
4. Люди, какой возрастной группы преобладают на планете?
5. Людей, какого пола на планете больше?
6. Какой языковой семье вы принадлежите?
7. Родной язык.
8. Религиозные взгляды (религия).
III. Выявление места и причины затруднения
(3 минуты)
Учитель: ребята, какие вопросы в анкете вызвали у вас затруднения?
Ученики: отвечают (предположительно), что трудные вопросы касаются соотношения полов и преобладания людей определённого возраста в мире.
Если затруднений нет, то спрашиваем: Вы уверены, что верно определили преобладающий возраст людей. А людей,какого пола больше на планете?
Учитель: сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.
IV. Целеполагание ипостроение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средства)
(4 мин.)
Учитель: теперь давайте опять обратимся к нашему эпиграфу и вашим анкетам, подумаем и определим тему нашего урока.
Ученики: высказывают предложения о теме урока. Обобщая вместе с ними их высказывания, выходим на формулировку темы (показываем слайд 2) и записываем тему в тетрадь – «Структура (состав) населения мира».
Учитель: давайте обратимся к вопросам нашей анкеты. Какие вопросы мы сегодня рассмотрим на уроке?
Ученики: дают ответы и предлагают вопросы к рассмотрению. Вместе с ними составляем план урока. Выводим план на слайде 3.
1. Половой состав.
2. Возрастной состав.
3. Этнолингвистический (национальный) состав.
4. Религиозный состав.
Учитель: таким образом, какова цель нашего урока? –Изучить структуру населения Земли.
V. Реализация построенного проекта
Работа в группах.
После этого учитель раздаёт на столы названия групп, которые служат их темой, а также задания для выполнения на уроке самостоятельно (в группе).
Внимание:Сегодня каждый из вас будет экспертом по определённому вопросу. Вам даётся время на изучение вопроса. После этого, от каждой группы выступает эксперт по вопросу, а остальные внимательное его слушают и фиксируют информацию (удобным способом: (схема, таблица и тд).
На столе у вас лежат листы взаимооценивания.
Учащимся предлагается определить критерии взаимооценивания. Учитель дополняет и выводит на слайд критерии.
1. Полнота изложения материала.
2. Доступность изложения.
3. Аккуратность.
4. Работа с картой.
Время работы с заданиями: 10 минут.
Учитель: Что нам потребуется для выполнения заданий?
Ученики: учебник, атлас, программа «Счетчик населения Земли».
Половой состав. Используя текст учебника с. 71-72 (дополнительно рис. 9 на с. 66) и карту атласа «Половая структура населения» (с. 11) определить:
1. Понятие «половой состав».
2. Соотношение мужчин и женщин в мире (сравнить данные учебника и «Счетчика населения Земли».
3. В каких регионах мира наблюдается преобладание женщин, а в каких мужчин (привести примеры стран)?
Возрастной состав. Используя текст учебника с. 72-73 (дополнительно рис. 10-11 на с. 67-68) и карту атласа «Возрастная структура населения» (с. 11), «Счетчик населения Земли», определить:
1. Понятие «возрастной состав».
2. Каково соотношение возрастов по регионам (учебник с. 68, рис. 11)? Выделить наиболее молодые и пожилые регионы мира.
3. Что такое половозрастная пирамида и что по ней можно определить (учебник с. 67, рис. 9)?
Этнолингвистический состав. Используя текст учебника с. 73-75, определить:
1. Что такое этнос?
2. По карте атласа (с. 12-13) определить наиболее крупные языковые семьи.
3. Что такое одно- и многонациональные государства? Какие проблемы возникают в многонациональных странах?Привести примеры.
Религиозный состав. Используя текст учебника с. 75-76 (дополнительно рис. 9 на с. 66) и карту атласа «Религии» (с. 15), «Счетчик населения Земли» определить:
1. Что такое религиозный состав? Какие религии относят к мировым и национальным?
2. По карте «Религия мира» (с.15) определить, в каких регионах мира преобладают мировые религии, а в каких – национальные?
3. Заполнить таблицу, определить преобладающую религию в стране:
Страна |
Религия |
Россия |
|
Украина |
|
США |
|
Аргентина |
|
Испания |
|
Великобритания |
|
Германия |
|
Алжир |
|
Саудовская Аравия |
|
Монголия |
|
Таиланд |
|
Индия |
|
КНР |
|
Япония |
|
При ответе показать государства на карте.
Представление информации по 2-3 минуты (около 10-12 минут на всех)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(5 минуты)
«Поиск слов»
10 терминов. Некоторые буквы могут быть общими для разных слов.
VII. Рефлексия
(3 минуты)
Учитель: Давайте подведём итог нашей работы. Переверните лист с анкетой, на обратной стороне обрисуйте свою руку и напишите посередине ладони «Я узнал». А на пальцах – то новое, что вы узнали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.