Министерство образования Тверской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тверской лицей»
Система формирования
конкретизированных образовательных предметных результатов
по географии с критериальным оцениванием
автор: учитель географии
высшей категории
МОУ «Тверской лицей»
Дмитриев Сергей Вячеславович
2025 год
Введение
«Человек стремится к знанию, и как только в нём угасает
жажда знаний, он перестает быть человеком!
Фритьоф Нансен.
Система оценки конкретизированных образовательных предметных результатов (или просто система оценки предметных результатов) — это механизм, используемый для определения уровня освоения знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам. Она помогает учителям и ученикам отслеживать прогресс, выявлять пробелы в знаниях и направлять процесс обучения.
Конкретизированные предметные результаты по географии могут быть оценены по следующим аспектам:
Знание и понимание:
Умение объяснять географические понятия, законы и закономерности.
Применение:
Способность использовать знания в различных ситуациях, например, анализируя карты или решая географические задачи.
Функциональность:
Умение применять полученные знания и умения для решения практических проблем.
Ключевые аспекты системы оценки предметных результатов:
1. Определение целей:
Оценка опирается на конкретизированные предметные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения по определенному предмету.
2. Методы оценки:
Используются различные методы, включая письменные и устные тесты, контрольные работы, проекты, практические задания и т.д.
3. Формы оценки:
Оценка может быть как формальной (например, выставление оценки в журнал), так и неформальной (например, обратная связь от учителя).
4. Уровни оценки:
Предметные результаты могут быть оценены в рамках различных систем, например, в пятибалльной шкале ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") или в виде уровневой оценки (уровень освоения знаний и умений).
5. Использование результатов оценки:
Данные оценки используются для совершенствования образовательного процесса, корректировки индивидуальных планов обучения и для оценки качества образовательных программ.
Критериальное оценивание — это система оценки, при которой результаты учебных достижений ученика сравниваются с заранее определёнными, понятными всем участникам образовательного процесса критериями, а не с успеваемостью других учеников. Ключевые особенности включают объективность, прозрачность и обратную связь, что помогает ученику видеть свои сильные и слабые стороны и планировать свою дальнейшую работу.
Основные принципы и особенности
Оценка основана на конкретных показателях, соответствующих целям обучения, а не на субъективном мнении учителя.
Критерии заранее известны ученикам, их родителям и педагогам, что делает процесс оценки понятным для всех.
Цель не в выставлении балла, а в достижении конкретных образовательных результатов и умении их демонстрировать.
Оценивание даёт конкретную обратную связь по каждому критерию, указывая ученику, над чем нужно работать.
Виды критериального оценивания
Используется в процессе обучения для отслеживания прогресса и корректировки работы ученика. Помогает понять, как ученик усваивает материал в данный момент.
Проводится по завершении темы, раздела или курса для определения итогового уровня знаний и умений.
Принципы критериального оценивания:
|
Преимущества критериального оценивания |
Недостатки критериального оценивания:
|
|
способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления обучающихся. |
некоторые задания или работы может быть сложно оценить по четким критериям, особенно если для их оценки необходимо субъективное мнение эксперта; |
|
помогает снизить страх перед проведением экзаменов или тестированием, поскольку ученики точно знают, что от них требуется и по каким именно критериям будут оцениваться их результаты |
не все критерии одинаково легко измеряются или количественно выражаются; |
|
Оценивание знаний ученика может быть выражено в баллах, процентах: • Балльная шкала: например, от 1 до 5 баллов, где 5 баллов – это самый высокий уровень достижения целей. • Процентная шкала: например, от 0% до 100%, где 100% – это безошибочное выполнение задания. |
|
Шкала 1-0
Используется для оценки простых заданий, выполняемых в одно действие и подразумевающих один правильный ответ: «да-нет» или «верно-неверно».
1 балл – все объекты названы правильно;
0 баллов – задание не выполнено.
Шкала 2-1-0
Используется для критериального оценивания составных заданий, при решении которых обучающимся необходимо выполнить несколько однотипных действий, обосновать собственное решение, объяснить термин своими словами, привести примеры использования.
2 балла – дано определение и приведены примеры;
1 балл – дано определение, нет примеров/ есть примеры, нет определения понятия; 0 баллов – задание не выполнено
Трех-Пятибалльная шкала
Задание № 3.
3 балла – дано полное объяснение и сделан вывод
2 балла – есть объяснение, нет вывода/доказательств
1 балл – есть только вывод/ вопрос рассмотрен поверхностно
0 баллов – задание не выполнено.
Задание № 4.
4 балла – приведены практически все факторы/аспекты;
3 балла – приведены не все аспекты, составлена схема;
2 балла – приведены 2 фактора;
1 балл – приведен 1 фактор;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание № 5.
5 баллов – ответ полный, аргументированный, показывающий причинно-следственные связи;
4 балла – объяснение дано правильно, логично, не полно;
3 балла – в целом объяснение дано правильно, но не в полном объеме, раскрыты не все аспекты, приведены не все аргументы;
2 балла – приведены 2 фактора/аргумента;
1 балл – приведен 1 фактор/аргумент.
0 баллов – задание не выполнено.

