«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Оценка 4.6

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
13.08.2018
«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»
Конспект НОД по теме «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» проводим с детьми старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о картинах И.И. Шишкина, выступая в роли экскурсоводов и знакомяться с новой картиной. Для поддержания интереса детей к занятию исползуется художественное слово, музыкальные композициии, физ.минутка.
Тема1.docx
Тема: «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»  (подготовительная к школе группа) Цель: Создать условия для знакомства старших дошкольников с живописью И. И. Шишкина Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением. Задачи:                                                                                                                                                                                                Образовательные:  Обогащать представления детей старшего дошкольного возраста о жанрах искусства (Живопись, музыка,                                            поэзия).  обучение навыкам составления короткого рассказа  Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.  Вовлекать детей в беседу во время рассматривания репродукций, слайдов и иллюстраций.  Продолжать формировать у ребят представление о выразительных средствах, используемых художником  для создания картины.  Расширять знания детей о творчестве художника пейзажиста И. И. Шишкина;   Развивающие:  Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.  Продолжать развивать образную речь детей: использовать в рассказе эпитеты, сравнения, синонимы;  Продолжать развивать речевые навыки и умения детей:  говорить законченными предложениями,  последовательно, четко и понятно  Продолжать совершенствовать художественно­речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений,  естественность поведения, умение интонацией , жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию  литературной фразы.  Повышать словарный запас.   Формировать умения выделять конкретные детали картины, выработка целостного восприятия картины.  Развивать умение раскрывать тему повествования, проявлять инициативу при отборе фактов для  составления рассказа и их расположении в структуре рассказа;  Продолжать  развить творческое воображение.      Воспитательные:  Воспитывать у детей интерес к произведениям изобразительного искусства;  Воспитывать художественный вкус;  Воспитывать любовь к родной природе, эстетические чувства, желание посещать музеи, уважение ко всему  живому на земле. Образовательные области:                                                                                                                                                                «Познавательное развитие», « Социально­коммуникативное развитие», «Речевое развитие», « Художественно­  эстетическое  развитие» .Образовательные области: «Познавательное развитие», Речевое развитие»,  « Социально­коммуникативное развитие»,»  « Художественно­ эстетическое  развитие»         Предварительная работа: рассматривание картин художника и беседа по их содержанию, картин о природе, экскурсия  в парк, чтение русских народных и авторских сказок, организация выставки картин­ репродукций И.  И. Шишкина «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Перед грозой», разучивание дыхательной гимнастики, дидактические игры «Собери пейзаж», «Составь пейзаж», рассказ педагога о творчестве И.И.Шишкина; оформление  выставки детских работ по мотивам произведений И.И.Шишкина, выполненных совместно с родителями.              Оборудование: Иллюстрационный материал, видео презентация, проектор для презентации слайдов, музыкальные композиции Л.  Солманов,  Э. Григ «Утреннее настроение», репродукций И. И. Шишкина «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная  роща», «Сосна на севере»», листы белой бумаги, фломастеры, разрезанная на части иллюстрация картины «Утро в  сосновом лесу» 1. Организационный момент, начала занятия. Цель:  Переключение   внимания   детей   на   предстоящую   деятельность,   стимуляция   интереса   к   ней, психологической направленности на активную деятельность Методы и приемы: использование художественного слова и музыкальной композиции Э. Григ «Утреннее  настроение», беседа ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРИМЕЧАНИЕ  создание Дети включаются в занятие  добровольно, из интереса к  предложениям взрослого. Дети  охотно отвечают на вопросы и  предложения педагога.                       