Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)
Оценка 4.9

Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
16.03.2018
Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)
Статья представляет собой обобщение опыта работы классного руководителя и рассказывает о системе взаимодействия классных коллективов параллельных классов. Данная работа подтверждена многолетним опытом успешного сотрудничества, раскрывает особенности направлений воспитательной работы классных руководителей, возглавляющих классные коллективы параллельных классов, взаимодействие друг с другом, учителями-предметниками, родителями и учащимися.
file 5.doc.docx
Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя) Рогалева Ирина Евгеньевна,  учитель русского языка и литературы  Мой   педагогический   стаж   –   25   лет.   Всё   это   время   я   осуществляю   и   классное руководство. Так получается, что я не только их учу, но и учусь вместе с ними и у них. Однажды один из моих учеников рассказал мне педагогическую притчу: «Еще перед войной в Калифорнии один хороший профессор открыл школу. При принятии ребенка на учебу он спрашивал: «Что ты хочешь?», и если ребенок отвечал: «Ничего», а, как правило, это и бывало, то профессор говорил: «Тогда иди, погуляй в саду, по лаборатории, может, тебе что­ нибудь понравится». Не проходило и нескольких минут, как ребенок начинал что­то делать, и выяснялось, что он превосходный химик, художник, математик или кто­нибудь другой. Эта школа   выпускала   одного   гения   за   другим.   Все,   кто   там   учился,   были   превосходными мастерами в своей специализации. В этот момент взрослые понимали, что надо просто дать ребенку выбор, он сам выберет то, что он хочет». Эта история натолкнула нас на мысль, что осуществить выбор ребёнок может, но только в том случае, если для его самостоятельного выбора созданы все условия. А создать такие условия возможно только при определенной системе воспитания и обучения. Без системы получить определенные результаты довольно сложно.   Поэтому   я   хочу   рассказать   о   той   системе,   которой   я   придерживаюсь   в   своей воспитательной деятельности. Основой   своей   воспитательной   системы   я   считаю   сотрудничество   классных коллективов в параллели.  В своей педагогической практике я столкнулась со следующими проблемами: 1. отсутствие   взаимопонимания   между   учащимися   и   учителями,   между учащимися и родителями, между родителями и школой; 2. отстранение семьи от воспитания ребёнка; 3. конфликтность детей и подростков. Я   считаю,   что   решение   этих   проблем   актуально   для   всех   участников   учебно­ воспитательного процесса. Дети, активно сотрудничая, учатся уважать, понимать друг друга, общаться   и   дружить.   Родители   становятся   активными   участниками   воспитательного процесса. Совместная деятельность классных руководителей способствует обоснованному построению воспитательной работы в параллельных классах.  В своей работе я опираюсь на статьи Алимовой и Макаренко, а также на публикации в научно­методических   журналах   «Классный   руководитель»   и   «Заместитель   директора   по воспитательной работе». В современной педагогической литературе данный опыт отражен недостаточно глубоко, хотя на практике используется. Поэтому новизну и цель работы я вижу в обобщении своего опыта по формированию воспитательной системы класса через сотрудничество классных коллективов. Задачи моей работы:    ­ выявить условия для осуществления сотрудничества,       ­   раскрыть   влияние   сотрудничества   на   формирование   воспитательной   системы классного коллектива,    ­ проанализировать результативность воспитательного процесса за последние 6 лет. Создать данную систему работы мне позволили следующие условия: 1. Классные   руководители   являются   учителями­предметниками   в   параллели,   что позволяет нам общаться со всеми учащимися. 2. В наших подопечных классах один и тот же учительский состав. 3. Многие родители – бывшие одноклассники, дружат семьями или объединены по месту жительства или работы. Сущность опыта заключается в совместной деятельности классных руководителей, работающих в одной параллели, которые планируют и организуют совместные мероприятия для   учащихся,   для   родителей   своих   классов,   активно   сотрудничают   с   учителями­ предметниками, работающими в параллельных классах, анализируют результаты и намечают перспективы   совместной   работы.   Сотрудничество   классных   коллективов   позволяет   нам решать   цели,   поставленные   как   для   классных   руководителей,   так   и   для   учащихся   и   их родителей.  Для классного руководителя: управление процессом развития личности; организация взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Для учащихся: формирование коммуникативных навыков; самореализация. Для родителей: формирование социальных навыков; адаптация к социуму. Подробнее   я   остановлюсь   на   направлениях   воспитательной   работы,   в   которых наиболее полно реализуется идея сотрудничества. Я выделила 4 основных направления: «Мы ­ граждане своей страны», «Моя семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Потехе ­ час». Направление   «Мы   –   граждане   своей   страны»   реализуется   через   разработку   и проведение мероприятий, перечисленных в данной таблице: Направления воспитательной  деятельности Гражданское воспитание Патриотическое воспитание Перечень мероприятий по направлениям Образовательное учреждение 1. сборы и работа в Детской  2. организации «Огоньки»,  вечер памяти О.