По результатам диагностики определяются четыре уровня овладения учащимися спектром проверяемых познавательных метапредметных умений — высокий, повышенный, базовый и низкий.
|
Уровень подготовки |
низкий уровень |
базовый уровень |
повышенный уровень |
высокий уровень |
|
% выполнения работы |
меньше 44% |
больше 45%, но меньше 64% |
больше 65%, но меньше 81% |
больше 82% |
|
отметка за работу |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Количество баллов |
Тип задания |
Контролируемые УУД |
Характеристика задания |
Уровни усвоения знаний |
|
1. |
Узнавание - процесс распознавания понятий, действий, фактов, объектов, явлений |
Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию |
Задания включают в себя наличие готового ответа, позволяют проверить качество узнавания и запоминания ранее изученного материала. Эти задания ориентированы на воспроизведение фактического учебного материала и не требуют их логической переработки. |
Репродуктивный: воспроизведение |
|
2. |
Запоминание - процесс воспроизведения изученного материала;
|
Давать определения понятиям, отражать свойства объектов |
Задания включает в себя пересказ информации в научной последовательности, знание признаков и свойств объектов, законов, определений, терминов, понятий. Воспроизведение правил, понятий, формулировок закона, от конкретных фактов до целостных теорий. |
Репродуктивный: воспроизведение и запоминание. Сохранение смысла/ логики материала в той ее форме, в которой она воспринимается. |
|
3. |
Понимание – процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений; |
Отвечать на вопросы, используя явно заданную информацию.
|
Задания позволяют проверить качество понимания обучающихся содержания материала изученных тем, на основе их анализа и синтеза, Применение правил логического умозаключения, |
Частично-поисковый: применение знаний в знакомой ситуации по образцу |
|
4. |
Внутритемное обобщение - умение использовать изученный теоретический материал в конкретных условиях и новых ситуациях |
Проводить группировку, классификацию, выделять главное.
|
Задания на применение изученных фактов, законов, понятий в практико-ориентированных ситуациях; логическую детализацию явлений, процессов, изучаемых в данной теме, опираясь на закономерности и принципы. Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы). |
Частично-поисковый: применение знаний на основе обобщающего алгоритма, способность устанавливать взаимозависимость между темами по географии |
|
5. |
Межтемное обобщение - систематизация знаний и практических умений из различных разделов одной дисциплины |
Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение.
|
Задания на формулировку вопроса на основе изученных фактов, на альтернативных точках зрения. Задание включает в себя материал, требующий выделения причинно-следственных связей в результате анализа и сравнения тем. Вопрос должен предусматривать логически доказанный ответ с учетом точки зрения обучающегося. |
Творческий: применение знаний в незнакомой ситуации, Позволяет определить способность устанавливать взаимозависимость между темами по географии. |
Практические примеры
1. Умение классифицировать объекты и явления на основе их известных характеристик
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
||||||||||||||||
|
выделение структурных элементов, восполнение недостающего звена |
|
1 |
||||||||||||||||
|
выявление основания классификации по заданным признакам, (восполнение недостающего звена) |
Озаглавьте графы таблицы, выбрав нужные позиции из перечисленных: 1) по обмену с другими водоемами 2) по размеру 3)по происхождению озерных котловин 4) по степени минерализации |
2 |
||||||||||||||||
|
установление соответствия |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОСТРОВОВ - название островов А) вулканические 1. Гренландия, Мадагаскар Б) материковые 2. Гавайские. Курильские В) коралловые 3. Б.Барьерный риф. Мальдивы |
2 |
||||||||||||||||
|
|
между природными зонами и их видом:
Ответы: А- 1, 3, 5, 7 Б- 2, 4, 6, 8 |
4 |
||||||||||||||||
|
между обитателями океана и их представителями:
Ответы: А- 4, 6 Б- 1, 3 В- 2, 5 |
3 |
|||||||||||||||||
|
классифицировать типы климата по заданным показателям: установление соответствия между точкой на карте и названием КП |
|
3 |
||||||||||||||||
|
распознавание характерных черт/особен-ностей конкретного типа климата, установление соответствия между типом климата и его характеристи-кой |
Установите соответствие между типом климата и его характеристикой:
|
4 |
||||||||||||||||
|
классификация населенных пунктов России по заданным основаниям: численности населения и функциональным особенностям |
Города: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Уфа, Санкт-Петербург Ижевск, распределите по графам таблицы с учетом указанных оснований классификации: 1) численность населения 2) функциональные особенности
|
4 |
2. Умения использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
||||||
|
конкретизация/распознавание маршрута путешественников на предложенных картосхемах (установление соответствия между маршрутом экспедиции и мореплавателем)
умение описывать и сравнивать маршруты путешествий. |
Установите соответствие между картосхемой, отражающей маршрут экспедиции и мореплавателем: Абель Тасман, Христофор Колумб. Васко да Гама
|
3 |
||||||
|
5 |
||||||||
|
определение положения объектов на карте, умение описывать по географическим картам местоположение изученных географических объектов |
|
4 |
||||||
|
описывать по географическим картам местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач |
|
4 |
||||||
|
определение географического объекта по краткому описанию: находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации |
Семь тысяч рек, ни в чем не равных, И с гор стремящих бурный бег, И меж полей в изгибах плавных, текущих в даль, - семь тысяч рек, Она со всех концов собрала - Больших и малых до одной, Что от Валдая до Урала, избороздили шар земной. /А.Твардовский/ |
2 |
3. Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и практических задач
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
|
применять понятия для решения познавательных задач, и объяснения явления в жизненной ситуации.