Звучит музыка Э. Григ «Утреннее  настроение» Воспитатель: Здравствуйте ребята!. Придумано кем­то просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро! ­ солнце и птицам Доброе утро! ­ улыбчивым лицам Пусть каждый становится добрым,  доверчивым. Использование музыкальной  композиции и художественного  слова, вводной беседы обращенной к прошлому детей. позитивно  настраивает детей на дальнейший  ход занятия. Результат организационного  момента­ дети включились в  занятие;  ­у 100% детей сформировался И доброе утро длится до вечера. Воспитатель: Ребята, послушайте  стихотворение. Я иду тропой лесною, Справа лес, и слева лес, Гляну вверх, а надо мною, Свет божественных небес, То кукушка закукует, То услышу дятла стук. И на травушке дождинки,  Расстилаются ковром, И гуляет по тропинке Солнца лучик огоньком. Воспитатель: Ребята, скажите, о чём это  стихотворение?  Воспитатель: Удивительный мир окружает  нас, это мир природы. Скажите ребята, кто нам помогает видеть красоту природы?. Воспитатель: Через что помогают поэты  увидеть красоту природы?    ­А композиторы?  ­А художники?  –Ребята, я хочу пригласить вас на  выставку картин художника Ивана  Ивановича Шишкина. Дети слушают стихотворение  «Я  иду тропой лесною…» Виктор  Шамонин (Версеньев)  ­О природе. ­Художники, поэты, композиторы. -Через стихи. _Через музыку. -Через картины. Дети проходят к репродукциям картин И.И. Шишкина стойкий интерес к происходящему. Условия для выражения детьми  своих мыслей. Дети  охотно  отвечают на вопросы и предложения педагога. Условия для поддержки  речевой  активности  Экскурсия на выставку картин И.  И. Шишкина. 2.Основная часть занятия. . Цель: Способствовать систематизации у детей ранее полученных знаний. Приучать детей проявлять инициативу с целью  получения новых знаний. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы. Совершенствовать развития  свободного общения с взрослыми и детьми.  Методы и приемы: использование художественного слова и музыкальной композиции Л. Солманов, рассматривание  репродукций, слайдов, физминутка, дыхательная гимнастика, игры. Деятельность детей Деятельность педагога Примечание Дети отвечают на вопросы. ­Бийский краеведческий музей имени  В.В.Бианки, Музей Чуйского тракта,  особняк Купца Осанова, Выставочный  зал… ­Экспонаты Вы хотите посетить музей?  Воспитатель: Что такое музей?  Воспитатель: Верно, это место где  собирают и хранят предметы,  представляющие большой  художественный или исторический  интерес. Воспитатель: Вы бывали в музеях?  ­В каких? ­ Что видели?  Воспитатель Сегодня мы побываем в  музее. А по­другому, место, где  выставляют только картины,  называется ­ картинная галерея,  вернисаж. Дети стараются отвечать на вопросы  полным ответом. Расширяется  кругозор. ­ экскурсовод. Дети рассказывают о великом русском художнике И.И. Шишкова и его  картинах, выступая в роли  экскурсоводов. Воспитатель: А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о  коллекциях музея?  Воспитатель: Дети, я вас приглашаю на экскурсию в нашу картинную галерею.  Сегодня здесь новые картины.  Проходите. Пожалуйста. Экскурсию  проведет экскурсоводы ­ Милана,  Саша и Маша Рассказ экскурсовода. 1 ребёнок: Много лет назад в нашей стране жил замечательный нашей  стране жил замечательный, великий  русский художник­ пейзажист И. И.  Шишкин. Он очень любил Россию и  писал картины, на которых изображал  родную природу (лес, реку, поле и т.  д.)  Посмотрите на его портрет.  Крепкий, широкоплечий мужчина с  бородой. В народе его называли ­  лесной богатырь, царь леса. Он очень  любил рисовать лес, а особенно сосны.  Обратите внимание на эту картину.  Она называется «Корабельная роща».  Золотой колоннадой вздымается к  лазурному небу русский лес. Могучая,  Условия для поддержки  речевой  активности. Дети внимательно слушают заранее  подготовленных детей, рассматривают репродукции, обсуждают. Слайд1 Слайд2 Ребёнок читает стихотворение несокрушимая стена сосен­великанов,  озаренных ярким солнцем. Главное в  этой картине – отборные, стройные  сосны, из которых строят корабли.  Оттого и роща называется  «Корабельной».  2 Ребёнок: А на этой картине И.  Шишкина «Рожь» показана широта и  красота русской земли. Очень  созвучно с настроением этой картины  стихотворение А. Фета, в котором есть такие строки: Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Словно море в ясный день легко  колышется и шумит необъятное  золотое поле ржи. Мы смотрим на  картину «Рожь» и любуемся  золотистым отливом спелых колосьев,  радуемся обилию хлеба на родной  русской земле.  3 Ребёнок: А сейчас мы с вами  любуемся картиной И. Шишкина «На  севере диком». Художник изобразил  сосну как королеву сказочной зимней  Слайд3 Слайд4 Условия для поддержки  речевой  активности лунной ночи. На переднем плане –  величавая сосна, которая поражает  зрителя своим великолепием.  