ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»
(БПОУ ВО «Вологодский областной колледж искусств»)
Методические рекомендации по изучению и сдаче номенклатуры по дисциплине «География» в рамках изучения социально-экономической географии зарубежных стран
для подготовки специалистов среднего звена
по специальности СПО
53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)
53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов),
53.02.04 Вокальное искусство,
53.02.05 Сольное и хоровое народное пение,
53.02.06 Хоровое дирижирование,
53.02.07 Теория музыки
53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство
52.02.04 Актерское искусство
(углубленной подготовки)
Вологда
2023 г.
|
Оглавление Пояснительная записка 1. Психологические особенности изучения номенклатуры по географии 2. Способы поэтапного изучения номенклатуры «Зарубежные страны и их столицы» 3. Задания для самостоятельного контроля знания политической карты 4. Средства контроля номенклатуры преподавателем 5. Медиа-ресурсы для подготовки к контрольной сдаче номенклатуры
Пояснительная запискаНоменклатура по теме «Зарубежные страны и их столицы» изучается обучающимися в курсе дисциплины «География» на 2 курсе, в течение 3 и 4 семестров. Проверка этих знаний проводится на уроках в рамках проверки домашнего задания. Номенклатура сдаётся устно по физической карте региона. Важным компонентом контроля качества знаний по географии является сдача обучающимися номенклатуры по географии зарубежных стран. Данной формой контроля проверяется знание политической и физической карты мира, столиц крупнейших государств, умение ориентироваться по карте и применять эти знания и умения в эмпирической форме. Опыт работы по программе «География» в СПО показывает, что изучение и сдача номенклатуры представляет существенную проблему для обучающихся колледжа гуманитарного профиля. В данной методической разработке рассматриваются психологические основы затруднений обучающихся в области географии, предлагаются способы выхода из этих затруднений. Основная часть работы - это разные способы изучения номенклатуры «Государства мира и их столицы», задания для самостоятельного контроля знаний и подготовке к сдаче. В разработке представлены контрольные карточки по пяти разделам номенклатуры «Зарубежные страны и их столицы», а также медиа-ресурсы для подготовки к контрольной сдаче.
1. Психологические особенности изучения номенклатуры по географии
Данная форма контроля освоения и демонстрации знаний предполагает использование визуальной и вербальной памяти, которые должны быть хорошо развиты у обучающихся колледжа искусств. Однако, существенное отличие в том, что визуальная память обучающихся ориентирована на другую сигнальную систему – нотная запись – и плохо ассоциируется с географическими условными обозначениями, топонимами и связями между ними. Также существенной проблемой является недостаток опорных знаний по географии зарубежных стран, по общей географии, а также в целом знание физической и политической карты и умение по ней ориентироваться. В том числе, обучающиеся не сразу показывают основные стороны света, затрудняются показать направления розы ветров и основные материки. |
Преодолеть эти проблемы представляется возможным при тщательной и системной проработке этих пробелов как на классных занятиях, так и во время самостоятельной работы.
Основой преодоления психологического страха перед большим объёмом номенклатуры – 156 стран – является разделение материала на разделы и ясное представление объёма работ по этим разделам. Включение в относительно новую условную систему топонимов начинается на классных занятиях и продолжается в течение всего семестра. Преподаватель сам показывает страны на демонстрационной карте и требует от обучающихся найти эти страны в атласе и указать их столицы. Это способствует развитию визуальной памяти. Важно на каждом занятии проговаривать номенклатурные объекты и обращать внимание обучающихся на них. Таким образом закрепляется вербальная память.
В ходе самостоятельной работы преподаватель рекомендует также при показе страны проговаривать её название, столицу и ориентироваться на уже знакомых стран-соседов. Важно привязывать страну к региону и субрегиону, которые уже рассматривались на классных занятиях и служат опорой для ориентирования по карте. Обучающиеся любят подсказывать друг другу, где найти ту или иную страну – в ходе подготовке это можно использовать, но ориентировать их на «умные подсказки». Например: эта страна ЮЖНЕЕ Германии, эта страна ЗАПАДНЕЕ Ирана, эта страна ГРАНИЧИТ на ВОСТОКЕ с Польшей, эта страна на СЕВЕРЕЕ Африки и т.д.
Основные способы тренировки географической памяти рассматриваются ниже.
