Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
16.03.2018
Статья представляет собой обобщение опыта работы классного руководителя и рассказывает о системе взаимодействия классных коллективов параллельных классов. Данная работа подтверждена многолетним опытом успешного сотрудничества, раскрывает особенности направлений воспитательной работы классных руководителей, возглавляющих классные коллективы параллельных классов, взаимодействие друг с другом, учителями-предметниками, родителями и учащимися.
file 5.doc.docx
Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы
(из опыта работы классного руководителя)
Рогалева Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Мой педагогический стаж – 25 лет. Всё это время я осуществляю и классное
руководство. Так получается, что я не только их учу, но и учусь вместе с ними и у них.
Однажды один из моих учеников рассказал мне педагогическую притчу: «Еще перед войной в
Калифорнии один хороший профессор открыл школу. При принятии ребенка на учебу он
спрашивал: «Что ты хочешь?», и если ребенок отвечал: «Ничего», а, как правило, это и
бывало, то профессор говорил: «Тогда иди, погуляй в саду, по лаборатории, может, тебе что
нибудь понравится». Не проходило и нескольких минут, как ребенок начинал чтото делать,
и выяснялось, что он превосходный химик, художник, математик или ктонибудь другой. Эта
школа выпускала одного гения за другим. Все, кто там учился, были превосходными
мастерами в своей специализации. В этот момент взрослые понимали, что надо просто дать
ребенку выбор, он сам выберет то, что он хочет». Эта история натолкнула нас на мысль, что
осуществить выбор ребёнок может, но только в том случае, если для его самостоятельного
выбора созданы все условия. А создать такие условия возможно только при определенной
системе воспитания и обучения. Без системы получить определенные результаты довольно
сложно. Поэтому я хочу рассказать о той системе, которой я придерживаюсь в своей
воспитательной деятельности.
Основой своей воспитательной системы я считаю сотрудничество классных
коллективов в параллели.
В своей педагогической практике я столкнулась со следующими проблемами:
1. отсутствие взаимопонимания между учащимися и учителями, между
учащимися и родителями, между родителями и школой;
2. отстранение семьи от воспитания ребёнка;
3. конфликтность детей и подростков.
Я считаю, что решение этих проблем актуально для всех участников учебно
воспитательного процесса. Дети, активно сотрудничая, учатся уважать, понимать друг друга,
общаться и дружить. Родители становятся активными участниками воспитательного
процесса. Совместная деятельность классных руководителей способствует обоснованному
построению воспитательной работы в параллельных классах.
В своей работе я опираюсь на статьи Алимовой и Макаренко, а также на публикации в
научнометодических журналах «Классный руководитель» и «Заместитель директора по
воспитательной работе». В современной педагогической литературе данный опыт отражен
недостаточно глубоко, хотя на практике используется.
Поэтому новизну и цель работы я вижу в обобщении своего опыта по формированию
воспитательной системы класса через сотрудничество классных коллективов.
Задачи моей работы:
выявить условия для осуществления сотрудничества,
раскрыть влияние сотрудничества на формирование воспитательной системы
классного коллектива,
проанализировать результативность воспитательного процесса за последние 6 лет.
Создать данную систему работы мне позволили следующие условия:
1. Классные руководители являются учителямипредметниками в параллели, что
позволяет нам общаться со всеми учащимися. 2. В наших подопечных классах один и тот же учительский состав.
3. Многие родители – бывшие одноклассники, дружат семьями или объединены по месту
жительства или работы.
Сущность опыта заключается в совместной деятельности классных руководителей,
работающих в одной параллели, которые планируют и организуют совместные мероприятия
для учащихся, для родителей своих классов, активно сотрудничают с учителями
предметниками, работающими в параллельных классах, анализируют результаты и намечают
перспективы совместной работы. Сотрудничество классных коллективов позволяет нам
решать цели, поставленные как для классных руководителей, так и для учащихся и их
родителей.
Для классного руководителя: управление процессом развития личности; организация
взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся: формирование коммуникативных навыков; самореализация.
Для родителей: формирование социальных навыков; адаптация к социуму.
Подробнее я остановлюсь на направлениях воспитательной работы, в которых
наиболее полно реализуется идея сотрудничества. Я выделила 4 основных направления: «Мы
граждане своей страны», «Моя семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Потехе час».