|
В восточной Азии произошло два сильных землетрясения. Сначала землетрясение магнитудой 6,7 произошло в Японии. Его очаг залегал на глубине 50 километров недалеко от побережья острова Хоккайдо. Подземные толчки силой до 5 баллов ощущались в 13 японских городах. Разрушений не было, но пострадали два пожилых человека, застрявшие в остановившихся лифтах. Неделей позже землетрясение магнитудой 6,4 произошло на острове Тайвань. Эпицентр находился в 25 километрах к югу от города Юйцзин. Очаг располагался на глубине 10 километров. Сила подземных толчков достигала 7–8 баллов. В результате стихийного бедствия в городе обрушились несколько зданий, в том числе жилой комплекс, были раненые. Объясните, почему на острове Тайвань землетрясение было более сильным, чем в Японии, хотя землетрясение в Японии имело бὸльшую магнитуду. |
4 |
|
Города Владивосток и Сочи расположены примерно на одинаковой широте, но климат во Владивостоке очень суровый по сравнению с климатом Сочи: во Владивостоке очень холодные зимы. Объясните, почему зимой во Владивостоке дуют ветры из глубины материка. |
4 |
|
|
Объясните, почему в Африке на восточных склонах Драконовых гор среднегодовое количество атмосферных осадков значительно больше, чем на западных склонах этих гор. |
4 |
|
|
Цены на путевки на пляжные курорты Китая, Таиланда, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии в летние месяцы значительно ниже, чем в зимние. Это связано с тем, что лето в этих странах – сезон дождей, что снижает спрос на поездки в эти страны в летний период. Объясните, почему летнее время и начало осени – сезон дождей в странах Юго-Восточной Азии. |
4 |
|
|
умение использовать географические знания для решения практико-ориентированных задач. |
До 2013 г. центральная часть акватории Охотского моря, удаленная более чем на 370 км от берегов, не являлась частью экономической зоны России. В 2013 г. Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала эту акваторию площадью 52 тыс. км² частью российского континентального шельфа. Увеличилась ли в результате этого государственная территория России? Обоснуйте свой ответ. (государственная территория России не увеличилась, т.к. континентальный шельф России не является частью ее государственной территории.) |
4 |
|
применять понятия для решения познавательных задач, и объяснения явления в жизненной ситуации, для объяснения особенностей погоды |
1.Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя (циклон, ХФ) 2.Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна. Освещает снег летучий, Мутно небо ночь мутна (циклон) 3.Опять румяны йот огней. Мороз забрасывает окна и веет холодом кругом (антициклон) 4.Час от часу жар сильнее, тень ушла к немым дубравам (антициклон) 5.Однажды в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел был сильный мороз (антициклон) 6.Полдневный час, жара гнетет дыханье. Трава слегла до корня прожжена (антициклон) 7.Мороз и солнце день чудесный (антициклон) 8.Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром (ХФ) 9.Ты помнишь вьюга злилась на мутном небе мгла носилась (циклон ХФ) 10.А по двору метелица ковром шелковым стелется. Но больно холодна (циклон) |
4 |
|
объяснение прогноза погоды с использованием карты прогноза погоды. |
1.Какой город находится в зоне действия циклона? Какой город находится в зоне действия антициклона? 2.В каком городе можно ожидать скорого похолодания и выпадения осадков? 3.В каком городе на следующий день вероятно существенное потепление? |
3 |
|
умение использовать географические понятия для решения учебных и практико-ориентированных задач |
«Определение основных гидрологических характеристик рек России»
|
4 |
|
Как ты думаешь, нужно ли учащемуся, мечтающему стать журналистом, врачом, экономистом, искусствоведом или строителем, иметь навыки составления и чтения планов и карт? Ответ обоснуй. Рисунок передаёт настроение и отношение художника к запечатленному моменту, а «сухой» план четко передаёт главные детали объекта. |
5 |
|
|
использовать знания об особенностях ПК России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. |
На Камчатке в настоящее время действуют три геотермальные электростанции. Какая особенность природы Камчатки делает возможным строительство таких электростанций? Проявление современного вулканизма ИЛИ наличие термальных подземных вод ИЛИ наличие гейзеров). |
4 |
|
Вулканы – грозные соседи для расположенных вблизи поселений. А могут ли вулканы приносить пользу? |
3 |
|
|
В 1952 году в Тихом океане недалеко от Японских островов появился остров, поверхность которого стала возвышаться над водой на 200 метров. Просуществовав не многим больше года, остров скрылся под водой. Объясните причины подобного явления. |
4 |
4. Умение сравнивать изучаемые географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
|
сравнивать свойства атмосферы
|
|
3 |
|
сравнение миграционных данных, приведенных в таблице, для установления правильной п определения демографических показателей |
|
2 |
|
сравнение географических особенностей России и других стран мира |
|
3 |
|
выявление причин различий в половозрастной структуре населения субъектов РФ. |
|
4 |
5. Умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
|
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений, с объяснением географической закономерности |
Продолжительность светового дня в том или ином пункте на Земле в течение года изменяется. Установлена географическая закономерность: изменение продолжительности светового дня в течение года зависит от географической ________ пункта. 21 июня продолжительность светового дня в Северном полушарии с юга на север______________ Ответ: широты; увеличивается. |
2 |
|