Сухацкого,  погибшего в Чечне, 3. конкурс мини­сочинений  4. «Обелиск Олегу Сухацкому»,  классное собрание «О поправках к Уставу школы»,  классный час «Черная быль», 5. 6. День памяти, посвященный 20­ой годовщине подвига С.  Преминина, 7. участие в дне самоуправления. 1. Урок Мужества, посвященный  конкурсу «Юный патриот  России», 2. классные часы на тему: «100­ летию подводного флота  посвящается», «Государственные символы России», 3. литературно­музыкальная  композиция, посвященная  юбилею ВЛКСМ 1. 2. 3. Местный социум  предложение в КСС об  установке памятной доски в школе, посвященной  О.Сухацкому,  открытие в школе памятной доски в школе, посвященной О.Сухацкому,  участие в акции «Подарок  солдату». 1. Экологический десант, 2. участие в районном конкурсе чтецов, посвященных Дню  народного единства, 3. участие в концертных  программах в ДК ко Дню  Матери и Дню Победы. Формы подготовки таких мероприятий могут быть разными, например: один класс готовит, а проводит для всех параллельных классов; или выбирается актив от всех классов, готовится и проводит для каждого класса из параллели. Работа   с   родителями   ведется   по   двум   направлениям   –   повышение   психолого­ педагогических знаний и вовлечение их в учебно­воспитательный процесс.  В   рамках   этого   направления   проводятся   родительские   собрания,   совместные творческие дела. Большой интерес вызывает обсуждение общих тем, актуальных для детей и родителей. Например, мы проводим классные часы и родительские собрания на одну и ту же тему   («Что   такое   толерантность?»   «Школьный   стресс»,   «Как   избежать   конфликты?», «Рождение классной семьи»). Обсуждение общих тем продолжается, как правило, в кругу семьи, что, несомненно, объединяет интересы детей и родителей. Родительские собрания, подготовленные классными руководителями всей параллели, помогают сообща находить решение в трудных ситуациях по воспитанию детей.  Совместное   участие   детей   в   спортивных   соревнованиях   формирует   такие   важные качества,   как   толерантность,   чувство   коллективизма,   ответственности   за   себя   и   свой коллектив; учит достойно переживать победы и поражения, так как в команде соперников могут оказаться близкие друзья. Внеклассные   творческие   мероприятия,   поездки,   экскурсии   объединяют   учащихся параллельных   классов,   помогая   почувствовать   ценность   личности,   независимо   от   её принадлежности к другому классному коллективу. Общаясь друг с другом в неформальной обстановке, ребята учатся дружить и принимать друг друга такими, какие они есть. Во   всей   работе   отчетливо   реализуется   идея   сотрудничества,   она   способствует обогащению   жизни   детей,   содействует   формированию   благоприятного   морально­ психологического   климата   в   детском   коллективе,   укрепляет   и   развивает   отношения «Педагог­ученик», «Ученик – родитель», «Педагог ­ родитель». Это показали проведенные совместно   со   школьным   психологом   диагностики:   анкетирование   по   изучению удовлетворенности   организацией   воспитательного   процесса,     методики   «Социометрия»   и «Акцентуация личности», а также мои педагогические наблюдения. Все учащиеся успешно адаптировались в новых коллективах при переходе в среднюю школу и психологически были готовы к продолжению совместной деятельности. Сотрудничество  классных коллективов легко достигается как на уровне классных параллелей, так и на уровне образовательных ступеней. При отсутствии классных параллелей объединить свои усилия могут учителя 5­6 кл., 7­8 кл., 9­11кл. Данная   система   воспитания   доказала   свою   состоятельность   на   практике. Взаимодействие   детских,   родительских   и   педагогического   коллективов   позволяет обеспечить   единство   педагогических   взглядов   и   подходов   к   разрешению   конкретных проблем классного сообщества.  Литература: 1. Алимова Т.Г., заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 1529 г.   Москвы   «Роль   классного   руководителя   в   формировании   взаимодействия   детского, родительского   и   педагогического   коллективов»   (публикация   на   образовательном Интернет­сайте). 2. 3. методическом журнале «Классный руководитель» за 2008г. 4. Статьи   рубрики   «Организация   деятельности   классных   руководителей», опубликованные   в   научно­методическом   журнале   заместителя   директора   по воспитательной работе за 2006 ­ 2008г.г. Макаренко А. С. «Организационное строение коллектива». Программы   работы   классных   руководителей,   опубликованные   в   научно­

Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)

Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)

Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)

Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)

Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)

Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018