Направление «Мы – граждане своей страны» реализуется через разработку и
проведение мероприятий, перечисленных в данной таблице:
Направления воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание
Патриотическое воспитание
Перечень мероприятий по направлениям
Образовательное учреждение
1. сборы и работа в Детской
2.
организации «Огоньки»,
вечер памяти О.Сухацкого,
погибшего в Чечне,
3. конкурс минисочинений
4.
«Обелиск Олегу Сухацкому»,
классное собрание «О поправках
к Уставу школы»,
классный час «Черная быль»,
5.
6. День памяти, посвященный 20ой
годовщине подвига С.
Преминина,
7. участие в дне самоуправления.
1. Урок Мужества, посвященный
конкурсу «Юный патриот
России»,
2. классные часы на тему: «100
летию подводного флота
посвящается», «Государственные
символы России»,
3. литературномузыкальная
композиция, посвященная
юбилею ВЛКСМ
1.
2.
3.
Местный социум
предложение в КСС об
установке памятной доски в
школе, посвященной
О.Сухацкому,
открытие в школе памятной
доски в школе, посвященной
О.Сухацкому,
участие в акции «Подарок
солдату».
1. Экологический десант,
2. участие в районном конкурсе
чтецов, посвященных Дню
народного единства,
3. участие в концертных
программах в ДК ко Дню
Матери и Дню Победы.
Формы подготовки таких мероприятий могут быть разными, например: один класс
готовит, а проводит для всех параллельных классов; или выбирается актив от всех классов,
готовится и проводит для каждого класса из параллели. Работа с родителями ведется по двум направлениям – повышение психолого
педагогических знаний и вовлечение их в учебновоспитательный процесс.
В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные
творческие дела. Большой интерес вызывает обсуждение общих тем, актуальных для детей и
родителей. Например, мы проводим классные часы и родительские собрания на одну и ту же
тему («Что такое толерантность?» «Школьный стресс», «Как избежать конфликты?»,
«Рождение классной семьи»). Обсуждение общих тем продолжается, как правило, в кругу
семьи, что, несомненно, объединяет интересы детей и родителей.
Родительские собрания, подготовленные классными руководителями всей параллели,
помогают сообща находить решение в трудных ситуациях по воспитанию детей.
Совместное участие детей в спортивных соревнованиях формирует такие важные
качества, как толерантность, чувство коллективизма, ответственности за себя и свой
коллектив; учит достойно переживать победы и поражения, так как в команде соперников
могут оказаться близкие друзья.
Внеклассные творческие мероприятия, поездки, экскурсии объединяют учащихся
параллельных классов, помогая почувствовать ценность личности, независимо от её
принадлежности к другому классному коллективу. Общаясь друг с другом в неформальной
обстановке, ребята учатся дружить и принимать друг друга такими, какие они есть.
Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует
обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально
психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения
«Педагогученик», «Ученик – родитель», «Педагог родитель». Это показали проведенные
совместно со школьным психологом диагностики: анкетирование по изучению
удовлетворенности организацией воспитательного процесса, методики «Социометрия» и
«Акцентуация личности», а также мои педагогические наблюдения.
Все учащиеся успешно адаптировались в новых коллективах при переходе в среднюю
школу и психологически были готовы к продолжению совместной деятельности.
Сотрудничество классных коллективов легко достигается как на уровне классных
параллелей, так и на уровне образовательных ступеней. При отсутствии классных параллелей
объединить свои усилия могут учителя 56 кл., 78 кл., 911кл.
Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике.
Взаимодействие детских, родительских и педагогического коллективов позволяет
обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных
проблем классного сообщества.
Литература:
1.
Алимова Т.Г., заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 1529
г. Москвы «Роль классного руководителя в формировании взаимодействия детского,
родительского и педагогического коллективов» (публикация на образовательном
Интернетсайте).
2.
3.
методическом журнале «Классный руководитель» за 2008г.
4.
Статьи рубрики «Организация деятельности классных руководителей»,
опубликованные в научнометодическом журнале заместителя директора по
воспитательной работе за 2006 2008г.г.
Макаренко А. С. «Организационное строение коллектива».
Программы работы классных руководителей, опубликованные в научно
Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)
Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)
Сотрудничество классных коллективов – основа воспитательной системы (из опыта работы классного руководителя)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.