Профориентация на уроках географии

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе рассмотрен актуальный вопрос реализаци Единой модели профориентации, введенной в российские школы с 1 сентября 2023 года, через предметы естественно-научного цикла (географию)
Иконка файла материала Профориентация на уроках географии.docx

                                 «Без географии мы нигде» 

                                                                     Н.Н. Баранский, географ и картограф,

                                                                                доктор географических наук, профессор,                                                         член-корреспондент АН СССР,

автор учебника по экономической географии.

 

Добрый день всем участникам секции. Тема, заявленная на педагогические сборы  – 2023, очень своевременна. С 1 сентября 2023 года для обучающихся 6-11 классов вводится во всех школах Российской Федерации ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ (ЕМП) - ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МИНИМУМ (ПРОФМИНИМУМ)

Профминимум  — это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Каждая школа выбирает свой уровень для реализации модели, который подразумевает определенное количество часов работы с учащимися и родителями и зависит от степени готовности ОО. Уровень реализации  Единой Модели Профориентации  в ОО ТГО – базовая, а это означает работу не менее 40 часов.

40 часов подразумевают 34 часа ВД «Россия – мои горизонты», не менее 2 часов работы с родителями и не менее 4 часов урочной деятельности. И это вполне обоснованно и закономерно. Посредством содержания своей дисциплины учитель-предметник как никто другой может рассказать, показать и доказать важность определенных знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.

Проблемные поля:

Несмотря на обширное информационное пространство интернета, подростки имеют весьма скудные знания о мире профессий.

Зачастую именно родители решают, куда пойти учиться ребенку, какую профессию получить.

География в последние годы  находится в опале образования. Я приведу в пример слова из интервью с учителем географии, имеющим 40-летний стаж преподавания географии:

«…И еще важный момент: у предмета география запредельно низкий статус во всей иерархии школьных предметов. ЕГЭ по этому предмету практически никто не сдает, потому что в вузах география почти нигде не требуется. Ни экономистам, ни специалистам в области гостиничного менеджмента, туризма, управления.

Вступительная география должна быть обязательной у тех, кто собирается заниматься экономикой, политикой, логистикой, землеустройством. У тех, кто собирается управлять территорией. Но, поскольку этого нет, мы и получаем тех управленцев, которых имеем».

Итак, рассмотрим, в чем особенность географии в реализации модуля «Профориентация» рабочей программы воспитания  школы  и одновременно, модели профориентации.

Обучение и воспитание поколения современных обучающихся направлено не столько на получение ими определенного набора теоретических знаний и практических умений в ходе изучения географии, сколько ориентации  на  успешность самореализации человека в будущей профессии, построении профессиональной карьеры, а изначально – правильном выборе учебного заведения. В связи с этим сегодня очень активно используется метод профессиональных проб, уже несколько лет внедряемых в воспитательную работу, и все активнее - в учебном процессе.

Мы, географы, знакомим обучающихся с реальной деятельностью специалистов в области географии. Формы работы: презентации, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами (сегодня актуален формат т.н. «классных встреч»). Профессии: фенолог, метеоролог, гидролог, геодезист, геолог, топограф, сейсмолог, демограф. Как видим, знакомство с профессиями охватывает курсы географии, начиная с 5 класса! Важно, чтобы при знакомстве с профессиями учащийся имел представление о профессии, специфике конкретного вида профессиональной деятельности, о трудовых действиях, совершаемых представителем данной профессии, профессиональном инструментарии, востребованности профессии в округе, субъекте РФ.  Какие формы работы с учащимися  мы должны применять:

1. Погружение в теорию «Без географии мы нигде». Например, при изучении темы «Движение воздуха. Ветер» строим график «розу ветров» и на конкретных примерах рассматриваем, кому, в каких видах деятельности необходимы эти знания (строительство ТЭС, мусоросжигательного завода, установка снегозадержательных щитов на полях).