Изучение номенклатура начинается со знакомства обучающихся со списком номенклатура на форзацах учебника В.П. Максаковский «География» 10-11 классы. С первых занятий обращается внимание на необходимость своевременного изучения политической карты для успешного написания контрольных работ по общей характеристике мира, которая рассматривается в 3-ем семестре. В 3-ем семестре обязательна к сдаче номенклатура по разделам «СНГ», «Европа» и «Азия». В начале 4-го семестра сдаются «Северная и Латинская Америка», «Африка и Австралия». Таким образом, к концу 2-го курса обучающиеся имеют 5 оценок, которые влияют на допуск к итоговой форме контроля – зачёту. Мотивация основывается на том, что эти оценки приравниваются к контрольным работам и существенно могут повысить успеваемость обучающегося за год в целом.
Далее предлагается изучить номенклатуру по разделам самостоятельно, и даются рекомендации по успешной сдаче номенклатуры:
1. Выпишите страны в тетрадь или на отдельный лист бумаги по разделам в два столбика: «страна» и «столица».
2. Найдите страны и столицы на политической карте атласа, для региона «Европа» используйте врезку в нижнем правом углу.
3. Проверьте свои знания: выберите 3 страны из списка, покажите их на политической карте и назовите всех соседей.
4. Найдите страны из списка на физической карте, где обозначены границы государств, например: Европа – стр. 25 атласа, СНГ – стр. 25 и 29, Азия – стр. 29 и т.д.
5. Покажите на физической карте (Список 1):
- какие страны находятся на Скандинавском полуострове
- какие страны омываются Балтийским морем
- какие страны находятся на Балканском полуострове
- какие страны омываются Средиземным морем
- какие страны омываются Чёрным морем
- какие страны находятся на Аравийском полуострове
- какие страны располагаются на полуострове Малая Азия
- какие страны располагаются на полуострове Индокитай
- какие страны располагаются на Аравийском полуострове
- какие страны располагаются на Корейском полуострове
- через какие страны протекает р. Дунай
- через какие страны протекает р. Днепр
- через какие страны протекает р. Ганг
- на территории каких стран располагаются горы Альпы, Анды, Пиренеи, Памир, Гималаи, Скалистые горы, Кавказские горы, Кордильеры.
- на территории каких стран располагаются пустыни
- какие страны располагаются на архипелагах
- перечислите страны-острова
- покажите станы Персидского залива
- покажите страны Мексиканского залива
6. Покажите те страны, которые не подписаны на карте из-за малой площади.
7. Проверьте себя: выбирайте по 7 стран из каждого раздела
8. Проверьте друг друга: выбирайте по 5 стран из каждого раздела, давайте на ответ не более 2-х минут.
Самостоятельный контроль знаний перед сдачей номенклатуры поможет обучающимся определить свой уровень подготовки к сдаче, а также минимизировать время, требующееся для контроля этих знаний преподавателем. Все задания сводятся к моделированию процесса сдачи. Студентам предлагается список групп стран из разных регионов (разделов) и инструкция по его использованию. Группы стран (по 5) отличаются от групп, которые потом будут предложены преподавателем. В процесс самоконтроля включается элемент игры при выборе номера из списка, поэтому пособие для самостоятельного изучения и контроля называется «Вокруг света».
Инструкция и примеры для самостоятельного контроля
1. Назовите 3 цифры от 1 до 31.
2. Отметьте их в списке (См. Список 2)
3. Покажите страны на физической карте, называя их столицы.
4. Повторите пп.№1-3 несколько раз по желанию.
Список 2
СНГ, Прибалтика
1. Казахстан, Туркмения, Грузия, Белоруссия, Эстония
2. Украина, Армения, Таджикистан, Литва, Молдавия
3. Узбекистан, Азербайджан, Латвия, Киргизия, Казахстан
ЕВРОПА
4. Франция, Словакия, Дания, Хорватия, Румыния
5. Нидерланды, Венгрия, Финляндия, Великобритания, Словения
6. Бельгия, Польша, Норвегия, Швейцария, Македония
7. Ирландия, Германия, Австрия, Чехия, Болгария
8. Швеция, Сербия, Босния и Герцеговина, Италия, Греция
9. Албания, Испания, Португалия, Швейцария, Норвегия
АЗИЯ
10. Турция, Ливан, Саудовская Аравия, ОАЭ, Малайзия
11. Китай, Лаос, Камбоджа, Индонезия, Пакистан
12. Мьянма, Монголия, Респ. Корея, Сингапур, Таиланд
13. Филиппины, Вьетнам, Иран, КНДР, Бангладеш
14. Япония, Индия, Сирия, Афганистан, Непал
15. Шри-Ланка, Катар, Ирак, Иордания, Кувейт
16. Израиль, Оман, Йемен, Бангладеш, Индонезия
17. Гвинея, Алжир, Судан, Мали, Того
АФРИКА
18. Либерия, Гана, Тунис, Египет, Сенегал
19. Чад, Бенин, Ливия, Кот-Д`ивуар, Мавритания
20. Гвинея Бисау, Сьерра-Леоне, Марокко, Буркина-Фасо
21. Нигер, Сомали, Ангола, ЦАР, Камерун
22. Руанда, Бурунди, Малави, Конго, Нигерия
23. Уганда, ДР Конго, Замбия, Кения, Гамбия
24. Эфиопия, Танзания, Эритрея, Лесото, Намибия
25. Мозамбик, Южный Судан, ЮАР, Зимбабве, Мадагаскар
26. Ботсвана, Израиль, Филиппины, Пакистан, ОАЭ
СЕВЕРНАЯ и ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА, АВСТРАЛИЯ
27. Чили, Ямайка, Куба, Сальвадор, Мексика, Канада
28. Новая Зеландия, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала
29. США, Гондурас, Австралия, Уругвай, Перу
30. Колумбия, Доминиканская Респ., Эквадор, Аргентина, Бразилия
31. Панама, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Никарагуа, Коста-Рика.