Пункт наблюдения и географические координаты: Кальяо 12° ю. ш. 77° з. д. Уарас 9° ю. ш. 77° з. д. Чиклайо 6° ю. ш. 77° з. д. Эль-Пуйо 1,5° ю. ш. 77° з. д Ответ: Эль-Пуйо: 24 июня – это дата, близкая ко дню летнего солнцестояния. Все пункты расположены в Южном полушарии. В Южном полушарии 24 июня световой день короче ночи, между Южным полярным кругом и Южным полюсом наблюдается полярная ночь. В этот день Солнце стоит в зените практически на Северном тропике, на параллели, расположенной в Северном полушарии. Чем севернее расположен пункт, тем больше продолжительность светового дня в нем в это время. |
4 |
|
|
установление взаимосвязей на основе сторон горизонта и расположения звезд |
«Древнегреческий миф о 10 подвиге Геракла повествует, что по пути на остров Эрифию за быками Гериона, он в поисках прохода в океан раздвинул скалы, образовав на северном и южном берегах Гибралтарского пролива, отделяющего Европу от Африки, каменные стены, так называемые Геракловы (Геркулесовы) столбы. Многие столетия греки считали их краем света». Как Геракл определил, какой берег – северный, а какой – южный? Древние греки, как опытные мореплаватели, ориентировались по звездам и знали, что самая яркая звезда в созвездии Большой медведицы называется Полярной и в Северном полушарии показывает направление на север. Юг был противоположной стороной горизонта. |
2 |
|
установление взаимосвязей на основе основных географических систем отсчета |
На побережье Гвинейского залива, на территории государства Гана находится мыс, который имеет название – Три точки. Этот мыс имеет кратчайшее расстояние до точки пересечения нулевого меридиана с экватором. Значит, одна точка 0° широты, вторая точка 0° долготы. Третья точка отсчета – это ноль метров высоты над уровнем моря. |
3 |
|
устанавливать эмпирические зависимости на основе объяснений географической закономерности |
«В 1640 году герцог Тосканский на территории своего дворца во Флоренции решил устроить фонтан. Но для выполнения этого замысла требовалось поднять воду из ближайшего водоема на высоту более 10 метров. Насос был построен, но, ко всеобщему удивлению, он отказал в подаче воды на эту высоту… За объяснением обратились к знаменитому ученому Галилео Галилею…» Торричелли, в 1642 году доказал, что столб воды в 32 фута, (10,33 метра), уравновешивает давление атмосферы. |
4 |
6. Умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей среды
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
|
объяснять причины и влияние изучаемых географических явлений:
смены дня и ночи, времен года. |
При обсуждении явлений полярного дня и ночи Виталий сказал, что людям, которые живут за полярным кругом, нужно принимать много витамина Д. Он образуется в коже человека под воздействием солнечных лучей и необходим для поддержания здоровья костей. Ксения не поняла связи между местом проживания людей и необходимостью принимать больше витамина Д. Дополните предложения, вставив подходящие по смыслу слова, чтобы получилось верное объяснение указанной связи. Витамин Д образуется под действием ____ . Во время полярной ночи Солнце ____ над горизонтом. Явление полярной ночи наблюдается между ____ и полюсами Земли. Полярная ночь возникает из-за постоянного ____ земной оси при движении Земли по орбите вокруг Солнца. Зимой, во время ____, люди, проживающие за полярным кругом, должны поддерживать свое здоровье, принимая витамин Д. Примерный ответ: Витамин Д образуется под действием Солнца. Во время полярной ночи Солнце не поднимается над горизонтом. Явление полярной ночи наблюдается между полярными кругами и полюсами Земли. Полярная ночь возникает из-за постоянного наклона земной оси при движении Земли по орбите вокруг Солнца. Зимой, во время полярной ночи, люди, проживающие за полярным кругом, должны поддерживать свое здоровье, принимая витамин Д. |
4 |
|
продолжительность дня |
Земля образовалась из вращающегося газопылевого облака. Вращение Земли было вызвано вращением этого облака. Ученые считают, что в прошлом Земля изменяла скорость и направление своего вращения из-за различных внешних факторов: гравитационного воздействия других планет, больших метеоритов и т. д. Скорость вращения Земли влияет на жизнь людей. 1) Какие причины, как считают ученые, влияли на изменение скорости вращения Земли? 2) Что произойдет с продолжительностью суток, если скорость вращения Земли замедлится? 3) Как влияет скорость вращения Земли на жизнь людей? объяснение: 1) Ученые считают, что на изменение скорости вращения Земли влияли гравитационное воздействие других планет, больших метеоритов. 2) Если скорость вращения Земли замедлится, продолжительность суток увеличится. 3) Скорость вращения Земли влияет на ритмы сна и бодрствования; выращивание растений и т. п. |
4 |
|
установление связей на основе источника информации – дополнение схемы
|
Изменение климата оказывает серьезное влияние на жизнь людей в Африке. Засухи, наводнения и ураганы становятся все более частыми, что приводит к возрастанию числа бедных людей. Людям труднее обеспечить себя продовольствием, уменьшается их возможность использовать чистую воду, растет распространение заболеваний. Вставьте в пропуски на схеме номера нужных слов/словосочетаний из списка. Каждое слово может использоваться несколько раз: 1) гибель урожая 2) гибель животных 3) распространение болезней людей и животных 4) распространение пожаров 5) загрязнение подземных вод, рек, озер 6) пыльные бури 7) сокращение биоразнообразия 8) гибель лесов 9) сокращение плодородия почвы 10) уменьшается 11) увеличивается Изменяется климат: 1. Становятся более частыми стихийные бедствия: засухи, наводнения, ураганы 2. Изменяется окружающая среда Частые засухи приводят к _____ Частые наводнения приводят к ________ Частые ураганы приводят к _____ 3. Увеличивается число бедных людей: Обеспеченность продовольствием _____ Доступ к чистой воде _________ Распространение болезней _________ Доход каждой семьи ____ Ответ: I. Изменяется окружающая среда: Частые засухи приводят к 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Частые наводнения приводят к 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9. Частые ураганы приводят к 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9. II. Увеличивается число бедных людей: Обеспеченность продовольствием 10. Доступ к чистой воде 10. Распространение болезней 11. Доход каждой семьи 10. |
