Использование экспонатов школьного музея
при работе с детьми ОВЗ на уроках географии.
Бердникова Ольга Ивановна, учитель географии
Одной из задач преподавания географии является создание образа своей территории как уникального уголка Родины.
Память народа запечатлена в разных фондах, архивах и народной культуре. Решить проблему отчуждения молодого поколения от своего наследия можно через изучение природного, хозяйственного и культурного богатства территории как малой Родины, так и страны в целом. Для решения данной проблемы в школе нужно использовать все возможности окружающей среды, в частности школьного краеведческого музея.
В нашей школе ежегодно увеличивается доля учащихся по программам ОВЗ, организованы классы коррекции, классы инклюзии. Перед учителем встают вопросы и требования индивидуального подхода к каждому ученику в применении методик преподавания, которые позволяли бы проводить работу по коррекции памяти, мышления, внимания, развития речи.
В педагогике разработаны различные технологии, позволяющие учителю эффективно организовать работу в классах коррекции и инклюзии. Одним из таких приемов является музейная педагогика.
В нашей сельской школе созданы три экспозиции музея: истории села, истории школы и этнографический, именно материал последней я использую на уроках географии. География-уникальный предмет, который возбуждает интерес, развивает мышление, память, речь, помогает понимать окружающие явления. Этот предмет дает материал для воспитания детей, прививает любовь к Родине, знакомит с различными профессиями, способствует коррекции личности учащихся с ОВЗ.
Учебную работу я строю на принципе краеведения, который играет большую роль в патриотическом воспитании и связывает преподавание географии с жизнью. Музей как образовательное пространство играет роль источника информации и средства наглядности. Также, рассматривая экспонаты, школьник получает эмоциональный всплеск и погружается в мир природы своей местности. Используя местный материал, собранный учениками школы за прошлые годы, развивается образное восприятие.
Самой простой и эффективной формой применения музейной педагогики является экскурсия в музей.
|
№ |
Тема урока |
класс |
Прием музейной педагогики |
|
1 |
Части рек. Равнинные и горные реки |
6 |
Фотоотчеты разных лет об экспедициях по изучению рек: Косьва, Пожва, Волим |
|
2 |
Как люди используют реки |
6 |
Архивные подборки статей о Широковской ГЭС на реке Косьве. Фотографии о молевом сплаве по реке Косьве. Статьи М.А.Калинина о буксире «Косьвяк» |
|
3 |
Озера. Водохранилища. Пруды |
6 |
Фотоотчеты разных лет об экспедициях на озера Дурнятской котловины (памятниках природы краевого значения). Архивные подборки статей о Широковском водохранилище на реке Косьве |
|
4 |
Болота. Их осушение |
6 |
Фотоотчеты разных лет об экспедициях на Ефтятские болота: образцы моха, ягод, гербарий болотной растительности |
|
5 |
Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения |
6 |
Обобщение изученного материала. Экскурсия на ближайший водоем |
На уроке обобщения можно провести викторину по изученному материалу, используя экспонаты, презентации, имеющиеся в музее.
Таким образом, используя местный материал при формировании географических понятий у учащихся с ОВЗ, я стараюсь делать материал доступным, практически направленным, а краеведение становится средством познания и воспитания любви к Родине.
Литература:
1. Музейная педагогика в практике работы учителя географии (Методические рекомендации) / авт.-сост. Г.А. Русских. – Киров: Изд-во МКОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2019.
2. Методика преподавания географии детям с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/87398-metodika-prepodavanija-geografii-detjam-inval
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.