Применение на уроках географических задач и упражнений из сборников И.С. Колечкина как способ повышения познавательной активности обучающихся
Хочу поделиться своим педагогическим опытом на примере применения на уроках географии разнообразных заданий в 8-11 классах из учебных пособий Ивана Сергеевича Колечкина -российского учителя, географа, автора учебных пособий по географии. Об этом талантливом учителе я узнала совершенно случайно, в очередной раз просматривая просторы Интернета в поисках чего-то нового, интересного для своих уроков. Так мне посчастливилось заочно познакомиться с трудами этого прекрасного педагога и узнать про учебные пособия по географии, я сразу же приобрела 4 сборника:
1 часть- Природа России
2 часть-Хозяйство и население России
3 часть- Население мира
4 часть- Экономика мира
Такие же сборники есть и для 5-7 классов, но мне пока найти их не удалось.
Я сразу же обратила внимание на характер заданий, они такие необычные и разнообразные, мне это сразу понравилось, потому что их можно применять как для учащихся со средними знаниями так и для высокомотивированных детей. Данные пособия представляют собой систему комплексных заданий, предназначенных и для обучающихся, и для учителей географии, и для репетиторов. Содержащиеся в них задания охватывают материал всего школьного курса географии и могут служить как инструментом эффективной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии. Например, такая непростая тема в 8 классе как «Освоение территории России» представлена в сборнике так:
В основе каждого комплексного задания лежит анализ текста, представляющего собой описание одного или нескольких регионов России. Анализ текста лежит в основе каждого комплексного задания. Помимо текста на определенную тематику, каждое комплексное задание структурно включает в себя следующие элементы:
1.Иллюстрации к тексту;
2.Взаимосвязанные задания четырех типов, опирающиеся на текст.
Задания предполагают:
-узнавание территории и отдельных географических объектов;
-решение расчетных задач или задач с числовыми данными;
-обозначение на контурной карте географических объектов, а также их выбора из уже имеющихся на карте.
Конечно, сразу возникает вопрос: как использовать такие объемные задания на уроке и с какими учениками? Я тоже задумалась. Но, подумав, решила сделать так: работа с анализом текста больше подходит для группы обучающихся с хорошими знаниями по предмету, вторая группа так называемых «середнячков»- работает с отдельными заданиями не по тексту, остальным ребятам я предложила работу на установление соответствия между краткой биографией русского землепроходца Дальнего Востока и географическим объектом, носящим его имя (можно разрешить воспользоваться Интернет-ресурсом).
Понятно, что работа с такими заданиями требует как от учеников так и от учителя времени, а в условиях его ограниченности, это сделать сложно. Но если правильно структурировать свой урок то можно вводить одно или несколько заданий. Я стараюсь давать полностью комплексное задание в качестве дополнительного для детей сдающих ОГЭ или ЕГЭ по географии. Многие ребята со временем стали просить такие задания. Также, можно использовать в качестве домашнего задания на оценку «5».
Каждый раздел сборника может быть как тренировочным (на базовом уровне), так и проверочным (на профильном уровне; для групповой или индивидуальной проверки). На основе разделов можно построить и особый урок-квест (с использованием комплексного задания), и традиционный урок ( с использованием избранных заданий, которые учитель отбирает в соответствии с целями и задачами урока, ориентируясь на уровень подготовки конкретных обучающихся).
В качестве примера, приведу еще задания из второй части «Хозяйство России» на тему «Сельское хозяйство России. Животноводство», 8 класс.
Как видно из характера заданий, они направлены на:
-изучение, усвоение и расширение предмета географии, индивидуального перечня географической номенклатуры, топонимов.
-развитие пространственного мышления.
Данные сборники могут использоваться при изучении географии на профильном уровне в качестве учебника, с помощью которого учитель способен реализовывать системно-деятельностный подход. Я считаю, что подобные пособия совсем не лишние к методической библиотеке любого учителя-географа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.