5 |
|
анализ двух источников информации (географических карт) для установления связи между географическими объектами и явлениями |
Сравнив карты природных зон России и плотности населения из атласа, определите, в какой природной зоне наименьшее число городов-миллионников и крупных по численности населения городов. Выберите один верный ответ:1) тундра 2) тайга 3) широколиственные леса 4) лесостепь Объясните, почему:____________________ Ответ: 1 (тундра): трудные для проживания природные условия – климат, заболоченность, большое число насекомых, распространение многолетней мерзлоты, трудность обслуживания зданий, дорог, ограниченные возможности развития с/х. |
3 |
|
«Только этому фонарщику, что должен был зажигать единственный фонарь на Северном полюсе, да еще его собрату на Южном полюсе – только этим двоим жилось легко и беззаботно: им приходилось заниматься своим делом всего 2 раза в год» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Объясни, почему в этих районах бывают только полярная ночь и полярный день? |
3 |
7. Умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
переводить информацию из табличной формы в графическую (построение розы ветров)
|
|
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико- ориентированных задач |
|
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
переводить информацию из схематичной формы в вербальную (составление описания с использованием инфографики)
|
Изучите схему «Изменение климата» и на ее основе составьте рассказ о связи между выбросами углекислого газа (СО2) и гибелью людей и животных, финансовыми потерями
Ответ: увеличение углексислого газа - усиливает парниковый эффект - увеличение Т воздуха – изменение климата Земли - увеличение числа опасных природных явлений - гибнут люди, происходят финансовые потери. |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
На контурной карте, используя статистические данные построить равнобедренные треугольники соотношения площади экономического района и его населения, взяв за основание треугольника площадь района (в 1 см – 1 млн. кв.км), высота треугольника – численность района (1 см – 2 млн. человек) |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
|||
|
разделять примеры изменений в изученных геосферах на группы по указанному основанию (группировка объектов) |
Какие из перечисленных изменений, произошедших с рекой, были вызваны деятельностью человека, а какие – природными причинами? Распределите указанные изменения на две группы, записав номер каждого в соответствующую колонку таблицы. 1) Загрязнение речной воды химическими веществами. 2) Обмеление реки из-за использования воды для орошения. 3) Изменение скорости течения воды в реке из-за строительства плотины. 4) Увеличение мутности воды из-за увеличения содержания песка и ила после продолжительных дождей. 5) Обмеление реки после засухи. |
3 |
|||
|
выбор правильных примеров действий для решения экологической проблемы
|
Какие действия школьников помогут сохранить чистоту воды реки, протекающей по территории их населенного пункта? Укажите 2 верных ответа. 1) Использовать меньше воды для бытовых целей. 2) Вырубать кустарники по берегам реки. 3) Проводить регулярную расчистку берегов реки от мусора. 4) Обустроить места для купания с удобным съездом для машин. 5) Использовать меньше химических удобрений для выращивания фруктов и овощей в огородах. |
3 |
|||
|
Установите соответствие между экологической проблемой и наиболее приемлемым способом решения. Самостоятельно приведите примеры, отражающие разные аспекты взаимодействия общества и природы на определенной территории
|
5 |
||||
|
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации
|
Прочитайте тексты о гидроэлектростанции (ГЭС) и плотине Балбина в Амазонии и выполните задания. В 1980-х годах была построена плотина ГЭС Балбина и создано одно из крупнейших водохранилищ в Южной Америке, которое занимает почти 100 км2 в нетронутых тропических лесах. Эта часть бассейна Амазонки холмистая, поэтому при заполнения водохранилища образовалось более 3 500 островов, представляющих собой лесные участки. Почти все острова (95%) меньше 1 км2. Ученые ожидают, что с небольших островов некоторые виды животных исчезнут быстрее: маленькая территория не сможет обеспечить их выживаемость. Плотина Балбина и ГЭС на реке Уатума (приток Амазонки) была создана для обеспечения электроснабжения города Манаус. Местные жители сразу были против строительства из-за вырубки лесов и переселения местных племен. Этот проект критиковали и за то, что строительство плотины и ее техническое обслуживание оказались дорогостоящими. Кроме этого, ГЭС считается самой неэффективной по соотношению затопленной площади и вырабатываемой электроэнергии. Выполните задания: используя тексты, укажите не менее 2 последствий строительства ГЭС и плотины Балбина для людей, проживавших на затопленной территории, и жителей Манауса, и не менее 2 последствий для природы. Последствия для людей, проживавших на затопленной территории, и жителей Манауса: 1) _______________________ 2) _______________________ Последствия для природы: 1) __________________ 2) _________________ |
5 |
|||
|