Странная, одинокая красавица на  обрыве принарядилась в пышные,  богатые одежды.  Воспитатель:  Спасибо, экскурсоводам за их интересные рассказы. Если  внимательно посмотреть на картины  И. Шишкина, то кажется, будто мы в  лесу, чувствуем дыхание леса, веет  свежим ветром с полей и становится  светлей, солнечней вокруг. Воспитатель: В нашу группу принесли  посылка. (читаю адрес детского сада) Прислали ее из Москвы, из музея  «Третьяковская галерея». ­Как вы думаете, что в этой посылке? Воспитатель: Я заказала репродукцию  этой картины, для того, чтобы  пополнить нашу картинную галерею.  Есть у И. Шишкина такая картина,  которую знают все. Кто знает, как  называется эта картина? Воспитатель: Присаживайтесь,  пожалуйста. Сегодня мы еще раз  Слайд5 Слайд6 Раздается стук в дверь, вносят  посылку. Условия для выражения детьми своих  мыслей. Репродукция картины «Утро в  сосновом лесу» Дети открывают посылку и достают  картину. Ответы детей.  ответы детей Звучит музыка. Композитор Л.  Солманов ­«Утро в сосновом лесу» Дети слушают музыку Ответы детей.  Диана рассказывает стихотворение И.  С. Тургенева Дети слушают рассказ воспитателя полюбуемся этой картиной, но сначала послушаем музыку. Она нам поможет  понять настроение, выраженное в  картине. Воспитатель Композитор Л. Солманов  языком музыки рассказал нам, как  начинается утро в лесу. Воспитатель: Понравилась вам эта  музыка?  Воспитатель: В музыке слышалась  радость, потому что наступает утро. А вот как почувствовал наступление  утра в лесу писатель И. С. Тургенев  расскажет нам Диана. Лесная тишь! Лесная тишь! Какой отрадой веешь ты. Каким всесильным волшебством Ты будешь грезы и мечты. В глухой тени живых ветвей Ручей таинственный журчит. И солнца луч, как бы сквозь сон Едва трепещет и скользит. Вот так красиво и проникновенно  рассказывает нам писатель. И в  музыке, и в стихах, и в картине мы  чувствуем радость, тишину, благодать от того, что наступает солнечное утро. Природа просыпается после сна и  трепетно ожидает солнца, тепла,  хорошего спокойного дня Воспитатель: Среди всех  произведений художника наиболее  широкой известностью пользуется  картина « Утро в сосновом бору»,  ( Педагог показывает картину).  Занимательный жанровый мотив,  введенный в картину, во многом  способствовал ее популярности, но  истинной ценностью произведения  явилось прекрасно выраженное  состояние природы. Это не просто  глухой сосновый лес, а именно утро в  лесу с его еще не рассеявшимися  тенями в чащах. Чувствуется глубина  оврага, глушь. Присутствие  медвежьего семейства,  расположившегося на краю этого  оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.  Посмотрите внимательно  Какие деревья нарисовал художник? Воспитатель: Правильно, это сосны.  Ответы детей ­ сосны. ­ сосновый бор. Ребенок читает заранее выученное  стихотворение Дети берут лист бумаги, сворачивают  трубочкой. Каждый ребенок рассматривает и  называет только один объект,  изображенный на картине. ( медвежонок сидячий на дереве,  медвежонок, лежащий на дереве,  медвежонок, смотрящий в лес,  большая медведица, сосны, бугор,  трава…) Дети выполняют движения по тексту (Повороты влево, вправо) Посмотрите, какие они высокие,  могучие. А как называется лес, в  котором растут сосны?  «Сосны до небо хотят дорасти, Ветвями небо хотят подмести, Чтобы в течение года Ясной стояла погода». Воспитатель: А сейчас возьмите свои  листы бумаги, сверните трубочкой и  посмотрите внимательно в подзорную  трубу. Выберите один объект на  картине и внимательно его  рассмотрите. Чтение стихотворения ребенком: Игра с «подзорной трубой» Воспитатель: А теперь я предлагаю  вам немного размяться. Физкультурная минутка «Мишка».  Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге  Чтоб скорей набраться сил, Физкультминутка    Условия   для   оздоровления   детей   и двигательной активности для     предупреждения переутомления детей (вращение головой) (наклоны туловища) (ходьба) (поднимает гири). . Каждый ребенок подходит, берет  картинку с одним объектом,  прикрепляет ее в тот кружок, который соответствует месту на картине. При  этом, ребенок поясняет, что его  объект делает на картине. Ответы детей (хочется попасть в сосновый бор и  вздохнуть запах хвои) Головой медведь крутил  Наклонился вперед. Назад  Вот он по лесу идёт  Мишка до пяти считает Мишка гири поднимает         Воспитатель: Хорошо отдохнули.  Присаживайтесь.  (Воспитатель показывает белый лист  бумаги, на котором, нарисованы круги  синим фломастером.) Воспитатель: Ребята у нас есть  кружочки, поселим в них объекты,  которые живут на картине.  