Использование экспонатов школьного музея при работе с детьми ОВЗ на уроках географии

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

экспонаты краеведческого школьного музея помогут сделать преподавание географии более доступным и понятным. Краеведение.
Иконка файла материала Бердникова Использование элементов музейной технологии на уроках географии.docx

Использование экспонатов школьного музея

при работе с детьми ОВЗ на уроках географии.

Бердникова Ольга Ивановна, учитель географии

 

 

  Одной из задач преподавания географии является создание образа своей территории как уникального уголка Родины.

Память народа запечатлена  в разных фондах, архивах и народной культуре. Решить проблему отчуждения молодого поколения от своего наследия можно через изучение природного, хозяйственного и культурного богатства территории как малой Родины, так и страны в целом. Для решения данной проблемы в  школе нужно использовать все возможности окружающей среды, в частности школьного краеведческого музея.

 

  В нашей школе ежегодно увеличивается доля учащихся по программам ОВЗ, организованы классы коррекции, классы инклюзии. Перед учителем встают вопросы и требования индивидуального подхода к каждому ученику в применении методик преподавания, которые позволяли бы проводить работу по коррекции памяти, мышления, внимания, развития речи.

  В педагогике разработаны различные технологии, позволяющие учителю эффективно организовать работу в классах коррекции и инклюзии. Одним из таких приемов является музейная педагогика.

  В нашей сельской школе созданы три экспозиции музея: истории села, истории школы и этнографический, именно материал последней я использую на уроках географии. География-уникальный предмет, который возбуждает интерес, развивает мышление, память, речь, помогает понимать окружающие явления. Этот предмет дает материал для воспитания детей, прививает любовь к Родине, знакомит с различными профессиями, способствует коррекции личности учащихся с ОВЗ.

  Учебную работу я строю на принципе краеведения, который играет большую роль в патриотическом воспитании и связывает преподавание географии с жизнью. Музей как образовательное пространство играет роль источника информации и средства наглядности. Также, рассматривая экспонаты, школьник получает эмоциональный всплеск и погружается в мир природы своей местности. Используя местный материал, собранный учениками школы за прошлые годы, развивается образное восприятие.

  Самой простой и эффективной формой применения музейной педагогики является экскурсия в музей.

Тема урока

класс

Прием музейной педагогики

1

Части рек. Равнинные и горные реки

6

Фотоотчеты разных лет об экспедициях по изучению рек: Косьва, Пожва, Волим

2

Как люди используют реки

6

Архивные подборки статей о Широковской ГЭС на реке Косьве. Фотографии о молевом сплаве по реке Косьве. Статьи М.А.Калинина о буксире «Косьвяк»

3

Озера. Водохранилища. Пруды

6

Фотоотчеты разных лет об экспедициях на озера Дурнятской котловины (памятниках природы краевого значения). Архивные подборки статей о Широковском водохранилище на реке Косьве

4

Болота. Их осушение

6

Фотоотчеты разных лет об экспедициях на Ефтятские болота: образцы моха, ягод, гербарий болотной растительности

5

Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения

6

Обобщение изученного материала. Экскурсия на ближайший водоем

 

  На уроке обобщения можно провести викторину по изученному материалу, используя экспонаты, презентации, имеющиеся в музее.

Таким образом, используя местный материал при формировании географических понятий у учащихся с ОВЗ, я стараюсь делать материал доступным, практически направленным, а краеведение становится средством познания и воспитания любви к Родине.

 

Литература:

1.     Музейная педагогика в практике работы учителя географии (Методические рекомендации) / авт.-сост. Г.А. Русских. – Киров: Изд-во МКОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2019.

2.     Методика преподавания географии детям с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/87398-metodika-prepodavanija-geografii-detjam-inval


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также