В ответе приведены следующие последствия для людей и природы: Последствия для людей: 1) потеря исконного места проживания или переселение племен; 2) невозможность вести некоторые виды хозяйственной деятельности на затопленной территории; 3) улучшение обеспечения жителей Манауса электроэнергией. Последствия для природы: 1) изменение природного комплекса реки; 2) затопление тропического леса; 3) изменение рельефа; 4) появление большого водоема водохранилища; 5) затопление мест обитания животных и растений; 6) возможное исчезновение некоторых видов животных. «Как вы оцениваете строительство плотины с точки зрения устойчивого развития – положительно или отрицательно?» Отрицательно. Пример обоснования: уничтожены леса, появилась угроза исчезновения растений и животных, рыб, люди были выселены с коренных мест обитания.) Положительно. Пример обоснования: появление источника электроэнергии дало возможность развивать экономику региона, повысить качество жизни населения. |
|
||||
|
распознавание особенностей взаимодействия природы и общества для определенной территории с объяснением
|
В какой из перечисленных природных зон России наиболее важно учитывать последствия использования тяжелой техники, так как нарушенные природные комплексы восстанавливаются наиболее долго? Выберите один ответ: 1) лесостепь 2) смешанные леса 3) тундра 4) тайга Объясните свой выбор: ____ Ответ: 3. И дано объяснение: медленное восстановление растительности связано с ограниченным временем для фотосинтеза и роста растений, медленное восстановление почвенного покрова связано с медленным ростом растений и длительным разложением органических материалов. |
4 |
|||
|
Использовать знания об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни
|
Какие особенности климата территории наиболее важно учитывать для принятия решения о строительстве на реке дамбы в целях защиты населения от наводнения во время весеннего половодья в России? Выберите два верных ответа и объясните свой выбор. Варианты ответа. 1) среднегодовое количество атмосферных осадков 2) ход температуры воздуха в весеннее время 3) средняя высота снежного покрова 4) средняя годовая температура воздуха Запишите свои объяснения: Я выбрал ответ № ___, потому что ___________________ Я выбрал ответ № ___, потому что _________ примерное объяснение: 2 – важно учитывать, насколько быстро происходит таяние снега; 3 – важно учитывать, сколько снега скапливается в бассейне реки. |
4 |
|||
|
распознавание и объяснение особенностей климата, важных для принятия решений о защите от наводнений |
Укажите особенности природы территории, кроме климата, которые важны при принятии решения о строительстве на реке дамбы для защиты населения от наводнений во время весеннего половодья в России, и обоснуйте свой ответ. В ответе приведены особенности природы и обоснование. Особенности природы, которые важны при принятии решения о строительстве на реке дамбы для защиты населения от наводнений во время весеннего половодья в России: – рельеф местности определяет, как будет распределяться вода в случае наводнения; – геологические особенности территории, состав и структура горных пород влияют на прочность дамбы и ее устойчивость к эрозии; – направление течения реки определяет, как будет распределяться нагрузка на дамбу, какие территории будут затоплены; – площадь водосборного бассейна определяет, какой объем воды может поступить в реку во время половодья; – биологическое разнообразие дамбы может негативно влиять на экосистему реки, нарушая естественные пути миграции рыб и других животных. |
5 |
|||
|
анализ плана действий в соответствии с поставленной задачей |
9-кассники получили задание оценить вклад предприятий черной и цветной металлургии в загрязнение атмосферы и сделать выводы о возможных путях уменьшения их воздействия на загрязнение атмосферы. Они сделали запрос нейросети на составление плана работы. Нейросеть сгенерировала план. Школьники обсудили полученный план. При обсуждении один из них отметил, что план нужно изменить, чтобы он больше соответствовал поставленным перед данной работой задачам. Какие изменения были предложены |
5 |
9. Умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения, задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
|
умение распознать вопросы, требующие участия представителей географических специальностей, |
Укажите все вопросы, при решении которых требуется участие географов, изучающих литосферу: 1) Открывать ли новое отделение банка? 2) Как определить безопасное место для строительства нового дома? 3) Как предотвратить развитие оврагов? 4) Как производить больше товаров для учебы? 5) Как и где искать полезные ископаемые? 6) Когда нужно предупреждать жителей о возможном извержении вулкана? Объясните свой выбор: _______________ |
5 |
|
прогнозирование проблем хозяйственного использования территории на основе анализа геологического строения с помощью источника информации (текста)
|
На территории Ставропольского края между реками Кума, Кубань и Кумо-Маныческой впадиной расположена Ставропольская возвышенность. Преобладают высоты 300–600 метров. Визуально возвышенность неоднородна, территория рассечена долинами рек. В результате сложных тектонических и геологических процессов образовались столовые горы. Сложена глинами, песчаниками и известняками. На большей части Ставропольской возвышенности на поверхность выходят ракушечники, пески и глины, образовавшиеся на дне морей, существовавших здесь в разные периоды кайнозойской эры. На возвышенных участках произрастают широколиственные леса. Степь распахана. Насыщение возвышенности водой происходит за счет Кубано-Егорлыкской системы и Большого Ставропольского канала. Задания: 1) Объясните, почему оползни характерны для Ставропольской возвышенности: __________________________________________ 2) Предложите меры по борьбе с оползнями: ____________ 3) Предположите, исходя из наличия известняка, какое явление, связанное с растворением горных пород водой, может оказывать влияние на формирование рельефа Ставропольской возвышенности и создавать проблемы для использования территории: _________ Показатель достижения предметного результата. 1) В ответе дано объяснение: в геологическом строении присутствуют глины, имеется достаточное количество воды; имеются уклоны. 2) В ответе указаны меры: укрепление склонов высаживанием растений; создание системы водоотводных каналов; установка дренажных систем для отведения излишков воды и снижения давления на склоны. 3) В ответе высказано предположение о карсте. |
