Социализация и развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Аутизм - предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.
Нарушения коммуникации резко затрудняют возможность обучения и социализации ребенка, и преодоление или хотя бы смягчение коммуникативных проблем является первостепенной задачей как по значению, так по очередности решения для педагогов.
Речь идет не о нарушении средств и форм коммуникации, и не об обеднении усваиваемого потока информации, а о нарушениях общения как такового, нарушениях не зависящих от желания или нежелания самого ребенка
Нарушение коммуникации делает коррекционную работу с аутичными детьми специфической, и без установления взаимодействия и эмоционального контакта между ребенком и педагогом обучение и воспитание оказывается затруднительным, а в тяжелых случаях – практически невозможным.
Часто считается, что пребывание в коллективе само по себе стимулирует общение. Это может быть правильно только при выполнении двух условий:
1. У ребенка должны быть хотя бы минимальная потребность в общении и элементарные навыки общения.
2. Коллектив должен быть готов не отторгнуть ребенка с необычным поведением, что без влияния и контроля педагога бывает крайне редко.
Характерные трудности при работе с детьми с расстройством аутистического спектра:
-установление зрительного контакта
-взаимодействие взглядом
-взаимодействие мимикой, жестами, интонацией
-стереотипность в поведении
-особая характерная задержка и нарушение развития речи
У ребенка возникают сложности в выражении его эмоционального состояния и понимание им состояний других людей. Так же наблюдаются трудности контакта и установление эмоциональных связей с окружающими, особенно при развитии отношений со сверстниками.
К окружающим детям ребенок с аутизмом относится довольно безразлично, взаимодействует вяло или проявляет отрицательное отношение к контакту.
Считается, что при правильном построении класса (соблюдении нужного соотношения здоровых детей и детей с РАС и других необходимых условий) такая ситуация обучения будет полезна для всех. Дети с нарушениями получат возможность общения, посильного участия в социальной жизни, будут тянуться за здоровыми сверстниками, а те, в свою очередь, смогут более глубоко понять сложные социальные отношения, проявить социальную активность, научиться помогать слабым.
Опыт работы показывает, что построение занятий и воспитательной работы с аутичными детьми, особенно в самом начале (во время адаптационного периода), имеет ряд особенностей. В случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективными приемы обучения и воспитания не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода.
Прежде всего, перед тем как начать работу с ребенком, педагог должен осознать ту степень ответственности, которую он берет на себя. Нельзя приступать к работе, если нет уверенности, что она будет продолжаться долго. Ведь поиск контакта с таким ребенком всегда требует времени, а если возникшее хрупкое взаимодействие будет внезапно прекращено, это станет психологической травмой для ребенка.
Педагог также должен оценить свои возможности: занятия с аутичным ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия с аутичным ребенком потребуют большого терпения, интуиции и любви. Педагогу придется как бы раствориться в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в логику его действий.
Следует учесть, что поведение ребенка в течении дня может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Работа должна проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит, сопровождается эмоциональным комментарием – проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.