Окончательный контроль проводится до или после занятия, и должен занимать не более 1,5 минут на человека. Обучающимся предлагается выбрать одну карточку по типу Списка 2. Оценка выставляется по количеству правильно показанных стран и столиц, учитывается время, затраченное на сдачу. Перед сдачей даётся несколько секунд для ориентирования по карте. Количество карточек рассчитывается по количеству студентов (20-25).
Карточки для сдачи номенклатуры
СНГ, Прибалтика
Казахстан, Таджикистан, Грузия, Белоруссия, Литва
Украина, Армения, Молдавия, Казахстан, Латвия
Эстония, Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан
ЕВРОПА
Польша, Словакия, Финляндия, Хорватия, Швеция
Нидерланды, Венгрия, Великобритания, Словения, Дания
Бельгия, Норвегия, Швейцария, Македония, Германия
Франция, Австрия, Чехия, Болгария, Босния и Герцеговина
Румыния, Сербия, Италия, Греция, Ирландия
Албания, Испания, Португалия, Швейцария, Норвегия
АЗИЯ
Таиланд, Ливан, Саудовская Аравия, Малайзия, Китай
Лаос, Индонезия, Камбоджа, Пакистан, ОАЭ
Мьянма, Турция, Монголия, Респ. Корея, Сингапур
Непал, Филиппины, Иран, КНДР, Бангладеш
Япония, Индия, Афганистан, Вьетнам, Катар
Сирия, Ирак, Иордания, Шри-Ланка, Алжир
Кувейт, Израиль, Йемен, Бангладеш, Того
Индонезия, Гвинея, Судан, Мали, Оман
АФРИКА
Либерия, Гана, Мавритания, Египет, Сенегал
Тунис, Гвинея Бисау, Чад, Ливия, Кот-Д`ивуар
Бенин, Марокко, Камерун, Буркина-Фасо, ЮАР
Сьерра-Леоне, Нигер, Ангола, ЦАР, Руанда
Бурунди, Замбия, Конго, Нигерия, Пакистан
Малави, Уганда, ДР Конго, Кения, Гамбия
Мадагаскар, Танзания, Лесото, Намибия, Мозамбик
Эритрея, Южный Судан, Эфиопия, ЮАР, Зимбабве
Сомали, Ботсвана, Израиль, Филиппины, ОАЭ
СЕВЕРНАЯ и ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА, АВСТРАЛИЯ
Боливия Чили, Ямайка, Куба, Мексика, Австралия
Сальвадор, Новая Зеландия, Венесуэла, Гаити, Гватемала
США, Гондурас, Уругвай, Перу, Канада
Коста-Рика, Доминиканская Респ., Аргентина, Бразилия , Панама
Папуа-Новая Гвинея, Эквадор, Парагвай, Никарагуа, Колумбия
http://geo.koltyrin.ru/ - удобная игра он-лайн по номенклатуре регионов, столиц, а также познавательный ресурс.
http://onlinetestpad.com/ru/tests/geography/political-map - игра он-лайн рассчитана на знание стран и городов мира.
http://www.maps-world.ru/online.htm - подробная карта мира на руссом языке
http://worldgeo.ru/game/ - он-лайн игра на знание столиц стран мира, знаменитых объектов (например, Ниагарский водопад).
http://online.seterra.com/ru/vgp/3144 - удобная игра он-лайн по столицам Европы
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.