4 |
|
применение знаний для решения проблемы на основе анализа информации (объяснение причин опасности видов хозяйственной деятельности для сохранения памятника природы)
|
Прочитайте текст и объясните, почему запрещение указанных видов деятельности обеспечивает сохранение пещер «Каменные сараи». Пещеры «Каменные сараи» расположены на северном склоне долины правого истока р. Томузловка на Прикалаусских высотах, в 4 км западнее окраины с. Александровское Ставропольского края. Они возникли в толще неогеновых известковых песчаников, образующих уступ длиной около 300 м. В 1961 г. образован памятник природы краевого значения «Пещеры «Каменные сараи». Кроме того, территория памятника природы включена в границы государственного природного заказника краевого значения «Александровский», образованного в 2001 г. На территории природоохранной зоны заказника в том числе запрещаются: 1) распашка земель; 2) выпас, прогон и водопой сельскохозяйственных животных; 3) проведение гидромелиоративных и ирригационных работ. Показатель достижения предметного результата: – распашка земель может привести к развитию эрозионных процессов, влияет на уровень грунтовых вод и их движение, что может привести к растворению карстующихся пород; – выпас животных нарушает структуру почвы, способствует проникновению влаги в горные породы; – проведение гидромелиоративных и ирригационных работ влияет на водный баланс территории. |
4 |
|
В 1839 г в штат Новый Южный Уэльс привезли кактус опунцию. Сначала его выращивали в горшках, потом в палисадниках перед домом, а потом… кактус стал расти сам и «захватил» пастбища не только Нового Южного Уэльса, но и соседнего штата Квинсленд. Остановить продвижение «колючего завоевателя австралийских пастбищ» стало возможным лишь после того, как … продолжите предложение. |
4 |
|
|
Есть такая австралийская шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И наконец, один из них догадался – «выплеснул» в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришёл в себя. Какой компонент природы Австралии отражён в этой шутке? |
4 |
10. Умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
||||||||||||||||||
|
выбор источника информации, необходимого для сравнения высот территорий над уровнем моря интеграция информации из разных источников и формулирование вывода |
Олег на уроке географии получил задание проанализировать карту, на которой показаны 4 территории, которые будут частично затоплены водами Мирового океана в случае повышения его уровня на 10 м вследствие глобальных климатических изменений. От Олега требовалось определить ту из этих территорий, в пределах которой будут затоплены наибольшие площади, и назвать страну, в которой эта территория находится. Олег не помнил, как на карте проходят границы стран, и первым делом открыл политическую карту мира в атласе. Назовите еще одну карту атласа, которая потребуется Олегу для выполнения этого задания. На карте показаны четыре территории, которые будут частично затоплены водами Мирового океана в случае повышения его уровня на 10 м вследствие глобальных климатических изменений. Определите, в какой стране находится та из этих территорий, в пределах которой будут затоплены наибольшие площади. |
4 |
||||||||||||||||||
|
выбор источников информации, необходимых для определения территорий
|
Вечная (многолетняя) мерзлота в Африке Многолетняя мерзлота – это промерзшая часть земной коры, в которой отсутствует периодическое протаивание. Температура ее сохраняется отрицательной, а грунтовые воды пребывают в состоянии льда. Многолетняя мерзлота обнаруживается на всех континентах, кроме Австралии. Даже в Африке, справедливо считающейся самым жарким материком, она тоже есть. В 2009 году группа ученых обнаружила участок многолетней мерзлоты в трех градусах к северу от экватора, правда, по прогнозам ученых, при сохранении наблюдаемых темпов глобального потепления он, вероятно, исчезнет к 2040 году. Используя карты атласа, определите, где в Африке могла быть найдена многолетняя мерзлота. Ответ: гора Килиманджаро ИЛИ Восточно-Африканское плоскогорье. |
3 |
||||||||||||||||||
|
Объясните, почему в Австралии нет вечной мерзлоты. В ответе дано объяснение: отсутствие на территории Австралии территорий с холодным климатом ИЛИ отсутствие высоких гор. |
3 |
|||||||||||||||||||
|
Почему в городах наблюдаются тепловые острова? |
3 |
|||||||||||||||||||
|
выявление зависимости между направлением движения литосферных плит и формами рельефа на суше и на дне океана
|
Определите, какие формы рельефа соответствуют указанным в таблице областям контакта литосферных плит. Сделайте и запишите вывод о том, какая зависимость существует между направлением движения литосферных плит и формами рельефа на суше и на дне океана. Вывод: в областях столкновения литосферных плит образуются горы на суше и глубоководные желоба (впадины) на дне океана, а в областях расхождения литосферных плит – подводные горы и поднятия. |
4 |
||||||||||||||||||
|
выявление зависимости направления ветров |
«Расследовалось преступление, совершенное днем недалеко от моря. Один из подозреваемых настаивал на своем алиби, утверждая, что в момент преступления гулял по набережной моря и затратил много времени, пытаясь достать из воды унесенную ветром шляпу». Почему детективы усомнились в алиби подозреваемого? |
4 |