Воспитатель: Итак, у нас все объекты  оказались в кружочках. Много  интересного можно узнать о природе,  рассмотрев картину.  Воспитатель: Какое настроение  вызывает эта картина у вас?  Что вам хочется делать глядя на неё? . Дыхательная гимнастика. Игра «Кружок, в котором  живет…» Условия для выражения детьми своих  мыслей. Дети стараются отвечать на вопросы  полным ответом. Дыхательная гимнастика. Условия для оздоровления детей Дети выполняют вместе с  воспитателем. Дети слушают рассказ воспитателя «Сосновый аромат». Аромат сосны вдыхаем, (Глубокий вдох носом). И дыханье затаим. (Затаить дыханье). А теперь мы выдыхаем, (Выдох через рот со звуком «А­а­а»). Отдыхаем, отдыхаем. (Отдых). Повторить 3­4 раза. Воспитатель: Ребята, предлагаю вам  сыграть еще в одну игру, которая  называется «К нам пришел волшебник  Я только слышу» Каждому  необходимо, представить звуки,   издаваемые объектами на картине и  составить связанный рассказ на тему: « О чем говорят объекты». Педагог предлагает детям образец  рассказа: Однажды медведица с тремя  медвежатами вышли прогуляться. И  пришли в сосновый лес. Два  медвежонка весело играли на стволах  упавших сосен и спорили, кто  заберется выше. А третий  Игра «К нам пришел волшебник Я  только слышу» Дети по очереди рассказывают свои  рассказы. рассматривал вершины высоких сосен,  сквозь которые пробиралось  солнышко. Мама медведица  внимательно смотрела за медвежатами и говорила, чтоб они были осторожно.  Сейчас вы побываете в роли  экскурсоводов, сами расскажите всем  нам о картине.  педагог предоставляет детям  возможность составить свои рассказы:  1 ребенок: Веселая семья вышла на  прогулку в лес. И вдруг увидели  сломанное дерево похожее на горку.  Медвежата забрались на дерево.  Медведица в это время пошла искать  ягоды. Увидев, как высоко забрались  дети начала их ругать. Тогда  медвежата спустились и помогли  собрать ягоды.  2 ребенок: Медвежата с мамой вышли  гулять в сосновый лес. Двое из них  играли в догонялки и забрались на  дерево. А третий медвежонок увидел  как сквозь деревья пробиралась солнце и внимательно. Мама внимательно  смотрел на детишек и рассказывала  Условия для выражения детьми своих  мыслей. Условия для поддержки  речевой  активности. как надо вести себя в лесу. Детишки,  выслушав маму, договорились  соблюдать все правила. 3 ребенок: В один прекрасный день,  когда пели птички, вышли в лес  медведи. Три медвежонка с мамой  вышли играть в прятки. Один  медвежонок отвернулся к тропинке и  ждал, когда все спрячутся. Два  медвежонка решили спрятаться на  сломавшейся большой сосне.  Медведица решила пойти дальше и  спрятаться в кустах. Так весело и  прошел их день. И т. д.  3 Заключительная часть занятия. Цель: побуждать детей оценивать свою деятельность и обобщать знания, полученные в течение занятия. Методы и приемы; Педагог подводит итоги занятия Деятельность детей Деятельность педагога Примечание Дети совместно с воспитателем  делают вывод об усвоенном  материале, анализируют свою  деятельность, выбирают для себя  звездочки. Воспитатель оценивает рассказы  детей. ­ Ваши рассказы получились  полными, последовательными, в них не было длительных остановок, вы  использовали в своих описаниях  длинные предложения, подобрали  много красивых слов, высказали свое  отношение к картине. Молодцы  ребята, сегодня у нас получились  интересные творческие рассказы. 6. Итог занятия. Что нового вы  узнали на занятии? Что  почувствовали? Как же мы должны  относиться к природе, чтоб не  испортить ее красоту? Воспитатель. Давайте любить свою  Родину, восхищаться красотой  каждого ее уголка Дети стараются отвечать на вопросы  полным ответом. Оценивают свою  деятельность, выражают свое  отношение к результату деятельности. Условия для выражения детьми своих  мыслей. Условия для развития,  и  стимулирования речевой активности. Литература: 1 Гербова. В.В. Развитие речи в детском саду подготовительная к школе группа [Текст]: методическое пособие./ В.В. Гербова – М.: МОЗАИКА ­ СИНТЕЗ, 2015.­ 112 с. 2 . Г. Е. Ветрова. Сказки о художниках. И. И. Шишкин. Белый город, 2001 г. 3 Журнал «Дошкольное воспитание» №11/ 2002г., статья М. Манцевич. «Художник – пейзажист; Путешествие и  страны». 4 Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ре. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4­е изд., переработанное.­ М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2016. – 349 с. 5 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Составление рассказа по картине И. И. Шишкина  «Утро в сосновом лесу»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018