2. Экскурсии. Какие экскурсии  можно и нужно организовывать в ТГО:  отдел архитектуры и градостроительства, БТИ, УРАЛГИДРОМЕТ – МЕТЕОСТАНЦИЯ, кампания МежрегионПик (геодезические работы), гидропост Тавда (ООО «Тавдаречфлот»), Тавдинское лесничество.

3. Организация «классных встреч» со специалистами, в профессиональной деятельности которых необходимы знания и навыки, изучаемые изначально в курсе географии в общеобразовательной школе (возможно в любой школе, специалисты могут быть на пенсии, что не умаляет  ценности информации от этих людей!): спасатели (поисковики), водители,  строители (прорабы), лесничие, егеря, метеорологи, специалисты в логистической сфере и т.д.

4. Знакомство (практикумы) со специальным оборудованием (и его эволюцией, для формирования дополнительного интереса у учащихся). Рассматриваем эволюцию барометра, флюгера, эхолота (лотлинь), компаса и т.д.

5. Исследовательские работы, которые позволяют глубже понять специфику профессии. Например, готовили с ученицей работу «Геологические памятники Свердловской области», в ходе которой познакомились с профессиями геолога и спелеолога. При подготовке проекта «Цветные искорки» (о школьном цветнике) узнали о роли не только цветовода и ландшафтного дизайнера, но и фенолога, метеоролога и климатолога.

6. Профориентационная информация о профессии геолога. Пример: 6 класс. В ходе  рассказа педагог  демонстрирует  инструменты геологов через презентацию, которая показывает их работу в полевых и камеральных условиях. Рассказывает о происхождении. термина «Геология». Знакомит с содержанием  деятельности геологов, специфике работы – много времени в полевых условиях, в экспедициях, вдали от дома. Средства труда.  Профессионально значимые и личностные качества (терпение, скурпулезность, пространственное воображение, физическая выносливость, глазомер, внимательность, знания химии, умение рисовать). (привести пример с выбором профессии метеоролога). Для закрепления, как итог, даются задания, в т.ч. творческие: составить кроссворд, ключворд  или викторину о горных породах и минералах. Организовывается экскурсия в ближайший краеведческий музей. Выполняются практические задания: зарисовка профиля обнажения горных пород, растворить горные породы во время эксперимента совместно с учителем химии.

Что же такое профессиональная проба? Это своеобразная ролевая игра, испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Полноценное проведение даже одной профпробы – достаточно трудоемкое и затратное по времени мероприятие.  Оно подразумевает освоение комплекса теоретических и практических знаний, включающих характеристики предмета, целей, орудий, условий труда, ситуаций проявления профессионально значимых качеств, что позволяет школьникам в процессе осуществления пробы оценить собственные возможности освоения той или иной профессии.   У большинства предметников на уроке такой возможности нет, но есть  все вышеперечисленные формы работы с детьми по ознакомлению с профессиями, использование либо применение уже полученных учащимися навыков во внеурочной деятельности:

 -  «Ориентирование в походе» (навыки показывают ребята на этапе военно-спортивных игр «Зарница», «Школа безопасности»),

 -  «Метеорология вокруг» (заполнение дневника наблюдений),

 -  «Топография в быту» (Ребята готовят безопасный маршрут «Дом-школа-дом»).

В результате нашей профориентационной работы, коллеги, обучающиеся должны приобрести первоначальные умения соотнести собственные интересы, индивидуальные особенности  и возможности с требованиями интересующей их сферы профессиональной деятельности: Я хочу, Я могу и МНЕ интересно! (что является сегодня проблемой для многих взрослых людей, оказавшихся в поиске работы. Также многие отказываются от предложений ЦЗ о переобучении из-за страха «не потянуть», разочароваться)

Наша задача – подготовить не просто профессионально ориентированных молодых людей, а способных постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, быть гибкими в поиске конкретной профессии, решительными.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также