11. Освоение и применение знаний об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности и до наших дней
|
Вид задания (по характеру действий): |
Примеры |
Критерии оценивания (кол-во баллов) |
|
распознавать проявления зональности в географической оболочке
|
Какое из перечисленных географических явлений является примером проявления географической зональности? 1) смена времен года 2) изменение высоты Солнца над горизонтом в течение суток 3) изменение с высотой атмосферного давления и температуры воздуха 4) изменение средней годовой температуры воздуха от экватора к полюсам |
2 |
|
Какое из перечисленных географических явлений является примером проявления ритмичности в географической оболочке? 1) изменение направления бризов в течения суток 2) смена природных зон в Евразии при движении с севера на юг 3) изменение с высотой атмосферного давления температуры воздуха 4) изменение средней годовой температуры воздуха от экватора к полюсам |
2 |
|
|
Какое из перечисленных географических явлений является примером проявления целостности географической оболочки? 1) смена природных зон в Евразии при движении с севера на юг 2) изменение высоты Солнца над горизонтом в течение суток 3) образование пустынь на месте лесов в результате деятельности человека 4) изменение средней годовой температуры воздуха от экватора к полюсам |
2 |
|
|
В каком из перечисленных высказываний о температуре воздуха содержится информация о проявлении географической зональности? 1) Среднегодовая температура воздуха на экваторе колеблется в пределах 25–30 °C. 2) К северу и к югу от экватора к полюсам среднегодовая температура воздуха последовательно понижается. 3) На Северном и Южном полюсе среднегодовые температуры воздуха отрицательные. 4) Самая высокая температура воздуха на Земле была зафиксирована в Долине Смерти (Северная Америка), а самая низкая – на станции «Восток» (Антарктида). |
3 |
|
|
объяснение изменений ПК на основе причинно-следственных связей и закономерностей развития природы |
Используя климатическую и физическую карты мира атласа, объясните, почему при движении от экватора на север в тропических широтах соленость вод Мирового океана увеличивается, а в умеренных снова уменьшается. Ответ: при движении от экватора на север в тропических широтах соленость поверхностных вод увеличивается, так как уменьшается количество атмосферных осадков, испарение высокое, уменьшается число крупных рек, впадающих в океан. Затем в умеренных широтах соленость уменьшается, так как количество атмосферных осадков снова увеличивается, уменьшается испарение, увеличивается число рек, впадающих в океан. |
4 |
|
В процессе преобразования торфа в ископаемый уголь основными факторами являются высокое давление и температура земных недр. Почему в Подмосковном бассейне образовался бурый уголь, а в Донбассе – каменный, хотя возраст этих углей одинаков. |
3 |
|
|
В морской воде присутствуют все элементы таблицы Менделеева (например, 99% мировых запасов брома). Почему же их не извлекают из морской воды? |
3 |
|
|
50-метров – наибольшая глубина, на которой возможна жизнь кораллов, однако у берегов Новой Каледонии высота кораллов превышает сотни метров. Как возникли столь высокие сооружения? |
3 |
|
|
Нередко в горах древнейшие пласты горных пород, которым следовало бы находится внизу, покоятся на более молодых. Объясните данный факт. |
3 |
|
|
Остров Сейбл, лежащий в 280 км от порта Галифакс в Канаде, называют качующим островом. Он передвигается с запада на восток со скоростью 230 м в год. Объясните подобное явление. Основные причины перемещения острова:
Сильные подводные течения, такие как Лабрадорское и Гольфстрим, переносят песок, размывая одну часть острова и намывая новую.
Сейбл — это не скальная порода, а песчаная насыпь, которая является надводной частью большого подводного песчаного хребта. Песок легко подвергается эрозии и перемещению.
Местоположение Сейбла на материковой отмели, где сталкиваются холодное и теплое течения, создает уникальные условия для постоянного движения песка. |
4 |
|
|
объяснение изменений ПК на основе причинно-следственных связей и закономерностей развития природы |
В одном фантастическом романе рассказывается о том, как ученый нашел способ насколько ускорить рост морских моллюсков, что они перекрыли пролив между о. Куба и п-овом Флорида и тем самым отрезали путь Гольфстриму на север. К чему бы это привело в действительности? |
4 |
|
О какой климатической зоне идёт речь: «Реки без устьев, озёра без стоков, леса без тени, деревья без листьев, «сухие» дожди не смачивают поверхности»? |
3 |
|
|
Какую природную зону можно охарактеризовать как «хаос в природе»? |
3 |
|
|
Почему во влажных лесах Мадагаскара цветы, чаще невзрачные, распускаются не в приземном слое, не на кроне, а на стволах деревьев? |
4 |
Список литературы:
1) https://orionschool.ru/blog/tpost/81r2h61zd1-kriterialnoe-otsenivanie-v-shkole
2) https://www.google.com/search?q=%D0
3) Источник: https://journal.sovcombank.ru/obuchenie/kriterialnoe-otsenivanie-kak-rabotaet-i-kogda-primenyaetsya
4) Критериальное оценивание
5) Критериальное оценивание в школе
6) МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ВВЕДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОСhttps://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/11/ambarczumova-14.11.2023-1.pdf
7) Обзор от ИИ Система оценки конкретизированных образовательных предметных результатов https://www.google.com/search?q
8) Проблемные вопросы и задания по географии Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru › geografiya › library › 2020/08/12
9) Проблемные вопросы по курсу географии 5-6 класс https://infourok.ru/problemnye-voprosy-po-kursu-geografii-5-6-klass-5622991.html
10) Проблемные задания по географии для 6 класса перед https://infourok.ru ›
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.